Напоминание

"Агрессивное поведение у детей"


Автор: Клочкова Вера Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ д/с №24 компенсирующего вида Калининского района г. Санкт-Петербург
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Агрессивное поведение у детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья: “Агрессивное поведение у детей” .

Агрессия – это форма девиантного поведения, выражающаяся в проявлении

агрессивности с определенным постоянством в различных ситуациях и

деструктивными действиями, цель которого нанесение вреда или оскорбления

окружающим. Агрессия - одно из наиболее ярких проявлений эмоции, характерных

для всех возрастных групп, включая детей.

Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в

детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для

профилактики и коррекции. Агрессивность как психологический феномен включает

в себя такие личностные особенности, как мстительность, нетерпимость к чужому

мнению,

подозрительность,

вспыльчивость,

обидчивость,

неуступчивость,

наступательность, бескомпромиссность.

Анализ понятия агрессии и причины ее проявления.

Отклонения в поведении детей - одна из центральных психолого-педагогических

проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных,

социальных и других факторов негативно влияет на образ жизни детей, вызывая, в

частности,

нарушение

эмоциональных

отношений

с

окружающими

людьми.

Экономические

трудности,

переживаемые

многими

семьями,

приводят

к

значительному увеличению аморальных поступков, к росту преступности и других

видов отклоняющегося поведения среди представителей различных социальных и

демографических групп. Нарушенное поведение - понятие неоднозначное как в

терминологическом, так и в содержательном плане. Термин «нарушенное поведение»

часто

рассматривается

как

синоним

словосочетаний

«трудный

ребенок»,

«ненормальное

поведение»,

«нарушения

в

аффективной

сфере»,

«девиантное

поведение», «отклоняющееся поведение». Различают агрессию как специфическую

форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности.

Чаще всего выделяют следующие виды агрессии:

- физическую - проявляющуюся в конкретных физических действиях, направленных

против

какого-либо

лица,

либо

наносящие

вред

предметам

(ребенок

дерется,

кусается, ломает, швыряет предметы и т.п.)

- вербальную - выражающуюся в словесной форме (ребенок кричит, угрожает,

оскорбляет других)

- косвенную - непрямая агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует

сверстников, и т.п.).

Факторы, обусловливающие появление агрессивного поведения.

индивидуальный

фактор

-

психобиологические

предпосылки

асоциального

поведения, которые затрудняют адаптацию ребенка в обществе;

психолого-педагогический фактор - дефекты школьного и семейного воспитания;

социально-психологический фактор - неблагоприятные особенности взаимодействия

ребенка с ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе сверстников;

личностный фактор - активно-избирательное отношение ребенка к предпочитаемой

среде

общения,

к

нормам

и

ценностям

своего

окружения,

к

педагогическим

воздействиям

семьи,

школы,

общественности,

а

также

личные

ценностные

ориентации и личная способность к саморегулированию поведения;

социальный фактор, определяющийся социально-экономическими условиями.

Уровень агрессивности детей может меняться в зависимости от ситуации, но иногда

агрессивность

принимает

устойчивые

формы.

Причин

тому

много:

положение

ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимодействие с учителями и

родителями. Стойкая агрессивность детей проявляется в, частности, в том, что порой

они иначе, чем другие, понимают поведение окружающих, интерпретируя его как

враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип

поведения, который культивируется в семье и в средствах массовой информации.

Однако в настоящее время и у девочек все чаще и чаще встречаются проявления

различных форм агрессии. Часто причиной детской агрессивности является семья.

Агрессивное поведение ее членов в обыденных жизненных ситуациях - крики, ругань,

хамство,

унижения,

взаимные

упреки

и

оскорбления.

Психологи

считают,

что

ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще, если

ежедневно наблюдает ее у взрослых, если она стала нормой его жизни. Не приводит

ни к чему хорошему и непоследовательность родителей в обучении детей правилам и

нормам поведения: дети теряются, озлобляются, агрессивно настраиваются против

родителей

и

окружающих

людей.

Формированию

детской

агрессивности

способствует и неприятие со стороны взрослых - безразличие, устранение от общения

с ним, нетерпимость и властность, враждебность к самому факту существования

ребенка. Преодолению агрессивности помогает расположение - готовность и умение

слушать, теплота общения, доброе слово, ласковый взгляд. Детям с агрессивным

поведением,

при

всем

различии

их

личностных

характеристик и

особенностей

поведения,

свойственны

некоторые

общие

черты.

К

ним

относятся

бедность,

примитивность

ценностных

ориентаций,

отсутствие

увлечений,

узость

и

неустойчивость интересов. Эти дети, как правило, имеют повышенную внушаемость,

склонность к подражанию. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность в

отношении,

как

сверстников,

так

и

окружающих

взрослых,

неадекватная,

неустойчивая самооценка (либо максимально положительная, либо максимально

отрицательная), повышенная тревожность, страх

перед широкими социальными

контактами,

эгоцентризм,

неумение

находить

выход

из

трудных

ситуаций,

преобладание

защитных

механизмов

над

другими,

регулирующими

поведение.

Вместе

с

тем

среди агрессивных встречаются дети хорошо интеллектуально и

социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа,

демонстрации своей самостоятельности, взрослости.

Особенности психического развития.

Психологические

особенности,

провоцирующие

агрессивное

поведение

детей,

обычно выделяют:

·Недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

·Сниженный уровень саморегуляции;

·Неразвитость игровой деятельности;

·Сниженную самооценку;

·Нарушения в отношениях со сверстниками;

Следует

подчеркнуть,

что

в

большинстве

случаев

агрессивные

действия

детей

(особенно совсем маленьких) имеют инструментальный или реактивный характер.

Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих

интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как

средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети

получают при получении желанного результата - будь то внимание сверстников или

привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются. В

младшем школьном возрасте инициаторами агрессии являются уже не отдельные

личности,

а

группировки

ребят,

агрессивное

поведение

становится

все

менее

спорадическим

и

все

более

организованным.

По

мере

приобретения

навыков

конструктивного

общения

меняется

соотношение

между

инструментальной

и

враждебной

агрессией

в

пользу

последней.

Это

происходит

потому,

что

инструментальная

агрессия

постепенно

сменяется

конструктивными

способами

достижения цели, а враждебная деструктивность - желание причинить оппонентам

вред и получить от этого удовольствие - остается неизменной. Кроме того, дети все

чаще

стараются

решать

проблемы

в

своем

кругу,

не

прибегая

к

помощи

и

заступничеству

взрослых.

Формирование

группировок

вообще

заметно

меняет

агрессивное поведение . Пребывание в группе дает им возможность испытать чувство

комфорта и

защищенности, повышения своих

возможностей. Следствием этого

бывают исчезновение страха наказания за проявление агрессии, обостренное желание

утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное

место. Поэтому жестокость, разрушительность и другие проявления враждебной

деструктивности резко возрастают уже среди учащихся начальной школы. Особо

следует отметить, что для целого ряда детей с коммуникативными нарушениями

(шизоидных, сензитивных, тревожных и пр.) группа может быть фантазийной. Не

имея возможностей и навыков общения для того, чтобы влиться в реальную группу,

они придумывают себе воображаемых товарищей. Это могут быть герои книг,

мультипликационных и игровых фильмов, телесериалов и пр. Ребята с помощью

идентификации стараются подражать поведению любимых героев. Это нередко

диктует

их

агрессивное

поведение,

которое

кажется

окружающим

не

вполне

адекватным, тем более что обычно такие дети замкнуты и своими фантазиями ни с

кем не делятся.

Формы агрессивное поведение детей:

. Социализированная.

Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой

уровень

регуляции

поведения,

нравственная

нестабильность,

игнорирование

социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для

привлечения

внимания,

чрезвычайно ярко

выражают

свои

агрессивные

эмоции

(кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на

получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам

со сверстниками. Добившись внимания партнеров, они успокаиваются и прекращают

свои вызывающие действия. У этих детей агрессивные акты мимолетны, обусловлены

обстоятельствами

и

не

отличаются

особой

жестокостью.

Агрессия

носит

непроизвольный,

непосредственный

характер,

враждебные

действия

быстро

сменяются

дружелюбными,

а

выпады

против

сверстников

-

готовностью

сотрудничать с ними. Ребята обычно используют физическую агрессию (прямую или

косвенную),

поступки

отличаются

ситуативностью,

наиболее

яркие

эмоции

наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дошкольники имеют

весьма невысокий статус в группе сверстников - их не замечают, не принимают

всерьез

либо

избегают.

Наиболее

яркая

характеристика,

которую

им

дают

сверстники: «Во все вмешиваются, кричат, бегают, все портят и всем мешают».

Поведение

похоже

на

проявления

гиперкинетического

синдрома,

только

более

целенаправленно и агрессивно.

. Несоциализированная.

Дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия,

шизофрения,

органическое

поражение

головного

мозга)

с

негативными

эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и

сопровождающая

их

враждебность

могут

возникать

спонтанно,

а

могут

быть

реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами

таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность

к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего

прямой

вербальной

и

физической

агрессией.

Эти

ребята

не

пытаются

искать

сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины

своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают

накопившееся

эмоциональное

напряжение,

либо

получают

удовольствие

от

причинения неприятностей другим.

Становления агрессивного поведения в детстве.

Для

понимания

причин

становления,

обусловливающих

развитие

агрессивного

поведения,

приобретение

склонности

действовать

агрессивно

по

отношению

к

другим,

возникновение

в

поведенческом

репертуаре

агрессивных

реакций,

необходимо рассмотрение факторов, связанных с образом жизни, семьей и ранними

детскими переживаниями, способствующие усвоению агрессивного поведения. Дети

черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников:

·семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и

обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит

от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома;

·агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую

узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр;

·дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на

символических.

Детская агрессивность есть комплексное личностное образование, а причинами

агрессивного

поведения

могут

быть

как

психологические

(нарушения

в

мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально-

психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей

в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания). Также

следует признать, что детская агрессивность появляется на свет вместе с рождением

ребенка и является естественной реакцией на преграды, мешающие удовлетворению

жизненно

важных

потребностей

реализации

«принципа

удовольствия».

В

дальнейшем развитие детской агрессивности зависит от отношения к ней родителей

и ближайших родственников ребенка, а позднее - успешности и скорости процессов

поло-ролевой идентификации и социализации.

Профилактика агрессивного поведения детей.

Профилактика и предупреждение агрессивного поведения детей становится не только

социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения

эффективности ранней профилактики

должна решаться в следующих основных

направлениях:

·выявление

неблагоприятных

факторов

и

десоциализирующих

воздействий

со

стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии

ребенка, и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих

воздействий;

·современная

диагностика

асоциальных

отклонений

в

поведении

несовершеннолетних и

осуществление дифференцированного подхода в

выборе

воспитательно-профилактических

средств

психолого-педагогической

коррекции

отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных,

личностных,

социально-психологических

и

психолого-педагогических

факторов,

обуславливающих социальные отклонения в поведении дошкольников, с учётом

которых

должна

строиться

и

осуществляться

воспитательно-профилактическая

работа по

предупреждению этих отклонений. Раннее

выявление поведенческих

проблем у ребенка, системный анализ характера их возникновения и адекватная

воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию в

будущем. Несвоевременное обнаружение начальных

признаков отклоняющегося

поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к

быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Таким образом, профилактика и предупреждение агрессивного поведения детей

является не только социально значимым, но и психологически необходимым. Раннее

выявление

поведенческих

проблем

у

ребенка,

системный

анализ

характера

их

возникновения

и

адекватная

воспитательно-коррекционная

работа

дают

шанс

предотвратить

десоциализацию

в

будущем.

Несвоевременное

обнаружение

начальных

признаков

отклоняющегося

поведения

и

проблем

в

воспитании,

препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в

хронические нарушения поведения.



В раздел образования