Автор: Самсонова Светлана Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ФГКДОУ "Детский сад № 154" МО РФ
Населённый пункт: Оленегорск-2
Наименование материала: Статья
Тема: "Психологическое здоровье детей в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Психологическое здоровье детей в детском саду».
Проблема воспитания и развития здорового ребенка в, современных условиях
является
как
никогда
актуальной.
Это
объясняется
тем,
что
достигнуть
необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития в процессе под-
готовки к школе может только здоровый дошкольник.
Укрепление здоровья детей – непременное условие их всестороннего развития
и
обеспечения
нормальной
жизнедеятельности
растущего
организма.
Существуют различные взгляды ученых на определение понятий «здоровье» и
«здоровый ребенок», (В. Т. Спиркин, Н. М. Амосов, Г. П. Юрко, Ю. Ф. Змановский,
Т. Л. Богина, Ю. В. Вельтищев и др.).
Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека,
неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое
можно быстро и легко растерять.
Здоровье
– важнейшее условие и в то же время результат полноценного
физического и психического развития ребенка, особенно – его эмоциональной
сферы.
Здоровый ребенок – как правило, жизнерадостный, активный, любознательный,
выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и умственного развития.
Здоровье ребенка
– это состояние жизнедеятельности,
соответствующее его
биологическому возрасту, гармоничное единство физических и интеллектуальных
характеристик, своевременное формирование адаптивных и компенсаторных
реакций в процессе роста.
С физиологической точки зрения здоровье характеризуется правильной и
согласованной работой всех жизненно важных органов и физиологических
систем организма, их своевременным развитием.
Хорошее
здоровье
–
основополагающее
условие
достижения
успешных
результатов в образовательном процессе и становлении основ личности.
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье
как полное
физическое, духовное и социальное благополучие человека.
Результаты специальных исследований (2006–2007 гг.) свидетельствуют, что в
старшем дошкольном возрасте катастрофически уменьшается число здоровых
детей. Чуть более 10% их входят в первую группу здоровья. Физиологическая
незрелость наблюдается у 60%, функциональные отклонения – у 70%, хронические
заболевания – у 50%.
Если 10 лет назад мы говорили о здоровом и крепком поколении, то в
настоящее время можем только мечтать о целостно здоровом ребенке.
На Международном конгрессе «Здоровье, обучение,
воспитание детей и
молодежи
в
XXI
веке»,
проходившем
в Москве
(2004),
были выявлены
принципиальные изменения в структуре заболеваемости детей 5–7 лет. Если ранее
на
первом
месте
стояли
острые
респираторные
заболевания,
то
сейчас
преимущественное распространение получили различные нервно-психические
нарушения. Среди основных причин заболеваемости особое место занимает
проблема повышенной тревожности, низкой стрессоустойчивости современных
дошкольников.
Известно, что высокая пластичность и ранимость психики дошкольника требуют
бережного к нему отношения, так как именно в дошкольный период закладываются
основы здоровья и физического развития человека. Дети наиболее чувствительны ко
всем влияниям окружающей среды, что сказывается на их функциональном состоянии
и организме в целом.
Сложные
социально-экономические
события
в
нашей
стране,
явная
невротизация взрослого населения привели к тому, что возросло число детей с
невротическими расстройствами. По данным Захарова А.И., каждый третий
мальчик и каждая четвертая девочка могут быть отнесены к категории «нервные
дети».
Внешние источники угрозы психологической безопасности и здоровью ребенка:
Манипулирование детьми.
Индивидуально-личностные особенности персонала.
Межличностные отношения детей в группе.
Враждебность окружающей среды.
Несоблюдение
гигиенических
требований
к
содержанию
помещений,
отсутствие режима проветривания.
Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки.
Нерациональное и скудное питание, его однообразие и плохая организация.
Неправильная организация общения.
Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания
ребенка на свежем воздухе.
Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском
коллективе.
Неблагоприятные погодные условия.
Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная
микросреда.
Внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка:
Привычки негативного поведения в результате неправильного воспитания в
семье.
Осознание ребенком своей неуспешности на фоне других детей.
Отсутствие автономности.
Индивидуально-личностные особенности ребенка.
Патология физического развития.
Общим источником угроз психологической безопасности ребенка является
информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит в
заблуждение, в мир иллюзий.
Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к
психологическому срыву. Например, убеждают, что мама скоро придет, и малыш
находится в состоянии напряженного ожидания.
Психическое
здоровье
–
это
состояние
душевного
благополучия,
характеризующееся
отсутствием
болезненных
психических
явлений
и
обеспечивающее
адекватную
условиям
окружающей
действительности
регуляцию поведения и деятельности.
Основу
психического
здоровья
составляет
полноценное
психическое
развитие ребенка на всех возрастах онтогенеза.
Основным условием
нормального психосоциального развития ребенка
(помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная
обстановка, создаваемая благодаря полноценному присутствию родителей,
которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка,
беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину и т.п. Следует помнить,
что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей,
которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного
отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
Психологическое здоровье
предполагает здоровье психическое, основу
которого составляют полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах
детства.
В основе психологического здоровья являются душевных комфорт и
духовное развитие человека.
Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему
миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам.
Способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым и
окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к
жизни, как таковой. Задача взрослого – помочь ребенку в соответствии с его
возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития.
Ухудшение как физического, так и психического здоровья детей в значительной
мере связано как с негативными явлениями экологической и социальной
обстановки, так и с недостатками в организации и осуществлении медико-
педагогического контроля за психофизическим развитием, состоянием здоровья
воспитанников в условиях детского сада.
Следует отметить наличие в условиях детского сада стрессовых ситуаций: не
везде создается атмосфера доброжелательности и эмоционального благополучия,
психического комфорта. Имеет место разобщенность взрослых и детей как в
детском
саду,
так
и
в
семье.
Это
нередко
приводит
к
повышению
напряженности, тревожности и агрессивности в поведении детей.
Завышенные требования со стороны педагогов и родителей к уровню
подготовленности
к
школе
приводят
к
переутомлению,
нервному
перевозбуждению ребенка и формированию у него привычек малоподвижного
образа жизни. При этом важно подчеркнуть, что самостоятельная двигательная
активность детей на шестом году жизни все больше ограничивается и в детском
саду, и в семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с
преобладанием статических поз). Становится тревожной тенденцией чрезмерное
увлечение компьютерными играми, просмотрами телепередач и видеодисков, что
значительно превышает по времени допустимые нормы.
В некоторых дошкольных учреждениях налицо нерациональная организация
жизнедеятельности детей: сокращается длительность прогулок; занятия физической
культурой на улице проводятся нерегулярно, индивидуальная работа по развитию
движений незначительна.
Следует также отметить недооценку значимости роли подвижной игры как
основного источника эмоционального развития ребенка.
К числу причин, влияющих на здоровье старших дошкольников, также
относятся:
– отсутствие целенаправленной системы работы в условиях детского сада и семьи
по формированию осознанного отношения к своему здоровью и стремления к
здоровому образу жизни;
– использование разных программ и технологий, не всегда соответствующих
требованиям подготовки детей 5–7 лет к школе.
Оздоровительный режим в семье и дошкольном учреждении
Рациональный оздоровительный режим является основным психогигиеническим
и психопрофилактическим средством в дошкольных учреждениях. Дошкольное
детство – это период наиболее интенсивного психического развития. Проявления
чувств дошкольника самые непосредственные: если радость, то огромная; если
обида, то сильная; если страх, то большой. Эти факторы могут способствовать
возникновению и развитию у детей дистрессовых невротических состояний.
Поэтому для ребенка так важно отношение взрослых, прежде всего мамы, которая
для большинства детей является высшим и непререкаемым авторитетом. Если
взрослые, тем более мамы, не учитывают особенностей эмоционального развития
дошкольников, то могут возникнуть условия для отклонений, нервно-психических
нарушений, вплоть до выраженных неврозов. Так, при наличии в семье 2-3 детей с
незначительной разницей в возрасте более внимательное и заботливое отношение
родителей к одному ребенку может вызвать у другого малыша чувство ревности. У
детей 4-5 лет начинает проявляться эмоционально-чувственное отношение к
родителям, родным и сверстникам.
Невротические реакции возникают, как
правило, при отсутствии эмоционального контакта и взаимопонимания с родите-
лями. Профилактика, а иногда и лечение таких отклонений в поведении ребенка во
многом определяются после консультации с детским неврологом или психологом
и, как правило, способствуют улучшению отношения родителей к детям.
Возникающий
эмоциональный
стресс
вызывает
изменения
деятельности
физиологических систем, степень выраженности которых зависит не только от
условий жизни, воспитания, но и от врожденных особенностей нервной системы.
Наиболее подвержены эмоциональным взрывам дети со слабой нервной системой.
У этих детей физиологическое состояние напряжения (стресс) может очень скоро
перейти в патологическое состояние дистресса. Родители и педагоги должны
предупреждать возникновение таких ситуаций и уж, во всяком случае, не
провоцировать их.
Из каждой аналогичной ситуации следует попытаться найти выход. Вводить
ребенка в сферу переживаний взрослых следует очень тактично. Надо постоянно и
заботливо приучать малыша проявлять внимание к окружающим людям, воспитывать
у него чувство сопереживания, подтверждая это собственным примером. Например,
поддержать возникшую реакцию жалости можно такой фразой: «Нельзя бросать
куклу – ей будет больно», или поощрить радостную реакцию при виде живого
существа – это укрепляет чувство сопереживания. Взрослые должны уметь управлять
эмоциональными реакциями маленьких детей. Ребенку следует объяснить причину
слез или обиды другого человека. Воспитание проявлений разумной гуманности —
эффективный прием укрепления эмоционального здоровья.
С
целью
купирования
и
предупреждения
нежелательных
аффективных
проявлений у детей рекомендуются определенные психолого-педагогические
приемы.
Большую роль играют индивидуальные беседы воспитателей и психологов с
ребенком и родителями.
Все дети разные, у каждого свой характер, свои
привычки и особенности нервной системы. Поэтому к каждому ребенку родители,
воспитатели-педагоги должны подобрать индивидуальный ключ, найти свой
подход. Лучше, чтобы это делал квалифицированный психолог. Работа с ребенком
должна основываться на строго индивидуальном подходе, с учетом сведений,
характеризующих семейную обстановку, характер и психическое состояние
родителей, особенности ребенка.
Игры имеют важное оздоровительное значение, особенно для психического
развития и здоровья детей. Отечественными психологами установлено, что игра
представляет
собой
ведущую деятельность в период дошкольного детства,
обеспечивая переход к следующей ведущей деятельности младших школьников —
учебной. Оздоровительная роль игры прежде всего проявляется в формировании
эмоционального мира ребенка. Положительные эмоции, возникающие в игровых
действиях,
рассматриваются
как
надежный
антистрессовый
фактор.
Игры
познавательного и развлекательного характера могут предупредить развитие нару-
шений в состоянии нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма
ребенка. К тому же игра на свежем воздухе оказывает оздоровительный эффект.
Характер взаимоотношений ребенка с детьми и взрослыми в сюжетно-ролевой
деятельности формирует личные качества, оказывает существенное влияние на
психическое здоровье, развитие эмоций.
В играх ребенок вступает в сложные взаимоотношения не только со взрослыми,
но и со сверстниками. Особенно это относится к сюжетно-ролевым играм. Именно в
такой деятельности начинают формироваться личностные качества. Родители и
педагоги-воспитатели в общении с детьми должны учитывать, что характер этих
взаимоотношений оказывает существенное влияние на психическое здоровье и
развитие эмоций. Игра — это наилучший регулятор эмоционального поведения
ребенка. Игровая коррекция поведения старшего дошкольника начинается с
использования игры-драматизации, в которой роли распределяет сам ребенок.
Обязательной особенностью игры является не только объяснение взрослым ее
содержания, но и смена ролей, когда ребенок выступает, например, то в роли
мамы, то папы и т. д. Тем самым обогащается эмоциональный мир ребенка,
исчезают ненужные страхи и тревоги.
Использование игр с эмоционально-оздоровительными целями возможно и у
младших дошкольников при разыгрывании кукольных сцен. Взрослые должны
приготовить набор игрушек, изображающих мальчиков и девочек, а также раз-
личных
животных
(волк,
заяц,
медведь,
еж,
лисица
и
др.).
Правильно
разыгранное взрослыми кукольное представление побуждает детей к активному
участию в нем с оказанием помощи персонажу, попавшему в беду.
Для полноценного развития и укрепления здоровья ребенка необходимо
научить его трудиться
уже в дошкольном возрасте. Важно не только с
нравственных, но и с оздоровительных позиций трудиться рядом с ребенком.
Положительные
эмоциональные
переживания
во
время
такой
совместной
деятельности оказывают благоприятное влияние на функциональное состояние
мозга, повышают тонус, что улучшает деятельность всех органов и систем.
В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является
язык, естественной средой общения для ребенка являются игра и разнообразная
деятельность. Родители, желающие здоровья своему ребенку, должны быть его парт-
нерами в играх. Можно использовать несколько совместных игровых упражнений.
Между понятиями труд (деятельность), эмоции и здоровье есть глубокая
внутренняя связь. Потребность в деятельности — необходимое условие развития
человека, которое проявляется в раннем возрасте сначала в виде предметной
деятельности, потом — игры. Для полноценного развития и укрепления здоровья
ребенка необходимо научить его трудиться уже в дошкольном возрасте, дать
почувствовать ему ту эмоциональную окраску, которая есть у любого творческого
труда. Это очень важно не только с нравственных позиций, но и с оздоровительных.
Эмоциональные
переживания
во
время
такой
деятельности
оказывают
благоприятное влияние на функциональное состояние мозга, повышают тонус, что
улучшает деятельность
всех органов и систем, протекание биохимических
процессов.
В результате возрастает работоспособность, улучшается настроение и
медленнее наступает утомление. Сам характер игровой, а в последующем и трудовой
деятельности претерпевает изменения в течение дошкольного детства. Старшие
дошкольники играют, занимаются конструированием, лепкой, рисуют. Изучение
рисунков детей, особенно по таким темам, как «В детском саду», «Дома», «Во
дворе», «Семья», позволяет получать представление о внутреннем мире ребенка,
его интересах и переживаниях. Особенно эффективными для устранения по-
вышенной тревожности и нервности детей являются рисунки с обязательным
изображением его автора смелым и храбрым.
Все выдающиеся отечественные
педагоги очень хорошо понимали роль эмоций в воспитании здорового ребенка. Для
того чтобы психическое здоровье ребенка формировалось нормальными темпами и
он рос здоровым, педагог должен поддерживать в нем жизнерадостное настроение и
бодрость. Отечественный врач и педагог Е. А. Аркин указывал: «Как физическая
постановка нашего тела, так и душевная установка по отношению к окружающему
миру — всецело дело воспитания, результат тех примеров и образцов, которые
ребенок видит и слышит со стороны родителей». Самое главное в дошкольном
воспитании
—
это
любовь
родителей,
внимание
к
ребенку
персонала,
положительный пример взрослых — все это может сделать оздоровительные
мероприятия максимально эффективными.