Напоминание

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР


Автор: Разумкова Юлия Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 108 общеразвивающего вида "Зазеркалье"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

Как в норме, так и при патологии, развитие словообразования представляет

собой сложный многообразный процесс.

Дети с нарушением речи не сразу и не вдруг овладевают лексико-

грамматическим строем, слоговой структурой слов, словоизменением и т.д. Поэтому

на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже

усвоенными, а другие еще частично. Отсюда такое разнообразие нарушений

языковой нормы детьми.

Многие

ученые

указывали

на

их

трудности

в

овладении

словообразовательными процессами.

О.М. Вершинина отмечает характерные ошибки в словообразовании у детей с

ОНР:

1)

образование

неологизмов

при

помощи

ненормативных

суффиксов;

например, крыша «из соломы» - «соломта», занавеска «из ситца» - «сическая»,

«сичная», ножницы «из металла» - «металовичи»;

2) лексические замены слов как близкие по семантике («пуховая подушка» -

«пушистая»), так и далекие («металлические ножницы» - «меховые»);

3) использование приставки; например, «грушевое варенье» - «игрушеновое

варенье»;

4) при словоизменении дети могут правильно образовывать словоформу, но

при этом допускают нарушения согласования и воспроизведение ее в косвенном

падеже; например, «черничный джем» - «черничная джем», «вишневое варенье» -

«вишневая варенье»;

5) неправильный выбор основы мотивирующего слова. Например, «шишка

ели» - «шишковая».

У

детей

с

общим

недоразвитием

речи

часто

оказываются

несформированными навыки практического словообразования: относительных

прилагательных

от

существительных,

существительных

с

уменьшительно

-

ласкательными

суффиксами

(«деревко»,

«ведречко»),

сравнительной

степени

прилагательных и т.п. Ярко проявляются неточное знание и употребление многих

слов; в активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно

слов, обозначающих качества, действия, признаки, состояния предметов, затруднен

подбор однокоренных слов.

В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования.

Однако количество суффиксов, используемых при словообразовании, очень

невелико (-ик, -очек, -чик, -енок, -ок, -ят, -к).

Вне специального внимания к речи дети малоактивны; в редких случаях

являются инициаторами общения, не оречевляют игровую ситуацию. Дети с общим

недоразвитием речи затрудняются в образовании существительных с помощью

уменьшительно-ласкательных суффиксов ("деревко", "ведречко"), прилагательных

("лихняя шапка", "глинный кувшин", "стекловая вода").

Наблюдаются нарушения в построении словосочетания из наречия «много» и

существительного, в использовании падежных форм множественного числа, кроме

именительного падежа.

Недостаточность

функции

словообразования

проявляется

в

трудностях

построения прилагательных от формы существительного (подушка из пуха -

"пушоная"; варенье из груш - "грушиное"; лапа волка - "волкина").

Таким образом, овладение способами словообразования является одним из

главных

показателей

нормального

речевого

развития.

Словообразование

рассматривают как основной путь и средство пополнения словарного состава языка

новыми словами, механизм создания производных слов. Ошибки детей с ОНР в

словообразовании мешают их дальнейшему речевому развитию, ведут к трудностям

в освоении родного языка, нарушению устной речи, обеднению словарного запаса, а

в школьном возрасте и к нарушению письменной речи. Это обуславливает

актуальность и необходимость развития навыков словообразования у дошкольников

с общим недоразвитием речи и выбора эффективных методов и приёмов

коррекционно-логопедического воздействия с целью их устранения.

Мною был разработан и апробирован комплекс дидактических игр для детей с

ОНР. При составлении игр я использовала Картинный материал Н.В.Нищевой,

Тетрадь логопедических заданий, Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносовой, детские

игрушки, игрушки, готовые дидактические игры.

Цель: Создание условий, для формирования навыков словообразования у

детей с ОНР.

Задачи: - учить детей с ОНР навыкам словообразования,

-развивать способность употреблять предлоги, правильно употреблять слова

по родам, падежам, изменять слова с помощью суфиксов.

Воспитывать уважение к русскому языку.

Комплекс дидактических игр на формирования навыков словообразования для

детей с ОНР старшего дошкольного возраста и осуществлялась в трех основных

направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и

анализ.

Дидактические игры проводились во второй половине дня 2 раза в неделю во

время логопедического часа, согласно лексической теме недели, как с игрушками,

предметами, картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр,

построенных на словах и действиях играющих.

Комплекс дидактических игр

Недел

я

Лексическая тема

Дидактическая игра

1 занятие

По плану логопеда

1

«Назови ласково»

2

«Один-много»

3

«Назови чего не стало»

2 занятие

4

«Прочитай схему с предлогом»

5

«Расскажи – Какой? Какая, Какие?

6

«Из чего сделано»

В конце года был проведен сравнительный мониторинг, который показал, что

комплекс дидактических игр проводимый дополнительно в группе детей с ОНР

помог развить грамматические навыки.

Рекомендации:

Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании

дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: бытовых

предметов, игрушек, специально изготовленных пособий.

При опоре на зрительный образ дети с ОНР быстрее усваивают названия

предметов, их признаков и действий с ними.

Можно проводить игры на образования наименований, например посуды и

детенышей животных и птиц с помощью суффиксов (грачонок - грачата, снегирь -

снегирята - один и много, но один птенчик - ласточка, синичка, много - ласточки,

синички).

Здесь уместны задания на объяснение значения слов: «О чем говорит слово

воробьишко?» (Детеныш воробья, маленький, шаловливый, а воробей большой.) В

основном используются словесные игры и упражнения: «Магазин», «Зоопарк»,

«Угадай, чего не стало». Закрепление наименований детенышей может

осуществляться в процессе рассматривания картин из серии «Дикие и домашние

животные» (корова с теленком, лошадь с жеребенком и др.).

Более сложная задача - образование названий профессий от разных частей

речи с помощью суффиксов, приставок и других средств.

Чтобы уточнить, какие профессии знают дети, проводилась игра «Знаешь ли

ты профессии?» (упражнение в образовании существительных, обозначающих лиц

по профессии), в игре «Кто он такой?» дети учатся образовывать существительное

от глагола, в игре «И я тоже» дети образуют с помощью суффиксов

существительные женского рода. Учатся подбирать однокоренные слова («слова-

родственники») (береза, березовый, подберезовик; лист, лиственный, листопад).

«Слова – родственники».

Целесообразно проводить небольшие по продолжительности упражнения (5-6

мин.): на образование прилагательных от основ существительных, на употребление

суффиксов существительных мужского и женского рода, на образование

притяжательных прилагательных (значение принадлежности).

Как любой процесс развития, словообразование не обходится без каких-либо

проблем, и ребенок делает ошибки, образуя новые слова. Логопед может помочь

ребенку усвоить законы образования слов и предупредить нарушение. Используя

различные методы дать ребенку знания о том, как образуются слова, как они

применяются по смыслу, когда меняется их состав.

Примеры возможных вариантов дидактических игр, которые можно

использовать на развитие словообразования у дошкольников с ОНР.

1.Дидактическая игра: «Кто что делает?»

Цель: Образование глаголов от звукоподражательных слов.

Материал: предметные картинки с изображением животных и птиц.

-кря -кря –кря! Кто сказал? Уточка! Что она делает? Крякает!

-ква –ква –ква! Кто сказал? Лягушка! Что она делает? Квакает!

-хрю –хрю –хрю! Кто сказал? Свмнка! Что она делает? Хрюкает!

2.Дидактическая игра: «Что сделал?»

Цель: Сравнение двух одинаковых действий, одно из которых уже выполнено, а

другое выполняется (игру можно проводить с использованием мяча)

Материал: мяч

Ест - съел

Несет - принес

Рисует - нарисовал

Читает - прочитал

Копает - выкопал

Моет - вымыл.

3. Дидактическая игра: «Составь предложение»

Цель: Употребление глаголов с разными приставками. Составление с ними

предложений.

Материал: сюжетные картинки к игре.

Ходить - переходить, подходить, выходить, заходить, уходить, входить.

Лить - наливать, выливать, переливать, доливать, подливать.

Писать - записать, написать, надписать, подписать, описать, прописать, вписать,

выписать, переписать, списать, приписать.

Плыть - переплыть, доплыть, отплыть, подплыть.

Шел - вышел, ушел, пришел, зашел, дошел, обошел, подошел, перешел.

Летать - прилетать, перелетать, влетать, вылетать, улетать.

Пилить - отпилить, перепилить, спилить, подпилить.

4. Дидактическая игра «Как сказать правильно?».

Цель: Употребление подходящих по смыслу глаголов.

Материал: сюжетные картинки к игре.

Логопед называет предложение, употребляя неправильно глагол. Дети должны

найти и исправить ошибку. Например: «Девочка подбежала из дома. - Девочка

выбежала из дома».

5. Дидактическая игра: «Скажи наоборот».

Цель: Употребление глаголов с противоположным значением.

Материал: мяч

Дети встают в круг. Логопед бросает мяч, называет действие с одним оттенком.

Ребенок, возвращая мяч, называет действие с противоположным значением:

наливает - выливает, входит - выходит, влетает - вылетает, вносит - выносит,

закрывает - открывает, приплывает - отплывает, запирает - отпирает, собирает -

разбирает, приклеивает - отклеивает. Выигрывает тот, кто дает больше правильных

ответов.

6. Дидактическая игра: «Исправь предложение»

Цель: Различение и подбор глаголов совершенного и несовершенного вида.

Дети ориентируются на поставленные логопедом вопросы: что делает? что сделал?

Таня помогает (помогла) маме.

Бабушка вяжет (связала) внучке варежки.

Девочка наливает (налила) воду в графин.

Дети поливают (полили) горку водой.

Миша ловит (поймал) Катю.

Вова моет (вымыл) уши.

В комнате Миша снимает (снял) пальто.

Мальчик быстро идет (пришел) домой.

Девочка ломает (сломала) палку.

Колхозники собирают (собрали) богатый урожай картофеля.

7. Дидактическая игра: «Большое и маленькое».

Цель: Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с

помощью суффиксов –чик, -ик.

Материал: парные картинки с изображением больших и маленьких предметов (стул

– стульчик, шкаф – шкафчик, мяч – мячик, ковер – коврик и т. д.).

Детям предложены парные картинки с изображением больших и маленьких

предметов. Дети должны правильно назвать предметы, верно использовать

суффиксы в названии маленьких предметов.

8. Дидактическая игра «Назови меня ласково».

Цель: Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Материалы: игрушки: заяц, бегемот, слон, еж.

Игра проводится индивидуально с каждым ребенком. В гости к ребенку пришли

заяц, бегемот, слон, еж. Они знакомятся с ребенком, называют его имя ласково и

просят, чтобы и он назвал их ласково (слоник, зайчик, бегемотик, ежик). Затем

ребенок называет части тела животного – игрушки и самого (нос – носик, рука –

ручка, ручечка, лапа – лапка, хвост – хвостик, ухо – ушко и т. д.).

9. Дидактическая игра: «Магазин одежды».

Цель: Образование относительных прилагательных от существительных.

Материал: вещи (одежда и обувь) шерстяные, кожаные, резиновые, меховые.

Детям предлагается посетить магазин одежды. Вещи лежат на витрине, дети

рассматривают их, трогают и называют, из чего они сделаны (шапка из шерсти,

сапоги из резины и т. д.)

После чего каждый ребенок покупает себе вещь, называя ее полным ответом

(Я хочу купить резиновые сапоги, шерстяной шарф и т. д.).

10. Дидактическая игра: «Что из чего, какое?».

Цель: Образование прилагательные от существительных с помощью суффиксов –ян,

–ан, -ов.

Материалы: картинки с изображением предметов и вещей (стул, стол, кровать,

стакан, банка, ложка и т. д.)

Перед ребенком выкладываются картинки с изображением предметов, и

предлагается назвать, из чего они сделаны. Например: «Скажи, из чего сделан стул

(из дерева), значит какой он? (деревянный)».

11. Дидактическая игра «Угадай-ка».

Цель: Правильное использование названий детенышей животных в единственном и

множественном числе.

Материал: карточки с изображением животных и их детенышей (тигр – тигренок –

тигрята; кошка – котенок - котята).

Ребенку загадывается загадка и показывается картинка с изображением взрослого

животного. Затем задается вопрос: «Скажи, а кто детеныш тигра?» (тигренок) –

показывается картинка тигренка. «Один тигренок, а если их много? – показывается

картинка с тигрятами – как мы скажем » (тигрята).

12. Дидактическая игра: «День рожденья Пуха».

Цель: соотношение названия взрослых животных с названиями их детенышей,

использование этих слов в речи.

Материал: игрушки: белка с бельчатами, зайчиха с зайчатами, слониха со

слонятами, лиса с лисятами и т. д.

На день рожденье к котенку Пуху пришли его друзья – малыши со своими

мамашами. «Пришла свинья со своими малышами … (детям предлагается назвать

детенышей свиньи) … поросятами». Мамы сели за стол пить чай, а дети затеяли

игру в прятки. Логопед прячет игрушки за ширму. Котенок Пух ищет игрушки.

Нашел Пух детенышей (логопед по очереди достает игрушки).



В раздел образования