Напоминание

"Активные формы и методы обучения на уроках русского и литературы как средство развития информационной компетенции учащихся"


Автор: Бурова Инна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 7
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: "Активные формы и методы обучения на уроках русского и литературы как средство развития информационной компетенции учащихся"
Раздел: начальное образование





Назад




Министерство образования и науки России

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №7 г. Хабаровска

Тема: Активные формы и методы обучения

на уроках русского и литературы

как средство развития информационной компетенции учащихся

(обобщение опыта работы)

Выполнила: Бурова Инна Владимировна,

учитель начальных классов

МОУ гимназия № 7 г. Хабаровска.

Педагогический стаж: 30 лет,

высшая квалификационная категория.

Хабаровск

2020

2

Содержание

Введение

3

Методы и формы активного обучения

5

Образовательные технологии

14

Развитие информационно-поисковых умений

17

Заключение

24

Список литературы

25

Приложение

3

Введение

Образование как социальное явление полностью зависит от требований

общества в тот или иной исторический период.

Сейчас мир переходит в информационную, или постиндустриальную,

культуру, которая предъявляет другие требования к выпускнику школы.

Любая трудовая деятельность современного человека сводится к умению

всесторонне работать с информацией. Это, в свою очередь, требует от

человека гибкости и подвижности мышления, умения быстро и ответственно

принимать оптимальное решение на фоне многих альтернатив, а также

высоких

информационно-коммуникативных

навыков,

диалогичности,

толерантности по отношению к чужой парадигме мышления и т. д.

В

процессе

профессиональной

деятельности

приходится

решать

проблемы, возникающие из-за происходящих изменений в обществе.

Зеркальное отражение которых сказывается на «портрете» ребёнка

(см. Табл. 1), поступающего в первый класс.

Таблица 1

Важнейшие особенности, характеризующие современного первоклассника

Резко возросла информированность детей,

они перегружены информацией (СМИ, реклама, Интернет), зачастую

ненужной и даже вредной

Уменьшился интерес детей к чтению,

уходят в прошлое традиции семейного чтения, что привело к потере у

детей навыков смыслового чтения и слушания;

Возрос объём учебной деятельности ребёнка до поступления в школу,

как следствие, уменьшилась доля сюжетно-ролевых игр во

времяпровождении дошкольников

Уменьшилось время общения дошкольника со сверстниками

Увеличилось расслоение детей по уровню умственного и

познавательного развития

Возросла критичность мышления современных детей,

как следствие, усилилась чувство тревожности и недоверия к людям

Увеличилось общение с детьми других стран и народов,

что привлекло за собой, с одной стороны, развитие чувства

толерантности, сопричастности ко всему человечеству, а с другой – рост

ксенофобских настроений

4

Информационная культура пока ещё является показателем не общей, а,

скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным

фактором развития каждой личности.

Моя

задача,

как

учителя

развивать,

совершенствовать,

корректировать

информационные

вкусы

воспитанников,

помогать

школьникам

в

освоении

приемов

информационно-поисковой

и

информационно-аналитической деятельности.

Цель моей работы: создание условий для развития информационной

культуры учащихся, включая знания об информационной среде, законах ее

функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках.

Задачи, ориентированные на развитие информационной культуры

учащихся:

-

учить

детей

извлекать

информацию

из

различных

источников

и

структурировать её;

- развивать у детей способность самостоятельно использовать информацию

для планирования своей деятельности;

- воспитывать толерантность по отношению к чужой парадигме мышления

Важно правильно выбрать школу и программу обучения, так как

именно учеба в начальной школе определяет последующее отношение

ребенка к учебному процессу.

Наиболее полно эти идеи воплощены в трудах ученых: Л. В. Занкова и

Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова, создавших новые развивающие системы

обучения, среди которых отмечаем нашего выдающегося современника

Леонида Владимировича Занкова (1901-1977).

В основу системы легли разработки видного психолога Л. С.

Выготского, суть которых заключалась в том, что обучение не должно

ориентироваться на уже созревшие особенности детского мышления, а

должно

вести

за

собой

развитие

ребенка.

Развитие

предполагает

сотрудничество, именно такой характер должна носить помощь взрослых - не

прямая подсказка, а организация совместного поиска решения.

Известно, что в 7-8 лет ребенок мыслит конкретными категориями, а к

моменту

перехода

в

среднее

звено

школьник

должен

научиться

самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать,

анализировать,

находить

частное

и

общее,

устанавливать

простые

закономерности. Работая в данном направлении, мы готовим детей к

переходу из начальной школы в средне звено и умению ориентироваться в

реальной жизни.

Использование опыта развивающего обучения детей подтверждается

прямой зависимостью качества обучения от динамики его продвижения в

общем развитии; направленностью на отдаленные результаты действия

системы - высокую социализацию детей, выбор жизненного пути в

соответствии со своими стремлениями.

5

Методы и формы активного обучения

Главная задача современной системы образования – создание условий

для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского

образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что

«…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему

универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной

деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые

компетенции, определяющее современное качество образования».

Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это

качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в

деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами

знаний,

умений,

навыков,

качеств.

Современным

ядром

ключевых

компетенций является личностный компонент.

Ключевыми компетенциями, которые учитель формирует в начальной

школе,

являются

учебно-познавательные,

информационные,

коммуникативные,

социальные

(теория

доктора

педагогических

наук

Хуторского А. В.)

Все

эти

компетенции

формируются

в

комплексе

и

в

разных

предметных и «запредметных» областях. Чтобы перейти к формированию

ключевых компетенций, необходимо задать компетенции в деятельностной

форме.

К информационным компетенциям мы относим умения:

• владеть навыками работы с различными источниками информации:

книгами, учебниками, справочниками, Интернет;

• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать

и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать,

сохранять и передавать ее;

• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них

главное и необходимое;

• осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам

СМИ;

• овладеть навыками использования информационных устройств;

применять

для

решения

учебных

задач

информационные

и

телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную

почту, Интернет.

В реализации цели и задач обучения важно использовать развитие

компетентностей, опираясь на активные методы.

Методы активного обучения - совокупность педагогических действий и

приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего

специальными

средствами

условия,

мотивирующие

обучающихся

к

самостоятельному,

инициативному

и

творческому

освоению

учебного

материала в процессе познавательной деятельности.

6

Сегодня существуют различные подходы к классификации методов

активного обучения (см. Табл. 2).

7

Таблица 2

Методы активного обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности

методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности

неимитационные

имитационные

игровые

неигровые

проблемный урок

деловые игры

анализ конкретных ситуаций

эвристическая беседа

дидактические или учебные игры

разбор деловой почты

руководителя

учебная дискуссия

игровые ситуации

действия по инструкции

и т. д.

самостоятельная работа с

литературой

игровые приемы и процедуры

внеклассные занятия

тренинги в активном режиме

По назначению

выделяют

мотивацию

познавательной

деятельности

сообщение

учебной

информации

формирование и

совершенствование

профессиональных

умений и навыков

контроль

результатов

обучения

освоение

передового опыта

По типу деятельности участников при поиске решения задач выделяют методы

построенные

на

ранжировании

по различным

признакам

предметов

или действий

построенные

на

оптимизации

процессов

и структур

построенные

на

проектировании,

конструировании

объектов

построенные

на

выборе

тактики

действий в

управлении,

общении и

конфликтных

ситуациях

построенные

на

решении инженерно-

конструкторской,

исследовательской,

управленческой

или социально-

психологической

задачи

построенные

на

демонстраци

и и тренинг

навыков

внимания,

выдумки,

оригинальнос

ти, быстроты

мышления

и другие

По численности участвующих

индивидуальные

групповые

коллективные методы

методы, предполагающие работу

участников в диадах и триадах

По месту проведения

аудиторные

внеаудиторные

выездные

экскурсионные

По принципу использования вычислительной техники

ручные,

(без использования ВТ)

компьютерные

(игры на ЭВМ)

игры с компьютерным

обеспечением

В

качестве

отличительных

признаков,

используются:

степень

активизации

слушателей,

характер

учебно-познавательной

и

игровой

деятельности,

способ

организации

игрового

взаимодействия,

место

проведения

занятий,

их

целевое

назначение,

тип

используемой

имитационной модели и многие другие.

8

Работала учителем начальных классов по системе Л. В. Занкова с 2004

года. Для формирования информационных умений в учебно-методических

комплектах этой системы присутствует материал, который с первых дней

обучения в школе постоянно и планомерно ставит каждого ученика в

ситуацию, в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять её,

воспринимать, фиксировать, преобразовывать, подвергать её сомнению,

сохранять,

излагать.

Важно,

что

ученик

работает

не

только

с

художественным, но и с учебным текстом, что иллюстрации, схемы, таблицы

на страницах учебников носят информативный характер.

Только при таком условии можно добиться выполнения требований

Стандарта: «В результате изучения всех без исключения предметов в

начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с

информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и

фиксировать

нужную

информацию,

систематизировать,

сопоставлять,

анализировать

и

обобщать

информацию,

интерпретировать

и

преобразовывать её».

Работу с информацией в Стандарте предложено структурировать

следующим образом:

Раздел 1: «Получение, поиск и фиксация информации»;

Раздел 2: «Понимание и преобразование информации»;

Раздел 3: «Применение и представление информации»;

Раздел 4: «Оценка достоверности получаемой информации».

В каждом разделе конкретизируются ожидаемые умения и навыки

работы

с

информацией,

необходимые

выпускнику

начальной

школы

(«Выпускник

научится…»

-

базовый

уровень,

«Выпускник

получит

возможность научиться…» - повышенный уровень).

Моя задача – показать, какие возможности работы с информацией уже

заложены в учебники и как именно задания, предлагаемые детям, позволяют

им приобрести умения и навыки работы с информацией.

Использование активных форм и методов работы с информацией

помогает результативнее решить проблемы:

- формировать умения и навыки работы с информацией;

- обогащать словарный запас детей;

- развивать творческие способности детей;

- сформировать новые умения работы с информацией в разновозрастном

коллективе.

Рассматривая учение как информационный процесс, мы вправе

говорить о целенаправленном развитии способности учеников к работе с

разными источниками и разными видами предоставления информации, т. е. о

развитии информационной культуры школьников.

Под информационной культурой обычно понимается элемент общей

культуры человека, связанный с потреблением и созданием информационных

ресурсов и выполнением информационной деятельности. В современном

обществе

человеку приходится постоянно

иметь дело с

огромными

9

потоками информации. Чтобы не затеряться в этом потоке, необходимо

иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть

заложены уже в начальной школе.

«Информационная

культура

предполагает

мотивационную

и

операционную готовность учеников самостоятельно работать с информацией

любого вида: текстовой, звуковой, графической.

Мы не можем оградить ребенка от воды и, беспокоясь о его жизни и

здоровье, учим его «самостоятельно держаться на плаву». Мы не можем

оградить ребенка от растущего информационного потока. Должны ли мы

позаботиться о том, чтобы он мог самостоятельно ориентироваться в нем, не

рискуя захлебнуться? Роль гида для ребенка в море информации,… обязан

взять на себя педагог. Информационные вкусы, интересы, потребности,

приемы рациональной (эффективной по способам и экономной по времени)

работы с информацией – суть общеучебные знания, умения и навыки,

которые призвана формировать школа. И, прежде всего, это связано с

формированием и развитием читательских умений», – пишет автор учебно-

методического пособия Т. Е. Соколова в выпуске 1: «Информационная

культура младшего школьника как педагогическая проблема».

Основным информационным источником в школе была и остается

учебная книга.

Уже

в

букварный

период

начинается

работа

над

развитием

информационной культуры учащихся. В этот момент большинство детей ещё

не умеют читать, поэтому вопросы задаются учителем.

Рассмотрим задания на с. 8 «Азбука» (авт. Н. В. Нечаева, К. С.

Белорусец).

Ребёнок

учится

ориентироваться

на

странице

учебника,

анализировать информацию, представленную на иллюстрации. Отвечать на

вопрос «Где ты живёшь?», ребёнок, опираясь на иллюстративный ряд,

сможет расширить первоначальное знание, рассматривая картинки. Они дают

ему возможность формировать представление о Родине как о месте своего

проживания, расширяют представление о мире в целом.

Другое информационное поле складывается из «прочтения» знаков-

букв: даже не умеющие читать дети, опираясь на свой опыт, говорят о том,

что обозначено тем или иным символом. Это задание носит для нечитающих

детей и пропедевтический характер.

«Другие» знаки, найденные на картинках, имеют символический

характер, требуют перекодирования информации: «шашечки» такси, «зебра»

пешеходного перехода и т.п. Учитель обратит внимание детей на то, что

информацию можно получить из других источников. Например, о многом

могут сказать позы и жесты людей. Так, действия регулировщика на дороге

помогают управлять движением машин и людей. Дети, безусловно, смогут

привести собственные примеры «говорящих» поз и жестов: поднятый

большой палец, покачивание головой влево-вправо, вверх-вниз и т.д.

В процессе работы происходит и оценка достоверности получаемой

информации.

Действительно

ли,

например,

буква

«А»

обозначает

10

автобусную остановку, а вывеска «Хлеб» сообщает о магазине – месте, в

котором продают хлеб, а не о месте, где его пекут – хлебозаводе.

Проанализируем задание 47 из учебника «Русский язык», 1 класс

(автор А. В. Полякова).

Учительница обращается к классу:

- Назовите гласные звуки в слове «пою».

Ученик:

- Поют разными звуками: низкими, высокими и этими... средними.

На какой вопрос отвечал ученик? А ты всегда слышишь, о чем

говорят в классе? Выполни задание учителя».

Особенность задания состоит в том, что предлагаемую ситуацию

первоначально

ученик

осмысливает

самостоятельно,

задание

не

сформулировано. И только после первичного восприятия предлагается

вопрос: «На какой вопрос отвечал ученик?». Ребенок, не заметивший

несоответствия сразу, получает возможность самостоятельно найти его,

причем путь поиска ответа он должен определить сам: нужно перечитать

текст, но указания на это в задании нет. Так формируется умение

самостоятельно определять не только дефицит информации, но и способы,

пути и источники ее восполнения. Кроме того, второй вопрос направлен на

формирование навыков саморефлексии.

Рассмотрим текст задания 94 учебника «Русский язык» для 1 класса

(автор А. В. Полякова).

Дети работают с тремя предложениями:

1.

Это мебель.

2.

Это мебель для сидения со спинкой.

3.

Это мебель для сидения со спинкой для одного человека, с ручками

для опоры локтей.

1.

О

чем

сообщается

в

первом

предложении?

Как

можно

ответить

на

этот

вопрос?

Можно

ли

так

задавать

вопрос,

например, в кроссворде? Почему?

2.

Какую дополнительную информацию мы можем получить из

второго предложения?

3.

Какое предложение, на твой взгляд, содержит более полную

информацию? Объясни, почему ты так считаешь.

Это задание показывает детям, как степень детализации влияет на наше

понимание передаваемой информации, формирует у них умение отбирать

необходимую и в то же время достаточную информацию для того, чтобы

быть понятым.

Распространенным

является

тип

заданий,

когда

ребенок

сталкивается с нехваткой или избытком информации для решения

поставленной проблемы. Тогда ему надо найти недостающую информацию

или, напротив, вычленить только существенную, как, например, в задании

172 учебника «Русский язык» для 1 класса (автор А.В. Полякова).

11

Из рассказа о тексте составь с одноклассниками определение, что

такое текст.

Ученики первого класса вполне успешно составляют текст из

отдельных

предложений.

Они

понимают,

что

текст

-

это

группа

предложений.

Они

называют

очень

важные

признаки

текста:

предложения

в

тексте

объединены

одной

мыслью и

стоят

в

определенном порядке. Обычно в тексте бывают вступление, основная часть

и заключение. Внимательные ученики замечают, что текст и его части

начинают писать с отступа - с красной строки, или абзаца. Напоминаю, что

начало древних рукописных книг и их глав начинали писать с заглавных

букв. Эти буквы обычно выделяли красной краской или украшали

небольшим рисунком. Отсюда и название «красная строка».

Задание

ориентировано

на

поиск

информации

по

заданно му

параметру и требует, кроме ее нахождения и выделения, еще и иного

оформления, то есть интерпретации. Ведь им надо сконструировать

строгий научный текст. Конечно, ученики

класса не знают этого

понятия, но они на практическом уровне могут оценить соответствие

вида информации и ситуации, когда и для каких целей она будет

использована. В

процессе групповой работы будет анализироваться

необходимость и достаточность информации, ее точность и соответствие

речевой ситуации.

На примере колорита устного народного творчества рассмотрим

алгоритм работы с информацией.

На простой вопрос: «Чем вы любите заниматься в свободное время?»

из 20 человек класса 8 ответили – играть на компьютере и ни один из детей

не выбрал книгу, как любимое и интересное дело:

Как вернуть ушедшие традиции?

Кто из нас не любит разгадывать загадки! На их примерах проследим

первый этап работы с информацией.

Какую загадку вам легче отгадывать старинную или современную?

Согласитесь, что отгадывание старинной загадки ведется легче от отгадки к

описанию. А современную от описания к отгадке. Детям дается задания

творческого характера: «Нарисуй отгадки в виде живых персонажей. Если,

угадаешь, конечно!» Дети рисуют, очеловечивают предмет в меру своих

фантазий. Далее задание: «Придумай свою загадку и нарисуй отгадку»

Формирование у ребенка мотива читателя происходит на примере с

объявлениями и смешными рассказами, например «Бюро находок» Дети

учатся не только обнаруживать смешную информацию, но и создавать

забавные формулировки самостоятельно, понимать смешное на уровне

житейского общения находят применение этой информации. Где мы можем

разместить? Доска объявлений, школьная газета, классный уголок, школьный

(детский) сайт и бегущая строка в «Спокойной ночи малыши».

Процесс

формирования

информационной

культуры

школьников

предполагает наличие ряда составляющих:

12

- кодирования (фиксирования информации с помощью определенных

условных обозначений);

- декодирования (извлечения информации из источника);

- перекодирования (замены кода) учебной информации.

Среди них особого внимания заслуживает раздел «Перекодировка

информации»

Задания: «Слово- рисунок – сюжет» и «Рисунок – слово – текст»

Белка

Подстаканник

Грелка

Печка

Свечка

Составить с помощью этих слов стихотворение.

Понимание

и

преобразование

информации,

применение

и

представление её хорошо видно на примере создания сюжетных фильмов

студии «Светлячок».

От рисованного сюжетного фильма мы добираемся до озвученного

мультипликационного. Где дети проявляют свои актерские способности,

умение декламировать, создавать увиденные образы. С большим интересом

мой 4 класс (2008-2009 учебный год) принимал участие в создании

мультипликационного фильма «Лунтик на Дальневосточной земле», работая

с ребятами десятого класса.

Выполняя

эти

задания,

дети

учатся

извлекать,

анализировать,

сопоставлять и, включая свое воображение, создавать свои творческие

работы, заметьте слишком прямолинейные, потому что информационное

поле ученика небольшое.

Поиск скрытой информации и оценивание её достоверности можно

наблюдать на примере следующих заданий:

«Дюймовочка» - Почему так назвали героиню сказки?

«Косая сажень в плечах» - Что это значит?

«А сколько вам прислать?

- Да, пудов этак пять или шесть – больше ему не съесть, он у меня ещё

маленький!» - Сколько шоколада съел слоненок?

Дети отвечают на данные вопросы по-разному, например: 5 пудов

равно 80 кг или 82 кг. Выясняя причину, узнаем, что пользовались разными

источниками информации.

Расширение «информационного поля» ребенка идет через задания

творческого характера.

Все мы любим читать сказки, а ещё интереснее

знакомые сказки в новом варианте.

Рассмотрим несколько заданий из учебника «Литературное чтение»,

1 класс (автор В. Ю. Свиридова), где учащиеся работают с текстом сказки

«Красная

Шапочка»,

которая

размещена

в

учебнике

под

рубрикой

«Французское народное творчество» (с. 95-97).

13

Текст сказки представлен в комбинированном виде: часть дана в

виде текста (словесная информация), а часть - в виде рисунков, среди

которых надо найти тот, что изображает подходящее по смыслу понятие.

Таким образом,

во-первых, чтение сказки получает дополнительную мотивацию:

знакомый уже многим детям текст приобретает новое звучание, т. к.

подается нетрадиционно;

во-вторых,

создаются

условия

для

постоянного

поиска

и

перекодирования информации из одного вида в другой, что требует

определенных усилий, но облегчает детям другую часть работы - задачу

по формированию осмысленного чтения, так как для плохо читающих

детей текст «разбавлен» картинками.

Авторский текст по завершении чтения текста дает дополнительную

информацию: Сказку французского народа пересказал писатель Шарль Перро.

Есть и немецкая сказка о Красной Шапочке. Расширение представления о

сказке мотивирует к прочтению ещё одного варианта - немецкой сказки и

дается придумать свою сказку.

Система

заданий

(см.

Табл.

3)

ориентирует

учащихся

на

интерпретацию и осмысление текста сказки.

Таблица 3

Задания к сказке «Красная Шапочка»

1. От лица Красной Шапочки

расскажи маме о том, что с

тобой случилось

2. Останови сказку на том

месте, где бы тебе хотелось

изменить ход событий

3. Предложи свой вариант

продолжения сказки

Система заданий ориентирует

учащихся

на умение интерпретировать и

осмысливать информацию,

Система заданий ориентирует

учащихся Умение понимать

информацию, представленную

в неявном виде;

Система заданий ориентирует

учащихся Умение

воспринимать информации на

слух и понимать её:

преобразовывать из одного

вида в другую,

умение упорядочивать и

интерпретировать

информацию;

выслушивая ответы

одноклассников, учащиеся

будут вносить коррективы в

свои варианты, обсуждать

оценивать прочитанный текст

с различных точек зрения,

анализировать и оценивать

содержание, структуру текста

умение упорядочивать и

интерпретировать

информацию; преобразовывать

из одного вида в другой;

составлять монологическое

высказывание по заданному

вопросу,

умение передавать партнеру

важную для учебной задачи

информацию, оценивать текст

с различных точек зрения,

описывать объекты и

определять

последовательность

выполнения действий

составлять монологическое

высказывание по заданному

вопросу,

описывать объекты и

формулировать выводы по

результатам наблюдений,

определять

14

Учить

пользоваться

справочниками,

энциклопедиями,

словарями,

использовать научно-популярную литературу надо в школе.

Обращать внимание учеников на то, что даже в одной книге трудно

найти отрывок, который может пригодиться на уроке. Еще труднее

разобраться в нескольких книгах. Что же делать? Сколько сил и времени

нужно потратить человеку, чтобы найти в книгах нужную информацию! Как

можно ускорить, рационализировать эту работу? (Соображения детей.)

Уточнения: чтобы ускорить процесс поиска информации, кроме аннотации,

есть и другие важные способы быстрой ориентировки в книге.

Ролевая игра «В библиотеке» дает ответ на эти вопросы. Во время игры

обращается внимание детей на способы беглой оценки: название, оглавление,

введение, иллюстрации, закладки на нужных страницах.

Под руководством учителя дети учатся работать с оглавлением, можно

организовать

эту

деятельность

по

группам,

и

отмечают

закладками

найденные по оглавлению части книги. Можно положить несколько закладок

в книгу, а потом, сопоставив найденные фрагменты, выбрать из них те,

которые окажутся наиболее подходящими.

Широк спектр форм работы, нестандартных подходов к выполнению

привычных заданий. В частности, идет приобретение компетентности в

сфере родного языка и речевого общения.

Прежде всего, на простых примерах учащиеся усваивают правила

доступности речи:

«говори только то, что понял сам»,

«говори о том, что интересно самому»,

«не используй в речи слова и выражения, мало понятные тебе самому»,

«все трудное, в том числе и правило, старайся объяснить своими

словами».

Известно: если ученик не владеет навыками познавательных операций

настолько, что способен применять их по собственному желанию (и не

только на уроке), то проявления познавательной инициативы, а значит, и

качественного познавательного процесса не будет.

15

Образовательные технологии

Не мыслям учить, а учить мыслить.

Э. Кант

Важно сформировать у учеников интерес не только к внешне

привлекательным атрибутам пребывания в школе, не только к содержанию

учебной информации, но и к способам добывания знаний. В своей работе я

стараюсь разумно использовать активные формы обучения.

Активные формы обучения относятся к классу образовательных

технологий.

Они включают в себя следующие технологии: технология

проблемного

обучения,

технология

проектного

обучения,

игровые

технологии, интерактивные технологии.

Технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в

которой

процесс

познания

учащихся

приближается

к

поисковой,

исследовательской

деятельности.

Успешность

проблемного

обучения

обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.

Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации,

имеющей форму познавательной задачи. Познавательные задачи должны

быть доступны по своей трудности, учитывать познавательные возможности

обучаемых, находиться в русле изучаемого предмета и быть значимыми для

усвоения нового материала. Функция обучающихся - не просто переработать

информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя

знания.

Основная задача педагога - не столько передать информацию, сколько

приобщить учащихся к объективным противоречиям развития научного

знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем

учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические

особенности отдельных предметов. Эффективными проблемными методами

являются диалогические методы побуждающий и подводящий диалоги.

Пример. Дается задание: записать слова: грустный, капустный,

звездный и т.д. и проверить их по словарю.

Далее учитель спрашивает: «Вы сначала как написали? (побуждение к

осознанию) А как надо записать? (предъявление факта)». А далее идет

побуждение к проблеме: «Что же это за звук, если не слышится, не

произносится?

Значит,

какая

сегодня

тема

урока?»

А

тема

урока

«Непроизносимые согласные в корне слова».

Интерактивная

технология -

это

такая

организация

процесса

обучения, которая основана на прямом взаимодействии учащихся с

окружающей информационной средой. Опыт учащегося – это центральный

активатор учебного познания, учебное окружение выступает как реальность,

в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта.

Ведущий метод – общение. Организационная форма – обучение в

содружестве, работа в парах, в группах, учебный диалог, учебная дискуссия.

16

Часто на уроках я использую работу в парах, особенно она эффективна

на начальных этапах обучения. Плюс этой работы заключается в том, что все

дети имеют возможность высказаться,

обменяться идеями со своим

напарником, а только потом огласить их всему классу. Примерами такой

работы является: обсуждение текста, взятие интервью у напарника, анализ

письменной работы партнёра, разработка вопросов к классу или ответы на

вопросы учителя и т.д.

Ценность интерактивных методик, на мой взгляд, состоит в том, что

они позволяют практиковать и отрабатывать умения, навыки, новые

компетенции на уроке и в реальной жизни, поскольку включают в процесс

обучения не только сознание ученика, но и его чувства, волю (действие,

практику), то есть «целостного человека».

Игровые

технологии строятся

как

образование,

охватывающее

определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием,

сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно

основному

содержанию

обучения,

помогает

активизировать

учебный

процесс, усваивать ряд учебных элементов.

В своей работе я применяю различные виды игр, например, игры

способствующие развитию связной речи - «Бесконечное предложение»,

«Снежный ком», игры развивающие память, внимание, наблюдательность -

«Найди причину», «Узнай меня», «Перевертыши»,

учебные кроссворды,

игры, направленные на развитие представлений, - «Подумай и отвечай»,

«Угадайка», «Аукцион», «Возьми гору», «Домино» и т.д.

Игра, может проводиться на разных этапах урока.

В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей,

стимулировать их активность. В середине урока должна решить задачу

усвоения темы. В конце урока может носить поисковый характер. Это

формирует коммуникативную компетенцию включающую поиск, анализ и

отбор необходимой информации, ее преобразование.

Формы проведения уроков с применением игровой технологии могут

быть

самыми

различными.

Наиболее

часто

я

использую

уроки,

стимулирующие познавательный интерес такие как «Урок - игра», «Урок -

викторина», «Урок - сказка», «Урок - путешествие», «Деловая игра».

Приведу примеры.

- Игра «Угадай слово». Один ученик (водящий) встает лицом к доске, другой

– за его спиной показывает таблички с терминами, которым надо дать

толкования. Ученики объясняют водящему значение слова, водящий по

толкованию угадывает термин. Если слово угадано – табличку отдают

водящему

в

качестве

приза.

Неудачные

толкования

коллективно

исправляются. Ученик, предложивший неверное толкование слова, получает

штрафное очко. Можно устроить на уроке соревнование между 2–3

командами (группами): кто больше угадает слов – тот больше получит

призовых табличек. В игре участвует весь класс.

17

- Игра «Эрудит» (разновидность предыдущей игры). На роль водящего

приглашается наиболее эрудированный ученик. Класс делится на 3 группы.

Группы получают от учителя (или сами выбирают) 3–4 термина. За

ограниченное время каждая группа должна уточнить, согласовать предельно

лаконичное и верное объяснение каждого слова. Побеждает не водящий, а та

группа детей, чьи толкования были наиболее точными и позволили водящему

правильно угадать все слова.

Систематическое

использование

игровой

технологии

позволяет

формировать

ключевые

компетентности

учебно-познавательной

деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа,

рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик

овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из

окружающей

действительности,

владением

приемами

учебно-

познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.

18

Развитие информационно-поисковых умений

Работая много лет в школе, я замечаю, что почему-то дети плохо

усваивают приемы работы с оглавлением, с текстовыми выделениями, с

абзацами текста, с поиском ответов на вопросы к тексту. Хотя значительная

часть работы с текстом в учебниках по литературному чтению строится на

вопросах, следующих в учебных книгах после каждого литературного

произведения или статьи.

Как

учитывать

индивидуальные

возможности

ребенка

при

формировании информационных умений и навыков? Думаю, прежде всего -

не пренебрегать развитием информационно-поисковых умений.

Подчас упражнения, направленные на формирование таких умений,

носят чисто механический, тренировочный характер:

на

скорость

-

найти

нужные

тексты

в

художественной,

энциклопедической литературе (положить закладки);

за определенное время (например, за 1 минуту) попробовать найти в

учебнике конкретные тексты по предложенному списку и положить в

соответствующих местах учебника закладки;

на скорость - найти заданные слова в школьном орфографическом

словаре;

найти

нужный

абзац

в

тексте;

найти

конкретное

слово,

словосочетание, фразу в тексте или в абзаце.

Придавая упражнениям игровую форму, можно увлечь информационно-

поисковой деятельностью учеников (всех, в том числе самых медлительных).

Совершенствуя их навыки ориентировки в тексте, в книге, мы готовим почву

для

более

качественного

выполнения

информационно-аналитической

деятельности.

Сначала найти информацию - и лишь затем начинать аналитическую

работу с нею - таков должен быть порядок. Действуя наоборот, мы

противоречим идее развивающего обучения, так как постоянно держим

значительную часть детей в условиях информационного стресса, защитная

реакция от которого - интеллектуальная пассивность.

Без способов деятельности нет результата; нет результата - умирает и

интерес, а с ним - мотив. Круг замкнулся.

Без совершенствования учебно-познавательных умений мотивация

угасает. Из этого следует, что сферу применения идей цикличности,

систематичности,

процессуальности

логично

распространить

и

на

формирование

соответствующих

требованиям

времени

поисково-

познавательных умений, позволяющих ученику самостоятельно работать с

информацией разного вида, а также с разными источниками информации.

В тексте Федерального образовательного стандарта для начальной

школы мы видим перечень общих учебных умений, навыков и способов

деятельности:

наблюдение объектов и явлений окружающего мира;

устное описание по результатам наблюдения;

19

сравнение объектов;

обучение искусству диалога;

овладение

первоначальными

умениями

поиска,

передачи,

преобразования, хранения информации;

поиск необходимой информации в словарях;

упорядочивание информации по алфавиту, по числовым параметрам;

представление информации в табличном виде;

работа с моделями;

навыки использования компьютера и пр.

Из перечисленных в стандарте общеучебных умений 80 % являются

умениями информационными, так как связаны с процедурами получения и

обработки информации. По сути, речь идет о формировании информационной

культуры младших школьников средствами разных учебных дисциплин.

Общеучебные

(прежде

всего

информационно-поисковые,

ин-

формационно-аналитические)

умения

-

основа

познавательной

са-

мостоятельности школьников.

Создание системы работы в области формирования познавательных

умений и через них повышение уровня познавательной самостоятельности

младших школьников - одна из актуальных задач совершенствования системы

общего начального образования. Как и в случае со структурированием

содержания учебных дисциплин,

в этом вопросе, по-видимому,

следует

придерживаться идеи процессуального подхода к формированию учебной

деятельности: дробления изучаемых действий на более мелкие составляющие

(операции), постоянного возврата к ранее изученным приемам и процедурам,

многократного включения полученных умений в новые связи и отношения.

Это означает, что начальной школе нужна не просто программа развития

общеучебных

умений

школьников,

а

организационно-педагогическая

технология включения этой работы в реальный образовательный процесс.

Наиболее важен вопрос о том, что именно, с точки зрения фор-

мирований информационной культуры, должно быть подвергнуто детальному,

пооперационному рассмотрению и какие критерии должны быть взяты для

оценки сформированности искомых умений и навыков. Ведь круг понятий,

относимых к информационной культуре, может оказаться непомерно велик, а

глубина их изучения сколь угодно детализирована.

Поэтому

ограничим операционный

компонент

информационной

культуры, следующими рамками:

четырьмя

направлениями

совершенствования

способов

работы

с

информацией

(информационный

поиск,

предметно-аналитическая

деятельность, перекодировка, хранение информации);

пятью основными источниками информации (наблюдение, общение,

слово как символ понятия, книжный текст, компьютер);

в

рамках

каждой

из

указанных

групп

-

теми

общеучебными

(информационными) умениями, которые могут быть представлены детям как

увлекательные

практические

операции

с

информацией,

способные

20

облегчить, рационализировать учебный труд, а потому могут являться

осмысленной и желанной целью ученической деятельности. (См. Табл. 5)

Таблица 5

Классификация содержания операционного компонента информационной культуры

учащихся по направлениям работы с информацией и используемым информационным

источникам

Информационный

поиск

Предметно-

аналитическая

деятельность

Перекодировка

информации

Хранение

информации

Наблюдение

Умения и навыки

извлечения

информации при

рассматривании

объекта: предмета или

явления

природы, человека,

графического

изображения,

абстрактных

символов

Установление причинно-

следственных связей в

изучаемом явлении, облике

предмета.

Планирование и

изменение порядка в

высказывании об объекте.

Сравнение объектов

Вербализация

результатов

наблюдений.

Ведение записей.

Использование

п

риёмов

г

рафического

изображения

результатов

наблюдений

Рациональные

способы хранения

информации в

письменном виде,

в графическом

изображении,

в компьютере,

на дисках.

Знания

особенностей своей

памяти и

использование

удобных

мнемонических

приемов для работы

с информацией.

Рациональная

форма

расположения

найденного

объемного

материала для

будущего

информационного

поиска и

творческого

использования

информации

Общение

Искусство ведения

беседы.

Получение информации

с помощью вопросов.

Умение слушать и

слышать. Умение

использовать

информацию, поданную

в прямой или косвенной

форме

Оценка качества

сообщений собеседника с

точки зрения соответствия

учебной задаче.

Составление суждений и

умозаключений.

Суждения ложные и

истинные.

Искусство ведения спора:

аргументы и

контраргументы

Умение вести записи и

зарисовки в ходе

экскурсии, беседы,

рассказа, мини-лекции

Слово

Навык работы с новыми

понятиями.

Использование

словарей.

Умение извлекать

информацию из

морфемного состава

слова

Умение давать толкования,

классифицировать понятия.

Умение оценивать

информационный «вес»

слова в зависимости от его

позиции в предложении

Знание рациональных

приемов изображения

слов: сокращение,

аббревиатура,

графические символы.

Ведение словарей.

Составление ребусов

Книга, тексты

Библиографический

поиск. Использование

ориентировочного

аппарата книги.

Навыки ориентировки

в тексте.

Система пометок и

закладок

Оценка качества найденной

информации с точки

зрения ее соответствия

учебной задаче

.

Различение главного и

второстепенного в тексте,

изображении.

Изменение объема

информации в

соответствии с учебной

задачей. Использование

условных сокращений и

графики для удобства

хранения информации

21

Выделение фрагментов

содержания,

подтверждающих главную

мысль.

Планирование способа

вербализации знаний,

полученных в ходе работы

с текстом книги,

компьютером

Компьютер

Необходимые

пользовательские

навыки работы с

клавиатурой, мышью,

дисками.

Информационный поиск

в системе Windows,

гиперсреде.

Способы изъятия

информации из

компьютера

Навыки работы с

гибкими дисками, CD.

Использование буфера

обмена для изъятия

фрагментов

информации, её

структурирования.

Владение навыками

работы с текстовым и

графическим

редакторами, с

таблицами

22

Операционный

компонент

информационной

культуры

в

данном

контексте представляет собой совокупность конкретных операций (действий),

вариативное

и

творческое

применение

которых

позволяет

школьнику

рационализировать процесс учения.

Известно, что в 7-8 лет ребенок мыслит конкретными категориями. К

моменту

перехода

в

среднее

звено

школьники

должны научиться

самостоятельно

рассуждать,

делать

выводы,

сопоставлять,

сравнивать,

анализировать,

находить

частное

и

общее,

устанавливать

простые

закономерности.

Вещи, по утверждению С.Л. Рубинштейна, сначала познаются путем

сравнения. «Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает

тождество и различия. Выявляя тождество одних и различия других вещей,

сравнение приходит к их классификации» [6, с. 354].

Анализ и синтез, по мнению ученого, являются процессами более

сложными. Они требуют раскрытия внутренних связей, закономерностей и

существенных свойств. «Анализ - это мысленное расчленение предмета,

явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей,

моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных

несущественных связей,

в которых они часто даны нам в восприятии.

Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или

менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов» [6,

с. 354].

Анализ и синтез - процедуры взаимосвязанные. В своем развитии

младший школьник идет от анализа отдельного предмета, явления к анализу

связей и отношений.

В начальной общеобразовательной школе традиционно имеют место

различные виды работ аналитического характера:

звукобуквенный анализ слова;

анализ слова с точки зрения его морфемной структуры (разбор слова по

составу);

анализ предложения (по членам предложения, по частям речи);

анализ художественного текста (рассказа, сказки, стихотворения);

анализ научно-популярной статьи и др.

Безусловно, каждый из названных видов аналитической деятельности

необходим

младшему

школьнику

для

усвоения

содержания

учебных

дисциплин и роста функциональной грамотности в рамках каждого учебного

предмета. Технология работы над перечисленными умениями имеет давнюю

историю и совершенствуется в каждом новом учебно-методическом комплекте

для начальной школы.

Умения, которые определяемые как информационно-аналитические,

тесно связаны с процедурами информационного поиска.

Говоря о развитии мышления ребенка в младшем школьном возрасте,

назовем сравнение в качестве первичной, элементарной формы познания

рассмотрим пооперационное обучение приему сравнения

23

Наблюдение - это один из путей поиска информации об объекте.

Сравнение относится в большей степени к категории информационно-

аналитических умений.

Описание - вербализация результатов наблюдения или сравнения.

«Сравнение» - мыслительная операция, направленная на установление

черт сходства и черт различия между объектами наблюдения, составленная

из последовательных операционных элементов (шагов), которым, как и

прочим учебным навыкам, надо учить. Это обучение возможно на основе

некоторой алгоритмизации не только мыслительных, но и практических

действий.

В процессе обучения приему сравнения в школе не уделяется

достаточно внимания самым первоначальным знаниям и практическим

умениям. Так, бедность характеристик при сравнении двух объектов,

безусловно, происходит от несформированности другого исходного умения:

умения описывать один объект.

В этом смысле сравнение начинается с описания.

Описание же базируется на умении неторопливо и основательно

наблюдать, используя для этого все возможные рецепторы.

Что-то можно увидеть глазами (размер, цвет, особенности формы,

материал). Для других исследований понадобится подключить тактильные

ощущения (анализ поверхности предмета), силу рук (приблизительное

взвешивание, сдавливание), слух (шумовые эффекты при движении,

ударе), в более редких случаях - обоняние и вкус.

К сожалению, большинство учеников даже не замечают, что предмет

может быть на ощупь твердым или мягким, теплым или холодным, гладким

или шершавым, а понятие упругости без специально проведенной работы

неведомо почти никому. В реальной учебной практике дети лишены

возможности совершенствовать тактильные ощущения.

Закрыть глаза и на ощупь получить информацию о предмете, понюхать

и почувствовать аромат печенья, определить предмет по запаху, изучить

якобы потерянную кем-то вещь и сделать все возможные выводы о возрасте,

привычках, чертах характера ее хозяина - всему этому я учу своих детей на

уроках, используя методику работы В. В. Дубининой «Уроки развития».

Качество описания зависит от способности ученика озвучивать

результаты

своих

наблюдений,

значит,

от

наличия

определенного

словарного запаса. Часто ученики даже выпускных (четвертых) классов

смешивают понятия «цвет» и «свет»; «бесцветный» и «прозрачный»;

«металлический» и «железный»; «круглый», «овальный», «цилиндрический».

Дети часто не владеют необходимым лексическим запасом для

характеристики качеств исследуемых объектов. Как правило, требует

пополнения словарь для характеристики размера предмета («крохотный»,

«огромный»,

«средних

размеров»,

«размером

с...»),

его

формы

(«вытянутый», «округлый», «заостренный», «плоский», «шарообразный»),

24

материала, из которого он изготовлен («металл», «пластмасса», «мех»,

«кожа», «стекло», «хрусталь», «фарфор», «глина», «ткань» и пр.).

Наблюдательность - качество, требующее постоянных тренировок. Но

умение

наблюдать

тесно

связано

с

умением

давать

словесные

характеристики

результатов

наблюдений

(В.

В.

Давыдов),

поэтому

словесному описанию объекта я уделяю больше внимания.

Приведем фрагменты упражнений (См. Приложение Упражнения 1 - 4),

связанных с формированием умений в рамках технологической цепочки:

наблюдение, описание, сравнение.

На этапе урока закрепление знаний, совершенствование умений и

навыков эффективны упражнения (См.Приложение. Упражнение 5 - 8)

Задачи:

Учить

наблюдательности

при

рассматривании

объектов,

при

восприятии слуховой и текстовой информации.

Продолжить

работу

по

обучению

правилам

устного

описания

рукотворных предметов с использованием «опоры» - «цветика-семицветика».

Работать над пополнением словарного запаса в области характеристик

форм, материалов, назначений исследуемых объектов.

Описание рукотворного предмета состоит из характеристики его

размеров, формы, цвета, особенностей поверхности, материала, назначения в

жизни человека и пр. Проблема заключается в том, что дети часто слушают

ответы лишь на свои вопросы, не фиксируя в памяти информацию,

полученную другими детьми.

Выход может быть найден.

Во-первых, со временем и в зависимости от возраста детей следует

постепенно усложнять правила игры: исключать на время тех, кто

а) не слушает других и спрашивает о том, что уже известно;

б)

спрашивает

наугад,

не

проверяя

свою

догадку

выяснением

подробностей загаданного объекта.

Во-вторых, необходимо учить детей слушать друг друга и учителя,

фиксируя результаты беседы в различной удобной для детей форме. Для этого

перед детьми находится отпечатанная заготовка «Цветика-семицветика» и

лепестки с условными обозначениями. Когда дети выясняют, например, что

загаданный предмет серого цвета, они берут в руки лепесток с буквой «Ц»

(цвет) - это напоминает им о том, что про цвет спрашивать уже не следует.

Надо направить свои усилия на выяснение любой следующей характеристики

объекта. Такая методика работы посильна всем, в том числе и слабым детям, а

запоминание набора характеристик при описании объекта идет в игре

непроизвольным путем.

Методическая

цель

работы:

научить

детей

сосредоточивать

свое

внимание на конкретной области поиска, не суетясь и не «перескакивая» с

формы на цвет, с цвета на материал и пр. Таким образом, вырабатывается

стратегия рационального поиска информации о предмете.

25

Выкладывая на стол картинку цветка по мере выяснения признаков

загаданного предмета, дети учатся слушать друг друга и ответы учителя, не

повторяясь в своих вопросах.

Школьное обучение – это систематический целенаправленный процесс

по

обучению

ребенка

рационализации

приемов

работы

с

учебной

информацией.

Таким образом, применение активных форм обучения можно считать

одним из основных путей формирования ключевых компетентностей

современного выпускника начальной школы.

26

Заключение

«Природа так обо всём позаботилась,

что повсюду ты находишь, чему учиться»

Леонардо да Винчи

В результате работы с информацией по алгоритму (см. Приложение.

Табл. 6-8) ученики умеют владеть навыками познавательных операций,

применяют их по собственному желанию (и не только на уроке), проявляется

познавательная инициатива, как результат качественный познавательный

процесс.

Итоговый

тест,

включающий

в

себя

задания

информационно-

поискового характера, а также задания описания объектов наблюдения на

сравнительный анализ объектов, на умение кодировать и декодировать

информацию показывает, что технология обучения точности и лаконичности

речи оказывается более эффективной, если используется при работе с детьми

раннего школьного возраста. Всему свое время. Если время упущено,

желанная динамика не будет столь заметной.

Судите сами. В конце каждого месяца во втором классе было

проанализировано качество выполнения письменных заданий по толкованию

понятий учащимися (См. Табл. 9)

Таблица 9

Результаты выполнения письменных заданий по толкованию понятий учащимися

1 класс

2 класс

Итоговые

различия

март

17%

сентябрь

22%

5%

апрель

20%

октябрь

29%

9%

май

23%

ноябрь

34%

11%

Средний

результат

20%

Средний

результат

28,3%

8,3%

Таким образом,

создаются условия для разностороннего анализа

любого материала, а это значит, что каждый ребенок найдет нишу для

успешной познавательной деятельности. Дети учатся рассматривать одно

и то же явление с разных точек зрения, устанавливать всевозможные связи,

раскрывать новую роль уже известного, придавая системность добываемым

знаниям. Такой подход позволяет постепенно наращивать и усложнять

уровень теоретических обобщений, которыми должен оперировать ученик.

Разносторонность

анализа

также

обеспечивает

многократность

возвратов к уже изученному в постоянно меняющихся ситуациях, тем самым

расширяются информационно-коммуникативные возможноcти учеников и

формируется прочность усвоения программного материала.

Моя задача, прививать интерес не только к внешним привлекательным

атрибутам пребывания в школе,

не только

к

содержанию

учебной

информации, но и к способам добывания знаний, над этим я и продолжаю

работать.

27

Список литературы

1.

Ванцян А. Г., Нечаева Н. В., Петрова Е. Н., Плотникова А. Ю., Яковлева

С. Г. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л. В.

Занкова / Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом

«Федоров», 2010. - 224с.

2.

Дубинина В. В. Информатика для малышей: Методическое пособие

«Уроки развития» в начальном звене. - Казань: Институт повыш. квалиф. и

переподготовки раб. образ. Татарстана, 1993. - 42 с.

3.

Ефремов С. В. Создание образных моделей для арифметических действий

инструментами ТРИЗ // Школьные технологии. - 2003. - № 4. - С. 212-217.

4.

Мурашковская И. Н., Валюмс Н. П. Картинки без запинки (методика

рассказа по картинке). - СПб.: Изд-во ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995. - 39 с.

5.

Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.

С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010 – С. 19

6.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М.: Государственное

учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР,1946. – 704 с.

7.

Сидорчук Т. А. Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому

рассказыванию по картине: Пособие для педагогов детских дошкольных

учреждений. - Ульяновск, 1997. - 74 с.

8.

Соколова Т. Е. «Информационная культура младшего школьника как

педагогическая проблема»: Учебно-методическое пособи. – 2-е изд. –

Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,

2008. - 32с.

9.

Соколова Т. Е. Роль операционного компонента информационной

культуры

в

развитии

познавательной

самостоятельности

младших

школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Мурманск: НИЦ «Пазори»,

2004. - 23 с.

10.Сборник программ для четырехлетней начальной школы. - М.:

Федеральный науч.-метод, центр им. Л. В. Занкова, 2000. - С. 7.

11.Федеральный государственный стандарт общего образования. Часть I.

Начальное общее образование. М.: Просвещение, 2010.

.

28



В раздел образования