Автор: Евгений Семенович Чилочи
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ С К ШИ №37
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие координационных способностей у детей с нарушением слуха по средствам адаптивной физической культуры.
Раздел: среднее профессиональное
У глухих и слабослышащих детей потеря слуха приводит к нарушению развития
всех сторон речи, а в ряде случаев к полному ее отсутствию (Богомильский М.Б., 1985;
Мастюкова Е.М., 1997), что ограничивает возможности мышления, отражается на
особенностях поведения – замкнутость, нежелание вступать в контакт (Пономарева З.А.,
1998; Черненко Т.Е., 1998). Потеря слуха часто сопровождается поражением
вестибулярного аппарата, что негативно отражается на двигательной сфере ребенка.
Характерными проявлениями является нарушение статического
и динамического равновесия, точности движений, пространственной ориентировки,
способности усваивать заданный ритм движений (Байкина Н.Г., Сермеев В.П., 1991).
Потеря слуха у детей сопровождается в 62% случаев дисгармоничным физическим
развитием, в 44% - дефектами опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие), в
80% - задержкой моторного развития. Сопутствующие заболевания наблюдаются у 70%
глухих и слабослышащих детей.
Таким образом, актуальность темы высока, так как координационные способности
представляют собой свойства организма к согласованию отдельных элементов движения
в единое целое для решения конкретных двигательных задач по воспитанию и коррекции
двигательных способностей у глухих и слабослышащих детей.
Примерные комплексы упражнений для развития координационных
способностей
Гимнастика с основами акробатики.
Прохождение усложненной полосы препятствий, включающей
быстрые кувырки (вперед, назад), кувырки по наклонной плоскости; преодоление
препятствий: прыжком с опорой на руку, безопорным прыжком,
быстрым лазанием, вспомогательными отталкиваниями от боковой опоры;
ударами ногой (правой, левой) о мишень, подвешенную на разной высоте;
прохождение полос препятствий с использованием гимнастического материала
(акробатические упражнения, упражнения на снарядах – по типу «круговой
тренировки», комбинированные выполнения акробатических упражнений
и упражнений на снарядах).
Развитие координационных способностей у глухих и слабослышащих детей
средствами АФК
Лыжная подготовка.
Преодоление полосы препятствий с изменяющимся направлением движения,
режимом работы и биомеханической структурой двигательных действий, рельефом
местности; комплексы упражнений на ограниченной опоре (с изменением центра
тяжести тела по отношению к опоре, с разной амплитудой движения
и скоростью выполнения); передвижения по ограниченной площади опоры;
упражнения на дифференцировку мышечных усилий, перераспределения
массы тела на различные его звенья; упражнения на лыжах – повороты в движении,
спуски по неровному склону (на одной и двух лыжах); спуски парами, взявшись за
руки; спуски с подниманием предметов, лежащих вдоль трассы.
Легкая атлетика.
Специализированные комплексы упражнений на развитие координации
(разрабатываются на основе учебного материала разделов «Гимнастика» и
«Спортивные игры»).
Баскетбол.
Акробатические упражнения (двойные и тройные кувырки вперед и назад);
бег с «тенью» (повторение движений партнера); бег по рейке гимнастической
скамейки, по гимнастическому бревну равной высоты; прыжки по
разметкам с изменяющейся амплитудой движения; броски малого мяча
в стену одной (двумя) рукой с последующей его ловлей после отскока от стены
(пола); ведение мяча между стоек; ведение мяча с изменяющейся по
команде скоростью и направлением передвижения; ведение теннисного мяча.
Волейбол.
Двойные – тройные кувырки вперед и назад; группировки в приседе, сидя,
лежа на спине; перекаты в группировке из положений сидя, упора присев;
передача мяча над собой на месте, с продвижением вперед и назад по
ограниченной площадке; передача мяча сверху двумя руками в стену с
изменением высоты передачи (стоя на месте и в сочетании с перемещениями);
прыжки с подкидного мостика с имитацией удара и блока; прыжки по
разметкам с различной амплитудой движения; передача мяча в «стенку» на
точность из положения полуприседа и сидя на полу, стоя с поворотами
и прыжками; броски малого мяча в стену с последующей ловлей после отскока от
стены, от пола (упражнение выполняется в максимально возможном
темпе в чередовании с различными исходными положениями).
Упражнения на развитие координационных способностей
Большинство координационных упражнений воздействует на
координационные и двигательные способности, а также влияют на качество освоения
конкретного навыка. Их преимущественное воздействие на определенную способность
или двигательный навык определяется только методической направленностью этих
упражнений.
Примерная продолжительность координационных упражнений в ходьбе и беге - 10-40
м. Исключения составляют упражнения, выполнение которых специально оговорено, и
упражнения, сопряжено развивающие координационные способности и выносливость.
Оптимальное количество координационных упражнений в одном уроке 3-6.
В статье описываются циклические упражнения для развития координационных
способностей относящиеся к этапам начального и углубленного разучивания
двигательных действий.
Ввиду большой доступности учитель физической культуры может включать
координационные упражнения в домашнее задание.
Упражнения
в
ходьбе.
1. Ходьба на носках, ноги прямые.
2. Ходьба прогнувшись, крадучись, на носках.
3. Ходьба на наружных сводах стопы.
4. Ходьба на пятках.
5. Ходьба в полуприседе
6. Ходьба с различным положением рук.
7. Ходьба на носках.
8. Ходьба с последовательным изменением положения рук.
9. Сочетание ходьбы ходьбой на носках.
10. Сочетание обычной ходьбы с ходьбой на носках, на пятках,
в полуприседе.
11. Ритмическая ходьба под счет учителя.
12. Ходьба с высоким подниманием бедра.
13. Ходьба по разметкам.
14. Ходьба на носках в коридоре.
15. Ходьба в различном темпе.
16.Ходьба с изменением направления.
Упражнения
в
беге
1.
Бег с изменением направления по указанию учителя.
2.
Бег по различным участкам дорожки.
3.
Бег на носках.
4.
Бег с прыжками.
5.
Бег на месте.
6.
Бег с изменением скорости.
7.
Бег из различных исходных положений.
8.
Челночный бег.