Напоминание

Развитие координационных способностей у детей с нарушением слуха по средствам адаптивной физической культуры.


Автор: Евгений Семенович Чилочи
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ С К ШИ №37
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие координационных способностей у детей с нарушением слуха по средствам адаптивной физической культуры.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




У глухих и слабослышащих детей потеря слуха приводит к нарушению развития

всех сторон речи, а в ряде случаев к полному ее отсутствию (Богомильский М.Б., 1985;

Мастюкова Е.М., 1997), что ограничивает возможности мышления, отражается на

особенностях поведения – замкнутость, нежелание вступать в контакт (Пономарева З.А.,

1998; Черненко Т.Е., 1998). Потеря слуха часто сопровождается поражением

вестибулярного аппарата, что негативно отражается на двигательной сфере ребенка.

Характерными проявлениями является нарушение статического

и динамического равновесия, точности движений, пространственной ориентировки,

способности усваивать заданный ритм движений (Байкина Н.Г., Сермеев В.П., 1991).

Потеря слуха у детей сопровождается в 62% случаев дисгармоничным физическим

развитием, в 44% - дефектами опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие), в

80% - задержкой моторного развития. Сопутствующие заболевания наблюдаются у 70%

глухих и слабослышащих детей.

Таким образом, актуальность темы высока, так как координационные способности

представляют собой свойства организма к согласованию отдельных элементов движения

в единое целое для решения конкретных двигательных задач по воспитанию и коррекции

двигательных способностей у глухих и слабослышащих детей.

Примерные комплексы упражнений для развития координационных

способностей

Гимнастика с основами акробатики.

Прохождение усложненной полосы препятствий, включающей

быстрые кувырки (вперед, назад), кувырки по наклонной плоскости; преодоление

препятствий: прыжком с опорой на руку, безопорным прыжком,

быстрым лазанием, вспомогательными отталкиваниями от боковой опоры;

ударами ногой (правой, левой) о мишень, подвешенную на разной высоте;

прохождение полос препятствий с использованием гимнастического материала

(акробатические упражнения, упражнения на снарядах – по типу «круговой

тренировки», комбинированные выполнения акробатических упражнений

и упражнений на снарядах).

Развитие координационных способностей у глухих и слабослышащих детей

средствами АФК

Лыжная подготовка.

Преодоление полосы препятствий с изменяющимся направлением движения,

режимом работы и биомеханической структурой двигательных действий, рельефом

местности; комплексы упражнений на ограниченной опоре (с изменением центра

тяжести тела по отношению к опоре, с разной амплитудой движения

и скоростью выполнения); передвижения по ограниченной площади опоры;

упражнения на дифференцировку мышечных усилий, перераспределения

массы тела на различные его звенья; упражнения на лыжах – повороты в движении,

спуски по неровному склону (на одной и двух лыжах); спуски парами, взявшись за

руки; спуски с подниманием предметов, лежащих вдоль трассы.

Легкая атлетика.

Специализированные комплексы упражнений на развитие координации

(разрабатываются на основе учебного материала разделов «Гимнастика» и

«Спортивные игры»).

Баскетбол.

Акробатические упражнения (двойные и тройные кувырки вперед и назад);

бег с «тенью» (повторение движений партнера); бег по рейке гимнастической

скамейки, по гимнастическому бревну равной высоты; прыжки по

разметкам с изменяющейся амплитудой движения; броски малого мяча

в стену одной (двумя) рукой с последующей его ловлей после отскока от стены

(пола); ведение мяча между стоек; ведение мяча с изменяющейся по

команде скоростью и направлением передвижения; ведение теннисного мяча.

Волейбол.

Двойные – тройные кувырки вперед и назад; группировки в приседе, сидя,

лежа на спине; перекаты в группировке из положений сидя, упора присев;

передача мяча над собой на месте, с продвижением вперед и назад по

ограниченной площадке; передача мяча сверху двумя руками в стену с

изменением высоты передачи (стоя на месте и в сочетании с перемещениями);

прыжки с подкидного мостика с имитацией удара и блока; прыжки по

разметкам с различной амплитудой движения; передача мяча в «стенку» на

точность из положения полуприседа и сидя на полу, стоя с поворотами

и прыжками; броски малого мяча в стену с последующей ловлей после отскока от

стены, от пола (упражнение выполняется в максимально возможном

темпе в чередовании с различными исходными положениями).

Упражнения на развитие координационных способностей

Большинство координационных упражнений воздействует на

координационные и двигательные способности, а также влияют на качество освоения

конкретного навыка. Их преимущественное воздействие на определенную способность

или двигательный навык определяется только методической направленностью этих

упражнений.

Примерная продолжительность координационных упражнений в ходьбе и беге - 10-40

м. Исключения составляют упражнения, выполнение которых специально оговорено, и

упражнения, сопряжено развивающие координационные способности и выносливость.

Оптимальное количество координационных упражнений в одном уроке 3-6.

В статье описываются циклические упражнения для развития координационных

способностей относящиеся к этапам начального и углубленного разучивания

двигательных действий.

Ввиду большой доступности учитель физической культуры может включать

координационные упражнения в домашнее задание.

Упражнения

в

ходьбе.

1. Ходьба на носках, ноги прямые.

2. Ходьба прогнувшись, крадучись, на носках.

3. Ходьба на наружных сводах стопы.

4. Ходьба на пятках.

5. Ходьба в полуприседе

6. Ходьба с различным положением рук.

7. Ходьба на носках.

8. Ходьба с последовательным изменением положения рук.

9. Сочетание ходьбы ходьбой на носках.

10. Сочетание обычной ходьбы с ходьбой на носках, на пятках,

в полуприседе.

11. Ритмическая ходьба под счет учителя.

12. Ходьба с высоким подниманием бедра.

13. Ходьба по разметкам.

14. Ходьба на носках в коридоре.

15. Ходьба в различном темпе.

16.Ходьба с изменением направления.

Упражнения

в

беге

1.

Бег с изменением направления по указанию учителя.

2.

Бег по различным участкам дорожки.

3.

Бег на носках.

4.

Бег с прыжками.

5.

Бег на месте.

6.

Бег с изменением скорости.

7.

Бег из различных исходных положений.

8.

Челночный бег.



В раздел образования