Напоминание

"Психологическое здоровье детей в детском саду"


Автор: Самсонова Светлана Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ФГКДОУ "Детский сад № 154" МО РФ
Населённый пункт: Оленегорск-2
Наименование материала: Статья
Тема: "Психологическое здоровье детей в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Психологическое здоровье детей в детском саду».

Проблема воспитания и развития здорового ребенка в, современных условиях

является

как

никогда

актуальной.

Это

объясняется

тем,

что

достигнуть

необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития в процессе под-

готовки к школе может только здоровый дошкольник.

Укрепление здоровья детей – непременное условие их всестороннего развития

и

обеспечения

нормальной

жизнедеятельности

растущего

организма.

Существуют различные взгляды ученых на определение понятий «здоровье» и

«здоровый ребенок», (В. Т. Спиркин, Н. М. Амосов, Г. П. Юрко, Ю. Ф. Змановский,

Т. Л. Богина, Ю. В. Вельтищев и др.).

Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека,

неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое

можно быстро и легко растерять.

Здоровье

– важнейшее условие и в то же время результат полноценного

физического и психического развития ребенка, особенно – его эмоциональной

сферы.

Здоровый ребенок – как правило, жизнерадостный, активный, любознательный,

выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и умственного развития.

Здоровье ребенка

– это состояние жизнедеятельности,

соответствующее его

биологическому возрасту, гармоничное единство физических и интеллектуальных

характеристик, своевременное формирование адаптивных и компенсаторных

реакций в процессе роста.

С физиологической точки зрения здоровье характеризуется правильной и

согласованной работой всех жизненно важных органов и физиологических

систем организма, их своевременным развитием.

Хорошее

здоровье

основополагающее

условие

достижения

успешных

результатов в образовательном процессе и становлении основ личности.

Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье

как полное

физическое, духовное и социальное благополучие человека.

Результаты специальных исследований (2006–2007 гг.) свидетельствуют, что в

старшем дошкольном возрасте катастрофически уменьшается число здоровых

детей. Чуть более 10% их входят в первую группу здоровья. Физиологическая

незрелость наблюдается у 60%, функциональные отклонения – у 70%, хронические

заболевания – у 50%.

Если 10 лет назад мы говорили о здоровом и крепком поколении, то в

настоящее время можем только мечтать о целостно здоровом ребенке.

На Международном конгрессе «Здоровье, обучение,

воспитание детей и

молодежи

в

XXI

веке»,

проходившем

в Москве

(2004),

были выявлены

принципиальные изменения в структуре заболеваемости детей 5–7 лет. Если ранее

на

первом

месте

стояли

острые

респираторные

заболевания,

то

сейчас

преимущественное распространение получили различные нервно-психические

нарушения. Среди основных причин заболеваемости особое место занимает

проблема повышенной тревожности, низкой стрессоустойчивости современных

дошкольников.

Известно, что высокая пластичность и ранимость психики дошкольника требуют

бережного к нему отношения, так как именно в дошкольный период закладываются

основы здоровья и физического развития человека. Дети наиболее чувствительны ко

всем влияниям окружающей среды, что сказывается на их функциональном состоянии

и организме в целом.

Сложные

социально-экономические

события

в

нашей

стране,

явная

невротизация взрослого населения привели к тому, что возросло число детей с

невротическими расстройствами. По данным Захарова А.И., каждый третий

мальчик и каждая четвертая девочка могут быть отнесены к категории «нервные

дети».

Внешние источники угрозы психологической безопасности и здоровью ребенка:

Манипулирование детьми.

Индивидуально-личностные особенности персонала.

Межличностные отношения детей в группе.

Враждебность окружающей среды.

Несоблюдение

гигиенических

требований

к

содержанию

помещений,

отсутствие режима проветривания.

Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки.

Нерациональное и скудное питание, его однообразие и плохая организация.

Неправильная организация общения.

Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания

ребенка на свежем воздухе.

Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском

коллективе.

Неблагоприятные погодные условия.

Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная

микросреда.

Внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка:

Привычки негативного поведения в результате неправильного воспитания в

семье.

Осознание ребенком своей неуспешности на фоне других детей.

Отсутствие автономности.

Индивидуально-личностные особенности ребенка.

Патология физического развития.

Общим источником угроз психологической безопасности ребенка является

информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит в

заблуждение, в мир иллюзий.

Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к

психологическому срыву. Например, убеждают, что мама скоро придет, и малыш

находится в состоянии напряженного ожидания.

Психическое

здоровье

это

состояние

душевного

благополучия,

характеризующееся

отсутствием

болезненных

психических

явлений

и

обеспечивающее

адекватную

условиям

окружающей

действительности

регуляцию поведения и деятельности.

Основу

психического

здоровья

составляет

полноценное

психическое

развитие ребенка на всех возрастах онтогенеза.

Основным условием

нормального психосоциального развития ребенка

(помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная

обстановка, создаваемая благодаря полноценному присутствию родителей,

которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка,

беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину и т.п. Следует помнить,

что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей,

которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного

отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Психологическое здоровье

предполагает здоровье психическое, основу

которого составляют полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах

детства.

В основе психологического здоровья являются душевных комфорт и

духовное развитие человека.

Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему

миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам.

Способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым и

окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к

жизни, как таковой. Задача взрослого – помочь ребенку в соответствии с его

возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития.

Ухудшение как физического, так и психического здоровья детей в значительной

мере связано как с негативными явлениями экологической и социальной

обстановки, так и с недостатками в организации и осуществлении медико-

педагогического контроля за психофизическим развитием, состоянием здоровья

воспитанников в условиях детского сада.

Следует отметить наличие в условиях детского сада стрессовых ситуаций: не

везде создается атмосфера доброжелательности и эмоционального благополучия,

психического комфорта. Имеет место разобщенность взрослых и детей как в

детском

саду,

так

и

в

семье.

Это

нередко

приводит

к

повышению

напряженности, тревожности и агрессивности в поведении детей.

Завышенные требования со стороны педагогов и родителей к уровню

подготовленности

к

школе

приводят

к

переутомлению,

нервному

перевозбуждению ребенка и формированию у него привычек малоподвижного

образа жизни. При этом важно подчеркнуть, что самостоятельная двигательная

активность детей на шестом году жизни все больше ограничивается и в детском

саду, и в семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с

преобладанием статических поз). Становится тревожной тенденцией чрезмерное

увлечение компьютерными играми, просмотрами телепередач и видеодисков, что

значительно превышает по времени допустимые нормы.

В некоторых дошкольных учреждениях налицо нерациональная организация

жизнедеятельности детей: сокращается длительность прогулок; занятия физической

культурой на улице проводятся нерегулярно, индивидуальная работа по развитию

движений незначительна.

Следует также отметить недооценку значимости роли подвижной игры как

основного источника эмоционального развития ребенка.

К числу причин, влияющих на здоровье старших дошкольников, также

относятся:

– отсутствие целенаправленной системы работы в условиях детского сада и семьи

по формированию осознанного отношения к своему здоровью и стремления к

здоровому образу жизни;

– использование разных программ и технологий, не всегда соответствующих

требованиям подготовки детей 5–7 лет к школе.

Оздоровительный режим в семье и дошкольном учреждении

Рациональный оздоровительный режим является основным психогигиеническим

и психопрофилактическим средством в дошкольных учреждениях. Дошкольное

детство – это период наиболее интенсивного психического развития. Проявления

чувств дошкольника самые непосредственные: если радость, то огромная; если

обида, то сильная; если страх, то большой. Эти факторы могут способствовать

возникновению и развитию у детей дистрессовых невротических состояний.

Поэтому для ребенка так важно отношение взрослых, прежде всего мамы, которая

для большинства детей является высшим и непререкаемым авторитетом. Если

взрослые, тем более мамы, не учитывают особенностей эмоционального развития

дошкольников, то могут возникнуть условия для отклонений, нервно-психических

нарушений, вплоть до выраженных неврозов. Так, при наличии в семье 2-3 детей с

незначительной разницей в возрасте более внимательное и заботливое отношение

родителей к одному ребенку может вызвать у другого малыша чувство ревности. У

детей 4-5 лет начинает проявляться эмоционально-чувственное отношение к

родителям, родным и сверстникам.

Невротические реакции возникают, как

правило, при отсутствии эмоционального контакта и взаимопонимания с родите-

лями. Профилактика, а иногда и лечение таких отклонений в поведении ребенка во

многом определяются после консультации с детским неврологом или психологом

и, как правило, способствуют улучшению отношения родителей к детям.

Возникающий

эмоциональный

стресс

вызывает

изменения

деятельности

физиологических систем, степень выраженности которых зависит не только от

условий жизни, воспитания, но и от врожденных особенностей нервной системы.

Наиболее подвержены эмоциональным взрывам дети со слабой нервной системой.

У этих детей физиологическое состояние напряжения (стресс) может очень скоро

перейти в патологическое состояние дистресса. Родители и педагоги должны

предупреждать возникновение таких ситуаций и уж, во всяком случае, не

провоцировать их.

Из каждой аналогичной ситуации следует попытаться найти выход. Вводить

ребенка в сферу переживаний взрослых следует очень тактично. Надо постоянно и

заботливо приучать малыша проявлять внимание к окружающим людям, воспитывать

у него чувство сопереживания, подтверждая это собственным примером. Например,

поддержать возникшую реакцию жалости можно такой фразой: «Нельзя бросать

куклу – ей будет больно», или поощрить радостную реакцию при виде живого

существа – это укрепляет чувство сопереживания. Взрослые должны уметь управлять

эмоциональными реакциями маленьких детей. Ребенку следует объяснить причину

слез или обиды другого человека. Воспитание проявлений разумной гуманности —

эффективный прием укрепления эмоционального здоровья.

С

целью

купирования

и

предупреждения

нежелательных

аффективных

проявлений у детей рекомендуются определенные психолого-педагогические

приемы.

Большую роль играют индивидуальные беседы воспитателей и психологов с

ребенком и родителями.

Все дети разные, у каждого свой характер, свои

привычки и особенности нервной системы. Поэтому к каждому ребенку родители,

воспитатели-педагоги должны подобрать индивидуальный ключ, найти свой

подход. Лучше, чтобы это делал квалифицированный психолог. Работа с ребенком

должна основываться на строго индивидуальном подходе, с учетом сведений,

характеризующих семейную обстановку, характер и психическое состояние

родителей, особенности ребенка.

Игры имеют важное оздоровительное значение, особенно для психического

развития и здоровья детей. Отечественными психологами установлено, что игра

представляет

собой

ведущую деятельность в период дошкольного детства,

обеспечивая переход к следующей ведущей деятельности младших школьников —

учебной. Оздоровительная роль игры прежде всего проявляется в формировании

эмоционального мира ребенка. Положительные эмоции, возникающие в игровых

действиях,

рассматриваются

как

надежный

антистрессовый

фактор.

Игры

познавательного и развлекательного характера могут предупредить развитие нару-

шений в состоянии нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма

ребенка. К тому же игра на свежем воздухе оказывает оздоровительный эффект.

Характер взаимоотношений ребенка с детьми и взрослыми в сюжетно-ролевой

деятельности формирует личные качества, оказывает существенное влияние на

психическое здоровье, развитие эмоций.

В играх ребенок вступает в сложные взаимоотношения не только со взрослыми,

но и со сверстниками. Особенно это относится к сюжетно-ролевым играм. Именно в

такой деятельности начинают формироваться личностные качества. Родители и

педагоги-воспитатели в общении с детьми должны учитывать, что характер этих

взаимоотношений оказывает существенное влияние на психическое здоровье и

развитие эмоций. Игра — это наилучший регулятор эмоционального поведения

ребенка. Игровая коррекция поведения старшего дошкольника начинается с

использования игры-драматизации, в которой роли распределяет сам ребенок.

Обязательной особенностью игры является не только объяснение взрослым ее

содержания, но и смена ролей, когда ребенок выступает, например, то в роли

мамы, то папы и т. д. Тем самым обогащается эмоциональный мир ребенка,

исчезают ненужные страхи и тревоги.

Использование игр с эмоционально-оздоровительными целями возможно и у

младших дошкольников при разыгрывании кукольных сцен. Взрослые должны

приготовить набор игрушек, изображающих мальчиков и девочек, а также раз-

личных

животных

(волк,

заяц,

медведь,

еж,

лисица

и

др.).

Правильно

разыгранное взрослыми кукольное представление побуждает детей к активному

участию в нем с оказанием помощи персонажу, попавшему в беду.

Для полноценного развития и укрепления здоровья ребенка необходимо

научить его трудиться

уже в дошкольном возрасте. Важно не только с

нравственных, но и с оздоровительных позиций трудиться рядом с ребенком.

Положительные

эмоциональные

переживания

во

время

такой

совместной

деятельности оказывают благоприятное влияние на функциональное состояние

мозга, повышают тонус, что улучшает деятельность всех органов и систем.

В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является

язык, естественной средой общения для ребенка являются игра и разнообразная

деятельность. Родители, желающие здоровья своему ребенку, должны быть его парт-

нерами в играх. Можно использовать несколько совместных игровых упражнений.

Между понятиями труд (деятельность), эмоции и здоровье есть глубокая

внутренняя связь. Потребность в деятельности — необходимое условие развития

человека, которое проявляется в раннем возрасте сначала в виде предметной

деятельности, потом — игры. Для полноценного развития и укрепления здоровья

ребенка необходимо научить его трудиться уже в дошкольном возрасте, дать

почувствовать ему ту эмоциональную окраску, которая есть у любого творческого

труда. Это очень важно не только с нравственных позиций, но и с оздоровительных.

Эмоциональные

переживания

во

время

такой

деятельности

оказывают

благоприятное влияние на функциональное состояние мозга, повышают тонус, что

улучшает деятельность

всех органов и систем, протекание биохимических

процессов.

В результате возрастает работоспособность, улучшается настроение и

медленнее наступает утомление. Сам характер игровой, а в последующем и трудовой

деятельности претерпевает изменения в течение дошкольного детства. Старшие

дошкольники играют, занимаются конструированием, лепкой, рисуют. Изучение

рисунков детей, особенно по таким темам, как «В детском саду», «Дома», «Во

дворе», «Семья», позволяет получать представление о внутреннем мире ребенка,

его интересах и переживаниях. Особенно эффективными для устранения по-

вышенной тревожности и нервности детей являются рисунки с обязательным

изображением его автора смелым и храбрым.

Все выдающиеся отечественные

педагоги очень хорошо понимали роль эмоций в воспитании здорового ребенка. Для

того чтобы психическое здоровье ребенка формировалось нормальными темпами и

он рос здоровым, педагог должен поддерживать в нем жизнерадостное настроение и

бодрость. Отечественный врач и педагог Е. А. Аркин указывал: «Как физическая

постановка нашего тела, так и душевная установка по отношению к окружающему

миру — всецело дело воспитания, результат тех примеров и образцов, которые

ребенок видит и слышит со стороны родителей». Самое главное в дошкольном

воспитании

это

любовь

родителей,

внимание

к

ребенку

персонала,

положительный пример взрослых — все это может сделать оздоровительные

мероприятия максимально эффективными.



В раздел образования