Напоминание

Круговая тренировка в учебном процессе


Автор: Былинкина Ольга Алексеевна
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: СКМиЭ СГТУ имени Гагарина Ю.А.
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Круговая тренировка в учебном процессе
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Круговая тренировка в учебном процессе

В

соответствии

с

социально

экономическими

потребностями

современного общества, его дальнейшего развития и исходя из сущности

общего

среднего

образования,

целью

физического

воспитания

в

профессиональном

образовании

является

содействие

всестороннему,

гармоничному развитию личности.

Учеба в колледже, нелегкий процесс овладения специальностью требует

немалых усилий от подростка. Регулярные занятия физической культурой

укрепляют организм и помогают успешно завершить процесс обучения.

Учебная программа, по которой проводятся уроки, а именно-моделирование

физических упражнений в круговой тренировке решает в комплексе задачи

развития профессионально важных двигательных качеств, совершенствования

умений и навыков. Упражнения подбираются с учетом задач, связанных с

подготовкой студентов к будущей профессии.

Урок – основная форма учебного процесса. Для урочных форм занятий

характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по

физической культуре, который в течении строго установленного времени в

специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания.

При этом строго соблюдается частота занятий, их продолжительность и

взаимосвязь. Кроме этого для учебных форм характерно построение занятий в

рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока

на три составляющие части: подготовительную, основную и специальною.

Для

достижения

основных

целей

физического

воспитания

предусматривается развитие и совершенствование профессионально важных

физически качеств: выносливости, ловкости всесторонней и специальной

подготовки мышечных групп, закаливание организма. Одной и основных задач,

решаемой

в

процессе

физического

воспитания,

является

обеспечение

оптимального развития физических качеств, присущих человеку.

Двигательные качества: Выносливость – это способность противостоять

физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом

выносливости является время, в течении которого осуществляется мышечная

деятельность определенного характера и интенсивности. У студентов 1 – 4

курсов для развития выносливости используют бег в группах по 3 – 4 человека

на 400 м, 500 м с повторным пробеганием, бег 100, 200 м и 3-4 раза, бег в

переменном темпе на 2000 – 3000 м с 2 -3 ускорениями в середине и в конце

дистанции. На лыжах – прохождение дистанции 5 км с несколькими

ускорениями в конце 1 – 2 – 3 – 4 км по 500 – 600 м.

Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой.

Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений,

увеличивает

путь

эффективного

приложения

усилий

при

выполнении

физических

упражнений.

Недостаточная

развития

гибкость

затрудняет

координацию движений; так как ограничивает перемещения отдельных звеньев

тела. Для развития гибкости следует учитывать возрастные

особенности

студентов, так как они зависят от анатомо-физиологических свойств суставных

поверхностей

и

окружающих

их

мягких

тканей,

связок,

а

также

от

функционального состояния центральной нервной системы, регулирующей

тонус мышц. Для развития подвижности плечевых суставов включаю метания,

акробатические элементы, лыжи; тазобедренных – бег, прыжки, спортивные

игры – футбол, баскетбол; голеностопных – бег, прыжки, метания, гимнастика,

лыжи, коньки.

Быстрота – возможности человека, обеспечивающие ему выполнение

двигательных действий в минимальной для данных условий промежуток

времени. Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет

скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге,

плавании, передвижении на лыжах, гребле и т.д. Для развития быстроты

рекомендуется выполнять бег на короткие дистанции за минимальное время, а

также уметь быстро переходить от атаки в защиту и наоборот в игре баскетбол,

футбол, волейбол и т.д. Даю на уроках различные старты из различных

исходных положений (сидя, лежа, упор присев), челночный бег 3*10, 6*10,

10*10), подвижные и спортивные игры.

Ловкость. В современных условиях значительно увеличился объем

деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих

ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции,

способности к концентрации и переключению внимания. Все эти качества или

способности связывают с понятием ловкость – способностью человека быстро,

оперативно, наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия.

Основу ловкости составляют координационные способности.

Все это надо учитывать и планировать свою работу исходя из возрастных

особенностей студентов. Малое количество занятий (2) не дает положительных

результатов любых двигательных качеств, если не давать студентам домашнее

задание.

Круговой метод тренировки и результаты его применения

Для развития двигательных качеств самым перспективным и действенным

способом развития двигательной активности у студентов является способ

Волна». Этот способ – одна из разновидностей метода круговой тренировки.

Суть его заключается в том, что группа делится на 5-6 групп, а затем разводятся

по станциям, где студенты в течение 6 секунд на одной станции должны

выполнить те упражнения, которые указаны в карточках.

Смена по станциям идет всего один раз, но студент должен обязательно

выполнить задание, даже если он не уложился по времени; это дает

возможность слабому студенту поверить в свои возможности. А это самое

главное в психологии обучающегося.

Но способ Волна» эффективен в подготовительной части урока. При этом

все упражнения должны подбираться с учетом поставленных задач урока,

независимо от того, какой это урок: по легкой атлетике, подвижным играм,

спортивным играм, гимнастике, лыжам или комплексный.

При подборе фиэических упражнений для станций следует учитывать

различие в функциональных возможностях организма юношей и девушек.

Физические нагрузки у девушек должны быть меньше как по объему, так и по

интенсивности в сравнении с юношами. Например, если юноша делает сгибание

– разгибание рук в упоре на полу 3-10 раз. То девушки это упражнение

выполняют в упоре о скамейку в меньшем количестве – 3-7 раз. Физические

упражнения,

включаемые

на

станциях,

способствует

формированию

двигательных качеств, повышают устойчивость навыков и способствует их

положительному переносу, что в конечном итоге позволяет расширить студенту

сферу двигательных возможностей. Если данный способ можно применять на 2,

3 и курсах, то почему не применить его и в группах 1 курса. Сначала я не

решалась это делать, но потом, включая некоторые упражнения, заметила, что и

менее подготовленные студенты справляются.

Затем после тщательного

разучивания упражнений, включала их в подготовительную часть урока.

Результат был налицо, упражнения ребята выполняли с удовольствием, а

упражнения по своей структуре были простыми и доступными каждому

студенту.

Неоценимую помощь оказывают подготовленные карточки – задания со

схематическими изображениями и описанием самого упражнения.

Вот примерная схема комплексного развития двигательных качеств для

студентов 1 курса подготовительной части урока:

1)

Станция – поднимание ног в угол в висе на шведской стенке 10 ра;

2)

Станция – равновесие ходьбы на носках по перевернутой скамейке,

установленной на кубиках высотой 40-5- см с различным положением

рук (в стороны, вверх, за головой, за спину) – 9-10 раз;

3)

Станция подтягивание на скамейке лежа на животе 10-12 раз;

4)

Станция – отжимание – 12 раз;

5)

Станция – подтягивание в висе мальчики 8*2 раза, девочки в висе лежа

на низкой перекладине 2*8 раз;

6)

Станция – прыжок в длину с места – 2 подхода;

7)

Станция элементы акробатики – кувырок вперед в группировке – 8-10

раз;

8)

Станция – прыжки через барьеры или скакалку, высота барьера 40-50

см до 20 прыжков, скакалка 2*50 раз.

Упражнения могут видоизменяться в зависимости от задач урока.

Можно 2-3 упражнения заменить на новые, а другие повторить. Так как

подготовительная часть на 1 курсе по времени больше, чем на -3

курсах. То можно упражнения выполнять сериями с интервалом

повторного

прохождения

всех

станций.

Такой

способ

развития

двигательных

качеств

повышает

не

только

физическую

подготовленность, но и самое главное – плотность урока достигает 68-

70%.

Список литературы

1.Журналы Физическая культура в школе». М.; Физическая культура и спорт.

2.Любомирский А.П. Методика физического воспитания. М.: Педагогика, 1999.

3.Романенко В.С. Круговая тренировка. Минск: Лига, 1998.

4. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и

спорта.



В раздел образования