Автор: Алсаев Олег Александрович
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №8"
Населённый пункт: г. Мирный, Республика Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: Инновационная деятельность мастера производственного обучения
Раздел: полное образование
Инновационная деятельность мастера производственного обучения
О.А. Алсаев, мастер производственного обучения,
МАОУ «СОШ №8» Республика Саха (Якутия), г. Мирный
Обучающиеся муниципального автономного образовательного учреждения «средняя
общеобразовательная школа №8» подавляющую часть учебного времени проводят со своим
мастером
производственного
обучения.
От
мастера
во
многом
зависит
степень
профессиональной подготовки его воспитанников. Уровень подготовки студентов будет
сказываться и на способности молодых рабочих – выпускников техникума более
рационально организовать свой труд и активно участвовать в совершенствовании
производственного процесса на предприятии. Воспитание обучающихся протекает, прежде
всего, в процессе обучения. Мастер производственного обучения на занятиях учебной
практики и во внеучебное время в значительной мере содействует формированию и
дальнейшему развитию личности студента.
Мастер производственного обучения является центральной фигурой в обучении и
воспитании обучающихся и именно от него зависит как студенты будут относится к
выбранной специальности.
Многообразие и сложность задач формирования нового человека делает проблемы
педагогического мастерства особенно актуальными для современной теории и практики
обучения и воспитания.
В педагогике понятие «инновационная деятельность» трактуется как деятельность,
основанная на осмыслении собственного педагогического опыта с целью достижения более
высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики.
Это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств,
направленных на повышение качества образования.
Одним из направлений инновационной деятельности является внесение изменений в
цели обучения. Инновации в целях обучения – это формирование общих компетенций,
включающих в себя различного рода способности, и профессиональных компетенций,
соответствующих основным видам профессиональной деятельности. Поэтому педагогам
необходимо
сформулировать
новые
цели
преподаваемых
дисциплин.
Например,
формирование профессиональной компетентности по специальности.
Инновационная цель образования заключается в создании благоприятных условий для
творчества, реализации природной сути и социальных потребностей человека.
С
целью
реализации
творческого
потенциала
и
формирования
общих
и
профессиональных компетенций студентов мастера производственного обучения включают
творческие задания во время учебной практики, а также осуществляют внеурочную работу,
проводят внеклассные мероприятия, кружки, предлагают и координируют участие в
конкурсах,
олимпиадах,
конференциях.
При
этом
мероприятия
несут
не
только
познавательный характер, позволяют студентам показать свои знания по специальности, но и
формируют, развивают творческое профессиональное мышление.
Инновации в целях обучения влекут за собой инновации в содержании. Поэтому
необходима разработка учебного материала с учетом новейших достижений науки, техники
и производства, междисциплинарных связей. Обновление профессиональной информации и
условий труда происходит непрерывно практически во всех областях: введение новых
методик и технологий, изобретение и внедрение приборов, применение информационных
технологий при выполнении должностных обязанностей и т.п. А порой издание учебников с
обновленной информацией допущенных Министерством образования РФ в качестве
учебных пособий для студентов среднего профессионального образования запаздывает,
поэтому следует не забывать дополнять материал занятий необходимыми новыми
сведениями.
При проведении занятий необходимо использовать активные и интерактивные методы
и формы обучения, которые ориентированы на широкое взаимодействие студентов не только
с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе
обучения. Наиболее часто на своих занятиях мастера производственного обучения
используют такие активные и интерактивные методы обучения, как проблемная лекция,
самостоятельная
работа
с
литературой,
коллективная
мыслительная
деятельность,
творческие задания,
метод проектов, а также обучение на основе использования
информационных технологий.
Преимущества применения информационных технологий на занятиях в средних
специальных учебных заведениях неоспоримы, но существуют и проблемы использования
информационных технологий в преподавании дисциплин и модулей. Анализ специальной
литературы и методической деятельности педагогов позволил выделить следующие:
-·недостаточная информационная компетентность педагогов (отсутствие навыков
работы за компьютером; быстрое обновление информационных технологий; а порой
нежелание стать активным участником процесса создания информационной образовательной
среды);
-·отсутствие готовых к использованию на занятиях материалов (не разработанность
программного обеспечения или необходимость корректировки и переделывания «под себя»);
- трудоемкость разработки уроков с применением информационных технологий
(сложность поиска и подготовки учебного материала, «нехватка» времени);
-·разобщенность, отсутствие обмена опытом между преподавателями специальных
дисциплин и мастерами производственного обучения.
Как указывалось выше мастер производственного обучения – это ведущая фигура при
подготовке профессионала. Сегодня от него требуются не только профессиональные знания
и навыки, но и высокая педагогическая культура, знание психологии, методики обучения.
Успешно работать мастером производственного обучения может только тот, кто
хорошо знает свою основную профессию, постоянно повышает свой кругозор и деловые
качества, кто любит детей и чувствует ответственность за их судьбу, кто может быть
хорошим организатором и постоянно служит для своих воспитанников хорошим примером.
Повышением квалификации мастера п/о должны заниматься регулярно, подбирая
курсы повышения квалификации самостоятельно, согласно профилю преподаваемых
дисциплин и потребностей в совершенствовании своих профессиональных компетенций.
С
целью
совершенствования
своего
профессионального
мастерства
мастера
производственного обучения проходят стажировку на предприятиях соответствующей
профессиональной направленности.
В результате стажировки педагоги приобретают
практический опыт в рамках преподаваемых профессиональных модулей, необходимый для
качественной подготовки востребованных и конкурентоспособных специалистов на рынке
труда.
Непрерывная работа и творческое проявление педагогов обязательно благоприятно
отразится на качестве обучения и конкурентоспособности выпускников средне специальных
учебных заведений.
Библиографический список
1.
Дмитриенко Т.В. Технологии, формирующие компетенции специалиста //
Специалист. – 2010. № 2. – С. 16-17.
2.
Сангаджиева З.И. О содержании понятия «Инновационная деятельность» в
образовательном процессе // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – №
1 (17). – С.123-127.
3.
Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании.
Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с. 12 – 13.