Напоминание

Приём "извлечения" в коммуникативно-творческих играх с дошкольниками на материале фольклора


Авторы: Рыбак Евгения Владимировна, Евгения Владимировна Рыбак
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАОУ ПО ИРО г. Севастополя
Населённый пункт: Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: Приём "извлечения" в коммуникативно-творческих играх с дошкольниками на материале фольклора
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПРИЁМ «ИЗВЛЕЧЕНИЯ» В КОММУНИКАТИВНО-ТВОРЧЕСКИХ ИГРАХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРА

Рыбак Евгения Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент.

ГАОУ ПО «Институт развития образования»города Севастополя.

Ключевые слова:

коммуникативная педагогика, коммуникативно-творческая игра,

метод

извлечения, детское творчество, игровая деятельность, детский фольклор; речевое, социально-

коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Краткая аннотация. В статье предложены варианты проведения коммуникативно-

творческих игр с дошкольниками с использованием

метода «извлечения», которые

предполагают обыгрывание и творческую авторскую интерпретацию содержания малых

форм фольклора. Методика опирается на подходы, описанные в коммуникативной

педагогике, в системе элементарного музицирования К. Орфа. Игры предназначены для

реализации образовательных областей социально-коммуникативное развитие и развитие

речи, художественно-эстетическое и познавательное развитие.

Дошкольное образование, пожалуй, одно из самых интенсивно развивающихся

уровней образования. Последние нормативные документы, определяющие тенденции этого

развития, достаточно ёмко отражают те процессы, которые происходят в современном

динамично меняющемся мире. Интеграция образовательных областей, заявленных в ФГОС

ДО предполагает, что воспитатель должен обладать широчайшим спектром компетенций,

позволяющим сочетать проверенные временем, традиционные методы и приёмы работы с

детьми и технологии, которые постоянно возникают, накапливаются в дошкольной

педагогике, проходят проверку временем, обогащая и совершенствуя процесс дошкольного

образования.

В данной статье мы предлагаем рассмотреть понятия «коммуникативно-творческая

игра» и «метод извлечения», которые являются элементами коммуникативной педагогики, и,

на наш взгляд позволяют создать некое интегративное поле, практически для всех

образовательных областей в дошкольном образовании.

Методика разработана на основе синтеза ряда уникальных педагогических

технологий и систем (народной педагогики, вальдорфской педагогики, идей и технологий

развивающего обучения, ТРИЗ, эйдетики и т.п.) в процессе подготовки диссертационного

исследования [4]. Позднее технология дорабатывалась нами в практике многолетнего

взаимодействия с дошкольниками и их родителями.

Идея создания коммуникативно-творческих игр опирается, в первую очередь, на

подходы, описанные в системе элементарного музицирования К. Орфа [2], с которой автор

статьи познакомился ещё в конце двадцатого века, посетив семинары В.А. Жилина [3].

Современные

исследователи,

специалисты

в

области

дошкольного

музыкального

воспитания, безусловно, так же применяют идеи К. Орфа в своей работе.

Однако, в нашем случае, акценты сделаны не на музыкальную сторону данной

системы, а на коммуникативную и речевую составляющую.

Это ничуть не умаляет

достоинств элементарного музицирования,

но создаёт предпосылки для включения

богатейшего спектра творческих находок для развития речи и творческого потенциала

дошкольников. Более того, именно идеи народной педагогики, на которых строится система

ЭМ, на наш взгляд, предлагают множество идей для работы в образовательной области

«социально-коммуникативное развитие». Кроме прочего, очень значимо, что в целом, в

технологии используются идеи ТРИЗ [1].

В предыдущей статье мы рассмотрели понятия коммуникативная педагогика,

коммуникативная дидактика и предложили основные алгоритмы, правила и принципы

организации и проведения коммуникативно-творческих игр.

Приём (а, возможно, и метод!) «извлечения», который мы предлагаем рассмотреть

как технологическую возможность

использования целого спектра всех деталей и

содержательных

элементов

текста,

его

содержательного

«пространства»,

позволяет

использовать содержание любого произведения, как «питательную среду» для детского

творчества.

Рассмотрим

вариант коммуникативно-творческой игры с применением

метода

извлечения при знакомстве со скороговоркой «Ехал Грека». (Ехал Грека через реку, видит

Грека, в реке рак. Сунул руку в реку Грека. Рак за руку Греку – цап).

Сначала текст проговаривает воспитатель, а затем он разучивается, проговаривается

от имени разных героев. И здесь тоже нет «застывших во времени» образов. Дети могу сами

придумать любого героя игры и проговорить текст скороговорки от имени этого героя,

сопровождая своё «говорение» какими либо образными движениями.

Воспитатель может спросить: «Кто увидел Греку»? Дети придумывают ответы.

Сначала его увидела, например, Сова, сидящая на дереве. Текст озвучивается от имени Совы

– суетливо, боязливо, глухо, таинственно. Затем можно проговорить текст от имени

Кузнечика, Сильного Ветра или Маленького Ветерка, Водяного. Увидеть Греку с высоты

птичьего полёта может Орёл или Ястреб. Текст в данном случае произносится размерено,

величаво, свысока.

Как показывает практика, дети с удовольствием включаются в игру, поскольку

чувствуют себя свободно, никто не боится сказать что-то «не правильно» или не так, как

нужно. Все варианты – верные! Это чрезвычайно важно. Дети говорят все вместе (а не по

отдельности, поднимая, как в школе, руки, в ожидании, кого выберет педагог). Да, рабочий

шум в этом случае имеет место быть, но зато, в процессе развития речи участвуют все дети.

Затем воспитатель в ходе коммуникативно-творческой игры может предложить

каждому ребёнку представить, как бы он сам ехал, скакал через реку? (быстро, медленно/,

галопом). Какая была река? (Широкая, шумная, быстрая). Какой была вода в реке? (Тёплая,

холодная, очень холодная, ледяная). Какой Грека? Важный, большой, сильный, грозный

храбрый или щуплый, хилый, слабый, трусливый.

Затем

можно

придумать,

какими

жестами,

звуковыми

жестами,

в

какой

последовательности можно сопровождать текст скороговорки. Один из детей придумывает

движения, остальные повторяют их.

Игра выходит на новый уровень. Дети начинают выяснять, какой у Греки конь?

Какого цвета? Какого размера? Какие у него копыта? Если Конь музыкальный? Как он

скачет в гору (восходящая интонация) Скачет с горы (нисходящая интонация). Конь, может

быть с крыльями (Пегас). Как он летит через реку?

После этого можно перейти к творческой игре с ритмами. Можно спросить, какой

ритм выбивают копыта коня? Можно придумать ритмический рисунок, прохлопать,

исполнить – на барабане, на бубне, других шумовых инструментах. Дети должны стараться,

чтобы у каждого был свой собственный ритм. Таким образом, игра развивает не только

творческие способности, но и память.

Метод «извлечения» может помочь воспитателю повторить пройденное. Например,

можно спросить о том, в какое время суток ехал Грека? Утром, днём, вечером или ночью? В

какое время года? В какую погоду? В какой стране, близ какого города? Как называется река,

через которую ехал Грека. (Дети могут перечислить много городов, рек, которые они знают).

Если дети в группе любят петь, то в итоге игры можно придумать и исполнить оперу

или оперетту «Грека и Рак», частушку, песню в народном стиле (на мотив русской народной

песни «Ах, вы сени, мои сени»). Безусловно, здесь так же не требуется никакого заучивания.

Только импровизация.

Предлагаем читателям попробовать самим применить метод извлечения, используя

различные малые формы фольклора – загадки, потешки, пословицы, поговорки.

Например, потешку «Свинка Ненилка сыночка хвалила: то-то хорошенький, то-то

пригоженький! Ходит бочком. Ушки - торчком, хвостик крючком, а носик пятачком».

Вопросы могут быть очень разными. Какая была Ненилка? Каким голосом она

хвалила сыночка? Кто увидел и стал передразнивать свинку? (Волк, три поросёнка, Радуга-

дуга, отражение

свинки в луже). В такой игре очень многое зависит от опыта и

начитанности

воспитателя

и

от

того,

с

какими

литературными

и

фольклорными

произведениями знаком ребёнок. А так же от того, насколько развито воображение и

творческая фантазия участников коммуникации.

Таким образом, реализуя идеи коммуникативной педагогики, можно использовать в

работе по реализации образовательных областей «речевое развитие, социально-личностное

развитие» и других коммуникативно-творческие игры, которые позволяют воспитателю

свободно и непринуждённо общаться с детьми, развивать их творческие и коммуникативные

способности. Отличительным свойством для проведения данных игр является применение

метода извлечения, который позволяет творчески использовать

содержание, детали и

нюансы каждого фольклорного (авторского) произведения как уникальную основу для

коммуникативного развития детей.

Литература.

1.

Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательных

задач / Генрих Альтшуллер. - М., 2007. - 400 с.

2.

Баренбойм Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М.,

1978. – 360 с.

3.

Жилин, В. А. Речевые упражнения [Текст]: В.А. Жилин. – Екатеринбург,1997. – 42 с.

4.

Рыбак Е. В. Эмоционально насыщенная образовательная среда как средство

коммуникативного развития старших дошкольников: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01

: Архангельск, 2001 158 c.



В раздел образования