Автор: Лисова Вера Витальевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУДО ДСООЦ "Лазурный"
Населённый пункт: город Выкса Нижегородской области
Наименование материала: Методический материал. Конспект занятия
Тема: "Раскладывающаяся открытка, декорированная в технике квиллинг"
Раздел: дополнительное образование
Министерство образования, науки и молодежной политики
Нижегородской области
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детский санаторно-оздоровительный образовательный центр «Лазурный»
(круглогодичного действия)»
Центр детского творчества
Конспект занятия по теме:
«Творческая работа.
Раскладывающаяся открытка, декорированная в технике квиллинг».
Педагог дополнительного образования
Высшей квалификационной категории
В.В. Лисова
Г. о. г. Выкса
2020г.
1
Аннотация
Я предлагаю для изготовления раскладывающуюся открытку, оформленную в
технике квиллинг. Увлечение техникой квиллинг сегодня очень популярно и интересно не
только среди детей, но и среди взрослых, так как в процессе работы можно наблюдать
таинство превращения простых полосок бумаги в филигранное произведение искусства.
Квиллинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо))
— бумагокручение,
искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки
длинных и узких полосок бумаги. Готовым спиралькам придается различная форма и
таким образом получаются элементы квиллинга, называемые так же модулями. Уже они и
являются «строительным» материалом в создании работ – картин, открыток, альбомов,
рамок для фотографий, различных фигурок, бижутерии и т.д. Искусство квиллинга
пришло в Россию из Кореи, но также развито в ряде европейских стран.
В наши дни квиллинг широко известен и популярен как хобби в странах Западной
Европы, особенно в Англии и Германии. Сейчас и в нашей стране немало великолепных
мастеров! Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно
«переехало»
на
Восток.
Богатейшие
традиции
тончайшей
графики
и
пластики,
изготовление бумаги и работы с ней, дали искусству квиллинга новую жизнь.
С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности, но
квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно
поставить, к примеру, чашку или тяжёлую книгу, и, ни один завиток бумажного кружева
от этого не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазочку для конфет и
спокойно использовать её по назначению, не развалится и не сломается! А какие панно и
картины, и просто, элементы декора получаются у мастеров! Квиллинг – это возможность
увидеть необычные возможности обычной бумаги!
Разработка, представленная педагогом дополнительного образования, Лисовой В.В.,
которая работает в ДСООЦ «Лазурный» на протяжении 20 лет, была апробирована во
время многочисленных занятий, понравилась, увлекла и заворожила всех участников
образовательного процесса.
Эта методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного
образования для работы с подростками 11 -15 лет. С её помощью можно содержательно
и интересно провести занятие в профильном кружке или объединении детских
учреждений дополнительного образования с подростками, людьми старшего возраста,
узнать некоторые секреты мастерства, фантазируя дополнять, окунуться в мир творчества.
Объяснительная записка
Методическая разработка занятия по теме «Творческая работа. Раскладывающаяся
открытка, декорированная в технике квиллинг», является темой в реализации раздела
«Такие
разные
открытки»
образовательной
программы
творческого
объединения
«Сюрприз» для участников международной и профильных смен.
Целью
данной
методической
разработки
является
описание
методики
организации открытого занятия по изготовлению раскладывающейся открытки,
оформленной в технике квиллинг, что даёт возможность увидеть новую красоту
бумажной филиграни.
Актуальностью методической разработки является то, что квиллинг является
увлекательной гранью известной техники бумагопластики, с которой открывается новый
ракурс видения и применения филигранного кружева, направленное на развитие фантазии
и творчества учеников.
План – конспект
Раздел программы: «Такие разные открытки».
Занятие в разделе: № 2
Предварительная работа: Изготовление основы открытки (1 занятие).
2
Последующая работа: Продолжение и завершение декорирования открытки (2
занятия).
Тема: «Творческая работа. Раскладывающаяся открытка, декорированная в
технике квиллинг».
Время занятия: 1,5 часа.
Цель: научить технологии изготовления открытки со сгибом и декорирования её в
технике квиллинг.
Задачи:
1.
Научить правилам работы с картоном и бумагой и декорированию в технике
квиллинг.
2.
Закрепление навыков работы с ножницами и линейкой, а также по
изготовлению простейших модулей и составлению из них деталей оформления.
3.
Способствовать воспитанию эстетического вкуса и развитию фантазии и
творческих способностей обучающихся.
Материально – техническое обеспечение
Материалы:
цветная ксероксная бумага,
длинные полоски бумаги шириной 3-5 мм,
клей ПВА (г. Ярославль),
кусочки картона (пластиковые карты б\у) для клея.
Инструменты:
вилка - приспособление для квиллинга.
трафаретная линейка с кружочками,
резак для бумаги,
зубочистки для клея.
Дидактические материалы:
образцы изделий,
папка с идеями для квиллинга,
схема базовых форм (модулей) квиллинга.
Методические советы на подготовительный период
При подготовке к занятию всегда важно помнить обо всех этапах его проведения.
Прежде всего, работу в технике квиллинг по декорированию открытки необходимо
предварить изготовлением самой открытки – основы изделия. Кроме того, заранее
необходимо выполнить образцы изделий в сборе и в деталях и нарезать какое-то
количество полок ксероксной бумаги различных цветов.
Эти занятия являются занятиями открытий, на которых применяется лабораторный
метод, приёмы удивления, новизны и свободы выбора. Тема рассчитана на 4 занятия по
1,5 часа. На первом этапе занятия идёт объяснение теоретического материала с показом
поэтапного технологического процесса изготовления открытки с заострением внимания
на возможные ошибки. Затем рассказывается немного об истории квиллинга и его
способах работы в этой технике. В практической части обучающиеся сначала выполняют
основу открытки, затем имеют возможность изготовить несколько пробных модулей для
декорирования изделия и составляют их в детали под присмотром и руководством
педагога.
Изделия хорошего качества, выполненные своими руками, дают ощущение
самореализации и уверенности в себе.
План занятия
3
1.
Вводная часть. Организация рабочих мест. Тема занятия. Вступление.
Демонстрация изделий. Рассматривание. Рассказ о предварительной работе, технологии
изготовления сначала основы, а затем декорирования в технике квиллинг.
2.
Основная часть.
Поэтапное
изготовление раскладывающейся открытки с передней
сторонкой, выполненной в технике «сандвич».
Изготовление пробных модулей в технике квиллинг. Выбор цвета и форм
деталей для оформления изделия в технике бумагокручения.
Самостоятельная работа.
3.
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
4.
Уборка рабочих мест.
Ход занятия
Тема занятия «Творческая работа. Раскладывающаяся открытка, декорированная в
технике квиллинг».
Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань – искусство скручивать длинные и
узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных
деталей объёмные или плоскостные композиции.
В наши дни квиллинг завоевал большую популярность и в Западной Европе,
особенно в Англии и Германии, и даже на Востоке. В Южной Корее существует целая
Ассоциация любителей Бумажной пластики, объединяющая последователей самых
разных направлений бумажного творчества. Богатейшие традиции тончайшей графики и
пластики, изготовления бумаги и работы с ней, дали искусству бумажной пластики новую
жизнь. Надо заметить, что корейская школа квиллинга несколько отличается от
европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они
лаконичны, напоминают мозаики, ими украшают открытки и рамочки. Европа всегда
спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения,
напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается
из множества мелких деталей.
Рассмотрите образцы изделий в кабинете. Здесь вы можете увидеть панно,
открытки,
топиарий,
декорированные
в
технике
квиллинг.
Такими
витиеватыми
изделиями, когда освоите эту технику, вы сможете украсить свою комнату, сделать
подарок родным и близким. Но, прежде чем приступить к работе по оформлению,
необходимо изготовить основу открытки. Для того чтобы изготовить основу, необходимо
измерить лист картона по длинной стороне, разделить это число на 2 и поставить метки в
верхней и нижней части листа. Соединить эти метки по линейке карандашом, выполнить
рицовку и сложить картон.
Подобрать шаблоны, подходящие по размеру лицевой сторонки основы. По
шаблонам обвести и вырезать детали лицевой сторонки, состоящей из 2 деталей: деталь из
гофрированного картона и деталь из обычного картона, выполненные в технике
«сандвич». Соединить слои «сандвича» лучше не клеем, а двусторонним скотчем в пяти
местах. Внутреннюю правую сторонку открытки так же оклеить цветной бумагой.
Сейчас попробуем сделать несколько простейших модулей в технике квиллинг.
(Объяснение
и
показ
техники
закручивания
полосок
в
спирали,
а
затем
формирование из них модулей.)
Самостоятельная работа по изготовлению нескольких деталей для изображения.
Теперь, просмотрев образцы и рисунки с идеями, фантазируя, оформить лицевую
сторонку в соответствии с замыслом в технике квиллинг. Эта работа рассчитана на ещё 2
4
занятия. Поэтому ваша задача до следующего занятия утвердиться в замысле сюжета
декорирования вашей открытки.
Эта работа полностью творческая, сколько фантазий в голове, столько может быть и
вариантов декорирования этой открытки!
Наше занятие подошло к концу. Вы выполнили основу изделия и несколько
модулей в технике квиллинг, мне хочется отметить несколько наиболее удачных (показ
лучших работ). Молодцы!
Сейчас давайте приведём свои рабочие места в порядок.
(Уборка рабочих мест)
Самоанализ открытого занятия по теме
«Раскладывающаяся открытка, декорированная в технике квиллинг»
педагога дополнительного образования Лисовой В.В.
руководителя творческого объединения
«Лаборатория творческих идей»
1. Общие сведения о занятии:
краткая характеристика группы (детского коллектива): на занятии присутствовала
группа детей, участников образовательного процесса в количестве 16 человек в возрасте
11-15 лет, все девочки.
большинство детей без специального художественного образования 7 девочек в
разной мере занимались техникой квиллинг и работой с картоном и бумагой. Ожидаемые
результаты: по истечению занятия все дети должны узнать правила работы с картоном и
бумагой, выполнить основу открытки, познакомиться с приёмами работы в технике
квиллинг и выполнить несколько пробных модулей;
оснащённость занятия: средства обучения: инструменты и материалы: вилка-
инструмент, полоски бумаги для квиллинга, резак для бумаги; наглядные пособия: папка с
идеями для квиллинга, образцы.
2. Тема занятия:
место в учебном курсе: это занятие является вторым в разделе «Такие разные
открытки» по теме «Раскладывающаяся открытка, декорированная в технике квиллинг»;
изделие, предложенное для изготовления в целом не сложное, лицевая часть
изготавливается при помощи шаблонов.
Изделие было апробировано в течение
нескольких смен.
3. Цель занятия:
Цель: научить технологии изготовления открытки со сгибом и декорирования
её в технике квиллинг.
Задачи:
5
1.
Научить правилам работы с картоном и бумагой и декорированию в технике
квиллинг.
2.
Закрепление навыков работы с ножницами и линейкой, а также по
изготовлению простейших модулей и составлению из них деталей оформления.
3.
Способствовать воспитанию эстетического вкуса и развитию фантазии и
творческих способностей обучающихся.
4. Содержание занятия:
занятие соответствует цели занятия;
побуждает и развивает творческие способности детей;
способствует развитию интереса к обучению;
способствует формированию знаний и умений работы с картоном и бумагой и в
технике квиллинг.
5. Тип занятия:
занятия соответствует собственно обучающему виду занятий;
занятие связано с последующими занятиями, где обучающиеся на основе
полученных знаний занимаются декорированием основы открытки в освоенной технике.
6. Структура занятия:
этапы занятия: организационный, подготовительный, основной, практическая
работа, итоговый.
7. Методы обучения:
цель занятия соответствует содержанию;
развитие
познавательной
активности
детей
обеспечивалось
разнообразием
образцов изделий в технике квиллинг.
8. Система работа педагога:
работа детей и управление группой были организованы на должном уровне;
объём учебного материала соответствует краткосрочности обучения в Центре;
педагог на занятии вел себя корректно по отношению к обучающимся, учебный
материал был представлен в полной мере (образцы, папка с идеями, показ действий);
педагог во время занятия помогал детям с недостаточным уровнем знаний,
создавал ситуацию успеха и мотивировал на дальнейшую работу по теме.
9. Система работы обучающихся:
обучающие на занятии были организованы, активны и готовы к работе;
к педагогу относились с уважением; предмет им интересен, т. к. на занятия
творческого объединения приходят дети, заранее зная, чем они там будут заниматься.
Уровень усвоения знаний и умений, обучающих разный, но они способны выполнить
предлагаемые изделия;
некоторые из детей умеют творчески применять знания и умения, полученные на
занятии.
10. Общие результаты занятия:
по окончании занятия полностью выполнен запланированный объём: изготовлена
основа открытки, предоставлены идеи для творческого её оформления, начата работа по
изготовлению модулей в технике квиллинг;
цель занятия достигнута;
результат и эффективность знания соответствует хорошему уровню, т. к. все дети
справились с заданием;
для улучшения качества учебного занятия неплохо бы иметь мультимедиа -
проектор для демонстрации имеющейся презентации работы в технике квиллинг.
Литература:
1.
Блисс, Х. Бумага. – Санкт-Петербург: Норинт,2000.
6
2.
Джоунс,
Фиона.-
Фантазии из бумаги:
Техника.
Приемы. Изделия:
Энциклопедия/Пер.с
англ.-М.:АСТ-ПРЕСС
КНИГА.-160с.:ил.-(Золотая
библиотека
увлечений).
3.
Скребцова, Т.О. Солёное тесто: Идеи для интерьера: панно: фоторамки:
миниатюры / Т.О. Скребцова , Л.А. Данильченко. – 2-е изд. – изд. – Ростов н/Д: Феникс,
2009.- 235,(1)с.: ил., (12)л. Ил. – (Город мастеров).
4.
Торманова, А.С. Большая энциклопедия. Квиллинг / А.С. Торманова. - М.:
ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ", 2013. - 192 c.
7