Автор: Разумкова Юлия Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 108 общеразвивающего вида "Зазеркалье"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР
Раздел: дошкольное образование
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР
Как в норме, так и при патологии, развитие словообразования представляет
собой сложный многообразный процесс.
Дети с нарушением речи не сразу и не вдруг овладевают лексико-
грамматическим строем, слоговой структурой слов, словоизменением и т.д. Поэтому
на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже
усвоенными, а другие еще частично. Отсюда такое разнообразие нарушений
языковой нормы детьми.
Многие
ученые
указывали
на
их
трудности
в
овладении
словообразовательными процессами.
О.М. Вершинина отмечает характерные ошибки в словообразовании у детей с
ОНР:
1)
образование
неологизмов
при
помощи
ненормативных
суффиксов;
например, крыша «из соломы» - «соломта», занавеска «из ситца» - «сическая»,
«сичная», ножницы «из металла» - «металовичи»;
2) лексические замены слов как близкие по семантике («пуховая подушка» -
«пушистая»), так и далекие («металлические ножницы» - «меховые»);
3) использование приставки; например, «грушевое варенье» - «игрушеновое
варенье»;
4) при словоизменении дети могут правильно образовывать словоформу, но
при этом допускают нарушения согласования и воспроизведение ее в косвенном
падеже; например, «черничный джем» - «черничная джем», «вишневое варенье» -
«вишневая варенье»;
5) неправильный выбор основы мотивирующего слова. Например, «шишка
ели» - «шишковая».
У
детей
с
общим
недоразвитием
речи
часто
оказываются
несформированными навыки практического словообразования: относительных
прилагательных
от
существительных,
существительных
с
уменьшительно
-
ласкательными
суффиксами
(«деревко»,
«ведречко»),
сравнительной
степени
прилагательных и т.п. Ярко проявляются неточное знание и употребление многих
слов; в активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно
слов, обозначающих качества, действия, признаки, состояния предметов, затруднен
подбор однокоренных слов.
В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования.
Однако количество суффиксов, используемых при словообразовании, очень
невелико (-ик, -очек, -чик, -енок, -ок, -ят, -к).
Вне специального внимания к речи дети малоактивны; в редких случаях
являются инициаторами общения, не оречевляют игровую ситуацию. Дети с общим
недоразвитием речи затрудняются в образовании существительных с помощью
уменьшительно-ласкательных суффиксов ("деревко", "ведречко"), прилагательных
("лихняя шапка", "глинный кувшин", "стекловая вода").
Наблюдаются нарушения в построении словосочетания из наречия «много» и
существительного, в использовании падежных форм множественного числа, кроме
именительного падежа.
Недостаточность
функции
словообразования
проявляется
в
трудностях
построения прилагательных от формы существительного (подушка из пуха -
"пушоная"; варенье из груш - "грушиное"; лапа волка - "волкина").
Таким образом, овладение способами словообразования является одним из
главных
показателей
нормального
речевого
развития.
Словообразование
рассматривают как основной путь и средство пополнения словарного состава языка
новыми словами, механизм создания производных слов. Ошибки детей с ОНР в
словообразовании мешают их дальнейшему речевому развитию, ведут к трудностям
в освоении родного языка, нарушению устной речи, обеднению словарного запаса, а
в школьном возрасте и к нарушению письменной речи. Это обуславливает
актуальность и необходимость развития навыков словообразования у дошкольников
с общим недоразвитием речи и выбора эффективных методов и приёмов
коррекционно-логопедического воздействия с целью их устранения.
Мною был разработан и апробирован комплекс дидактических игр для детей с
ОНР. При составлении игр я использовала Картинный материал Н.В.Нищевой,
Тетрадь логопедических заданий, Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносовой, детские
игрушки, игрушки, готовые дидактические игры.
Цель: Создание условий, для формирования навыков словообразования у
детей с ОНР.
Задачи: - учить детей с ОНР навыкам словообразования,
-развивать способность употреблять предлоги, правильно употреблять слова
по родам, падежам, изменять слова с помощью суфиксов.
Воспитывать уважение к русскому языку.
Комплекс дидактических игр на формирования навыков словообразования для
детей с ОНР старшего дошкольного возраста и осуществлялась в трех основных
направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и
анализ.
Дидактические игры проводились во второй половине дня 2 раза в неделю во
время логопедического часа, согласно лексической теме недели, как с игрушками,
предметами, картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр,
построенных на словах и действиях играющих.
Комплекс дидактических игр
Недел
я
Лексическая тема
Дидактическая игра
1 занятие
По плану логопеда
1
«Назови ласково»
2
«Один-много»
3
«Назови чего не стало»
2 занятие
4
«Прочитай схему с предлогом»
5
«Расскажи – Какой? Какая, Какие?
6
«Из чего сделано»
В конце года был проведен сравнительный мониторинг, который показал, что
комплекс дидактических игр проводимый дополнительно в группе детей с ОНР
помог развить грамматические навыки.
Рекомендации:
Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании
дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: бытовых
предметов, игрушек, специально изготовленных пособий.
При опоре на зрительный образ дети с ОНР быстрее усваивают названия
предметов, их признаков и действий с ними.
Можно проводить игры на образования наименований, например посуды и
детенышей животных и птиц с помощью суффиксов (грачонок - грачата, снегирь -
снегирята - один и много, но один птенчик - ласточка, синичка, много - ласточки,
синички).
Здесь уместны задания на объяснение значения слов: «О чем говорит слово
воробьишко?» (Детеныш воробья, маленький, шаловливый, а воробей большой.) В
основном используются словесные игры и упражнения: «Магазин», «Зоопарк»,
«Угадай, чего не стало». Закрепление наименований детенышей может
осуществляться в процессе рассматривания картин из серии «Дикие и домашние
животные» (корова с теленком, лошадь с жеребенком и др.).
Более сложная задача - образование названий профессий от разных частей
речи с помощью суффиксов, приставок и других средств.
Чтобы уточнить, какие профессии знают дети, проводилась игра «Знаешь ли
ты профессии?» (упражнение в образовании существительных, обозначающих лиц
по профессии), в игре «Кто он такой?» дети учатся образовывать существительное
от глагола, в игре «И я тоже» дети образуют с помощью суффиксов
существительные женского рода. Учатся подбирать однокоренные слова («слова-
родственники») (береза, березовый, подберезовик; лист, лиственный, листопад).
«Слова – родственники».
Целесообразно проводить небольшие по продолжительности упражнения (5-6
мин.): на образование прилагательных от основ существительных, на употребление
суффиксов существительных мужского и женского рода, на образование
притяжательных прилагательных (значение принадлежности).
Как любой процесс развития, словообразование не обходится без каких-либо
проблем, и ребенок делает ошибки, образуя новые слова. Логопед может помочь
ребенку усвоить законы образования слов и предупредить нарушение. Используя
различные методы дать ребенку знания о том, как образуются слова, как они
применяются по смыслу, когда меняется их состав.
Примеры возможных вариантов дидактических игр, которые можно
использовать на развитие словообразования у дошкольников с ОНР.
1.Дидактическая игра: «Кто что делает?»
Цель: Образование глаголов от звукоподражательных слов.
Материал: предметные картинки с изображением животных и птиц.
-кря -кря –кря! Кто сказал? Уточка! Что она делает? Крякает!
-ква –ква –ква! Кто сказал? Лягушка! Что она делает? Квакает!
-хрю –хрю –хрю! Кто сказал? Свмнка! Что она делает? Хрюкает!
2.Дидактическая игра: «Что сделал?»
Цель: Сравнение двух одинаковых действий, одно из которых уже выполнено, а
другое выполняется (игру можно проводить с использованием мяча)
Материал: мяч
Ест - съел
Несет - принес
Рисует - нарисовал
Читает - прочитал
Копает - выкопал
Моет - вымыл.
3. Дидактическая игра: «Составь предложение»
Цель: Употребление глаголов с разными приставками. Составление с ними
предложений.
Материал: сюжетные картинки к игре.
Ходить - переходить, подходить, выходить, заходить, уходить, входить.
Лить - наливать, выливать, переливать, доливать, подливать.
Писать - записать, написать, надписать, подписать, описать, прописать, вписать,
выписать, переписать, списать, приписать.
Плыть - переплыть, доплыть, отплыть, подплыть.
Шел - вышел, ушел, пришел, зашел, дошел, обошел, подошел, перешел.
Летать - прилетать, перелетать, влетать, вылетать, улетать.
Пилить - отпилить, перепилить, спилить, подпилить.
4. Дидактическая игра «Как сказать правильно?».
Цель: Употребление подходящих по смыслу глаголов.
Материал: сюжетные картинки к игре.
Логопед называет предложение, употребляя неправильно глагол. Дети должны
найти и исправить ошибку. Например: «Девочка подбежала из дома. - Девочка
выбежала из дома».
5. Дидактическая игра: «Скажи наоборот».
Цель: Употребление глаголов с противоположным значением.
Материал: мяч
Дети встают в круг. Логопед бросает мяч, называет действие с одним оттенком.
Ребенок, возвращая мяч, называет действие с противоположным значением:
наливает - выливает, входит - выходит, влетает - вылетает, вносит - выносит,
закрывает - открывает, приплывает - отплывает, запирает - отпирает, собирает -
разбирает, приклеивает - отклеивает. Выигрывает тот, кто дает больше правильных
ответов.
6. Дидактическая игра: «Исправь предложение»
Цель: Различение и подбор глаголов совершенного и несовершенного вида.
Дети ориентируются на поставленные логопедом вопросы: что делает? что сделал?
Таня помогает (помогла) маме.
Бабушка вяжет (связала) внучке варежки.
Девочка наливает (налила) воду в графин.
Дети поливают (полили) горку водой.
Миша ловит (поймал) Катю.
Вова моет (вымыл) уши.
В комнате Миша снимает (снял) пальто.
Мальчик быстро идет (пришел) домой.
Девочка ломает (сломала) палку.
Колхозники собирают (собрали) богатый урожай картофеля.
7. Дидактическая игра: «Большое и маленькое».
Цель: Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с
помощью суффиксов –чик, -ик.
Материал: парные картинки с изображением больших и маленьких предметов (стул
– стульчик, шкаф – шкафчик, мяч – мячик, ковер – коврик и т. д.).
Детям предложены парные картинки с изображением больших и маленьких
предметов. Дети должны правильно назвать предметы, верно использовать
суффиксы в названии маленьких предметов.
8. Дидактическая игра «Назови меня ласково».
Цель: Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Материалы: игрушки: заяц, бегемот, слон, еж.
Игра проводится индивидуально с каждым ребенком. В гости к ребенку пришли
заяц, бегемот, слон, еж. Они знакомятся с ребенком, называют его имя ласково и
просят, чтобы и он назвал их ласково (слоник, зайчик, бегемотик, ежик). Затем
ребенок называет части тела животного – игрушки и самого (нос – носик, рука –
ручка, ручечка, лапа – лапка, хвост – хвостик, ухо – ушко и т. д.).
9. Дидактическая игра: «Магазин одежды».
Цель: Образование относительных прилагательных от существительных.
Материал: вещи (одежда и обувь) шерстяные, кожаные, резиновые, меховые.
Детям предлагается посетить магазин одежды. Вещи лежат на витрине, дети
рассматривают их, трогают и называют, из чего они сделаны (шапка из шерсти,
сапоги из резины и т. д.)
После чего каждый ребенок покупает себе вещь, называя ее полным ответом
(Я хочу купить резиновые сапоги, шерстяной шарф и т. д.).
10. Дидактическая игра: «Что из чего, какое?».
Цель: Образование прилагательные от существительных с помощью суффиксов –ян,
–ан, -ов.
Материалы: картинки с изображением предметов и вещей (стул, стол, кровать,
стакан, банка, ложка и т. д.)
Перед ребенком выкладываются картинки с изображением предметов, и
предлагается назвать, из чего они сделаны. Например: «Скажи, из чего сделан стул
(из дерева), значит какой он? (деревянный)».
11. Дидактическая игра «Угадай-ка».
Цель: Правильное использование названий детенышей животных в единственном и
множественном числе.
Материал: карточки с изображением животных и их детенышей (тигр – тигренок –
тигрята; кошка – котенок - котята).
Ребенку загадывается загадка и показывается картинка с изображением взрослого
животного. Затем задается вопрос: «Скажи, а кто детеныш тигра?» (тигренок) –
показывается картинка тигренка. «Один тигренок, а если их много? – показывается
картинка с тигрятами – как мы скажем » (тигрята).
12. Дидактическая игра: «День рожденья Пуха».
Цель: соотношение названия взрослых животных с названиями их детенышей,
использование этих слов в речи.
Материал: игрушки: белка с бельчатами, зайчиха с зайчатами, слониха со
слонятами, лиса с лисятами и т. д.
На день рожденье к котенку Пуху пришли его друзья – малыши со своими
мамашами. «Пришла свинья со своими малышами … (детям предлагается назвать
детенышей свиньи) … поросятами». Мамы сели за стол пить чай, а дети затеяли
игру в прятки. Логопед прячет игрушки за ширму. Котенок Пух ищет игрушки.
Нашел Пух детенышей (логопед по очереди достает игрушки).