Напоминание

Влияние культуры художественного слова на воспитание культурно-гигиенических навыков детей в раннем возрасте.


Автор: Редькина Галина Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад %47
Населённый пункт: Нижегородская область, г Заволжье
Наименование материала: Влияние культуры художественного слова на воспитание культурно-гигиенических навыков детей в раннем возрасте.
Тема: Влияние культуры художественного слова на воспитание культурно-гигиенических навыков детей в раннем возрасте.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние культуры художественного слова на

воспитание культурно-гигиенических навыков

детей в раннем возрасте.

Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания

у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач

детского сада, - писала Н.К.Крупская – привить ребятам навыки,

укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки

перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы,

вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть

больше на свежем воздухе и так далее». Основой полноценного физического

развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам

здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни

важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры

гигиены.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры

поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук,

тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и

нормами человеческих отношений.

К числу основных условий успешного

формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально

организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.

В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет

взрослая оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение об

отдельных поступках и поведении ребенка. Необходимо широко

пользоваться положительной оценкой действий ребенка: одобрением,

поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в

дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.

Художественное слово имеет большое влияние на развитие

языка ребенка. Малыши учатся родному языку на забавных прибаутках,

поговорках, потешках, пестушках, загадках, сказках.

Народные песенки, потешки, пестушки — прекрасный речевой

материал, который можно использовать, в режимные моменты, в обучающих

и совместных играх с детьми раннего возраста. Фольклор обогащает чувства

и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет

большую роль в нравственном и речевом развитии.

Художественное слово помогает

:

-развивать у ребёнка представления о том, что полезно и вредно для его

здоровья;

-развивать у детей первоначальное представление о частях своего тела и

элементарных способах обеспечения сохранности своего организма;

-формировать умение самостоятельно устранять непорядок в одежде;

-развивать культурно – гигиенические навыки и т. д.

Чтобы удачно применять художественное слово необходимо,

чтобы взрослый читал его наизусть, был эмоциональным, сохранял

зрительный контакт с ребёнком.

Для достижения положительных результатов применяем

практический показ, используем художественное слово: стишки, потешки,

поговорки.

Формирование элементарных навыков поведения за столом-

умение правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой,

салфеткой, не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не

разговаривать с полным ртом.

Во время завтрака, обеда используем такие

потешки:

Каша, каша, каша,

Кушает Наташа

Кушает Антошка,-

Съешь и ты немножко!

Формирование привычки следить за своим внешним видом-это

умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши,

насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место,

пользоваться расческой и носовым платком.

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Что мы делаем расческой?

Вите делаем прическу.

Витя в зеркало глядит:

Нет вихров – приятный вид.

Во время умывания обращаем внимание детей на

следующее:

Закатать рукава;

Смочить руки;

Взять мыло;

Намыливать до появления пены;

Смыть мыло;

Закрыть кран;

Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку.

Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

Ой лады, лады, лады.

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

Ты всегда перед едой

Руки чисто с мылом мой!

Также к концу учебного года дети должны сами одеваться и раздеваться, в

определённой последовательности, складывать вещи, следить за своим

внешним видом, замечать непорядок в одежде и устранять его при

небольшой помощи взрослых.

Вот они сапожки:

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

Если дождик пойдет,

Наденем калошки.

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

А такие стишки мы читаем, когда одеваемся на

прогулку:

1,2,3,4,5.

Собираемся гулять

Будем быстро одеваться,

Не зевать и не толкаться,

Будем дружно играть

И друг другу уступать!

Уже к 3-м годам, дети должны знать место каждой вещи, игрушке и убирать

все на свои места. Во время этого также используем худ. слово:

Тили-бом, тили-бом,

Убираем весь наш дом,

Вот и кончилась игра,

Убирать нам всё пора,

Все игрушки ждут,

Когда их уберут.

Когда укладываем деток спать, мы также используем

художественное

слово

или поем колыбельную.

Тишина у пруда,

Не качается вода.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши.

Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ёжик.

Все вокруг спать должны,

Наши дети тоже.

Просыпаться после сладкого сна не всегда легко опять на помощь

приходят

стихи:

Просыпайся, глазок! Просыпайся, другой!

Поздороваться Солнышко вышло с тобой!

Посмотри, как оно улыбается!

Новый день, новый день начинается!

Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся?

Или

Потягуни-потягушечки

От носочков до макушечки.

Мы потянемся - потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растём, растём, растём!

Использование художественного слова и целенаправленная

работа по обучению детей гигиеническим навыком имеют свои

положительные результаты:

дети умеют играть, убирать игрушки, владеют навыками гигиены,

В итоге:

Особая роль в воспитании культурно – гигиенических навыков

принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у

детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Особое

внимание следует уделить игровому методу, потому что игра является

ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, посредством

игры ребенок лучше запоминает и устанавливает причинно – следственные

связи. Игра позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир



В раздел образования