Автор: Былинкина Ольга Алексеевна
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: СКМиЭ СГТУ имени Гагарина Ю.А.
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Круговая тренировка в учебном процессе
Раздел: среднее профессиональное
Круговая тренировка в учебном процессе
В
соответствии
с
социально
–
экономическими
потребностями
современного общества, его дальнейшего развития и исходя из сущности
общего
среднего
образования,
целью
физического
воспитания
в
профессиональном
образовании
является
содействие
всестороннему,
гармоничному развитию личности.
Учеба в колледже, нелегкий процесс овладения специальностью требует
немалых усилий от подростка. Регулярные занятия физической культурой
укрепляют организм и помогают успешно завершить процесс обучения.
Учебная программа, по которой проводятся уроки, а именно-моделирование
физических упражнений в круговой тренировке решает в комплексе задачи
развития профессионально важных двигательных качеств, совершенствования
умений и навыков. Упражнения подбираются с учетом задач, связанных с
подготовкой студентов к будущей профессии.
Урок – основная форма учебного процесса. Для урочных форм занятий
характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по
физической культуре, который в течении строго установленного времени в
специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания.
При этом строго соблюдается частота занятий, их продолжительность и
взаимосвязь. Кроме этого для учебных форм характерно построение занятий в
рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока
на три составляющие части: подготовительную, основную и специальною.
Для
достижения
основных
целей
физического
воспитания
предусматривается развитие и совершенствование профессионально важных
физически качеств: выносливости, ловкости всесторонней и специальной
подготовки мышечных групп, закаливание организма. Одной и основных задач,
решаемой
в
процессе
физического
воспитания,
является
обеспечение
оптимального развития физических качеств, присущих человеку.
Двигательные качества: Выносливость – это способность противостоять
физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом
выносливости является время, в течении которого осуществляется мышечная
деятельность определенного характера и интенсивности. У студентов 1 – 4
курсов для развития выносливости используют бег в группах по 3 – 4 человека
на 400 м, 500 м с повторным пробеганием, бег 100, 200 м и 3-4 раза, бег в
переменном темпе на 2000 – 3000 м с 2 -3 ускорениями в середине и в конце
дистанции. На лыжах – прохождение дистанции 5 км с несколькими
ускорениями в конце 1 – 2 – 3 – 4 км по 500 – 600 м.
Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой.
Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений,
увеличивает
путь
эффективного
приложения
усилий
при
выполнении
физических
упражнений.
Недостаточная
развития
гибкость
затрудняет
координацию движений; так как ограничивает перемещения отдельных звеньев
тела. Для развития гибкости следует учитывать возрастные
особенности
студентов, так как они зависят от анатомо-физиологических свойств суставных
поверхностей
и
окружающих
их
мягких
тканей,
связок,
а
также
от
функционального состояния центральной нервной системы, регулирующей
тонус мышц. Для развития подвижности плечевых суставов включаю метания,
акробатические элементы, лыжи; тазобедренных – бег, прыжки, спортивные
игры – футбол, баскетбол; голеностопных – бег, прыжки, метания, гимнастика,
лыжи, коньки.
Быстрота – возможности человека, обеспечивающие ему выполнение
двигательных действий в минимальной для данных условий промежуток
времени. Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет
скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге,
плавании, передвижении на лыжах, гребле и т.д. Для развития быстроты
рекомендуется выполнять бег на короткие дистанции за минимальное время, а
также уметь быстро переходить от атаки в защиту и наоборот в игре баскетбол,
футбол, волейбол и т.д. Даю на уроках различные старты из различных
исходных положений (сидя, лежа, упор присев), челночный бег 3*10, 6*10,
10*10), подвижные и спортивные игры.
Ловкость. В современных условиях значительно увеличился объем
деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих
ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции,
способности к концентрации и переключению внимания. Все эти качества или
способности связывают с понятием ловкость – способностью человека быстро,
оперативно, наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия.
Основу ловкости составляют координационные способности.
Все это надо учитывать и планировать свою работу исходя из возрастных
особенностей студентов. Малое количество занятий (2) не дает положительных
результатов любых двигательных качеств, если не давать студентам домашнее
задание.
Круговой метод тренировки и результаты его применения
Для развития двигательных качеств самым перспективным и действенным
способом развития двигательной активности у студентов является способ
Волна». Этот способ – одна из разновидностей метода круговой тренировки.
Суть его заключается в том, что группа делится на 5-6 групп, а затем разводятся
по станциям, где студенты в течение 6 секунд на одной станции должны
выполнить те упражнения, которые указаны в карточках.
Смена по станциям идет всего один раз, но студент должен обязательно
выполнить задание, даже если он не уложился по времени; это дает
возможность слабому студенту поверить в свои возможности. А это самое
главное в психологии обучающегося.
Но способ Волна» эффективен в подготовительной части урока. При этом
все упражнения должны подбираться с учетом поставленных задач урока,
независимо от того, какой это урок: по легкой атлетике, подвижным играм,
спортивным играм, гимнастике, лыжам или комплексный.
При подборе фиэических упражнений для станций следует учитывать
различие в функциональных возможностях организма юношей и девушек.
Физические нагрузки у девушек должны быть меньше как по объему, так и по
интенсивности в сравнении с юношами. Например, если юноша делает сгибание
– разгибание рук в упоре на полу 3-10 раз. То девушки это упражнение
выполняют в упоре о скамейку в меньшем количестве – 3-7 раз. Физические
упражнения,
включаемые
на
станциях,
способствует
формированию
двигательных качеств, повышают устойчивость навыков и способствует их
положительному переносу, что в конечном итоге позволяет расширить студенту
сферу двигательных возможностей. Если данный способ можно применять на 2,
3 и курсах, то почему не применить его и в группах 1 курса. Сначала я не
решалась это делать, но потом, включая некоторые упражнения, заметила, что и
менее подготовленные студенты справляются.
Затем после тщательного
разучивания упражнений, включала их в подготовительную часть урока.
Результат был налицо, упражнения ребята выполняли с удовольствием, а
упражнения по своей структуре были простыми и доступными каждому
студенту.
Неоценимую помощь оказывают подготовленные карточки – задания со
схематическими изображениями и описанием самого упражнения.
Вот примерная схема комплексного развития двигательных качеств для
студентов 1 курса подготовительной части урока:
1)
Станция – поднимание ног в угол в висе на шведской стенке 10 ра;
2)
Станция – равновесие ходьбы на носках по перевернутой скамейке,
установленной на кубиках высотой 40-5- см с различным положением
рук (в стороны, вверх, за головой, за спину) – 9-10 раз;
3)
Станция подтягивание на скамейке лежа на животе 10-12 раз;
4)
Станция – отжимание – 12 раз;
5)
Станция – подтягивание в висе мальчики 8*2 раза, девочки в висе лежа
на низкой перекладине 2*8 раз;
6)
Станция – прыжок в длину с места – 2 подхода;
7)
Станция элементы акробатики – кувырок вперед в группировке – 8-10
раз;
8)
Станция – прыжки через барьеры или скакалку, высота барьера 40-50
см до 20 прыжков, скакалка 2*50 раз.
Упражнения могут видоизменяться в зависимости от задач урока.
Можно 2-3 упражнения заменить на новые, а другие повторить. Так как
подготовительная часть на 1 курсе по времени больше, чем на -3
курсах. То можно упражнения выполнять сериями с интервалом
повторного
прохождения
всех
станций.
Такой
способ
развития
двигательных
качеств
повышает
не
только
физическую
подготовленность, но и самое главное – плотность урока достигает 68-
70%.
Список литературы
1.Журналы Физическая культура в школе». М.; Физическая культура и спорт.
2.Любомирский А.П. Методика физического воспитания. М.: Педагогика, 1999.
3.Романенко В.С. Круговая тренировка. Минск: Лига, 1998.
4. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и
спорта.