Автор: Былинкина Ольга Алексеевна
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: СКМиЭ СГТУ имени Гагарина Ю.А.
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Организация здорового образа жизни студентов
Раздел: среднее профессиональное
Организация здорового образа жизни студентов
В наши дни перед нами стоят две особо важные задачи: сделать физическую
культуру достоянием каждого и определить наиболее эффективные средства
и методы достижения оздоровительного эффекта от занятий физическими
упражнениями.
Современная
наука
в
состоянии
достаточно
точно
определить , чем и сколько должны заниматься студенты в день, в неделю
для достижения оздоровительного эффекта.
Для решения этих задач необходимо рассмотреть динамику развития
работоспособности студентов в процессе учебно – трудовой деятельности.
Работоспособность
в
учебно
–
трудовой
деятельности
студентов
претерпевает изменения, которые отчетливо проявляются в течение дня,
недели, на протяжении каждого полугодия и учебного года в целом.
Деятельность,
глубина
и
направление
ее
изменений
определяется
функциональным состоянием организма до начала работы, особенностями
самой работы, е организацией и другими причинами.
Учебный день студенты, как правило, не сразу начинают с высокой
продуктивностью учебного труда. После звонка они не могут сразу
сосредоточиться и активно включиться в учебный процесс. Проходит 10-20
минут, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает
оптимального
уровня.
Этот
период
врабатывания
характеризуется
постепенным
повышением
работоспособности
с
определенными
ее
колебаниями. Психофизиологическое содержание этого периода сводится к
образованию рабочей доминанты, для чего большое значение имеет
соответствующая установка (мотивация).
Период оптимальной работоспособности имеет продолжительность 1,5-3
часа,
в
течение
которых
функциональное
состояние
студентов
характеризуется
изменениями
функций
организма,
адекватными
выполняемой учебной деятельности.
Вследствие наступления томления работоспособность постепенно снижается.
В период снижения работоспособности возникают начальные признаки
утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной
мотивацией. это ведет к возникновению нервно-психического напряжения,
усилению деятельности вегетативных и нейрогормональных сдвигов, так как
с дальнейшим нарастанием утомления резче выражено чувство усталости.
При этом функциональные изменения отчетливо проявляются в тех органах,
системах,
психических
функциях,
которые
в
структуре
конкретной
умственной деятельности студента имеют решающее значение: (например, в
зрительном анализаторе, функция устойчивости внимания и т.д.). Затем
намечается прогрессивное снижение работоспособности, которое не удается
компенсировать волевым усилием.
Учебный день студентов не ограничивается занятиями в аудиториях, он
включает в себя и самостоятельную работу. Наличие второго подъема
работоспособности при самоподготовке объясняется не только суточной
ритмикой, но главным образом – психологическим настроем на выполнение
учебной работы.
Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле
характеризуется наличием периодов врабатывание – вначале (понедельник,
вторник), устойчивой работоспособности - в середине (среда, четверг) и
снижение – в последние дни недели.
Однако, типичная кривая работоспособности может изменяться, если
вступает
в
силу
фактор
нервно-эмоционального
напряжения,
сопровождающего учебную работу на протяжении ряда дней. Так, студентам
в первые дни недели пришлось сдавать зачет и писать контрольную по
основным специальным предметам, подготовка к которым велась с большой
ответственностью и напряжением. Под влиянием такой напряженной
деятельности в первые три дня наблюдалось значительное нарастание
градиенты работоспособности, а последующие за этим обычные учебные
нагрузки воспринимались студентами как контрастные по отношению к
первым, как облегчение. Это объективно стимулировало восстановительные
процессы,
что
выразилось
в
проявлении
к
концу
недели
фазы
суперкомпенсации (сверх восстановление).
Изменение типичной динамики работоспособности в течение рабочей недели
может быть обусловлено возросшей учебной нагрузкой за счет увеличения
количества учебных занятий до 4-х-5-ти в день. Из чего видно, что
перегрузка студентов занятиями в аудиториях до 50-ти часов неделю (нормой
является 36 часов) приведет к количественному и качественному снижению
работоспособности. Сильную усталость после такой напряженной недели
занятий почувствуют большинство студентов.
В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период
врабатывания,
сопровождаемый
постепенным
повышением
уровня
работоспособности.
Месяцы
октябрь
и
ноябрь
охватывают
период
устойчивой работоспособности. Во второй половине декабря процесс
занятий
сопровождается
эмоциональными
переживаниями
–
работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов градиент
работоспособности нарастает. В период зимнего каникулярного отдыха
наблюдается
процесс
восстановления
работоспособности,
степень
выраженности
которого
обусловлена
такой
организацией
отдыха
(преимущественного
активного),
которая
соответствует
степени
функционального
утомления.
Начало
второго
полугодия
также
сопровождается врабатыванием, продолжительность которого сокращается
по сравнению с первым полугодием до 1,5-2 недели. Дальнейшее изменение
работоспособности
со
второй
половины
февраля
до
начала
апреля
характеризуется устойчивым уровнем. Причем этот уровень может быть
выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения
работоспособности, обусловленные возникающим утомлением. Кроме того,
сказываются негативного взаимодействие отрицательных явлений. Процесс
восстановления за 12 дней каникулярного отдыха (этот отрезок времени взят
для сравнения с зимними каникулами) отличается более медленным
развитием вследствие значительной глубины утомления. В годичном
учебном цикле наиболее высокий уровень работоспособности и учебно-
трудовой активности студентов наблюдается в октябре, ноябре, марте.
Наличие закономерных изменений работоспособности диктует тактику
использования средств физической культуры и отдыха в целях оптимизации
условий учебно-трудовой деятельности.
Утомление и сопутствующая ему усталость – естественное состояние
человека, ведущего нормальный, здоровый образ жизни.
Более
того
–
без
утомления
невозможно
успешное
развитие
и
совершенствование организма.
В спорте уже давно замечено, что выносливость и сила могут развиваться
только тогда, когда спортсмен на тренировках выполняет большой объем
тренировочной нагрузки (до утомления). То же относится к цирковому
искусству и игре на музыкальных инструментах. Не составляет исключения и
развитие
таких
качеств,
как
память,
вычислительных,
логических
способностей и т.д.
Снижаясь до утомления, работоспособность во время отдыха не только
восстанавливается, но и, достигнув исходного уровня, продолжает некоторое
время повышаться.
Переутомление появляется в тех случаях,
когда организм человека,
выполняющего большой объем работы, не восстанавливает полностью свои
силы.
Утомление
суммируется
и
возникает
болезненное
состояние,
характеризующееся потерей интереса к работе, вялостью и т.д. Сильное
переутомление может вызвать различные неврологические нарушения,
требующие вмешательства врача.
Наиболее
эффективный
режим
жизнедеятельности
тот,
при
котором
систематический, регулярный труд сочетается с таким же систематическим и
регулярным отдыхом.
Рассмотрим другой вид отдыха – занятия физическими упражнениями.
Впервые значение активного отдыха наблюдал И.М.Сеченов. Он установил.
Что работоспособность руки после сильного утомления восстанавливается
быстрее, если другой выполнять нетрудную физическую работу. Было
установлено, что активный отдых эффективен не только при физической
деятельности, но что больший эффект он достигает при умственном труде.
Быстро и более полно восстанавливается работоспособность после сильного
умственного утомления, когда человек переключается на физическую
деятельность, прогулку, езду на велосипеде, ходьбу на лыжах и т.д. Но
физические упражнения должны быть в этом случае вспомогательным
средством, используемым для отдыха. Наибольшую пользу принесет
физическая деятельность средней интенсивности с привычной структурой
движений, чтобы выполнять их автоматически без напряжения внимания.
Нельзя не сказать несколько слов о рациональном питании и гигиене тела.
Философскую и в какой - то мере нравственную концепцию рационального
питания
академик
И.П.Павлов
определил
так:
«Если
чрезмерное
и
исключительное увлечение едой есть животность, то всякое невнимание к
еде есть неблагоразумие. И истина здесь, как и повсюду, лежит в середине».
Питание считается рациональным, если оно восполняет энергетические
затраты организма, обеспечивает его потребность в пластических веществах,
а также содержит все необходимые для жизнедеятельности витамины, макро-
и микро- и ультромикроэлементы, пищевые волокна, а сам пищевой рацион
по
количеству
и
набору
продуктов
соответствует
ферментативным
возможностям желудочно-кишечного тракта.
В поддержании здоровья и активной деятельности человека гигиена тела
играет большую роль. Она способствует улучшению обмена веществ,
кровообращению,
пищеварению,
дыхания,
развитию
умственных
и
физических способностей человека.
Огромная роль в организации здорового образа жизни принадлежит
самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.
Обучение в колледже предъявляет повышенные специфические требования к
деятельности организма. Функциональная единая направленность занятий
физической
культурой
и
деятельности,
направленной
на
владение
профессиональными навыками благоприятно воздействуют на все системы
организма, которые помогут студентам приспособиться к трудным условиям
жизни.
Достаточно
полно
представленная
информация
о
влиянии
занятий
физическими
упражнениями
и
спортом
в
приобретении
навыков
профессиональной
деятельности,
их
положительное
воздействие,
на
организм занимающихся вызывает у студентов заинтересованность в
регулярных занятиях физической культурой и спортом.
В процессе учебно-спортивной деятельности развивается необходимость
рационально планировать свободное время и способность переносить
высокие умственные и физические нагрузки без ущерба для здоровья.
Поэтому самостоятельные занятия спортом или системой физических
упражнений помогают студентам составить оптимальный для них режим дня,
сохранять высокую работоспособность на длительное время.
Многочисленные исследования, проводившиеся среди населения различных
возрастных групп и спортсменов различной квалификации, убедительно
доказывают, что систематические и целенаправленные занятия физической
культурой
позволяют
достаточно
успешно
решать
образовательные,
воспитательные и оздоровительные задачи физического воспитания за счет
повышения уровня физической подготовленности, укрепление физического
здоровья человека и его всестороннего развития.
Использование
целенаправленных
самостоятельных
занятий
физическими упражнениями является эффективным средством устранения
отдельных физических недостатков человека. При учете индивидуальных
особенностей человека, способности организма к адаптации социально-
психологических факторов вырабатывается потребность к регулярным
занятиям физической культурой и спортом.
Учебно-тренировочный процесс направлен на развитие познавательной
творческой
активности,
необходимой
для
выработки
потребности
в
постоянном и самостоятельном использовании средств физической культуры
и спорта. В целях физического совершенствования студентов, формирования
у них жизненных и профессионально значимых психофизических качеств и
свойств личности, умений и навыков обеспечения активного отдыха.
Подбор упражнений для практических занятий должен соответствовать
цели обучения: научить студентов выполнять новые для них двигательные
действия, кроме того необходимо, чтобы студенты умели контролировать
функциональное состояние организма и оценить показатели физического
развития и здоровья путем тестирования.
Значительные успехи в этом направлении могут быть достигнуты при
дальнейшем расширении знаний студентов о закономерностях физической
активности и их учете, при обосновании системы методов повышения
работоспособности, в которой большое место принадлежит физической
культуре. В связи с этим необходимо и в дальнейшем совершенствовать
содержание, формы, методы и организацию физического воспитания с целью
разностороннего воздействия физических упражнений на организм.
Эффективное решение организации здорового образа жизни возможно
лишь при выполнении ряда условий, в первую очередь при научном
комплексном (системном) подходе к изучению воздействия на организм
человека различных факторов.
При этом необходимо учитывать не только достижения теории и
практики
физического
воспитания,
но
исследования
смежных
наук:
физиологии, психологии, социологии, педагогики и других.
Таким образом, организация здорового образа жизни студентов
определяется:
- объективными социальными условиями и общественно-экономическими
факторами;
- конкретными условиями жизнедеятельности;
- лично-мотивационными факторами, определенными мировоззрением и
культурой человека, степенью организации на значимость здоровья и
здорового образа жизни.
Литература:
1. Агаджанян Н.А. Шабатура Н.Н. Биоритмы. Спорт Здоровье-М.; ФиС
1989.
2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье.-М.; ФиС, 1987.
3. Добровольский В.К.Физическая культура и здоровье – М.4 Медицина 1972.
4. Дубровский В.И. гигиена физического воспитания и спорта: учебник для
студентов средних и высших заведений – М.; ВЛАДОС, 2003-512с., илл
5. Орешин Ю.А. К здоровью через физкультуру-М.; Медицина 1990
6. Солодков А.С. Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая, спортивная,
возрастная – М.; терра-спорт,2001.
7. Юровский С.Ю. Гармония здоровья: режим труда и отдыха – 1987.