Автор: Пыхова Оксана Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ФГКДОУ "Детский сад № 154" МО РФ
Населённый пункт: Оленегорск-2
Наименование материала: Статья
Тема: "Обучение дошкольников основам грамоты в игре"
Раздел: дошкольное образование
Обучение дошкольников основам грамоты в игре.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне
заинтересованы в обучении детей чтению;
появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой.
Обучение грамоте в детском саду является профилактикой дислексии и
дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.
Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс
обучения грамоте:
Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть
правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп
(свистящих, шипящих, соноров);
Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать,
различать и дифференцировать звуки родного языка;
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е.
выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков;
анализ
обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в
слове: Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово",
"предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть
навыками послогового чтения.
Многие родители начинают обучение чтению ребенка с выучивания с ним
букв. Ребенок запоминает буквы так, как они называются в алфавите, то есть
с призвуком гласных: «эф», «ка» и т. д. Это может привести к трудностям
слитного прочтения слов и слогов , механическому чтению.
Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов.
Подготовительный этап (младший возраст).
Работа с неречевыми звуками. При этом формируется звукоразличение, или
другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие "звук".
сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, куртки,
фольги; стук карандашей, ручек, ложек).
Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?",
"Покажи картинку", "Громко – тихо.
I этап. Знакомство с гласными звуками.
Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные
звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой
структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению
гласных звуков формируется дикция.
Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Дети смотрят в
зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука. Рассматривая
артикуляцию звука выясняем,
воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный
(используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука
участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит
аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с
использованием символов гласных звуков.
Предлагаемые игры:
"Немые звуки": логопед показывает артикуляцию звука, дети называют его,
и наоборот.
"Фотография звука": логопед произносит звук, дети показывают карточку-
символ и наоборот;
"Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть под
ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл):
"Разложи картинки": подарим кукле Ане картинки, название которых
начинается на звук [а], а Инне - на звук [и].
Предлагаем следующий порядок работы над гласными звуками, используя
символ или букву:
Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом
артикуляции, позднее без показа).
Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);
Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду
астры собирали).
После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных,
для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.
На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:
Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу
необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его
символом);
Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова;
В середине слова.
Можно использовать следующие пособия:
1. Фигурки животных, где голова животного указывает на начало, туловище -
на середину, а хвост - на конец слова.
Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик.
2. Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками.
3. Светофоры. Красный цвет - начало слова, зеленый - конец, желтый –
середина.
4. Звуковые домики.
На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа,
иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим
слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки,
которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: "Что случилось с
девочкой?", " Что она кричит?". Подробно проводится звуковой анализ слова
АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают
характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их
последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой,
после этого слово прочитывается.
На этом же этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети
определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги. При этом, детей
надо ознакомить с правилом: СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И
СЛОГОВ.
Чуть позже, после изучения согласных звуков, необходимо обратить
внимание детей на то ,что если в слове встречаются два согласных вместе, то
их надо разделить (кош-ка, мач-та).
И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:
паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;
гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях
машин;
домино: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.
II этап. Знакомство с согласными звуками.
Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух
встречает препятствие. Согласные делятся на твердые и мягкие. И
обозначаются синим и зеленым цветом.
Дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с
детьми выясняется, что воздух встречает препятствие.
Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с
горлышком - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой.
В
данном случае звук звонкий. Используем символ звонка. Можно применить
другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к
ушам.
Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить
внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка
улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков
используются символы. Орех - твердый, облачко - мягкий, колокольчик -
звонкий звук, перечеркнутый колокольчик - глухой.
При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов.
Рекомендуем начинать:
с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан:);
прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но:);
односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот:);
двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи:);
односложные со стечением согласных (стол, крот, мост..);
двусложные со стечением (скала:);
трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина:).
Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем
звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей
буквой. Существует много приемов работы со схемой слова:
назвать количество звуков в слове;
назвать звуки по-порядку;
сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку;
сколько согласных;
назвать первый звук, последний, третий:
После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук
соответствующей буквой.__