Напоминание

"Особенности сенсорного развития детей раннего возраста c ОВЗ"


Автор: Бортникова Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОБУЗ "МОДРС"
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности сенсорного развития детей раннего возраста c ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




воспитатель ГОБУЗ «МОДРС»

Бортникова Екатерина Александровна

Г. Мурманск

Особенности сенсорного развития детей раннего

возраста с ОВЗ.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование

представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего

мира. Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше

разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным

действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробыванию и

др. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту и многообразие

окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более

осознанно – запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о

свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.

Сенсорные ощущения могут быть самыми разнообразными:

- зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и

темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их

количество и расположение в пространстве;

- слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку,

звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;

- осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений,

ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по

величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему

людей;

- обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать

разнообразные запахи окружающего мира;

- вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус

разнообразные продукты питания и блюда.

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование

его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,

величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия

предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Курашова Р. А. считает, развитие сенсорных способностей, включает в себя:

1) формирование сенсорных эталонов;

2) обучение способам исследования предмета (различение размера,

формы, цвета, развитие глазомера);

3) обучение и развитие аналитического восприятия у человека (умение

разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять

отдельные измерения величины).

Известный зарубежный педагог М. Монтессори «сензитивным периодом»

для сенсорного развития называет возраст от 0 до 5,5 лет.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой

практической деятельностью. Обогащается сенсорный опыт ребенка

посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает

различать величину, форму и цвет предмета. Дошкольный возраст наиболее

благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств,

накопления представлений об окружающем мире

Задачи сенсорного развития дошкольников

Сенсомоторная культура формируется в соответствии с возрастными

особенностями ребенка.

Младенец до года следит за перемещающимися игрушками, совершает

хватательные движения.

Ребенок двух-трех лет знает признаки предметов (величину, цвет,

форму), имеет представления об их разновидностях и соотношениях.

Четвертый год жизни дошкольника – время формирования сенсорных

эталонов с помощью дидактических игр. Лишь после прочного

усвоения основных представлений о признаках и закрепления названий

в устной речи переходят к изучению оттенков, сложных форм,

отношений по величине среди большого количества тел. Параллельно с

усвоением эталонов ребенку помогают освоить методы изучения

предметов: группировку по определенному признаку вокруг образца,

осмотр и словесное описание, глазомерные действия.

С 5 до 7 лет у детей необходимо развивать навыки аналитического

восприятия – видеть, какие цвета сочетаются, из каких форм состоит

сложная фигура.

Дети с задержкой речевого развития способны выделять основные признаки

предметов: форму, величину, цвет, допуская ошибки, в силу имеющихся

нарушений в речевом развитии.

Сенсорное развитие у детей с задержкой психического развития также

отличается качественным своеобразием. У таких детей зрение и слух

физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен

— снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия

(зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Дети затрудняются в

выделении признаков

предметов: формы, величины, цвета

.

Игры на сенсорное развитие:

на выделение предметов из фона: «Посмотри и назови», «Цветные фоны»,

«Одинаковые игрушки», «Предметы и картинки», игры в сухом бассейне,

например, «Собери в корзинки шарики красного цвета», «Веселый зоопарк»

и др.

на идентификацию предметов и движений: «У кого такая картинка ? »,

«Найди пару», «Какой сюда подходит?», «Кто что делает?», «Веселые

человечки», «Нравится – не нравится», «Зеркальце, скажи…», «Что

звучит?» и др.

на развитие представлений о форме предметов: «Что катится, что не

катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками», «Закрой

коробочки разной формы», «Узнай, что нарисовано», «Почтовый ящик» и

др.

на развитие восприятия отношений по величине: «Розовая башня», «Цветные

цилиндры», «Гаражи и машины», «Закрой коробочки», «Матрешки»,

«Пирамидки», «Гриб под елкой» и др.

Сенсорное восприятие зрительных образов следует начинать

формировать еще до года.

Когда ребенок бодрствует, сделайте так, чтобы он мог наблюдать за

лицом взрослого на расстоянии 20-30 см: малыши обожают видеть

изменяющуюся мимику.

1.

В кроватке повесьте игрушки, на которые будет смотреть

ребенок. Контрастные черно-белые самоделки больше всего

привлекут его внимание. Можно подвесить улыбающиеся

лица, полоски и квадратики – младенец с удовольствием будет

за ними следить.

2.

Для формирования навыка слежения водите в медленном

темпе ярким предметом перед глазами ребенка вправо-влево.

Когда такой уровень будет освоен, можно переходить к

круговому движению и сверху-вниз.

3.

Давайте ребенку смотреться в зеркало: он получит

положительные впечатления от подобной игры, наблюдая за

самим собой.

Сенсорное воспитание дошкольников через развитие зрительного

восприятия позволяет им усвоить основные виды свойств

предметов.

Тактильные ощущения позволяют более полно воспринимать

образы предметов, с которыми имеет дело малыш, сравнивать их.

Но, главное, при этом активно развивается мелкая моторика руки,

которая

неразрывно связана со многими психическими функциями

человека.

Формирование осязания начинается с самого раннего возраста,

когда ребенку дают игрушки из разных материалов, предметы,

внутри которых находятся безопасные наполнители, отличающиеся

по размерам частиц.

Развитие мелкой моторики.

Формирование мышления и речи ребенка начинается тогда, когда движения

пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами,

формирование данных процессов совершается под влиянием импульсов,

идущих от рук. Это важно как при своевременном психическом развитии, так

и в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и

мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука.

Следовательно, систематические упражнения по тренировке движений

пальцев являются мощным средством повышения работоспособности

головного мозга.

У детей с задержкой речевого развития, наблюдается плохая координация

мелкой моторики пальцев рук. Мышечный тонус рук ослаблен, что

затрудняет формирование графомоторных навыков.

У детей с задержкой психического развития выявляется отставание в

развитии тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и

двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация),

выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки

самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке,

аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать

карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при

пользовании ножницами, затруднено формирование графомоторных

навыков.

Для развития мелкой моторики используются «пальчиковые игры». Они

очень эмоциональны и увлекательны. Эти игры способствуют развитию

мышления, внимания, памяти и речи ребенка. Они как бы отражают

реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их

деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя

движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается

ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание

на одном виде деятельности, стимулируются мыслительные процессы.

Таким образом, планомерная, целенаправленная коррекционно-развивающая

работа по развитию познавательной сферы у детей дошкольного возраста с

ограниченными возможностями здоровья позволяет устранить имеющие

трудности у детей в освоении знаний об окружающем мире, способствует

формированию элементарных математических представлений, развитию

сенсорного восприятия и мелкой моторики рук.

Массаж ладошек.

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития

мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте

их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-

ворона».

1.С месяцев трех – четырех для массажа можно использовать колючий мячик

(шишку, грецкий орех). Поглаживайте им ладошки малыша, приговаривая:

Гладь мои ладошки еж.

Ты колючий, ну и что ж.

Я хочу с тобой поладить,

Я хочу тебя погладить.

2. Ладушки

Все с детства знают потешки «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых

маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3.

Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько

листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет

вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие

.

Следует отметить, что, развивая представления детей о различных свойствах

предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами, так

называемыми

сенсорными

эталонами.

Специальное

оборудование

(проекторы, световые трубки, фиброоптические волокна, сухие бассейны,

мягкие покрытия, разгрузочные сиденья, генераторы запахов, специальная

музыка и т.д.) , установленное в сенсорной комнате, воздействует на все

органы чувств человека. Мозг активизируется через стимуляцию базовых

чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и развивает саморегулирование

процессов возбуждения и торможения.

Сенсорная комната дает возможность подавать стимулы различной

модальности - зрительной, слуховой, тактильной - и использовать эту

стимуляцию длительное время. Сочетание стимулов различной модальности

(музыки, цвета, запахов) может оказывать различное воздействие на

психическое и эмоциональное состояние ребенка - тонизирующее,

стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее,

расслабляющее. В условиях сенсорной комнаты используется

массированный поток информации на каждый анализатор. Таким образом,

восприятие становится более активным. Такая активная стимуляция всех

анализаторных систем приводит не только к повышению активности

восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. В

отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых

характерно небольшое количество и однообразие материала, в самом

оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов.

Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность

коррекционных занятий, создавая дополнительный потенциал для развития

ребенка.



В раздел образования