Напоминание

проект по экспериментированию


Автор: Козлянская Олеся Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ДС №5 "Семицветик"
Населённый пункт: Ставропольский край, Будённовск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проект по экспериментированию
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Семицветик»

города Буденновска Буденновского района»

Краткосрочный исследовательско-

творческий проект в младшей

группе «Удивительный мир

экспериментов»

Воспитатель:

Козлянская О.В.

2019г.

Паспорт проекта

1. Вид проекта: исследовательско – творческий.

2. Продолжительность: краткосрочный, 2 недели

3. Автор проекта: Прохорова Н.Н..

4. Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель

5. Актуальность темы:

Ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и

беречь природу - вот основная задача педагога. Ознакомление детей с

природой необходимо начать с первых шагов по родной земле, так как это

является важным средством всестороннего развития ребенка.. Всем известно,

что маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они

одолевают взрослых, немало таких, как: «Почему осенью идёт дождь, а

зимой – снег?», «Почему вода жидкая?», «Почему лед твердый?» и т.д. Те

взрослые, которые отмахиваются от «докучных» вопросов ребёнка,

совершают непоправимое: они задерживают его умственный рост, тормозят

духовное развитие. Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные

вопросы, но и активно побуждать их пытливость, чтобы число таких

вопросов росло. Исследовательская активность - естественное состояние

ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная

возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое

главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они

необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит

в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-

исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание

окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая

деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее

и полноценнее он развивается.

Реализация проекта позволяет более обширно и глубоко усвоить

программный материал, развить познавательно – исследовательские

возможности детей. А так же, способствует возникновению познавательной

активности у детей, вырабатывает умение анализировать и делать

простейшие обобщения.

6. Цель проекта: развивать у детей любознательность в процессе

наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами, создание

условий для экспериментальной деятельности детей; для формирования

экологической культуры и развития познавательного интереса детей.

7. Задачи проекта:

- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.

- развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к

практическому экспериментированию с объектами.

- формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза,

классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира,

способствующих развитию речи.

- развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в

исследовательской деятельности.

Развивать умение детей решать проблемные задачи..

- учить объяснять наблюдаемое.

8. Предполагаемый результат:

- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем

мире;

- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;

9. Продукт проектной деятельности: альбом «Опыты по экологии», картотека

опытов.

План реализации проекта во второй младшей группе

Подготовительный этап проекта :

1.Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.

2. Пополнить развивающую среду:

3. подбор литературы по теме.

4 Создание экспериментальной лаборатории в группе;

5. Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами,

приборами.

6 Изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства

веществ.

7 Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.

8. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам

программы.

9. Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами

неживой природы.

Исследовательский этап проекта

Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.

Виды деятельности Название Цель

« Водичка, водичка»

Виды деятельности

Название. цель

1

Беседы о свойствах

воды.

СВОЙСТВА

-Какой может быть вода? (_горячей, теплой ,

холодной, прозрачной, можно переливать,

твердой -лед)

ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ

-Для чего нужна вода? ( умываемся, стираем,

моем, пьем, варим еду, купаемся, поливаем

растения

2

Чтение

художественной

литературы.

Разучивание

потешек , прибауток,

закличек

Рассказ «Как Костя не умывался» Ознакомить с

рассказом, помочь в понимании содержания.

«Дождик, дождик, пуще…»

«Как на беленький снежок»

«Водичка, водичка…»

3

Игры – опыты

Экспериментирование

Эксперимент

«Прятки с водой» Дать представление о

свойствах воды, о том, что вода может

изменять цвет.

«Переливание воды» Формировать знания о

том, что вода льется из разных сосудов по-

разному

«Мыло-фокусник» Ознакомить со свойствами и

назначением мыла, закреплять знание правил

безопасности при работе с мылом

Игра : «Тонет – не тонет»

4

Рисование

Аппликация

«Капает дождик» Цель: научить рисовать

разные по длине линии и капельки.

«Красивые чашки для волшебницы-воды»

Учить наклеивать готовые формы в

определенной последовательности

5

Музыкальные

произведения для

прослушивания

«Звуки природы» (темы: ручеёк, волны,

дождик).

Игры на музыкальных инструментах (на

металлофоне «Капельки звенят»

(громко-

тихо).

Музыкальная игра : «Солнышко и дождик»

6

Просматривание

мультфильмов

« Солнышко ясное, солнышко красное»

Виды деятельности

Название. цель

1

Беседа

Тематическая

прогулка

«Учимся радоваться солнышку и природе»

Развивать интерес и эмоциональную

отзывчивость на явления неживой природы

«У солнышка в гостях» Учить наблюдать за

солнышком

2

Чтение

художественной

литературы.

Разучивание потешек

, прибауток, закличек

Стихотворение Г. Бойко «Солнышко»

Ознакомить с новым стихотворением, помочь в

понимании содержания

Выполнение упражнений Пальчиковая игра

«Солнышко, солнышко» Способствовать

развитию моторики рук

«Солнышко, появись, красное , покажись.»

«Смотрит солнышко в окошко»

3

Игры – опыты

«Солнечные зайчики»

4

Рисование

Аппликация

Рисование «Светит солнышко в окошко»

Обучать рисованию предметов круглой формы,

закрашиванию по контуру

«Лето»

Цель: развивать умение наклеивать готовые

формы (солнце, трава, цветы, насекомые)

5

Музыкальные

произведения для

прослушивания

Песня : «Улыбнулось солнышко»

Музыкальная игра : «Солнышко и дождик»

6

Просматривание

мультфильмов

«Рыжий, рыжий, конопатый..»

Игра-ситуация

Игра-ситуация «Солнечные зайчики»

Способствовать развитию воображения,

побуждать к двигательной активности

«Воздушные чудеса»

Виды деятельности

Название. цель

1

Беседы .

Наблюдение

СВОЙСТВА

«О свойствах воздуха» Знакомить детей с

воздух

«Наблюдение за ветром» Развивать

внимательность, наблюдательность и смекалку

2

Чтение

художественной

литературы.

Отрывок из сказки АС Пушкина : «Ветер по

морю гуляет…»

«Ветер, ветер, ты могуч»

3

Игры – опыты

Экспериментирование

Эксперимент

«Игры с соломинкой» Знакомить детей с тем,

что внутри человека есть воздух, помочь

обнаружить воздух.

«Как мы сможем сделать из мыла воздушную

пену» Подвести к выводу о том, что мыло

пенится

«Игры с воздушным шариком» Ознакомить с

тем, что внутри человека есть воздух, помочь

сделать фокус – обнаружить воздух.

«Что в пакете» Помочь в обнаружении воздуха

в окружающем пространстве

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»

Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч,

ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море,

всюду воешь на просторе.»

Дети дуют на кораблик тихонько. Что

происходит? (Кораблик плывет медленно.)

Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет

быстрее и может даже перевернуться.)

Послушный ветерок»

Развивать умение правильно дышать

ознакомить с таким свойством воздуха:

воздушный поток имеет различную силу

4

Музыкальные

произведения для

прослушивания

Звуки природы . Ветер, ураган, шторм…

Песня «Ветерок»

5

Игры.

«Пускание мыльных пузырей»

Стимулировать двигательную активность

Игры с вертушками.

Дыхательное упражнение «Легкий ветерок»

Учить остужать еду, слегка подув на нее

«Фокусы с песком»

Виды деятельности

Название. цель

1

Беседы

«О свойствах мокрого и сухого песка»

Развивать познавательную и речевую

деятельность детей

2

Игры – опыты

Экспериментировани

е

Игра-экспериментирование с мокрым и сухим

песком

«Пирожки для Машеньки» Развивать

познавательную активность в процессе

экспериментирования, делать выводы

3

Рисование на мокром

песке.

«Чудесное превращение круга и квадрата»

Закреплять знание о геометрических фигурах,

развивать воображение детей

4

Игры

Проблемная ситуация, игра

«Юные кладоискатели» Развивать

наблюдательность, изучение свойств песка,

учить находить игрушку в песке

Игра с песком

«Постройка зоопарка» Помочь в изучении

свойств сырого песка, в совершенствовании

конструктивных умений

Литература:

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От

рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.

Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с.

2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй

младшей группе детского сада Дыбина О.В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод.

Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.:

АРКТИ,2008. – 64 с.

Приложение

Эксперименты, исследования и опыты

1. Опыты с воздушным шариком. Воспитатель с детьми рассматривают 2

воздушных шарика(один сильно надут – упругий, другой слабо – мягкий).

Дети выясняют, с каким шариком лучше играть. Обсуждают причину

различия. Взрослый предлагает подумать, что нужно делать со вторым

шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть); что

находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают).

Взрослый организует игру со вторым шариком: надувает его так, чтобы он

стал упругим, опускает шарик с отверстием в воду, чтобы дети наблюдали,

как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры

взрослый предлагает повторить опыт самим.

2. Опыт с соломинкой. Воспитатель показывает, как человек вдыхает и

выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда

берется воздух. Затем с помощью соломинки и воды в стакане показывает,

как появляется воздух при выдыхании (Появляются пузырьки на

поверхности воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить

опыт самим.

3. Что в пакете. Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет.

Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он

набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал

упругим. Затем снова показывает пакет и спрашивает, чем наполнен пакет

(воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый

обращает внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим.

Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный,

невидимый, легкий).

4. Послушный ветерок. Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты

гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.» Дети

дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.)

Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже

перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется

медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).

5. Мыло-фокусник. Дети трогают и нюхают сухое мыло. (Оно гладкое,

душистое.)Обследуют воду. (Теплая, прозрачная.) Делают быстрые движения

руками в воде. Что происходит? (В воде появляются пузырьки воздуха.) Дети

погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало?

(Скользким.) Натирают губку мылом, погружают в воду, отжимают. Что

происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.) Играют с пеной:

делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. (Появляются

большие пузыри.)Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают,

медленно дуют. (Появляется мыльный пузырь, переливается на свету.)

погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что появляется на

поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)

Дети подводят итоги: сухое мыло гладкое; влажное мыло гладкое и

скользкое; при намыливании губки появляется пена; при попадании воздуха

в мыльную воду появляются мыльные пузыри, они легкие и могут летать;

мыльная пена жжет глаза.

6. Переливание воды. Воспитатель показывает, как переливать воду из

разных сосудов по-разному. Из широкого сосуда – большим потоком, из

узкого – тоненькой струйкой. Объясняет, что от воды летят брызги. Затем

предлагает детям самостоятельно переливать воду из сосуда в сосуд.

Воспитатель объясняет, что вода принимает форму того сосуда, в который

налита. Если воду лишь перелить из одного сосуда в другой, ее останется

столько же; воды станет меньше, если ее отлить.

7. «Пирожки для Машеньки». Эксперимент с мокрым и сухим песком.

Воспитатель предлагает детям слепить пирожки из мокрого песка, а затем из

сухого песка. Дети делают выводы: мокрый песок лепится, держит форму, а

сухой – рассыпается.

8. Игра опыт «Прятки с водой». Воспитатель показывает детям прозрачный

сосуд с водой и спрашивает, какого цвета вода. (Прозрачная, бесцветная.)

Затем опускает в воду камушек. Что наблюдаем? Виден ли камушек?

(Видно.) Затем воспитатель добавляет в воду краску и спрашивает, какая

стала вода. (Цветная.) Опускает камушек в воду. Что наблюдаем?(Камень не

виден.) Вывод: вода может изменять цвет.

Игры

1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко»

Солнышко, солнышко

Золотое донышко,

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

Хлопают ладонями

Сгибают и разгибают ладони

Показывают волну.

Машут руками.

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

Опускают руки вниз.

Поднимают руки вверх.

2. Игра-ситуация «Солнечные зайчики». Воспитатель берет зеркало и

показывает солнечного зайчика. Объясняет, что солнце отражается от

зеркала. Затем воспитатель начинает водить зеркалом в разны направлениях.

Дети бегают за солнечным зайчиком, пытаясь его достать. Затем

предлагается водить кому-нибудь из детей.

3. Пускание мыльных пузырей. Воспитатель пускает мыльные пузыри и

объясняет, что внутри пузыря находится воздух. Затем кто-нибудь из детей

начинает пускать мыльные пузыри, а остальные дети ловят их.

4. «Юные кладоискатели». Воспитатель и дети рассматривают песок,

изучают его свойства(сухой, сыплется, на солнце нагревается). Затем

воспитатель прячет в песок пластмассовые игрушки. А дети должны найти

игрушки, копая совочком и не рассыпая песок.

5. «Строительство зоопарка». На прогулке воспитатель предлагает

рассмотреть песок, изучить его свойства (сырой, лепится, плотный). Затем

предлагает построить зоопарк из песка и строительных деталей. Воспитатель

предлагает использовать в строительстве формочку, закопанную в песок

вровень с землей и наполненную водой. Предлагает подумать, что

получилось (пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя

и бегемотиков).

6. Подвижная игра «С султанчиками и вертушками». На прогулке

воспитатель показывает как можно играть с вертушкой и султанчиками. Если

есть ветер, то султанчики шевелятся и вертушка вертится. Если нет ветра на

улице, то можно пробежаться. Что наблюдаем? При беге вертушка тоже

вертится, и шевелятся султанчики. Раздаются всем султанчики и вертушки.

По сигналу «Ветер» все бегут, по сигналу «ветра нет» все стоят.

7. Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата» На

прогулке воспитатель рисует на мокром песке круги и квадраты. Предлагает

детям рассмотреть их, выделить их свойства. Затем предлагает превратить

круг в солнышко, в часы, яблоко, мяч, колесо, лицо и т. д. А квадрат

предлагается превратить в дом, сумку, телевизор, часы и т. д. Дети рисуют на

песке.



В раздел образования