Автор: Сухорукова Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования №20
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: статья
Тема: УРОКИ ПОЭЗИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раздел: начальное образование
Сухорукова И.В.
Уроки поэзии в начальных классах. Истоки пробуждения интереса у детей.
«Что впервые заставляет человека взять в руки перо, чтобы не выпускать его до конца
жизни? Очевидно, писательство возникает в человеке как душевное состояние гораздо ранее,
чем он начинает исписывать стопы бумаг. Возникает еще в юности, а может быть и в
детстве.
В детстве, в юности мир существует для нас в ином качестве, чем в зрелые годы. В
детстве жарче солнце, гуще трава, обильнее дожди, ярче небо и смертельно интересен
каждый человек. Поэтическое восприятие жизни, всего, окружающего нас, - величайший
дар, доставшийся нам от поры детства». Так начинает одну из глав повести «Золотая роза»
прекрасный писатель К. Паустовский, язык которого отличается кристальной чистотой,
праздничностью, мозаикой возможных оттенков, точностью исходного движения слова или
ряда значений, отсутствием каких бы то ни было штампом.
Как не расплескать тот волшебный дар образного слова, данный ребенку с рождения,
как не утратить его, а развить еще более? Как, наконец, добиться, чтобы золотые крупинки
родной речи, которые мать и отец дарят сыну, дочери, превращались в золотые россыпи?
Уроки поэзии… Для чего они малышам? По мнению З.В. Клементовской,
учительницы начальных классов г.Рязани, они нужны, чтобы пробудить и взрастить в
ребенке чувство прекрасного и радость бытия, подготовить детей к встрече с творчеством
великих поэтов, научить их сопереживать и размышлять. Эти уроки учат слушать музыку
стиха, видеть отличия между обычной разговорной и поэтической речью. Первое знакомство
со стихотворными произведениями призвано помочь каждому найти своего поэта.
Слова поэта суть уже его дела», - писал А.С. Пушкин. И это великая истина. В
необычайной степени она верна в отношении Л.Н. Толстого, который с предельной
искренностью говорил и писал о том, что постигал ценой напряженных духовных и
мучительных переживаний.
«Поэт лучшее свое отнимает от жизни и кладет в свое сочинение», - читаем мы в его
записной книжке. Он, как и Пушкин, утверждал: «Писанье мое есть весь я».
До сих пор живет легенда, будто Л.Н. Толстой не любил стихов. Это совершенно
неверно, хоты сам писатель не раз давал повод для таких суждений. Признаками истинной
поэзии Толстой считал искренность, жизненное содержание, глубину мысли. С творениями
Пушкина Толстой не расставался на протяжении всей жизни. В частности, он до конца
жизни помнил, какое огромное впечатление произвело на него начало 7 главы романа
«Евгений Онегин»:
«Гонимый внешними лучами».
«Здесь каждый стих – верная картина природы», - говорил он, - и какое прекрасное
сравнение:
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют».
Творчество Пушкина было для Толстого образцом истинной поэзии. «Многому я учусь
у Пушкина, он мой отец, и у него надо учиться».
Работая в начальных классах над пушкинским словом, я воспитываю у детей чувство
языка, бережное отношение к русской речи, любовь к своему Отечеству.
«Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин», - сказал А. Блок. На уроке
поэзии по теме «Я в гости к Пушкину спешу…» перед детьми встает вопрос:
- Когда состоялось ваше первое знакомство с великим поэтом?
- Как это было? (ответы на вопросы дети готовят дома)
- А какое оно, пушкинское слово?
Ответы самые разнообразные: простые, понятные, образные, емкие, загадочные,
живые, точные, легкие, звонкие.
Далее дети читают отдельные строки из стихотворений А.С. Пушкина:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл…
Буря мглою небо кроет…
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна…
Мороз и солнце: день грустный!
- Какие мысли и чувства вызывают эти строки? Какая картина видится за каждой
строкой?
«У Лукоморья дуб зеленый…»
- Каждый из вас давно знает эти строки наизусть. Но сколько не произноси вслух,
сколько ни повторяй про себя – они всегда новы, всегда волнуют. А написанные знаменитые
строки в селе Михайловском, в родовом имении матери Пушкина. Далее совершается
заочное путешествие в гости к Пушкину в Михайловское.
- «Я в гости в Пушкину спешу…» - такими словами на протяжении многих школьных
лет будут начинаться уроки, посвященные великому поэту.
Если взять урок на тему «В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость…».
Цель его: пробуждать у учащихся стремление рассуждать, размышлять, анализировать,
научить детей видеть поэзию в родной природе, воспитывать бережное отношение к ней.
Урок начинается с работы над семантическим знанием слова «пейзаж». Учитель предлагает
употребить близкие по смыслу слова (пейзаж, природа) в предложениях:
У русского … особая прелесть: даже неяркий, незатейливый, он мил и дорог
сердцу. (пейзаж)
Лев Толстой считал: «Счастье – это быть с …, видеть ее, говорить с ней»
(природа)
На этом уроке ученики читают отрывки из рассказа К. Паустовского «Наедине с
осенью»
под
музыку
«Осенней
песни»
П.И.
Чайковского.
Ученики
рассуждают,
высказывают предложения.
Ученики читают стихи (тексты перед ними) под музыку П. Чайковского:
«Лежал глубокий он и чистый…» (Е.Евтушенко)
«Чернеет лес, теплом разбуженный…» (С.Маршак)
«Веет утро прохладной степью…» (И.Бунин)
- О каких явлениях природы идет речь в данных стихотворениях русских поэтов?
- Какие качества владеют поэтами?
- Какие из строк ближе вам и почему?
- Что вас поразило в описании снега?
- Чем привлекает летнее утро И.Бунина? и т.п.
В ход урока включаются произведения художников (Левитан, Шишкин, Поленов,
Юон, Грабарь).
- Посмотрите на эту картину и продолжите предложение:
«Смотришь на картину и чувствуешь…»
Заканчивая урок, учитель дает домашнее задание:
- Какое ваше любимое время года? Почему?
- Напишите об этом, подтвердите свой ответ строчками их любимых стихов.
Проводя уроки поэзии в начальных классах, я пытаюсь пробудить интерес не только к
творчеству, но и к личности поэта – человека с необычным взглядом на окружающий мир,
остро реагирующим на всяческие построения в нем, и очень искренно в выражении своих
чувств и, конечно, наделенного особым художественным даром.