Автор: Богоявленская Галина Александровна
Должность: мбоу оош №31
Учебное заведение: МБОУ ООШ №31
Населённый пункт: Следневское сельское поселение
Наименование материала: статья
Тема: Формирование системы духовно-нравственного воспитания в условиях социокультурного комплекса
Раздел: полное образование
Департамент образования Владимирской области
Управление образования администрации Александровского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Арсаковская средняя общеобразовательная школа№31
Формирование системы духовно-нравственного
воспитания в условиях социокультурного комплекса
Авторы:
Директор МБОУ СОШ №31 Богоявленская Г.А.,
Почетный работник общего
образования Российской Федерации
учитель МХК и физической культуры Прогонов Н.С.
2020
1
Содержание.
стр.
1.
Введение …………………………………………................................3
2.
Новизна опыта ……...…………………………………………………6
3.
Цели и задачи ………..………………………………………..............7
4.
Педагогическая целенаправленность опыта работы ……………….8
5.
Целевая аудитория…………………………………………………….9
6.
Содержание работы 2014-2015 учебный год ………………… .….10
7.
Содержание работы 2015-2016 учебный год………………………20
8.
Результаты работы и способы их оценивания……………….….…..30
9.
Список литературы и интернет – источников для педагога
и обучающихся………………………………………………………..31
10. Приложения………………………………………………………..….32
2
Введение.
В
концепции
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина России в сфере общего образования подчеркивается мысль о смене
ценностных ориентиров, нарушении духовного единства общества, о смене
жизненных
приоритетов
молодежи,
разрушении
ценностей
старшего
поколения, а также деформации традиционных для страны моральных норм и
нравственных устоев.
Ни для кого не будет открытием, что в современном мире материальные
ценности доминируют над духовными, поэтому и у детей, и у взрослых часто
искажается представление о добре, милосердии, великодушии, трудолюбии,
справедливости и патриотизме.
Большая роль в решении данной проблемы отводится как
школьной
образовательной системе, так и всей образовательной среде, которые должны
создать условия для свободного развития интеллектуальной и духовной
культуры молодежи в макро и микросоциуме.
Следовательно, проблема формирования ценностных ориентаций школьников,
молодежи,
местного
социума
является
одной
из
приоритетных
задач
воспитания и образования.
Проанализировав ситуацию учебно-воспитательного процесса в МБОУ СОШ
№31, возникла идея создания многофункциональной модели сетевого
взаимодействия в рамках сельского социокультурного образовательного
пространства села на основе отечественных духовных традиций и ценностей[1]
по следующим направлениям: гражданско-патриотическому, духовно-
образовательному, художественно-эстетическому, историко-краеведческому,
нравственно-трудовому, декоративно-прикладному, спортивно-
оздоровительному[2].
3
Направления
работы
Ведущая идея деятельности в рамках направления
Гражданско-
патриотическое
Формирование основ российской гражданской идентичности,
чувство гордости за российский народ, за свою Родинуи за
ее историю. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за
достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды.
Чувство патриотизма проявляется прежде всего в
привязанности к родным местам, в уважении к
историческому прошлому своего родного края, в бережном
отношении к народной памяти, национально-культурным
традициям, привычному укладу жизни.
Духовно-
нравственное
Духовность – качественная характеристика сознания и
самосознания личности, отражающая целостность и
гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за
пределы себя и гармонизировать свои отношения с
окружающим миром. Это и особый эмоциональный строй
личности, проявляющийся в тонких движениях души,
обостренном восприятии всего, что окружает человека, в
способности к высоким духовным состояниям и
установлению тонких духовных связей между людьми, в
основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его
духовном росте и благополучии.
К извечным ценностям русского народа чаще всего относят:
мягкость, скромность, всепрощение, целомудрие, терпеливое
приятие жизни, духовное ее осмысление. В основе этих
ценностей – православие. Поэтому неслучайно последние
восемь лет
Арсаковскую
школу
«окормляет»
Свято-
Смоленская Зосимова мужская пустынь. С настоятелем
пустыни игуменом О.Серафимом (Семилетовым) заключен
4
договор, где определены ведущие направления совместной
деятельности.
Художественно-
эстетическое
В Концепции модернизации Российского образования особое
внимание акцентируется на подготовке разносторонне
развитой личности гражданина, ориентированной в
традициях отечественной и мировой культуры.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и
практики художественно-эстетического воспитания как
важнейшему средству формирования отношения к
действительности, средству нравственного и умственного
воспитания, то есть как средству формирования всесторонне
развитой, духовно богатой личности.В связи с этим особую
актуальность приобретает воспитание у школьников
художественного вкуса, формирования у них творческих
умений, осознание ими чувства прекрасного.
Нравственно-
трудовое
Развитое трудовое сознание способствует формированию в
человеке трудолюбия, его нравственных черт, умение
соотносить свои потребности и формы их удовлетворения с
объемом и качеством личного труда.
Декоративно-
прикладное
Декоративно прикладное искусство является одним из
факторов гармонического развития личности. Посредством
общения с народным искусством происходит обогащение
души ребенка. Прививается любовь к своему краю. Народное
искусство хранит и передает новым поколениям
национальные традиции и выработанные народом формы
эстетического отношения к миру. Познав красоту народного
творчества, школьник испытывает положительные эмоции,
на основе которых возникают более глубокие чувства
радости, восторга, восхищения.
5
Спортивно-
оздоровительно
е
Использование возможностей школы и местного социума по
укреплению и сохранению физического, психологического,
социального и духовного здоровья школьников.
Историко-
краеведческое
Становление личности невозможно без осознания
преемственности к определенной культурно-исторической
общности. Историческое сознание личности помогает
ориентироваться в настоящем, определять направления в
будущем, помогает ощутить себя в историко-культурном
процессе, осознать преемственность поколений, свою
историческую идентичность. Важную роль в формировании
исторического сознания играет историческое краеведение.
Краеведческий материал, как более близкий и знакомый,
усиливает конкретность и наглядность восприятия
учащимися исторического процесса и оказывает
воспитывающее значение. Значительные исторические
события, рассматриваемые через призму данной конкретной
личности, становятся более понятными, приобретают особое
воспитательное и образовательное значение.
Новизна данного опыта заключается в том, что впервые осуществляется
комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию личности
школьников через погружение в русско-народные обычаи и традиции.
Русская традиционная культура – создающая и связывающая мощь. В связи с
этим педагогическим коллективом МБОУ СОШ №31 и представителями
местного социума
было принято решение положить в ядро
духовно-
нравственного воспитания подрастающего поколения – русские традиции.
Знание русских традиций дает возможность подрастающему поколению по-
новому взглянуть не только на историческое прошлое своих предков, но и
очиститься от всего фальшивого. Работа в данном направлении позволила
заинтересовать,
познакомить,
приобщить
школьников
к
исторически
6
сложившимся традициям, обратить внимание на здоровье, очистить душу и
тело, воспитать хороший вкус, манеры, твердость, духовно-нравственно
обогатить, защитить от отрицательного влияния растущее поколение.
В основании русской цивилизации находятся традиционные национальные
ценности. Если мы хотим понять, что же такое русская национальная культура,
нужно изначально разобраться в историческом формировании, традиционных
ценностях русского человека, понять ментальную закономерность ценностей
русского народа.
Ведущей целью работы стало:
формирование духовно-нравственной личности через приобщение к
отечественным культурным, гражданским и патриотическим традициям в
условиях сельской школы через модель сетевого взаимодействия.
Задачи:
целенаправленно и систематически приобщать учащихся к истокам
народной культуры;
формировать у школьников черты русского характера: трудолюбие,
честность, смекалку, коллективизм,милосердие, взаимопонимание;
развивать художественный вкус и культуру обучающихся на примерах
духовных традиций русского народа.
Педагогическая целесообразность опыта работы.
7
В настоящее время в детско-юношеской среде происходит постепенное
размывание духовно-нравственных ценностей, на смену которым приходит
культ силы, богатства, получения удовольствия любыми средствами. Причины
многих бед, настроений в жизни детей и подростков заключается в незнании
ими смысла жизни, в неумении отделить «хорошее от плохого», в неумении
определить
нравственные
ценности
жизни.
Сейчас,
когда
современная
цивилизация постоянно разрушает многие культурно-нравственные ценности
нашего народа, знание русских традиций дает возможность подрастающему
поколению по-новому взглянуть не только на историческое прошлое своих
предков, но и увидеть истинные ценности, формирующие русский характер и
самобытность.
Исследованием данной проблемы занимались С.Шмаков, Н.И. Дегтярева, М.Н.
Матвеева, И.Н. Васильева, Н.П. Горохова, Б.Т.Лихачев. Они считали, что
изучение
традиционной
народной
культуры
России
в
образовательном
процессе способствует развитию у детей исторической памяти, их духовно-
нравственному воспитанию и формированию эмоциональной отзывчивости на
прекрасное в окружающей действительности, становлению творческих качеств
личности. Б.Т. Лихачев выделяет в качестве актуальной проблемы определение
“путей наиболее эффективного и целесообразного внедрения, воплощения идеи
народности, национального духа каждого народа, в практику воспитания и
образования детей”.
Работа школы по духовно-нравственному образованию с опорой на
отечественные традиции и ценности призвана обогатить знания, расширить
кругозор обучающихся в области исторического прошлого нашего Отечества,
воспитать их на примерах мудрости нашего народа, а также развить
интеллектуальные способности школьников, чувство гордости за культурно-
историческое прошлое русского народа.
8
Дидактические принципы
Принцип деятельности – новые знания вводятся не в готовом виде, а
через самостоятельное открытие их обучающимися.
Принцип целостного представления о мире – при введении нового
материала раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями
окружающего мира.
Принцип вариативности – формирование у школьников умения
осуществлять свой собственный выбор и предоставления им возможности
выбора.
Принцип творчества – процесс воспитания сориентирован на
приобретение у подрастающего поколения собственного опыта
творческой деятельности.
Принцип непрерывности - обеспечение причинно-следственных связей
между всеми ступенями воспитания.
Формы проведения мероприятий:
по количеству обучающихся: коллективные, групповые, индивидуальные;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: беседы, лекции,
практикумы, праздники, выставки, экскурсии, конкурсы, конференции,
фестивали, акции, форумы;
по дидактической цели: практические мероприятия, комбинированные
формы занятий.
Сроки работы по теме «Чтоб жили русские традиции», представленные в
опыте,2014-2015 учебный год и 2015-2016 учебный год.
Возраст обучающихся: 6.5-15 лет.
Целевая аудитория:
учащиеся МБОУ СОШ №31,педагогический состав образовательной
организации, социальные партнеры.
Содержание работы в 2014-2015 учебном году.
9
I.Гражданско-патриотическое-2014-2015.
Мероприятия
Партнеры
Сроки
Результат
1.Военные династии.
Круглый стол «Династия
Пастушиных».
воинская часть
55443
п/о Плеханы.
Сентябрь 2014
Воспитание
патриотизма на
личном примере
офицеров и солдат
инженерных войск
п/о Плеханы.
2. О подвиге во имя
спасения Отечества (о
полководцах):
Александр Васильевич
Суворов.
Рассказ о полководце в
музее воинской части
55443 п/о Плеханы.
воинская часть
55443
п/о Плеханы.
Октябрь 2014
Воспитания чувства
гордости за страну,
родной край и героев
Родины
3.Нам дороги эти
позабыть нельзя
(Посещение участников
Великой Отечественной
войны и тружеников
тыла на дому).
Совет ветеранов
Александровского
района,
воинская часть
55443
п/о Плеханы.
Ноябрь 2014
Воспитывать чувство
патриотизма,
посредством встреч и
рассказов о войне и о
героях войны.
4.Присяга на верность
службы Отечеству.
Присутствие на присяге в
воинской части 55443
п/оПлеханы.
Воинская часть
55443
п/о Плеханы.
Декабрь
2014
Воспитание любви к
родному Отечеству.
5.«Мы всегда на страже».
Участие в учениях солдат
воинской части 55443
п/о Плеханы.
Воинская часть
55443
п/оПлеханы.
Февраль
2015
Обучение воинскому
искусству.
6.«Враг напал на мирную
страну»- познавательная
викторина по великим
битвам прошедшей
войны.
Совет ветеранов
Александровского
района, воинская
часть 55443
п/о Плеханы.
Март 2015
Воспитание чувства
гордости и уважения
к прошлому своего
Отечества, к славным
страницам прошлого,
любовь и уважение к
людям, которые
прошли Великую
Отечественную
войну.
7.Правоведческий
марафон «Юности
Фемидовы начала».
МДУДО
Александровский
районный центр
дополнительного
образования
«Дар».
Март 2015
Формирование
правовой культуры,
активной
гражданской
позиции, повышение
правовой
10
грамотности.
8.Операция «Обелиск».
Администрация
Следневского
сельского
поселения
Апрель-
май 2015
Благоустройство
территории вокруг
Обелисков.
9.Проведение урока-
мужества «Память души
и сердца» к
Международному дню
несовершеннолетнего
узника фашизма.
Совет ветеранов
великой
Отечественной
войны
Александровского
Района.
11 апреля 2015г.
(Международный
день освобождения
узников
фашистских
концлагерей)
Воспоминание одной
из самых страшных
трагедий Великой
Отечественной
войны-трагедии
бывших
несовершеннолетних
узников фашистских
концлагерей.
10. «Золотая каска».
Воинская часть
55443
п/о Плеханы.
Апрель
2015
Воспитание у
подростков
гражданственности и
патриотизма,
духовно - волевых и
физических качеств;
развитие навыков
командного
взаимодействия.
11. Военно-
патриотическая игра
«Зарница».
Воинская часть
55443
п/о Плеханы.
Май2016
Развитие духовно-
нравственных
качеств, чувства
гражданственности и
патриотизма;
воспитание чувства
товарищества,
взаимопомощи и
умения работать в
команде
(коллективе);
развитие инициативы
и самостоятельности
у подростков на
основе спортивно-
игровой
деятельности;
12.Проект « Как один за
Родину мы встали»
(участники Великой
Отечественной войны и
труженики тыла из
родного поселка)
Подготовка
транспарантов в акции
«Бессмертный полк».
Совет ветеранов
Александровского
района;
родственники
участников
Великой
Отечественной
войны и
тружеников тыла
Май 2015
Воспитание активной
гражданской позиции
детей, чувство
патриотизма,
уважительное
отношение к
ветеранам Великой
Отечественной
войны, чувство
11
из родного
поселка.
гордости за
героическое прошлое
своего народа
II.Духовно-образовательное 2014-2015
Мероприятия
Партнеры
Сроки
Результат
1.Литературно-
познавательный час
«Мы в ответе за тех,
кого приручили».
Экологическая
библиотека
г.Александров.
Октябрь 2014
Привитие любви к
домашним
питомцам.
2.Библия – книга
жизни. Заповеди.
Свято-Успенский
женский монастырь
г. Александров.
Ноябрь 2014
Учащиеся должны
усвоить, что в
Библии изложены
законы (заповеди),
которые являются
правилами в жизни
человека.
3.О подвиге во имя
спасения Отечества (о
полководцах):
житие святого
благоверного князя
Александра Невского,
житие святого Федора
Ушакова.
Православная воинская
часть 55443 п/о
Плеханы.
Декабрь 2014
На примерах
людей святой
жизни,
являющихся
полководцами,
показать, как мы
должны
относиться к
своему Отечеству
4.О святых земли
Александровской:
Корнилии и Лукиане
Александровских.
Стефане и Варлааме
Махрищских.
Лукианова пустынь,
Свято-Троицкий
Стефано-Махрищский
Ставропигиальный
женский монастырь.
Январь 2015
На примерах
святых местно-
чтимых показать
учащимся те
идеалы чистоты и
правильности
жизни, которые
были им
свойственны.
5.О земной жизни
Богородицы.
Совместно со Свято-
Смоленской Зосимовой
пустынью (Смоленская
Богоматерь);
Страстная Богоматерь
Свято-Успенский
женский монастырь
г. Александров.
Январь 2015
Учащиеся должны
усвоить, что жизнь
Богородицы –
образец жизни для
человека.
6Житие Святых.
Проект «Сергий
Радонежский-совесть
русской нации».
Московская духовная
академия, г.Сергиев-
Посад.
Февраль-2016
Способствовать
формированию
интереса к истории
нашей страны,
чувства гордости
за свой народ;
12
побудить
задуматься о
добром отношении
к жизни, о
желании творить
добро.
7.Проект «Когда все
вместе и душа на
месте».
Семейный клуб
«Родной причал».
Март 2015
Развитие интереса
к истории своей
семьи, семейным
традициям,
способствовать
воспитанию
чувства любви и
гордости за свою
семью.
8.Беседа
«Соизмеряй мысли и
дела».
Храм святых
благоверных князей
Бориса и Глеба
с.Волохово
Александровского
района
(священник о.Леонид
(Ковадло).
Март 2015
Воспитание на
примерах из
православной
литературы
благоразумным
поступкам, делам,
привитие
житейской
мудрости.
III.Историко-краеведческое 2014-2015
Мероприятия
Партнеры
Сроки
Результат
1.
Муниципальный
конкурс «Знатоки
отечественной истории».
Управление
образования
администрации
Александровского
района.
Февраль 2015
Изучение юбилейных
страниц и дат
отечественной истории.
3.Конференция
«Отечество».
Клуб «Отечество»
г. Александров.
Ноябрь 2014
Умение собирать
материал по
краеведению. Написание
докладов и выступление
на аудиторию.
5.Конференция
«Строгановские чтения».
Клуб «Отечество»
г. Александров.
Март 2015
Умение собирать
материал по
краеведению. Написание
докладов и выступление
на аудиторию
6.«Стромиловские
чтения».
Клуб «Отечество»
г. Александров.
Октябрь 2014
Умение собирать
материал по
краеведению. Написание
докладов и выступление
на аудиторию.
13
7.Проект «Пять веков
Российской истории
(Александровская
слобода)».
Государственный
историко-
архитектурный и
художественный
музей-заповедник
«Александровская
слобода».
Сентябрь 2014
Знакомство с историей
Александровского
Кремля 1513-2013.
8.Проект «Памятники и
мемориалы моего
родного края».
Краеведческий
отдел
центральной
библиотеки
г. Александров.
Октябрь 2014
Сбор теоретической
информации по теме
проекта, посещение
памятников и
мемориалов родного
края, презентация
проекта.
9.Проект
«Достопримечательности
родного края».
Краеведческий
отдел
центральной
библиотеки
г. Александров.
Декабрь 2014
Изучение и посещение
достопримечательностей,
архитектурных
памятников Арсаковской
земли. Защита проекта.
10.Известные люди
России в истории
родного края.
Краеведческий
отдел
центральной
библиотеки.
г. Александров.
Ноябрь 2014
Изучение материалов по
краеведению, сбор
информации и
оформление стенда.
VI.Нравственно-трудовое 2014-2015
Мероприятия
Партнеры
Сроки
Результат
1.Ремонт кабинета ОПК.
Семейный клуб
«Родной
причал».
Май-июль 2014
Косметический
ремонт кабинета
ОПК.
2.Ремонт школьной
мебели.
Семейный клуб
«Родной
причал».
В течение года.
Воспитание
бережливости и
трудолюбия.
3.Акция «Покормите
птиц». Изготовление
кормушек для зимующих
птиц.
Семейный клуб
«Родной
причал».
Ноябрь-декабрь
2014
Привитие любви и
заботы к
окружающему нас
миру природы.
4.Изготовление стендов
для кабинета по ОПК.
Семейный клуб
«Родной
причал».
Январь - февраль
2015
Изготовление
стендов:
«Арсаковская школа
и святыни родного
края»,
«Храм благоверных
князей Бориса и
Глеба», с.Волохово.
5.Операция «Забота»
изготовление
скворечников.
Семейный клуб
«Родной
причал»
Апрель 2015
Привитие любви и
заботы к
окружающему нас
14
миру природы.
6.Проект «Красота вокруг
нас» (природный
ландшафт).
Семейный клуб
«Родной
причал»
Апрель, май, июнь
2015
Формирование
эстетического
отношения к
внешнему виду
школьного двора.
7.Организация и
проведение субботников
по уборке пришкольной
территории.
Семейный клуб
«Родной
причал».
Апрель 2015
Воспитание
трудолюбия.
8.Обкос школьной
территории.
Семейный клуб
«Родной
причал»
Май, сентябрь
2015
Формирование
эстетического
отношения к
внешнему состоянию
школьного двора.
9.Разбивка клуб на
территории школы.
Семейный клуб
«Родной
причал»
Май-июнь
2015
Формирование
эстетического
отношения к
внешнему состоянию
школьного двора.
10.Опиливание деревьев
в школьном саду.
Семейный клуб
«Родной
причал»
Май 2015
Формирование
эстетического
отношения к
внешнему состоянию
школьного двора.
V.Художественно-эстетическое -2014-2015
Мероприятия
Партнеры
Сроки
Результат
1.«Храм Божий на горе
мелькнул».
Хор православной
студии «Чистая душа».
Высшая
Свято-Зосимова
певческая школа.
Храм святых
благоверных
князей Бориса и
Глеба с.Волохово
Александровского
района.
Сентябрь 2014
Знакомство с
памятниками
архитектуры своей
малой Родины.
2.Литературно-
музыкальная
композиция «Очей
очарованье».
Музей сестер М.И
и А.И. Цветаевых.
Октябрь 2014
Восхищение
красотой русской
поэзии, музыка и
природы.
3.Посещение выставок
Музея-усадьбы
Первушина
г. Александров.
Музей-усадьба
Первушиных.
1 раз в четверть
Привитие любви к
живописи.
4.Сокровища
Александровской
слободы.
Государственный
историко-
архитектурный и
художественный
музей-заповедник
Ноябрь 2014
«Чтобы воспринять
культурные
ценности во всей их
полноте, необходимо
знать…процесс их
15
«Александровская
слобода».
созидания,
заложенную в них
«культурную память
»…
Д.С.Лихачев,
академик
5.Посещение зала
камерной музыки.
Музей сестер М.И
и А.И. Цветаевых
1 раз в месяц
Воспитание любви к
классической
музыке.
6.Конкурс рисунков
«Красота Божьего мира»
Изостудия
«Палитра».
Октябрь 2014
Развитие творческих
способностей, любви
к основам
православной
культуры.
7.«Нравственная сила
женщины».
Древние русские
обычаи. Лекция с
элементами беседы.
Храм святых
благоверных
князей Бориса и
Глеба с.Волохово
Александровского
района.
Декабрь 2014
Воспитание на
обычаях наших
предков девочек,
девушек: обуздание
всякого своеволия,
устранение всех
поводов и случаев к
соблазнам;
стремление к
правде, благочестию,
любви, терпению,
кротости.
8.«Рождество Христово»
Хор православной
студии «Чистая душа».
Свято-Смоленская
Зосимова мужская
пустынь.
08.01.2015
Познакомить детей с
историей праздника
Рождества Христова,
раскрыть его смысл,
познакомить детей с
традициями и
обычаями народной
культуры.
9.«А мы Масленицу
провожаем».
Хор православной
студии «Чистая душа».
Высшая
Свято-Зосимова
певческая школа.
Храм святых
благоверных
князей Бориса и
Глеба с.Волохово
Александровского
района.
Март 2015
Изучение русских
православных
традиций.
10.Литературно-
музыкальная
композиция «Я родилась
крылатой».
Музей сестер М.И
и А.И. Цветаевых.
Февраль 2015
Чувство гордости за
известных
соотечественников.
11.Библионочь
«По следам фильмов-
сказок режиссера
А.А.Роу»
(Театрализованное
Александровская
центральная
библиотека.
22.04.2015
Знакомство с
фильмами-сказками
(«Морозко», «По-
щучьему веленью»,
«Варвара краса,
16
представление).
длинная коса»).
режиссера А.А.Роу,
развитие
сценического
мастерства
12.«Пасхальная радость»
Хор православной
студии «Чистая душа».
Высшая
Свято-Зосимова
певческая школа.
Храм святых
благоверных
князей Бориса и
Глеба с.Волохово
Александровского
района.
4.05.2015
Воспитывать
интерес к духовной
жизни русской
нации; организовать
непосредственное
участие детей в
народных обрядах,
праздниках.
13. «Стожары» -
Мусатовский праздник
детской литературы на
родине писателя
д.Лизуново
(Александровский
район).
Музей сестер М.И
и А.И. Цветаевых.
14.05.2015
Познание общения с
творческими людьми
как радость и
наслаждение.
14.Праздник «Краски
лета».
Арсаковский СДК
1 июня 2015
Организация
активного досуга
учащихся.
VI.Спортивно- -оздоровительное 2014-2015
Мероприятия
Партнеры
Сроки
Результат
1.Познавательная
беседа. «Рецепты
здорового питания».
Медицинская
амбулатория
д.Арсаки.
Октябрь 2014
Закрепить у детей знания о
законах здорового
питания; убедить их в
необходимости и важности
соблюдения режима
питания; учить детей
выбирать самые полезные
продукты для здорового,
рационального питания.
2.«День сильных
телом и духом»
Спортивный
клуб «Аида».
1 раз в четверть
Привлечение учащихся к
занятиям различными
видами спорта.
3. Спортивно-
познавательный
праздник «Подвижные
игры народов мира».
Спортивный
клуб «Аида».
Октябрь 2014
Знакомство с историей и
правилами игр народов
Мира с последующей
апробацией их на
практике.
4.Спортивный
праздник «Зимние
забавы».
Спортивный
клуб «Аида».
Январь
2015
Познакомить учащихся с
зимними забавами
русского народа.
5.Круглый стол
«Поговорим о
взаимопонимании».
Семейный клуб
«Родной
причал»,
педагог-
Декабрь 2015
Развитие у учащихся
чувство взаимопонимания
, поддержки и
взаимовыручки.
17
психолог.
6. «Лыжня России».
Администрация
Алексанровского
района.
Февраль 2015
Развитие силы,
выносливости
.
7.Проект «Достанем из
истории ларца игры
для девицы и
молодца».
Спортивный
клуб «Аида».
Март 2015
Знакомство с русскими
народными играми.
8.Эстафета на приз
газеты «Голос труда».
ДСЮШ
г. Александров,
спортивный
клуб «Аида».
Май 2015
Развитие силы,
выносливости
.
9.Президентские
соревнования.
ДСЮШ
г. Александров,
спортивный
клуб «Аида».
Май 2015
Воспитание любви к
физической культуре и
спорту.
10.«Шиповка юных».
ДСЮШ
г. Александров,
спортивный
клуб «Аида».
Май 2015
Воспитание любви к
физической культуре и
спорту.
11.Проект «Кто любит
спорт, тот здоров и
бодр»
Спортивный
клуб «Аида».
Май-июль 2015
Воспитание любви к
физической культуре и
спорту.
VII.Декоративно-прикладное -2014-2015
Мероприятия
Партнеры
Сроки
Результат
1.
«Марья -
искусница».
Семейный клуб
«Родной причал».
Октябрь 2014
Знакомство с
русскими народными
промыслами,
духовное обогащение
личности,
формирование
эстетического
отношения к
искусству
(рукоделию).
2.«Деревянная игрушка»
Мастер-класс.
(Свистульки, матрешки).
Государственный
историко-
архитектурный и
художественный
музей-заповедник
«Александровская
слобода»,
Творческая
мастерская
г. Сергиев-Посад.
Декабрь 2014
Знакомство с
промыслом
деревянной игрушки
Владимирской
губернии.
3.Проект «Чудо чудное,
диво дивное»
Государственный
историко-
архитектурный и
художественный
Февраль 2016
Познакомились с
историей русского
костюма.
18
музей-заповедник
«Александровская
слобода»
ДДТ «ДАР»
(г. Карабаново).
4.Искусство резьбы по
дереву.
Столярная
мастерская
г.Сергиев-Посад
Март 2015
Изучили техники
резьбы по дереву.
5.Проект «Пасхальное
дерево».
Вознесенская
слобода.
г. Владимир.
Апрель 2015.
Изучение различных
техник окраски яиц.
6.«Светлый праздник
Пасхи»
Изостудия
«Палитра»
Май 2015
Знакомство с
техникой
торцевания.
7.Проект «Божья
коровка».
Семейный клуб
«Родной причал».
Май, июнб-2015.
Знакомство с
техникой лепки из
глины и гипса.
Содержание работы в 2015-2016 учебном году.
19
I.Гражданско-патриотическое-2015-2016
Мероприятия.
Партнеры
Сроки
Результат.
1.Военные династии.
Командир воинской
части, майор
И.В.Бандыш.
воинская часть 55443
п/о Плеханы.
Воинская часть
55443
п/оПлеханы.
Сентябрь 2015
Воспитание
патриотизма на
личном примере
офицеров и солдат
инженерных войск
п/о Плеханы.
2.О подвиге во имя
спасения Отечества (о
полководцах):
«Маршал Победы: Г.К.
Жуков»
(Экскурсия в музей
инженерных войск и
рассказы офицеров о
русских полководцах).
Воинская часть
55443
п/о Плеханы.
Октябрь 2015
Воспитания чувства
гордости за страну,
родной край и героев
Родины.
3.Нам дороги эти
позабыть нельзя
(Посещение участников
ВОВ и тружеников тыла
на дому).
Совет ветеранов
Александровского
района,
воинская часть
55443 п/о
Плеханы.
Ноябрь 2015
Воспитывать чувство
патриотизма,
посредством встреч и
рассказов о войне и о
героях войны.
4.Присяга на верность
службы Отечеству.
Присутствие на присяге
в воинской части 55443
п/о Плеханы.
Воинская часть
55443
п/о Плеханы.
Декабрь
2015
Воспитание любви к
родному Отечеству.
(Быть готовым встать
на его защиту).
5.«Мы всегда на страже».
Участие в учениях солдат
воинской части 55443
п/о Плеханы.
Воинская часть
55443
п/о Плеханы.
Февраль
2016
Обучение воинскому
искусству.
6.«Враг напал на мирную
страну». Встреча с
участниками военных
действий.
Совет ветеранов
Александровского
района, воинская
часть 55443
п/оПлеханы.
Март 2016
Воспитание чувства
гордости и уважения
к прошлому своего
Отечества, к славным
страницам прошлого,
любовь и уважение к
людям, которые
встали на защиту
Отечества.
7.Операция «Обелиск».
Администрация
Следневского
сельского
поселения.
Апрель-
май 2016
Благоустройство
территории вокруг
Обелисков.
8.Проведение урока-
мужества «Память души
и сердца» к
Международному дню
Совет ветеранов
великой
Отечественной
войны
11 апреля 2016г.
(Международный
день освобождения
узников
Воспоминание об
одной из самых
страшных трагедий
Великой
20
несовершеннолетнего
узника фашизма.
Александровского
Района
фашистских
концлагерей).
Отечественной
войны-трагедии
бывших
несовершеннолетних
узников фашистских
концлагерей
9. Муниципальный
конкурс «Золотая каска».
Воинская часть
55443
п/о Плеханы.
Апрель
2016
Ввоспитание у
подростков
гражданственности и
патриотизма,
духовных волевых
и физических
качеств, развитие
навыков командного
взаимодействия.
10. Военно-
патриотическая игра
«Зарница».
Воинская часть
55443
п/о Плеханы
Май 2016
Развитие духовно-
нравственных
качеств, чувства
гражданственности и
патриотизма;
воспитание чувства
товарищества,
взаимопомощи и
умения работать в
команде
(коллективе);
развитие инициативы
и самостоятельности
у подростков на
основе спортивно-
игровой
деятельности.
11.Проект « Как один за
родину мы встали»
(участники Великой
Отечественной войны и
труженики тыла из
родного поселка)
Подготовка
транспарантов к акции
«Бессмертный полк».
Совет ветеранов
Александровского
района;
родственники
участников
Великой
Отечественной
войны и
тружеников тыла
из родного
поселка.
Май 2016
Воспитание активной
гражданской позиции
детей, чувство
патриотизма,
уважительного
отношения к
ветеранам Великой
Отечественной
войны, чувства
гордости за
героическое прошлое
своего народа.
II.Духовно-образовательное 2015-2016
Мероприятия.
Партнеры
Сроки
Итоги работы
1. Праздник «Как
Семейный клуб
Октябрь 2015
Формирование
21
хорошо, что есть семья,
которая от бед любых
всегда хранит меня»
(семейные традиции).
«Родной причал»,
Свято-Смоленская
Зосимова мужская
пустынь
нравственной
культуры детей и
родителей,
воспитание
доброты и
взаимопонимания
в семьях
учащихся.
2.Круглый стол
« Знаете ли вы: это
интересно! »
(семейные традиции).
Семейный клуб
«Родной причал»
Ноябрь 2015
Расширение
кругозора
учащихся через
изучение
жизненного пути
старших членов
семьи.
3.О подвиге во имя
спасения Отечества (о
полководцах):
Житие святого Федора
Ушакова.
Православная воинская
часть 55443
п/о Плеханы.
Декабрь 2015
На примерах
людей,
причисленных к
лику святых,
являющихся
полководцами,
показать, как мы
должны
относиться к
своему Отечеству
4.О святых земли
Александровской.
Алексей Зосимовский
и Зосима
пустынножители.
Свято-Смоленская
Зосимова мужская
пустынь.
Январь 2016
На примерах
святых местно-
чтимых показать
учащимся те
идеалы чистоты и
правильности
жизни, которые
были им
свойственны.
5.Обсуждение книги
«Отцы-пустынники. 101
притча».
В сборник вошли
притчи о древних
старцах, живших
начиная с IV века. Этот
таинственный,
малознакомый нам мир
подвижников
открывается в их
мудрых поступках и
высказываниях.
Свято-Смоленская
Зосимова мужская
пустынь.
Февраль
2016.
Воспитание
смирению,
мудрости, доброте
и терпению.
6.Экскурсия в
Александровскую
слободу.
Государственный
историко-
архитектурный и
Апрель 2016
Знакомство с
традициями
празднования
22
Экспозиция «Светлый
праздник ПАСХИ».
художественный
музей-заповедник
«Александровская
слобода».
одного из главных
православных
праздников на
РУСИ-ПАСХИ.
III.Историко-краеведческое 2015-2016
Мероприятия
Партнеры
Сроки
Результат
1.Известные люди
России в истории
родного края.
Краеведческий
отдел
центральной
библиотеки.
г. Александров.
Сентябрь 2015
Изучение материалов по
краеведению, сбор
информации и оформление
стенда «Известные люди
России в истории родного
края».
2.
Районная
конференция по
краеведению
«Стромиловские
чтения».
Клуб
«Отечество»
г.Александров.
Октябрь2015
Умение собирать материал
по краеведению. Написание
докладов и выступление на
аудиторию.
3.Проект «Памятники и
мемориалы моего
родного края».
Краеведческий
отдел
центральной
библиотеки
г. Александров.
Октябрь 2016
Сбор теоретической
информации по теме
проекта, посещение
памятников и мемориалов
родного края. Защита
проекта.
4.Проект
«Достопримечательности
родного края».
Краеведческий
отдел
центральной
библиотеки
г. Александров.
Декабрь 2015
Изучение и посещение
достопримечательностей,
архитектурных памятников
Арсаковской земли.
Представление проекта.
5. Районный конкурс
«Знатоки отечественной
истории».
Клуб
«Отечество»
г. Александров
Февраль 2016
Изучение юбилейных
страниц и дат
отечественной истории.
6.Конференция
«Строгановские чтения».
Клуб
«Отечество»
г. Александров.
Март 2016
Сбор материала по
краеведению. Написание
докладов и выступление на
аудиторию.
23
IV.Нравственно-трудовое 2015-2016
Мероприятия
Партнеры
Сроки
Результат
1.Ремонт кабинета ОПК
Семейный клуб
«Родной
причал»
Май-июль 2015
Косметический
ремонт кабинета
ОПК
4.Изготовление стендов
для кабинета ОПК.
Семейный клуб
«Родной
причал»
Январь февраль
2016
Изготовление стенда
«Я все переживаю с
вами. Преподобный
Алексий
Зосимовский».
7.Организация и
проведение субботников
по уборке пришкольной
территории.
Администрация
Следневского
сельского
поселения.
Семейный клуб
«Родной
причал».
Апрель 2016
Воспитание
трудолюбия.
8.Разбивка клуб на
территории школы.
Семейный клуб
«Родной
причал».
Май-июнь
2016
Формирование
эстетического
отношения к
состоянию
школьного двора.
9.Обкос школьной
территории.
Семейный клуб
«Родной
причал».
Май, сентябрь
2016
Формирование
эстетического
отношения к
состоянию
школьного двора.
10.Проект «Красота
вокруг нас» (природный
ландшафт).
Семейный клуб
«Родной
причал».
Апрель, май, июнь
2016
Формирование
эстетического
отношения к
состоянию
школьного двора.
11.Акция «Покормите
птиц». Изготовление
кормушек для зимующих
птиц.
Семейный клуб
«Родной
причал»
Ноябрь-декабрь
2016
Привитие любви и
заботы к
окружающему нас
миру природы.
12.Операция «Забота».
Изготовление
скворечников
Семейный клуб
«Родной
причал»
Апрель 2016
Привитие любви и
заботы к
окружающему нас
миру природы.
13.Ремонт школьной
мебели.
Семейный клуб
«Родной
причал».
В течение года
Воспитание
бережливости и
трудолюбия.
24
V.Художественно-эстетическое -2015-2016
Мероприятие.
Партнеры
Сроки
Итоги работы
1.Посещение музея
игрушки г. Сергиев-
посад.
Семейный клуб
«Родной причал»
Сентябрь 2015
Развитие
любознательности в
изучении традиций и
культуры родной
земли с русскими
народными
промыслами
2.Интересные
страницы нашего края.
Александрова слобода
Государственный
историко-
архитектурный и
художественный
музей-заповедник «
Александровская
слобода»
Октябрь 2015
Изучение
национального
достояния России.
3.Посещение выставок
Музея-усадьбы
Первушина
г. Александров.
Музей-усадьба
Первушиных.
1 раз в четверть
Привитие любви к
прекрасному.
4.«И верой возродится
душа». Выставка работ
местного художника
А.В. Михайлова и
учащихся МБОУ СОШ
№31
( Храмы Арсаковско
земли).
Арсаковский СДК
Ноябрь 2015
Знакомство с
архитектурным
наследием родного
края, развитие
творческих
способностей
учащихся.
5.Посещение зала
камерной музыки.
Музей сестер М.И
и А.И. Цветаевых.
1 раз в месяц
Воспитание любви к
классической
музыке.
6.Конкурс рисунков
«Красота Божьего
мира»
Изостудия
«Палитра».
Октябрь
2015
Развитие творческих
способностей, любви
к православной
культуры.
7.Александровская
слобода.
«Струны русской
души».
Мастер-класс.
Государственный
историко-
архитектурный и
художественный
музей-заповедник
«Александровская
слобода»
Декабрь 2015
Знакомство с
историей
русских народных
инструментов.
8.«Рождество
Христово»
Хор православной
студии «Чистая душа»
Свято-Смоленская
Зосимова мужская
пустынь.
08.01.2016
Познакомить детей с
историей праздника
Рождества Христова,
раскрыть его смысл,
25
познакомить детей с
традициями и
обычаями народной
культуры.
9. Конкурс лирической
песни.
«И Россия, как
Аленушка, предстает
во всей красе».
Высшая
Свято-Зосимова
певческая школа.
Храм святых
благоверных князей
Бориса и Глеба
с.Волохово
Александровского
района
Февраль 2016
Воспитание любви к
русской народной
песни..
10.Сказание об осаде
Троице-Сергиева
монастыря.
Совместно с
Московской
духовной
академией.
Г.Сергиев-Посад
Март 2016
Научить
воспринимать
значимость и
красоту в делах и
поступках людей.
11.«Пасхальная
радость».
Хор православной
студии «Чистая душа».
Высшая
Свято-Зосимова
певческая школа.
Храм святых
благоверных князей
Бориса и Глеба
с.Волохово
Александровского
района.
19.04.2016
Воспитывать
интерес к духовной
жизни русской
нации; организовать
непосредственное
участие детей в
народных обрядах,
праздниках.
12.Библионочь
«Люблю березку
русскую».Мастер-
класс.
Александровская
центральная
библиотека.
Апрель 2016
Привить любовь к
родной природе.
13.Праздник
«Стожары» -
Мусатовский праздник
детской литературы на
родине писателя
д.Лизуново
(Александровский
район).
Музей сестер М.И
и А.И. Цветаевых
14.05.2016
Познание общения с
творческими людьми
как радость и
наслаждение.
14.Праздник «Вот и
лето пришло».
Арсаковский СДК
1 июня 2016
Организация
активного досуга
учащихся.
VI.Спортивно- -оздоровительное 2015-2016
Мероприятия
Партнеры
Сроки
Результат.
1.
«Скажем: «Нет»
вредным
привычкам».
ФАП,
п/о Плеханы.
Октябрь 2015
Актуализировать и развить
знания учащихся о
здоровье и здоровом
образе жизни;
формировать навыки
26
самостоятельного анализа
и оценки предлагаемой
информации; воспитывать
активную жизненную
позицию, ответственное
отношение к своему
здоровью.
2.Турнир по
баскетболу.
ДСЮШ
г. Александров,
спортивный
клуб «Аида».
Ноябрь 2015
Развитие силы,
выносливости, чувства
коллективизма.
3.Шахматный турнир.
ДДТ «Дар»
г. Карабаново.
Декабрь 2015
Развитие внимания, мышления
.
4.«День сильных
телом и духом».
Спортивный
клуб «Аида».
1 раз в четверть
Привлечение учащихся к
занятиям различными видами
спорта.
5. Лыжня России»
Администрация
Алексанровского
района.
Февраль 2016
Развитие силы,
выносливости,
чувства коллективизма.
6.Первенство района
по волейболу.
ДСЮШ
г. Александров.
Март 2016
Развитие силы,
выносливости,
чувства коллективизма
7.Эстафета на приз
газеты «Голос труда».
ДСЮШ
г. Александров.
Май 2016
Развитие силы, выносливости.
8.Президентские
соревнования.
ДСЮШ
г. Александров.
Май 2016
Воспитание любви к
физической культуре и
спорту.
9.«Шиповка юных»
ДСЮШ
г. Александров.
Май 2016
Воспитание любви к
физической культуре и
спорту.
VII. Декоративно-прикладное -2015-2016
Мероприятия
Партнеры
Сроки
Результат
1.«Каравай, шире двери
открывай!»
Традиции и обряды
русского гостеприимства.
Государственный
историко-
архитектурный и
художественный
музей-заповедник
«Александровская
слобода»
Октябрь 2015
Знакомство с
приготовлением
русского каравая,
обрядами русского
гостеприимства.
2.«Путешествие из
прошлого в настоящее»
Русский музей.
Посещение музей
Открытого фонда
(Русская
декоративно-
прикладное
искусство)
Декабрь 2015
Углубить и
расширить знания о
достоянии
российской
культуры.
3.Утварь крестьянской
избы.
(Посещение музея
УТЮГА, г. Переславль-
Залесский)
Музей «Русский
парк» г.
Переславль-
Залесский.
Январь 2016
Знакомство с
укладом и
деревенским бытом
русской деревни.
4.Посещение экспозиции
Государственный
Март 2016
Знакомство с
27
«Гончарная мастерская».
историко-
архитектурный и
художественный
музей-заповедник
«Александровская
слобода»
гончарным ремеслом.
(Известные мастера
гончарного дела
Александровской
слободы).
5.Проект «Пасхальное
дерево».
Вознесенская
слобода.
г. Владимир.
Апрель 2016.
Изучение различных
техник окраски яиц.
6.Проект «Царевна -
лягушка».
Май –июнь 2016.
Знакомство с
техникой лепки из
глины и гипса.
Результаты (достижения [3]) духовно-нравственному воспитанию через
модель сетевого взаимодействия с опорой на отечественные традиции и
ценности
осуществляются
на
основе
использования
системы
объективных
критериев,
представленных
нравственно-духовными
и
количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах, проектах;
- готовность к образованию и саморазвитию;
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- уважение к русским традициям;
- национальное самосознание;
- патриотизм и любовь к свой малой Родине;
28
- доброта,честность,.милосердие, трудолюбие.
Количественные параметры:
- включенность каждого учащегося, педагога, представителей социума в
реализацию программ, проектов, КТД, акций, праздников, концертов;
- качество и уровень проведенных мероприятий в рамках реализации
программ,проектов, КТД, акций, праздников, концертов;
- отслеживание результативности в выполнении программ,проектов,
КТД, акций, праздников, концертов.
Формы подведения итогов:
- отчетные мероприятия по каждому направлению;
- участие в выставках, конкурсах, конференциях, фестивалях разного
уровня (школьных, районных, городских, областных, всероссийских,
международных);
- защита и обсуждение готовых проектов.
29
ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ.
1.
Формирование семейных ценностей.сост. Г.Г. Моргулец.- Волгоград:
Учитель,2011.
2.
5Авторская программа воспитательной работы «Семья» школы №3
3.
Абашкин, А.А Предки русских в древнем мире/А.А. Абашкин.-
4.
М.:,2001.
5.
Бергина, Н.А. Игрушечки/Н.А. Бергина. –М.:Культура и традиции, 2000
6.
1. С. К. Кожохина «Путешествие в мир искусства»: Программа развития
детей
дошкольного
и
младшего
школьного
возраста
на
основе
изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 192 с.
7.
Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-
этнографический источник / Г.С. Маслова. - М., 1978. - 142 с. Просина С.
8.Русский сарафан / С. Просина // Народное творчество. - 2009. - №3. С.28-31.
9. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Авт. -
сост.: Н. Сосина, И. Шагина. - СПб.: Искусство - СПб ”, 1998. - 400 с., ил.
10.Детям о традициях народного мастера :учебно-метод. пособие/под ред. Т.Я.
Шпикаловой.-М.:Владос,2001.
11.Программы
факультативных
курсов
по
искусству
для
общеобразовательных школ.-М.:Просвещение,1991.
12.Петров, В.М. Летние, осенние, зимние, весенние, праздники, игры и забавы
для детей/В.М. петров, Г.М. Гришина, Л.Д. Коротков.-М.:Сфера.1999.
13.Побединская. Л.А. Праздник для друзей6сб.сцерариев/Л.А. Побединская,-
М.:Сфера,1999.
14.Семенова, М.Мы – слявяне!6 популярная
энциклопедия/М. Семенова.
СПб.:азбука-Терра. 1999.
15.Федотов, Г.Я.Большая энциклопедия ремесел/Г.Я. Федотов.-М.:Эксмо.2008.
16.Чудесные мгновения: журн.-2004-200
30