Автор: Козлянская Олеся Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ДС №5 "Семицветик"
Населённый пункт: Ставропольский край, Будённовск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проект по экспериментированию
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 «Семицветик»
города Буденновска Буденновского района»
Краткосрочный исследовательско-
творческий проект в младшей
группе «Удивительный мир
экспериментов»
Воспитатель:
Козлянская О.В.
2019г.
Паспорт проекта
1. Вид проекта: исследовательско – творческий.
2. Продолжительность: краткосрочный, 2 недели
3. Автор проекта: Прохорова Н.Н..
4. Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель
5. Актуальность темы:
Ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и
беречь природу - вот основная задача педагога. Ознакомление детей с
природой необходимо начать с первых шагов по родной земле, так как это
является важным средством всестороннего развития ребенка.. Всем известно,
что маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они
одолевают взрослых, немало таких, как: «Почему осенью идёт дождь, а
зимой – снег?», «Почему вода жидкая?», «Почему лед твердый?» и т.д. Те
взрослые, которые отмахиваются от «докучных» вопросов ребёнка,
совершают непоправимое: они задерживают его умственный рост, тормозят
духовное развитие. Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные
вопросы, но и активно побуждать их пытливость, чтобы число таких
вопросов росло. Исследовательская активность - естественное состояние
ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная
возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое
главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они
необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит
в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-
исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание
окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая
деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее
и полноценнее он развивается.
Реализация проекта позволяет более обширно и глубоко усвоить
программный материал, развить познавательно – исследовательские
возможности детей. А так же, способствует возникновению познавательной
активности у детей, вырабатывает умение анализировать и делать
простейшие обобщения.
6. Цель проекта: развивать у детей любознательность в процессе
наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами, создание
условий для экспериментальной деятельности детей; для формирования
экологической культуры и развития познавательного интереса детей.
7. Задачи проекта:
- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
- развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к
практическому экспериментированию с объектами.
- формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза,
классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира,
способствующих развитию речи.
- развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в
исследовательской деятельности.
Развивать умение детей решать проблемные задачи..
- учить объяснять наблюдаемое.
8. Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем
мире;
- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;
9. Продукт проектной деятельности: альбом «Опыты по экологии», картотека
опытов.
План реализации проекта во второй младшей группе
Подготовительный этап проекта :
1.Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Пополнить развивающую среду:
3. подбор литературы по теме.
4 Создание экспериментальной лаборатории в группе;
5. Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами,
приборами.
6 Изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства
веществ.
7 Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.
8. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам
программы.
9. Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами
неживой природы.
Исследовательский этап проекта
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.
Виды деятельности Название Цель
« Водичка, водичка»
№
Виды деятельности
Название. цель
1
Беседы о свойствах
воды.
СВОЙСТВА
-Какой может быть вода? (_горячей, теплой ,
холодной, прозрачной, можно переливать,
твердой -лед)
ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ
-Для чего нужна вода? ( умываемся, стираем,
моем, пьем, варим еду, купаемся, поливаем
растения
2
Чтение
художественной
литературы.
Разучивание
потешек , прибауток,
закличек
Рассказ «Как Костя не умывался» Ознакомить с
рассказом, помочь в понимании содержания.
«Дождик, дождик, пуще…»
«Как на беленький снежок»
«Водичка, водичка…»
3
Игры – опыты
Экспериментирование
Эксперимент
«Прятки с водой» Дать представление о
свойствах воды, о том, что вода может
изменять цвет.
«Переливание воды» Формировать знания о
том, что вода льется из разных сосудов по-
разному
«Мыло-фокусник» Ознакомить со свойствами и
назначением мыла, закреплять знание правил
безопасности при работе с мылом
Игра : «Тонет – не тонет»
4
Рисование
Аппликация
«Капает дождик» Цель: научить рисовать
разные по длине линии и капельки.
«Красивые чашки для волшебницы-воды»
Учить наклеивать готовые формы в
определенной последовательности
5
Музыкальные
произведения для
прослушивания
«Звуки природы» (темы: ручеёк, волны,
дождик).
Игры на музыкальных инструментах (на
металлофоне «Капельки звенят»
(громко-
тихо).
Музыкальная игра : «Солнышко и дождик»
6
Просматривание
мультфильмов
« Солнышко ясное, солнышко красное»
№
Виды деятельности
Название. цель
1
Беседа
Тематическая
прогулка
«Учимся радоваться солнышку и природе»
Развивать интерес и эмоциональную
отзывчивость на явления неживой природы
«У солнышка в гостях» Учить наблюдать за
солнышком
2
Чтение
художественной
литературы.
Разучивание потешек
, прибауток, закличек
Стихотворение Г. Бойко «Солнышко»
Ознакомить с новым стихотворением, помочь в
понимании содержания
Выполнение упражнений Пальчиковая игра
«Солнышко, солнышко» Способствовать
развитию моторики рук
«Солнышко, появись, красное , покажись.»
«Смотрит солнышко в окошко»
3
Игры – опыты
«Солнечные зайчики»
4
Рисование
Аппликация
Рисование «Светит солнышко в окошко»
Обучать рисованию предметов круглой формы,
закрашиванию по контуру
«Лето»
Цель: развивать умение наклеивать готовые
формы (солнце, трава, цветы, насекомые)
5
Музыкальные
произведения для
прослушивания
Песня : «Улыбнулось солнышко»
Музыкальная игра : «Солнышко и дождик»
6
Просматривание
мультфильмов
«Рыжий, рыжий, конопатый..»
Игра-ситуация
Игра-ситуация «Солнечные зайчики»
Способствовать развитию воображения,
побуждать к двигательной активности
«Воздушные чудеса»
№
Виды деятельности
Название. цель
1
Беседы .
Наблюдение
СВОЙСТВА
«О свойствах воздуха» Знакомить детей с
воздух
«Наблюдение за ветром» Развивать
внимательность, наблюдательность и смекалку
2
Чтение
художественной
литературы.
Отрывок из сказки АС Пушкина : «Ветер по
морю гуляет…»
«Ветер, ветер, ты могуч»
3
Игры – опыты
Экспериментирование
Эксперимент
«Игры с соломинкой» Знакомить детей с тем,
что внутри человека есть воздух, помочь
обнаружить воздух.
«Как мы сможем сделать из мыла воздушную
пену» Подвести к выводу о том, что мыло
пенится
«Игры с воздушным шариком» Ознакомить с
тем, что внутри человека есть воздух, помочь
сделать фокус – обнаружить воздух.
«Что в пакете» Помочь в обнаружении воздуха
в окружающем пространстве
«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»
Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч,
ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море,
всюду воешь на просторе.»
Дети дуют на кораблик тихонько. Что
происходит? (Кораблик плывет медленно.)
Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет
быстрее и может даже перевернуться.)
Послушный ветерок»
Развивать умение правильно дышать
ознакомить с таким свойством воздуха:
воздушный поток имеет различную силу
4
Музыкальные
произведения для
прослушивания
Звуки природы . Ветер, ураган, шторм…
Песня «Ветерок»
5
Игры.
«Пускание мыльных пузырей»
Стимулировать двигательную активность
Игры с вертушками.
Дыхательное упражнение «Легкий ветерок»
Учить остужать еду, слегка подув на нее
«Фокусы с песком»
№
Виды деятельности
Название. цель
1
Беседы
«О свойствах мокрого и сухого песка»
Развивать познавательную и речевую
деятельность детей
2
Игры – опыты
Экспериментировани
е
Игра-экспериментирование с мокрым и сухим
песком
«Пирожки для Машеньки» Развивать
познавательную активность в процессе
экспериментирования, делать выводы
3
Рисование на мокром
песке.
«Чудесное превращение круга и квадрата»
Закреплять знание о геометрических фигурах,
развивать воображение детей
4
Игры
Проблемная ситуация, игра
«Юные кладоискатели» Развивать
наблюдательность, изучение свойств песка,
учить находить игрушку в песке
Игра с песком
«Постройка зоопарка» Помочь в изучении
свойств сырого песка, в совершенствовании
конструктивных умений
Литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От
рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с.
2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй
младшей группе детского сада Дыбина О.В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод.
Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.:
АРКТИ,2008. – 64 с.
Приложение
Эксперименты, исследования и опыты
1. Опыты с воздушным шариком. Воспитатель с детьми рассматривают 2
воздушных шарика(один сильно надут – упругий, другой слабо – мягкий).
Дети выясняют, с каким шариком лучше играть. Обсуждают причину
различия. Взрослый предлагает подумать, что нужно делать со вторым
шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть); что
находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают).
Взрослый организует игру со вторым шариком: надувает его так, чтобы он
стал упругим, опускает шарик с отверстием в воду, чтобы дети наблюдали,
как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры
взрослый предлагает повторить опыт самим.
2. Опыт с соломинкой. Воспитатель показывает, как человек вдыхает и
выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда
берется воздух. Затем с помощью соломинки и воды в стакане показывает,
как появляется воздух при выдыхании (Появляются пузырьки на
поверхности воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить
опыт самим.
3. Что в пакете. Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет.
Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он
набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал
упругим. Затем снова показывает пакет и спрашивает, чем наполнен пакет
(воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый
обращает внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим.
Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный,
невидимый, легкий).
4. Послушный ветерок. Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты
гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.» Дети
дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.)
Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже
перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется
медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).
5. Мыло-фокусник. Дети трогают и нюхают сухое мыло. (Оно гладкое,
душистое.)Обследуют воду. (Теплая, прозрачная.) Делают быстрые движения
руками в воде. Что происходит? (В воде появляются пузырьки воздуха.) Дети
погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало?
(Скользким.) Натирают губку мылом, погружают в воду, отжимают. Что
происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.) Играют с пеной:
делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. (Появляются
большие пузыри.)Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают,
медленно дуют. (Появляется мыльный пузырь, переливается на свету.)
погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что появляется на
поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)
Дети подводят итоги: сухое мыло гладкое; влажное мыло гладкое и
скользкое; при намыливании губки появляется пена; при попадании воздуха
в мыльную воду появляются мыльные пузыри, они легкие и могут летать;
мыльная пена жжет глаза.
6. Переливание воды. Воспитатель показывает, как переливать воду из
разных сосудов по-разному. Из широкого сосуда – большим потоком, из
узкого – тоненькой струйкой. Объясняет, что от воды летят брызги. Затем
предлагает детям самостоятельно переливать воду из сосуда в сосуд.
Воспитатель объясняет, что вода принимает форму того сосуда, в который
налита. Если воду лишь перелить из одного сосуда в другой, ее останется
столько же; воды станет меньше, если ее отлить.
7. «Пирожки для Машеньки». Эксперимент с мокрым и сухим песком.
Воспитатель предлагает детям слепить пирожки из мокрого песка, а затем из
сухого песка. Дети делают выводы: мокрый песок лепится, держит форму, а
сухой – рассыпается.
8. Игра опыт «Прятки с водой». Воспитатель показывает детям прозрачный
сосуд с водой и спрашивает, какого цвета вода. (Прозрачная, бесцветная.)
Затем опускает в воду камушек. Что наблюдаем? Виден ли камушек?
(Видно.) Затем воспитатель добавляет в воду краску и спрашивает, какая
стала вода. (Цветная.) Опускает камушек в воду. Что наблюдаем?(Камень не
виден.) Вывод: вода может изменять цвет.
Игры
1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко»
Солнышко, солнышко
Золотое донышко,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
Хлопают ладонями
Сгибают и разгибают ладони
Показывают волну.
Машут руками.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
Опускают руки вниз.
Поднимают руки вверх.
2. Игра-ситуация «Солнечные зайчики». Воспитатель берет зеркало и
показывает солнечного зайчика. Объясняет, что солнце отражается от
зеркала. Затем воспитатель начинает водить зеркалом в разны направлениях.
Дети бегают за солнечным зайчиком, пытаясь его достать. Затем
предлагается водить кому-нибудь из детей.
3. Пускание мыльных пузырей. Воспитатель пускает мыльные пузыри и
объясняет, что внутри пузыря находится воздух. Затем кто-нибудь из детей
начинает пускать мыльные пузыри, а остальные дети ловят их.
4. «Юные кладоискатели». Воспитатель и дети рассматривают песок,
изучают его свойства(сухой, сыплется, на солнце нагревается). Затем
воспитатель прячет в песок пластмассовые игрушки. А дети должны найти
игрушки, копая совочком и не рассыпая песок.
5. «Строительство зоопарка». На прогулке воспитатель предлагает
рассмотреть песок, изучить его свойства (сырой, лепится, плотный). Затем
предлагает построить зоопарк из песка и строительных деталей. Воспитатель
предлагает использовать в строительстве формочку, закопанную в песок
вровень с землей и наполненную водой. Предлагает подумать, что
получилось (пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя
и бегемотиков).
6. Подвижная игра «С султанчиками и вертушками». На прогулке
воспитатель показывает как можно играть с вертушкой и султанчиками. Если
есть ветер, то султанчики шевелятся и вертушка вертится. Если нет ветра на
улице, то можно пробежаться. Что наблюдаем? При беге вертушка тоже
вертится, и шевелятся султанчики. Раздаются всем султанчики и вертушки.
По сигналу «Ветер» все бегут, по сигналу «ветра нет» все стоят.
7. Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата» На
прогулке воспитатель рисует на мокром песке круги и квадраты. Предлагает
детям рассмотреть их, выделить их свойства. Затем предлагает превратить
круг в солнышко, в часы, яблоко, мяч, колесо, лицо и т. д. А квадрат
предлагается превратить в дом, сумку, телевизор, часы и т. д. Дети рисуют на
песке.