Автор: Минина Нина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД №25 Г.ВЫБОРГА"
Населённый пункт: город Выборг, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разрабока
Тема: Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи с использованием элементов мнемотехники "Заяц-хваста и Серый волк" в старшей группе
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25 г. Выборга
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по развитию связной речи
с использованием элементов мнемотехники
«Заяц-хваста и Серый волк»
в старшей группе
Разработан:
Минина Нина Васильевна,
Воспитатель
первой квалификационной категории
2019 г.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по развитию связной речи
с использованием элементов мнемотехники
«Заяц-хваста и Серый волк»
Дата проведения: 10.12.2019 г
Возрастная группа: старшая группа комбинированной направленности №6
Форма совместной деятельности: НОД
Форма
организации
(групповая,
подгрупповая,
индивидуальная,
парная):
фронтальная
Виды
детской
деятельности:
познавательно-исследовательская,
коммуникативная,
игровая, музыкально-художественная, двигательная
Цель: научить детей составлять описательный рассказ о волке.
Программные задачи:
Обучающие:
• Знакомить детей с образом жизни волка, его повадками.
• Обучать детей составлению описательного рассказа.
• Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая к пересказу
текстов.
• Совершенствовать владение детьми структурой предложения, увеличивая его за счет
однородных второстепенных членов, родственных слов.
• Формировать представления детей о таких понятиях, как: слово-предмет, слово-признак,
слово-действие.
• Учить использовать средства выразительности.
Развивающие:
• Развивать диалогическую форму речи детей.
• Развивать образное и логическое мышление, внимание, воображение, слуховую,
зрительную и двигательную память детей.
•
Развивать
творческие
способности
детей
в
различных
видах
художественной
деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать умение связно и последовательно пересказывать рассказ.
• Учить детей доброте, отзывчивости, умению активно переживать за того, кто попал в
беду, стремиться его выручить. Воспитывать любознательность.
• Воспитывать гуманное, осознанное отношение к природе, показать необходимость ее
сохранения.
Оборудование:
Картины: «Волк», «Волк и волчата», «Волк в норе», иллюстрация сказки Мамина-
Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Декорации: плоскостной домик волка, лесная полянка на ширме.
Игрушки: зайчики, волк, два мяча, схема-модель у воспитателя и у каждого ребенка,
карандаши на всех детей. Следы зайца, волка (на листочках), кусочек белого меха, детская
энциклопедия.
Предварительная работа:
Чтение сказок: «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий
хвост», «Сказка про волка, зайца и ежика», «Волк и заяц», «Про волка».
Чтение рассказов: Тайц Я.М. «Волк»
Разучивание подвижной игры «Зайцы и волк»
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Сегодня я заглянула в нашу любимую книгу сказок и увидела, что
все зайчата исчезли из этой книжки. Вместо них в каждой сказке остались только белые
пятна. Как вы думаете, куда они могли подеваться?
Ответы детей
Воспитатель. Скорее всего, в этом виноваты хищные звери: лиса, медведь и волк. Нельзя
бросать друга в беде. Ребята! Вы согласны превратиться в сыщиков-детективов и
отправиться на поиски зайчат?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте поищем, не осталось ли здесь следов зайчиков?
Ищут и находят следы зайца, кусочки белого меха. Рядом обнаруживают следы
неизвестного зверя. Дети пытаются догадаться, кто это. Воспитатель предлагает им
найти следы диких зверей в детской энциклопедии и узнать, чьи это следы. Дети
приходят к выводу, что это следы волка.
Воспитатель: Давайте,
детективы,
составим
план
наших
действий.
Во-первых,
необходимо составить словесный портрет волка, чтобы его опознать. А еще что надо
сделать?
Дети: Надо узнать, где живет волк, найти его домик и освободить зайчат.
Воспитатель: Так и решим. Садитесь. Составить и запомнить портрет волка нам поможет
схема, она будет нашей помощницей.
Воспитатель выставляет картину «Волк».
Воспитатель: кто это?
Дети: Это волк.
Воспитатель показывает на центральный кружок схемы.
Воспитатель: Чья это морда?
Дети: Это волчья морда.
Воспитатель: Какой волк? Назовите слова-признаки.
Дети: Храбрый, хищный, умный, осторожный, ловкий и т. д.
Воспитатель ставит знак «?» в кружочке № 1. Дети делают то же.
Воспитатель: Что волк умеет делать? Назовите слова-действия.
Дети: Прятаться, подкрадываться, выслеживать, ловить, прыгать, охотиться, уходить (от
погони), спать.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А еще я знаю, что у волка очень тонкий слух и острый
нюх. Значит, он может хорошо слышать и легко искать добычу. Какие же части тела
помогают волку это делать? Назовите части тела и опишите их.
Дети: у волка есть морда, она вытянутая. На ней есть зоркие, черные глаза, чуткий нос,
пасть с острыми клыками.
Туловище покрыто жесткой, серой шерстью, быстрые ноги.
Воспитатель и дети пишут в кружочке № 2 рисуют мордочку
Воспитатель: (показывает на хвост). Что это?
Дети: Это волчий хвост.
Воспитатель: Ребята, нарисуйте в кружочке № 3 волчий хвост. Какой он? На что похож?
Дети: хвост у него длинный, серый с черным кончиком, опущен вниз.
Воспитатель: Хотите узнать, почему у волка быстрые ноги?
Дети: Да.
Воспитатель: Они помогают ему охотиться, выкармливать детенышей, спасаться от
врагов и выживать в трудных условиях. А кто детеныши у волка?
Дети: Мама – волчица. У волчицы – волчата.
Воспитатель: Напишем в кружочке № 4 слово «Мама».
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Не хотите ли что-нибудь спросить?
Воспитатель выставляет картину «Волчица с волчатами».
Дети: А какая волчица мама?
Воспитатель: Вролчица воспитывает своих малышей-волчат вместе с папой- волком. Он
ходит на охоту, приносит добычу для своей семьи, охраняет логово. Все лето родители
вскармливают детенышей. И только к осени все вместе покидают свое логово.
Мама-волчица ухаживает за детенышами. Волчата рождаются маленькими, слепыми.
Через две недели они открывают глаза, а потом начинают весело играть, возиться,
баловаться. Мама-волчица преподает им уроки, учит быть их быть быстрыми, ловкими,
осторожными, терпеливыми.
Нарисуем в кружочке № 5 домик. Что это значит?
Дети: Это значит, что надо рассказать. Где живет волк.
Воспитатель выставляет картину «Волк в логове»
Воспитатель: Кто из вас знает, ребята, как называется домик волка? Для чего он ему
нужен?
Дети: Это логово. логово нужно волку, чтобы прятать в ней волчат. Сам волк тоже
прячется от своих врагов и набирается сил для охоты.
Воспитатель: На кого охотиться волк летом?
Дети: На птиц, зайцев, лис может и в курятник залезть.
Воспитатель: Правильно, добычей для волков служат различные крупные копытные
животные (олени, лоси, кабаны), домашние животные (овцы, коровы, лошади), а также
домашние птицы (куры, утки, гуси). Зимой волки ведут бродячую жизнь. Днем они
прячутся в зарослях кустарников и по оврагам, а в сумерки и по ночам выходят на охоту
целыми стаями. Бегут они друг за другом, лапы ставят след в след. Бежит целая стая, а на
снегу след только одного волка. А как называют самого главного волка в стае? (Ответы
детей). Когда волки добывают пищу в природе, то в первую очередь их жертвами
становятся старые, больные животные. Истребляя их, исключается заражение других
животных, и участие их в размножении, что способствует рождению здорового и сильного
молодого поколения копытных. Поэтому волка можно считать санитаром леса.
В кружочке № 6 воспитатель и дети рисуют или схематично изображают пищу,
которой питается лиса. Воспитатель делит кружок №6 пополам. В верхней части
кружка пища, которой питается волк летом, а в нижней – то, чем питается зимой.
Выставляется картина «Волк в зимнем лесу»
Воспитатель: Но у волка есть и враги. Как вы думаете, ребята, кто это?
Дети: Это охотники.
Воспитатель: Предлагаю нарисовать в кружочке №7 охотничье ружье.
Воспитатель и дети вместе выполняют задание.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, волк вредный или полезный зверь?
Ответы детей.
Воспитатель: Волк не виноват, что родился хищником Он санитар леса. В природе все
взаимосвязано. Вот и выходит, что волк и пользу приносит.
Ребята, вспомните, как русский народ относится к волку, какие стихи, загадки, сказки,
басни, о ней сочинил.
«Красная шапочка» - коварный, злой, лживый…
«Лисичка-сестричка и серый волк» - простоватый, доверчивый…
«Волк и семеро козлят» - хитрый, злой, обманщик,…
«Иван-царевич и серый волк» - добрый, верный, …
«Колобок» - простой.
Подумайте, как относитесь к ней вы.
(ответы детей)
Воспитатель и дети рисуют в кружочке №8 свое лицо или пишут букву «Я».
Физминутка «Волк и заяц»
(Дети стоят по кругу, руки к плечам, пальцы сжаты в кулак.)
Раз, два, три, четыре –
(Дети поочередно разгибают пальцы, начиная с указательных и кончая мизинцами.)
Заяц уши оттопырил
(Дети поднимают согнутые руки к голове (изображают «уши»).)
Вот он серый волк, волк,
Он зубами щелк, щелк!
(Педагог выполняет хлопки перед собой (волк щелкает зубами).)
Зайка, я, и ты, и ты,
(Пружинящие полуприседания.)
Быстро прячемся в кусты.
Воспитатель: Сыщики – детективы! Закройте глаза и вспомните словесный портрет
волка. Попробуйте пересказать его.
Дети пересказывают текст по цепочке по опорным картинкам, используя свою схему на
карточке или нарисованную воспитателем на доске. Затем один или два ребенка
пересказывают рассказ полностью.
Воспитатель: Молодцы! Теперь пора выручать зайчат! Птичка – синичка рассказала мне,
как логово волка найти. (Включить музыку «Звуки леса»)Запоминайте, ребята. Встаньте
спиной к двери, закройте глаза, сделайте вперед пять шагов, повернитесь налево и
пройдите еще четыре шага. Откройте глаза.
Дети выполняют задание. Помощник воспитателя выставляет ширму с декорациями: в
центре полянка с табличкой «волк», вокруг деревья.
Воспитатель: Тихо! Наше следствие подходит к концу. Подойдем поближе. Присядьте.
Волк-хитрый. А мы будем еще хитрее. Выманим его из логова и освободим зайчат.
Давайте позовем его: «Волк, выходи!»
Дети: Волк, выходи!
Волк: Кто там? Что вы хотите?
Дети: Это мы. Отдай нам зайчат!
Волк: Как это вы меня нашли?
Дети: Мы сыщики-детективы. Мы знаем, как ты выглядишь и нашли тебя по твоим
следам.Отдай нам зайчат. Мы знаем – они у тебя.
Волк: Хорошо, хорошо. Только скажите, как в народе меня называют?
Дети: Волк-зубами щелк…
Волк: Ай, ай, как некрасиво! А поласковее нельзя? Похвалите меня.
Дети: волчишко, волчок
Волк: Уже лучше. А теперь назовите слова, похожие на мое имя «волк».
Дети: волчище, волчонок, волчата.,
Волк: Это мне больше нравится. А теперь поиграйте со мной. Если мне будет весело,
отдам вам зайчат.
Подвижная игра «Волк и зайцы»
По окончании игры волк благодарит детей за то, что они выполнили его задание.
Возвращает зайчат. Просит никому не говорить, где домик-логово, чтобы не навредили
его волчатам.
Воспитатель: Молодцы детективы! И волка нашли и зайчат освободили. Пора
возвращаться домой.
На одной ножке покрутись,
В детский садик возвратись!
Анализ.
Каждый из вас подумает, как работал на сегодняшнем занятии. Если считает е, что у вас
все получилось – возьмите большой квадрат.
Если вы стремились, но у вас что-то не получилось – возьмите средний квадрат.
Если вы считаете, что у вас ничего не получилось – возьмите маленький квадрат.
У некоторых детей спрашиваю, что не получилось, почему?
А сейчас я предлагаю вам встретиться еще раз с волком. Каждый из вас по желанию
отправится в различные центры. У нас работает центр «Читайка», в котором вы можете
рассмотреть иллюстрации к произведениям о волке, центр Познания, в котором нужно
выполнить задания по логическим карточкам (Приложение 3), а в центре «Веселого
Карандаша» вы сможете научиться рисовать фигуру волка по схеме (Приложение 4).
Дети отправляются по центрам для выполнения предложенных заданий.
Список литературы
1.
Зотов В.В. Лесная мозаика: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей/ Рис.
В. Храмова.-М.: Просвещение, 1993.
2.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с
детьми сред. И ст. групп дет.сада: Кн. Для воспитателей дет.сада.-М.: Просвещение, 1999.
3.
Автор и источник заимствованного иллюстративного материала неизвестен.