Напоминание

Тема "Формирование здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Шевырёва Оксана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ-детский сад №93 города Орла
Населённый пункт: город Орёл
Наименование материала: Статья
Тема: Тема "Формирование здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость

сохранения здоровья ребёнка в процессе образовательной деятельности.

Важно, чтобы в процессе приобретения знаний воспитанники получили

возможность осознавать здоровье как главную ценность человеческой жизни,

и

у

них

формировалась

устойчивая

мотивация:

вести

ЗОЖ

и

целенаправленно заниматься своим здоровьем.

Здоровье — человека-это не только отсутствие болезней и благополучие,

это не в меньшей степени наличие гигиенического мировоззрения и

гигиенической культуры. Именно мировоззрение, т.е. определённый набор

знаний, усвоенных культурных ценностей, изначально определяет поведение

человека, его медицинскую и гигиеническую активность, направленную на

сохранение и укрепление здоровья на разных этапах его роста и развития.

Забота о здоровье и его укрепление является естественной потребностью

культурного человека, неотъемлемым элементом его личности.

Наличие здоровьесберегающей среды развития ребёнка, под которой мы

понимаем

естественную

комфортную

обстановку,

рационально

организованную, насыщенную совокупностью образовательных факторов,

развивающих ребёнка в процессе пребывания его в ДОО, способствует

формированию

здоровьесбереающей

компетенции

дошкольников.

Предлагаем ознакомиться с некоторыми материалами по организации

пространства в ДОО.

1.Мягкая среда-обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью

её использования является создание условий для релаксации и спокойного

состояния. Поэтому все изделия мягкой обстановки решены в спокойных

тонах.

Мат напольный-нужен для создания мягкой поверхности, на которой

ребёнок или взрослый может лежать, сидеть или двигаться.

Мат

настенный-крепится

на

стенки

для

того,

чтобы

максимально

обезопасить человека от ударов и соприкосновения с твердыми и холодными

поверхностями.

Трапеция с гранулами-это подушка в форме небольшой горки, с помощью

которой вы можете принять удобную позу, подложив ее под голову или ноги.

Детская подушка с гранулами-это подушечка в форме небольшой горки, с

помощью которой вы можете принять удобную позу, подложив ее под голову

или ноги.

Сухой бассейн-это бассейн прямоугольный (или округлый) формы с

мягкими

стенками,

наполненный

пластмассовыми

шариками.

Может

использоваться как для релаксации, так и для активных игр. В бассейне

можно перемещаться или менять позу, не опасаясь упасть, стукнуться.

Передвижение в подвижных шариках создает прекрасные условия для

развития координации движения в пространстве. Игра, можно растратить

энергию, а затем –откинуться и расслабиться.

Детское зеркальное панно-безопасное зеркало из полимерного материла

для создания оптического эффекта расширения пространства и усиления

воздействия световых установок.

2.Зрительная и звуковая среда-спокойная музыка и медленно меняющиеся

расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и

расслабляюще.

Музыкальный центр с набором кассет или СД-дисков-музыка является

неотъемлемой

частью

среды.

Спокойная

музыка

увеличивает

интеллектуальную работу мозга человека и активизирует иммунную систему

организма.

Целесообразно

использовать

записи,

в

которых

музыка

переплетена с шумом воды, ветра, пением птиц и т.п.

Висящая

система

«Мелодичный

звон»

(музыка

ветра)-основным

направлением

использования

системы

«Мелодичный

звон»

является

звукотерапия. Приятные переливы нежных звуков действуют успокаивающе,

способствуют релаксации. В работе с детьми «Мелодичный звон» может

использоваться

для

активизации

самостоятельных

действий

ребёнка,

развития познавательного интереса, тренировки дыхания.

Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным

угловым зеркалом из 2-х частей-в прозрачной колонне из прозрачного

пластика,

заполненной

водой

резвятся

разноцветные

фигурки,

подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх в цветных,

переливающихся струях, то падают вниз. Для создания мягкого, удобного

сиденья, пузырьковая колонна оснащается «Мягкой платформой».

Прибор динамической заливки света-прибор (типа проектора), который

создает на противоположной стене световое пятно с плавными переливами

всевозможных изменяющихся красок и узоров.

Звездная сетка с контроллером- сеть, в которой вплетены лампочки. Она

подвешивается к потолку горизонтально

(как «Звездное небо») или

вертикально (как разделительная штора). При помощи контроллера можно

задавать режимы: от плавно мерцающего «неба» до бегущих огней.

Панно «Бесконечность»-в выключенном состоянии представляет зеркало.

Хорошее средство для зрительной стимуляции.

Переливающиеся цветы-светильник в виде букета цветов (на основе

светооптических волокон) создают уют. Привлекает внимание и успокаивает.

Светильник «Уфо-диско»-вращающийся в темноте диск с цветными

окошками напоминает летящий в космосе космический корабль, загадочный

и недостижимый. Его хорошо использовать для стимуляции зрения и

движений.

Светильник «Зеркальный шар»-создаёт такие же эффекты в темной

комнате, как и «зеркальный шар» с мотором и прожектором, но не

подвешивается к потолку, а ставится на отдельный столик.

Светильник «Кристаллическая лампа»-шар, сделанный будто из горного

хрусталя, переливается разными цветами. Создавая магическое ощущение,

он надолго приковывает внимание.

Светильник «Пламя»-светильник, имитирующий факел. Пламя костра с

древних времен притягивало человека какой-то тайной. «Холодный огонь»

светильника не только полностью имитирует пламя, но его ещё можно и

потрогать.

Лампа «Вулкан»-внутри этого необычного по форме светильника находится

расплавленный воск. От общей массы вдруг отрывается шарик и плавно

поднимается, затем медленно опускается и снова сливается с общей массой,

образуя

причудливые

формы,

которые

напоминают

бурлящую

вулканическую лаву.

Светильник «Фонтан света»-настольный светильник, представляющий из

себя большой крутящийся пучок оптико-волоконных нитей. Рассыпающиеся

в разные стороны нити напоминают фонтан или салют, создают радостное

настроение и притягивают взор.

Сухой душ-шатер из разноцветных атласных лент, закрепленных на

подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз, словно струи

воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь

лицом. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогаю

восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. За «струями»

можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для аутичных

детей.

Игровое

тактильное

панно

«Ежик»-

сенсорная

панель

для

рук,

представляет собой панно из ковролина и съёмных деталей. Детали различны

по

цвету,

форме,

материалу.

Они

дают

возможность

получения

разнообразных

ощущений,

способствуя

развитию

тактильной

чувствительности и восприятия в целом. Ощупывая детали, ребенок учится

различать разные свойства предметов: теплый-холодный, мягкий-жесткий,

круглый-квадратный, деревянный и т.п. Это позволяет менять местами

съемные детали.

Сенсорная тропа для ног-это дорожка из ковролина, на которой с помощью

липучек закрепляются разные по факту «кочки»: мешочки из тонкой, но

прочной ткани с разными наполнителями. Ходьба по ней полезна для

развития

тактильного

восприятия,

координации

и

профилактики

плоскостопия. Для получения лучших ощущений, рекомендуем ходить по

дорожке босиком или в тонких носках.



В раздел образования