Напоминание

"Каждый ребёнок особенный-все дети равные"


Автор: Растегаева Оксана Павловна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ №Школа№70"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Каждый ребёнок особенный-все дети равные"
Раздел: начальное образование





Назад




ПРОЕКТ

«Каждый ребёнок

особенный, все дети-

равные»

Автор:Растегаева О.П.

Учитель нач.классов

МБОУ «Школа№70»

Г.Казань.

RASTEGAEVAOKC1981@MAIL/RU

Задачей воспитателя и учителя остаётся приобщить

всякого ребёнка к общечеловеческому развитию и

сделать из него человека раньше, чем им овладеют

гражданские отношения.

Описание проблемы, на решение которой направлена разработка.

По мере взросления особенного ребёнка проблем не становится меньше, но они приобретают

социальную окраску. Опросы родителей показывают, что заботы о ребёнке дошкольнике связаны

с его общим уходом, питанием, сном и поведением ,но чем старше он становится встаёт вопрос о

его профессиональным определением и отношением с окружающими.

Многие годы дети с ОВЗ и обычные ученики не пересекались в стенах школы. Инклюзивное

образование призвано изменить ситуацию, дать такую возможность особенным детям .Но пока не

может повлиять на нас самих. На нас, которые живут полной жизнью и ничем не ограничены.Мы

редко задумываемся о том, что действия, которые мы совершаем ежедневно и по инерции

(поднимаемся по лестнице, завязываем шнурки)особенным людям недоступны. Мы так долго

жили в параллельных мирах, что чаще всего не знаем даже , как общаться с ребёнком, который не

похож на остальных.

До сих пор ученики встретив особенного ребёнка на своём пути в коридорах школы впадают в

ступор и скорее пройдут мимо, нежели станут помогать. И это не равнодушие, а банальное

незнание , страх и стыд.

Между тем, особенный ребёнок мечтает о ростом: быть на равных с обычными детьми, то есть

посещать мероприятия проходящие в школе и за её пределами. Общаться, делиться новостями и

дружить со сверстниками. И конечно посещать уроки со своими одноклассниками. Простыми

словами быть полноценными членами социума. И как раз это является для них жизненно

необходимым. Ведь физические недостатки- не синоним умственной отсталости. И конечно будет

неправильным отношение, указывающие ребёнку на то, что он не такой ,как другие. Дети с

ОВЗ ,повзрослев, признаются, что не чувствовали себя инвалидами до тех пор ,пока им не указало

на это общество.

Таким образом, усилия должны быть направлены на социальную адаптацию и создание условий

для состыковки общества и ребёнка с ОВЗ.

Цель и задачи разработки.

Целью проекта является воспитание особенного ребёнка в соответствии с потребностью в

признании , не ограничивая его в общении и взаимодействии с другими детьми и взрослыми.

Благоприятным типом такого воспитания считается «принятие и понимание»со стороны

педагогического коллектива и одноклассников. Которые помогают освоить ребёнку с ОВЗ

школьное пространство ,поддерживают проявления самостоятельности и независимости, и

главное становятся непосредственными участниками преодоления всех барьеров. Из всего выше

сказанного вытекают конкретные задачи для педагога, начавшего работать с ребёнком с ОВЗ.

Очевидно, что должна проводиться кропотливая, серьезная работа с родителями особенного

ребёнка. Необходимо помочь им осознать важность обучения в группе, помочь преодолеть

неуверенность, страхи и волнение.

Подготовить обычных детей к приходу в класс ребёнка с ОВЗ. Научить проявлять милосердие,

дружелюбие и доброту. Организовать образовательный процесс таким образом, чтобы было

комфортно всем его участникам.

Для преодоления всех порогов педагогу тоже надо вооружиться психологическими,

педагогическими и медицинскими знаниями и раскрыть возможности их использования .

Реализация разработки.

Вся работа должна быть скоординирована таким образом, чтобы помочь семье с ребёнком с ОВЗ.

Обеспечить поддержку индивидуального и семейного развития и защиту прав всех членов семьи и

образовательного процесса. Важно оказывать помощь в естественном окружении ребёнка, то есть

в семье и в классе. Работа в данном направлении- забота не только специалистов органов

образования и системы социальной защиты населения. Сами родители должны воспитывать в

обществе стремление морально поддерживать семью, делать все для лучшего понимания их

проблем, способствовать устранению всех препятствий , мешающих успешному социальному

развитию и адаптации, обучению ребёнка с ОВЗ.

При этом родители и специалисты, работающие с особенными детьми, должны опираться на те

функции, которые у ребёнка остаются сохранными, то есть более совершенными и лучшим

образом развитыми.

Мой личный опыт.

Сентябрь 2018 года. Мы перешли во второй класс. За неделю до учебного года, я узнала , что в

наш класс переведена девочка с ОВЗ . Она была оставлена во втором классе по просьбе

родителей ,учитывая право на пятилетнее обучение в начальной школе по АОП.

Конечно, узнав, что в моём классе будет учиться особенный ребёнок, я, признаться , испугалась.

Не имея представления о том, какие способности развиты, а какие ограничены у этого ребёнка .До

этого момента она была только на домашнем обучении. Я днём и ночью думала о том, чем могу

помочь и что дать этому ребёнку. После эмоций пришло время планировать и начинать работать.

Первым делом, нужно было познакомиться с семьёй. Узнать о их целях и планах. Оказалось, что

разногласий нет и все готовы помогать друг другу. Единогласно решили, что ребёнок будет

посещать школу , хотя бы в те дни, когда это удобно родителям .Учитывая, что папа работает в

три смены, а у мамы грудная малышка на руках.

Не лишним будет сказать ,что наша школа полностью оборудована и позволяет осуществлять

инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению, слуху и

опорно- двигательной системе. И у многих учителей есть уже положительный опыт работы с

особыми детьми. Есть даже успешные выпускники!

Теперь надо было подготовить детей в классе. Я провела несколько бесед и классных часов, чтобы

дети заранее знали о проблемах и возможностях людей с ОВЗ. Принесла книгу о Нике Вуичиче,

который родился без всех конечностей, а сегодня имеет семью, троих детей, занимается

серфингом и путешествует по всему миру!

Оказалось, что в моём классе учатся самые добрые дети, Они приняли Аришу так, как будто знали

её всегда. С первых дней ей понравилось учиться в школе и все наши с родителями опасения

испарились.

Конечно были трудности. У меня определенная нагрузка, расхождения в расписании и рабочих

сменах, в семье Ариши трое дочерей и все требуют внимания родителей не меньше чем она. Но я

считаю, несмотря ни на что , мы справились. Арина отлично адаптировалась. Она посещает

уроки, все внеклассные мероприятия вместе с классом ,хорошо учиться и тянется к знаниям. Мы в

свою очередь участвовали в благотворительной ярмарке(дети своими руками шили ёлочные

игрушки из фетра).

Полученный опыт показывает, что совместные усилия администрации школы, педагогического

коллектива, родителей и учеников, могут решить большинство проблем, связанных с

социализацией ребёнка с ОВЗ .В итоге особенные дети смогут составить достойную конкуренцию

своим сверстникам и поймут ,что имеют большие возможности самореализации в жизни.

Мы стараемся изменить жизнь особенных людей, но в итоге они меняют нас .И это действительно

так. Их присутствие делает нашу жизнь ярче, объёмнее, интереснее.

Целевая группа.

Проект рассчитан на организацию работы целой экосистемы, которой окружён ребёнок с ОВЗ.

Наладить взаимодействие со всеми участниками, занимающими определенные в ней места. Это

социальные педагоги, юристы, мед.работники, соседи и друзья, воспитатели, учителя и ученики.

И ещё на создание группы поддержки в составе учителя, тьютора, учеников и школьного

психолога Эта группа должна помочь внедрить новые формы, виды и технологии адаптированной

программы , как особым , так и обычным детям.

Автор практики.

Растегаева Оксана Павловна, учитель нач.классов ,классный руководитель 2 «Г» МБОУ «Школа

№70» г.Казань.

Результаты.

Отзыв о работе учителя начальных классов Растегаевой Оксаны Павловны.

Немало опытных учителей работают в школе, для которых характерны трудолюбие,

любознательность, настойчивость, деловитость и, пожалуй, самое главное - влюблённость в

свою профессию, чувство ответственности к своей работе.

Один из таких учителей работает в МБОУ «Школа №70» Кировского района, г.Казани -

это классный руководитель 2 «Г» класса Растегаева Оксана Павловна.

Она доброжелательна, поэтому учащиеся не боятся к ней обращаться, просить помощи и

совета, любит своё дело, которому отдаёт себя сполна. И эту любовь к предметам она всегда

старается передать детям. На её уроках всегда интересно и разнообразно. Это видно по

отношению

детей

к

предметам,

которые

она

преподаёт.

Педагог

проявляет

свою

действительную любовь к детям, находит к каждому индивидуальный подход.

Оксана Павловна, нашла подход и к Арине , к ребенку с ограниченными возможностями

здоровья, она уделяет ей много сил и времени.

Рядом с ней Арина, чувствует – настоящего друга, умного, доброго и мудрого. Педагог с

большим опытом работы. Начальная школа это база для дальнейшего обучения, как говорится

«что посеешь, то и пожнешь»! А сеет она любовь к знаниям! Она очень быстро нашла подход к

девочке и к ее родителям. Арина с удовольствием посещает школу. Оксана Павловна, сделала

все, чтобы дети в классе воспринимали Арину, как полноценного ученика и заботятся о ней,

всячески ей помогая.

Всегда улыбчивая и приветливая, беспокойная и неутомимая в работе, пользующаяся

любовью учеников.

На родительских собраниях она очень тактично, корректно поднимает острые вопросы,

при этом не ущемляет достоинство учеников и родителей. Всегда готова внимательно

выслушать, тактично и грамотно разрешить наши сомнения, дать умный и добрый совет, вселить

уверенность.

Педагог – психолог Закирова А.А.

Отзыв

Мы ,родители Ахмеровой Арины ученицы 2 «Г» кл .школы №70,2018-2019 уч. г., хотим

выразить огромную благодарность классному руководителю 2 «Г» кл. Растегавой Оксане

Павловне за внимание и заботу проявленную к нашей дочери ,за то, что смогла увидеть и

раскрыть возможности Арины в учебном процессе.

Арина ребёнок- инвалид, диагноз ДЦП, очень добрая и отзывчивая девочка, но в силу

обстоятельств рекомендовано обучение на дому. Так сложилось ,что Оксана Павловна- третий

кл .руководитель в жизни Арины и мы были настроены бороться за права нашей дочери.

Знакомство с Оксаной Павловной и классом, прошло на удивление легко(Арина переживает ,как

её воспримут, долго привыкает к новым знакомствам),дети сразу потянулись к ней, без всяких

стеснений. За это отдельная благодарность Оксане Павловне ,она грамотно подготовила детей и

доступно рассказала о новой ученице,что бы не было неловких моментов.

Первую четверть Арина как положено обучалась на дому, но с трепетом ждала мероприятия,

чтобы увидеться с классом .Заметив это, Оксана Павловна предложила приводить Арину на пару

занятий. Мы долго не соглашались, беспокоились за Арину, сможет ли? Высидит ли? Успеет ли за

другими ?Не устанет ли? Но в интересах дочери, мы решили попробовать. Ведь ей нужно

общаться со сверстниками, узнать каково это быть в школе, на перемене, на уроке. Благодаря

Оксане Павловне, Арина смогла влиться в коллектив класса, она помогла адаптироваться в

непростой ситуации. Сейчас Арина с нетерпением ждёт день когда пойдёт в школу ,где её ждут и

не видят в ней «особенного ребёнка».Только после посещения школы Арина начала с

удовольствием выполнять дом. задания, научилась объяснять. Делать выводы и применять знания

на практике, больше стала интересоваться об окружающем нас мире, но самое главное у Арины

появился интерес к самостоятельности ,поверив в свои силы и возможности. Всего этого бы не

было без чуткого, внимательного, вмеру строгого, грамотного преподавателя Растегаевой Оксаны

Павловны.

С уважением и благодарностью семья Ахмеровых!!!

Возможность трансляции данного опыта в другие образовательные учреждения.

Я очень надеюсь, что мои взгляды на обучение и воспитание ребёнка с ОВЗ кому то

пригодятся .Ведь мы часто задаем себе вопрос: «Как правильно и гармонично развивать

детей?».Хотим быть уверенными в том, что наши маленькие ученики, когда вырастут, будут

успешными в жизни. Верим в этой всей душой, чувствуем в глубине своего сердца. Поэтому хочу

дать несколько советов.

Если к вам класс пришёл ребёнок с ОВЗ, то будет хорошо, если его будет сопровождать тьютор.

Не нужно опасаться присутствия постороннего человека на уроках, просто заранее обговорите

условия совместной работы. Так вы сохраните свои силы и здоровье.

Особое значение имеет распорядок дня и режим обучения. Смена событий и изменения в

повседневной жизни могут напугать или расстроить «особенного» ребёнка, поэтому стоит их

избегать или предупредить заранее.

Постарайтесь добиться вовлеченности в деятельность на уроке большей части учеников.

Используйте разные методики и подходы. Чаще хвалите, чем критикуйте.

Важно знать сильные и более развитые стороны ребёнка с ОВЗ. Оценить способности не трудно.

Можно расспросить самого ученика или родителей. За одно узнайте, чему хотели бы научить

ребёнка в первую очередь и каких добиться результатов.

Всегда планируйте свою деятельность. Так будет легче вам и детям.

План работы

с детьми с ограниченными возможностями здоровья

в МБОУ«Школа №70»

на 2018-2019 учебный год

п/п

Мероприятие

Ответственные

1.

Диагностика, выявления детей с ОВЗ

Мед.работник

2.

Создание банка данных детей с ОВЗ

Мед. Работник

Соц.педагог

3.

Изучение состояния здоровья, возможностей детей с ОВЗ

по карте ИПР.

Мед.работник

Кл.руководитель, соц.педагог,

зам.директора по НМР

4.

Составление плана работы с детьми с ОВЗ

Соц.педагог

5.

Коррекционно-развивающая работа

педагог-психолог

6.

Профилактическая работа

педагог-психолог

7.

Составление программы индивидуального обучения

учащихся с ОВЗ, организация обучения на дому

Зам.директора по НМР

8.

Определение уровня и своевременности проведения

индивидуальных занятий с обучающимися

Зам.директора по НМР

9.

Индивидуальные и групповые консультации для

педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Педагог-психолог,

кл.руководители, учителя-

предметники

10.

Изучение личности учащихся с ОВЗ

Кл.руководитель,

педагог-психолог

11.

Изучение семьи (семейных отношений) детей с ОВЗ

Кл.руководитель, соц.педагог

12.

Изучение интересов и способностей учащихся с ОВЗ

Кл.руководитель,

13.

Вовлечение учащихся с ОВЗ во внеурочную деятельность

Кл.руководитель, соц.педагог

14

Отслеживание прохождения учебных программ

Зам.директора по НМР

15.

Контроль за организацией питания учащихся с

ограниченными возможностями

Соц.педагог

16.

Индивидуальные консультации психолога для родителей

детей с ОВЗ.

Педагог-психолог

17.

Изучение уровня адаптации детей с ОВЗ

Педагог-психолог

18.

Изучение микроклимата в классных коллективах, в

которых обучаются дети с ОВЗ.

Кл.руководитель,

педагог-психолог

19.

Контроль за успеваемостью детей с ОВЗ. Оказание

своевременной помощи в обучении детей с ОВЗ

Кл.руководитель

20.

Консультации по вопросам воспитания, социальной

адаптации

Педагог-психолог,

кл.руководители, соц.педагог

21.

Помощь в организации летнего отдыха и оздоровления

детей с ограниченными возможностями.

Соц.педагог

22.

Мониторинг уровня здоровья

Мед.работник

23.

Формирование толерантности отношения в обществе к

проблемам детей с ОВЗ

Кл. руководители, педагоги,

специалисты, общественность

1 сентября 2018 года

Общее фото с классом 1 сентября.

Первый урок в школе.

Урок технологии.

Урок физической культуры.

Поездка с классом в планетарий.

Поездка с классом на спектакль «Петрушка»



В раздел образования