Напоминание

Аппликация как средство развития мелкой моторики рук для детей дошкольного, младшего школьного возраста и детей с ОВЗ


Автор: Дорофеева Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГБОУ "Центр ППМС "Центр патологии речи"
Населённый пункт: город Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Аппликация как средство развития мелкой моторики рук для детей дошкольного, младшего школьного возраста и детей с ОВЗ
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Аппликация как средство развития мелкой моторики рук для

детей дошкольного, младшего школьного возраста и детей с

ОВЗ »

Введение

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований

к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость

совершенствования развития ребенка с ОВЗ, важным направлением которого является

целостное развитие.

В то же время, в начальной школе многие учащиеся сталкиваются с трудностями

письма, что обусловлено недостаточным развитием у них мелкой моторики. Нарушения

мелкой моторики, в свою очередь, влияют на развитие речи.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

В результате прохождения программы дети знакомятся со свойствами различных

материалов, учатся пользоваться различными инструментами, узнают различные виды

техник: квиллинг, бумагопластика, модульное оригами, картонное кружево, мозаика и

др.

Обучающиеся не только знакомятся со свойствами различных материалов, но и в

процессе работы развивают мелкую моторику рук. Во всех видах деятельности дети

общаются друг с другом, приобретают знания и умения, усваивают определенные

отношения, овладевают языком. Мой выбор данного творчества как «аппликация»

обуславливается тем, что готовыми изделиями можно приукрасить свой интерьер и

любимую вещь, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка, с помощью

аппликации можно украсить альбом, рамку для фотографии. Работы, выполненные в

технике аппликации, оказывают большое влияние на развитие мелкой моторики рук и

формирование умственной деятельности детей младшего школьного возраста, а также

детей с ОВЗ.

Дети учатся:

передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого

возможности композиции, рисунка, цвета;

делать по наблюдению и с образца, выполнять заготовку отдельных предметов;

изготавливать сувениры, открытки, поделки, панно, передавая характерные

особенности декоративного направления;

работать в технике аппликации, пользуясь необходимыми инструментами;

конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями;

участвовать в групповой работе при создании коллективного панно;

анализировать свою работу и работу товарищей;

Особенности развития мелкой моторики у детей с ОВЗ

Проблема изучения психомоторных качеств у детей не нова. В психологии накоплен

определенный теоретический и практический материал по изучению и развитию

психомоторных качеств как компонента психомоторики человека.

Анализ работ, посвященных изучению психомоторики и ее качеств, показал, что

отечественные авторы (Н.А. Бернштейн, Л.В.Гуровец , Н.И.Озерецкий , И.М. Сеченов и

др.) предлагают различные классификации, в которые входит в общей сложности около

тридцати психомоторных качеств. Наиболее значимыми психомоторными качествами

называются скорость (скорость реакций и движений, быстрота установки и т.д.), сила

мышечного напряжения (ручная и становая), координация (статическая и

динамическая), сенсомоторная координация движений (координация движений руки,

обеих рук, рук и ног), ритмичность.

Наиболее часто изучаемыми психомоторными качествами являются скорость, сила,

координация движений, чувство ритма и развитие мелкой моторики. Как отмечают

исследователи (A.В. Запорожец и др.), данные психомоторные качества отражают

основные показатели психомоторики.

Работы, выполненные в технике аппликации, не только знакомят обучающихся с

совершенно новыми операциями и таким образом решают работу над развитием мелкой

моторики пальцев:

выполняя закручивание, складывание, изгибание бумажных полос с помощью

инструмента и без него. Совершая эти упражнения, у детей развиваются физические

качества, умение удерживать детали пальцами при этом совершенствовать мелкую

мускулатуру кисти, которая оказывает положительное влияние на умственное

развитие.

работая в технике «мозаика» , дети разрезают бумагу на маленькие крошечные

кусочки. Особое внимание обратим на то, что не только разрезают, но и отрывают

пальцами не от листа, а от обрезка, при выполнении этих технических действий у

обучающихся развивается координация движения рук, при котором формируются такие

качества как активность, инициатива, чувство товарищества.

при изготовлении сувениров, игрушек, открыток, скульптур, мини панно, картин,

выполненных в технике плоскостной аппликации, обучающиеся усваивают цвета, и

оттенки, в конструктивной деятельности упражняются в различении формы, величине

пространственных отношений. Выполняя физические действия разрезать, вырезать,

перевести выкройку на фоновую часть, вырезать детали по кругу, по прямой, по

зигзагообразной линии, в процессе этих упражнений, на определенные групп мышц

осуществляется огромная разнообразная активная, двигательная деятельность,

которая благотворно сказывается на развитие костно-мышечной системы, на растущий

организм. У детей накапливается большой запас знаний об окружающем мире и

приобретаются предпосылки интеллектуальных умений.

Организация занятий по аппликации

При хорошей организации занятий по аппликации у человека мелкая моторика будет

развиваться гораздо быстрее. Для этого необходимо выполнение определенных

условий. Первое, что нужно – это создать развивающую среду, во-вторых, подобрать

специальные методы и наконец, в-третьих, отобрать наиболее эффективные приемы

при работе с аппликацией.

В обучении аппликации решаются следующие общие задачи:

1. Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных

(листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или

тканевой основе различной формы.

2. Составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.

3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных

материалов: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой

прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания.

4. Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать

умением составлять гармоничные цветовые сочетания.

5. Формировать чувство формы, пропорций, композиции.

Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных

материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в

самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации

(декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и

использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения

задуманного.

Различные материалы вызывают у детей стремление изучить, исследовать их

возможности на практике. Один и тот же предмет, изображенный разными

материалами, в разной технике зрительно будет восприниматься по иному, так как

каждый материал имеет свой язык выразительности, различные цвета, формы, фактуры

разнообразных материалов и особенности их движения в пространстве, обогащают

зрительный и тактильный опыт ребенка, стимулируют желание применить их на

практике.

АППЛИКАЦИЯ ИЗ КРУЖКОВ БУМАГИ.

Аппликация из кружочков цветной бумаги очень нравится детям. Так как работы,

выполненные с помощью этого вида мозаики, красивые и интересные. Для создания

такой аппликации хорошо пользоваться клеем-карандашом, так как он не оставляет

пятен клея на бумаге. На кружочек легко нанести нужное количество клея. Так как

понадобиться большое количество кружочков, то делать их лучше, пользуясь приемом

складывания бумаги гармошкой и одновременно вырезая несколько кружочков. Для

детей среднего дошкольного возраста кружочки вырезает воспитатель.

АППЛИКАЦИЯ ИЗ КОМОЧКОВ БУМАГИ.

Предлагаемый вид работы интересен и необычен. Для этого вида работы лучше

подойдет тонкая цветная бумага, так как она легче будет скатываться в комочки.

Комочки скатывать можно двумя способами:

1. От листа цветной бумаги произвольно отрывается небольшой кусочек и скатывается

в комочек.

2. Лист цветной бумаги разрезается на полоски шириной 3 см, а затем разрывается

приблизительно на одинаковые части, из которых складываются комочки. При

использовании этого способа получаются комочки одинаковой формы.

Цветные комочки надо приклеивать на клей ПВА плотно друг к другу, чтобы между

ними не оставалось пустого места.

При аккуратном выполнении работы будут объемными и красивыми.

АППЛИКАЦИЯ ИЗ ШАРИКОВ ФОЛЬГИ

Аппликация из шариков фольги – это один из видов работы с бросовым материалом.

Во всех шоколадных конфетах есть вкладыши из фольги, которые легко свернуть в

шарики. Работы смотрятся объёмными и красивыми. Фольга хорошо крепится на клей

ПВА.

АППЛИКАЦИЯ ИЗ КРУП

Для работы подойдут различные крупы: пшено, рис, гречка и т.д.

Работа выполняется с использованием клея ПВА, пластилина.

После приклеивания крупы необходимо положить под пресс.

АППЛИКАЦИЯ (МОЗАИКА) ИЗ МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ

В продаже имеются макаронные изделия разных форм, что позволяет создавать

оригинальные работы. Работу можно выполнять двумя способами: макаронные изделия

приклеивать на клей ПВА или на пластилин. Начинать оклеивание следует с контура.

После выполнения работы ее можно раскрасить акварельными красками или гуашью.

Красиво смотрятся работы, покрытые лаком для ногтей.

АППЛИКАЦИЯ ИЗ ВАТЫ

Работы из ваты получаются объемными и очень красивыми. Выполнению данного вида

работ предшествует подготовительный этап, на котором дети заготавливают ватные

шарики. Для этого необходимо отрывать вату равномерными небольшими кусочками и

скатывать в шарики. Если шарики плохо скатываются, руки можно немного смочить

водой. Шарики лучше приклеивать, используя клей-карандаш. Не следует смазывать

сразу всю работу, так как клей быстро сохнет. После приклеивания ваты работу можно

раскрасить гуашью.

Аппликация – один из наиболее любимых видов изобразительной деятельности детей.

Важно, чтобы и процесс и его результат в работе приносил радость.

МОЗАИКА

Еще один очень увлекательный способ создания творческих работ — это выполнение

мозаики из вырезанных или рваных частей бумаги, разноцветной яичной скорлупы.

Выполняется двумя способами: из отдельно вырезанных разноцветных мелких фигур

(квадраты, треугольники, трапециевидные части, полосы) и путем прорезания

нескольких слоев основы в узорной форме, меняя затем детали по цвету в прорезях

фона и скрепляя их клеем.

Продумайте рисунок, обозначьте его карандашным контуром и, предварительно смазав

клеем поверхность, засыпьте рисунок тем цветом, который вам необходим для

создания вашей задумки.

АППЛИКАЦИЯ ИЗ КОНФЕТТИ

Описание работы:

1. Нарисуйте, например, контур бабочки.

2. Предложите ребенку кисточкой, а если у него нет навыка работы с ней, то губкой,

нанести клей по всей поверхности рисунка.

3. Дайте густо посыпать весь лист бумаги конфетти.

4. Стряхните лишнее с листа бумаги (можно просто перевернуть лист "вниз головой").

5. Вместе удивитесь возникшей перед вами бабочкой.

Как вы поняли, работать в этой технике можно с детьми любого возраста.

АППЛИКАЦИЯ ИЗ ПОРОЛОНА

Поролон красят краской. Затем рвут на мелкие кусочки. Поролон можно заменить

зеленой бумагой или ватными шариками.

После этого рисуют на бумаге простым карандашом то, что хочется сделать вам или

детям. Смазывают клеем и приклеивают поролон.

Можно не рисовать карандашом, например, дерево, а дать ребенку самому проявить

воображение или складывать дерево на клей из кусочков сразу.

ПУШИСТАЯ АППЛИКАЦИЯ

Аппликация из скрученных салфеток - простой и доступный для любого возраста вид

творчества, способствующий развитию мелкой моторики детей.

Для работы понадобятся бумажные салфетки различных цветов, контурный рисунок

будущей аппликации (для этого удобно распечатать на бумаге для принтера детские

раскраски), клей ПВА, цветной картон-основа аппликации.

Салфетки разрезаются на равные квадратики, затем каждый квадратик с помощью

пальцев скручивается в шарик.

Полученные шарики наклеиваются по рисунку на клей ПВА.

Сначала аппликация выполняется на принтерной бумаге, на которой распечатан

рисунок. Готовая аппликация должна хорошо высохнуть, после чего рисунок

вырезается и наклеивается на фон - цветной картон.

Окончательная отделка панно зависит от фантазии автора: в зависимости от тематики

работу можно декорировать природными материалами, нитками, ракушками, стружкой

ит.п.

Отдельные детали композиции можно выполнить из цветной бумаги - простой или

бархатной.

Таким образом, нетрадиционные виды аппликации в младшем школьном возрасте –

один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности. Вместе

с тем в нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные

резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-

эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми

дошкольного возраста, на развитие творчества школьников младшего возраста и детей

с ОВЗ.

Научно-методическая литература по проблеме развития мелкой моторики

Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования А. А.

Сеченова, В. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерова и других показали

исключительную роль движений двигательно-кинестического анализатора в развитии

речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой

деятельности является двигательная.

По мнению И. П. Павлова: «Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые

идут от речевых органов в кору головного мозга».

В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их

пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник

творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской

руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия,

тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе,

тем ребенок умнее».

Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности

развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд

практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые

игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я.

Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко и

другие).

Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой

моторики в физкультминутки – позволяет стимулировать действия речевых зон

головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Андрианов П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении

учащихся общеобразовательных школ.2011г.М. Давыдов В.В. Теория

развивающего обучения.-ММоляко В.А. Психология творческой деятельности-

2012г. Нечаев Н.Н. Проектное моделирование как творческая деятельность -

2013г.

2.

Павлова М.Б. « Технология» - новый учебный предмет в школе.-Спб 2014г.

3.

Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив-2014г.

4.

Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе

обучения.-М2014г. Симоненко В.Д. Технологическая культура-

Брянск2014г.Эриксон Э.Детство и общество,СПБ-2013г.



В раздел образования