Напоминание

Инновационная деятельность мастера производственного обучения


Автор: Алсаев Олег Александрович
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №8"
Населённый пункт: г. Мирный, Республика Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: Инновационная деятельность мастера производственного обучения
Раздел: полное образование





Назад




Инновационная деятельность мастера производственного обучения

О.А. Алсаев, мастер производственного обучения,

МАОУ «СОШ №8» Республика Саха (Якутия), г. Мирный

Обучающиеся муниципального автономного образовательного учреждения «средняя

общеобразовательная школа №8» подавляющую часть учебного времени проводят со своим

мастером

производственного

обучения.

От

мастера

во

многом

зависит

степень

профессиональной подготовки его воспитанников. Уровень подготовки студентов будет

сказываться и на способности молодых рабочих – выпускников техникума более

рационально организовать свой труд и активно участвовать в совершенствовании

производственного процесса на предприятии. Воспитание обучающихся протекает, прежде

всего, в процессе обучения. Мастер производственного обучения на занятиях учебной

практики и во внеучебное время в значительной мере содействует формированию и

дальнейшему развитию личности студента.

Мастер производственного обучения является центральной фигурой в обучении и

воспитании обучающихся и именно от него зависит как студенты будут относится к

выбранной специальности.

Многообразие и сложность задач формирования нового человека делает проблемы

педагогического мастерства особенно актуальными для современной теории и практики

обучения и воспитания.

В педагогике понятие «инновационная деятельность» трактуется как деятельность,

основанная на осмыслении собственного педагогического опыта с целью достижения более

высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики.

Это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств,

направленных на повышение качества образования.

Одним из направлений инновационной деятельности является внесение изменений в

цели обучения. Инновации в целях обученияэто формирование общих компетенций,

включающих в себя различного рода способности, и профессиональных компетенций,

соответствующих основным видам профессиональной деятельности. Поэтому педагогам

необходимо

сформулировать

новые

цели

преподаваемых

дисциплин.

Например,

формирование профессиональной компетентности по специальности.

Инновационная цель образования заключается в создании благоприятных условий для

творчества, реализации природной сути и социальных потребностей человека.

С

целью

реализации

творческого

потенциала

и

формирования

общих

и

профессиональных компетенций студентов мастера производственного обучения включают

творческие задания во время учебной практики, а также осуществляют внеурочную работу,

проводят внеклассные мероприятия, кружки, предлагают и координируют участие в

конкурсах,

олимпиадах,

конференциях.

При

этом

мероприятия

несут

не

только

познавательный характер, позволяют студентам показать свои знания по специальности, но и

формируют, развивают творческое профессиональное мышление.

Инновации в целях обучения влекут за собой инновации в содержании. Поэтому

необходима разработка учебного материала с учетом новейших достижений науки, техники

и производства, междисциплинарных связей. Обновление профессиональной информации и

условий труда происходит непрерывно практически во всех областях: введение новых

методик и технологий, изобретение и внедрение приборов, применение информационных

технологий при выполнении должностных обязанностей и т.п. А порой издание учебников с

обновленной информацией допущенных Министерством образования РФ в качестве

учебных пособий для студентов среднего профессионального образования запаздывает,

поэтому следует не забывать дополнять материал занятий необходимыми новыми

сведениями.

При проведении занятий необходимо использовать активные и интерактивные методы

и формы обучения, которые ориентированы на широкое взаимодействие студентов не только

с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе

обучения. Наиболее часто на своих занятиях мастера производственного обучения

используют такие активные и интерактивные методы обучения, как проблемная лекция,

самостоятельная

работа

с

литературой,

коллективная

мыслительная

деятельность,

творческие задания,

метод проектов, а также обучение на основе использования

информационных технологий.

Преимущества применения информационных технологий на занятиях в средних

специальных учебных заведениях неоспоримы, но существуют и проблемы использования

информационных технологий в преподавании дисциплин и модулей. Анализ специальной

литературы и методической деятельности педагогов позволил выделить следующие:

-·недостаточная информационная компетентность педагогов (отсутствие навыков

работы за компьютером; быстрое обновление информационных технологий; а порой

нежелание стать активным участником процесса создания информационной образовательной

среды);

-·отсутствие готовых к использованию на занятиях материалов (не разработанность

программного обеспечения или необходимость корректировки и переделывания «под себя»);

- трудоемкость разработки уроков с применением информационных технологий

(сложность поиска и подготовки учебного материала, «нехватка» времени);

-·разобщенность, отсутствие обмена опытом между преподавателями специальных

дисциплин и мастерами производственного обучения.

Как указывалось выше мастер производственного обучения – это ведущая фигура при

подготовке профессионала. Сегодня от него требуются не только профессиональные знания

и навыки, но и высокая педагогическая культура, знание психологии, методики обучения.

Успешно работать мастером производственного обучения может только тот, кто

хорошо знает свою основную профессию, постоянно повышает свой кругозор и деловые

качества, кто любит детей и чувствует ответственность за их судьбу, кто может быть

хорошим организатором и постоянно служит для своих воспитанников хорошим примером.

Повышением квалификации мастера п/о должны заниматься регулярно, подбирая

курсы повышения квалификации самостоятельно, согласно профилю преподаваемых

дисциплин и потребностей в совершенствовании своих профессиональных компетенций.

С

целью

совершенствования

своего

профессионального

мастерства

мастера

производственного обучения проходят стажировку на предприятиях соответствующей

профессиональной направленности.

В результате стажировки педагоги приобретают

практический опыт в рамках преподаваемых профессиональных модулей, необходимый для

качественной подготовки востребованных и конкурентоспособных специалистов на рынке

труда.

Непрерывная работа и творческое проявление педагогов обязательно благоприятно

отразится на качестве обучения и конкурентоспособности выпускников средне специальных

учебных заведений.

Библиографический список

1.

Дмитриенко Т.В. Технологии, формирующие компетенции специалиста //

Специалист. – 2010. № 2. – С. 16-17.

2.

Сангаджиева З.И. О содержании понятия «Инновационная деятельность» в

образовательном процессе // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – №

1 (17). – С.123-127.

3.

Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании.

Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с. 12 – 13.



В раздел образования