Автор: Зиновьева Елена Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОЧУ "ОЦ им.С.Н.Олехника"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей.
Раздел: дошкольное образование
Зиновьева Елена Валериевна
Должность: воспитатель
Детский сад: ОЧОУ им « Олехника»
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих
способностей детей.
Дата публикации: 28.09.2020
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные техники рисования как средство развития
творческих способностей детей.
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих
способностей детей. В истории педагогики проблема творчества всегда была
актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной.
Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную
деятельность нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживались
других взглядов, и утверждали, что детское творчество совершенно.
Н.П. Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей
взаимодействия,
которые
с
одной
стороны
сохраняют
преимущества
детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами
самовыражения.
Т.е.
надо
использовать
на
занятии
разные
техники
рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной
пеной, свечой и т. д).
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться.
У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту.
Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и
активизируется их словарный запас.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец.
Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как
педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с
нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения,
творчества,
проявлению
самостоятельности,
инициативы,
выражению
индивидуальности.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует
положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх
перед процессом рисования.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению
уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по
стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.).
Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая
нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками.
Эта и другие техники требуют точности быстроты движений.
Использование нетрадиционных техник дает возможность применять
коллективную форму творчества.
Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает
особую эмоциональную атмосферу.
Учитывая
значимость
данного
вида
работы,
рекомендуется
организовать
в
группе
художественную
мастерскую,
где
есть
все
необходимое для самостоятельного творчества.
Бумага разного цвета, фактуры и формата, фломастеры, восковые
мелки, краски (гуашь, акварель); инструменты для рисования (кисти тонкие и
толстые), кусочки картона, различные по толщине нитки и веревочки,
печатки
и
шаблоны,
кусочки
поролона,
зубные
щетки,
трубочки,
разноцветный скотч, вата и ватные палочки, салфетки разной фактуры.
В уголке для рисования есть папки с репродукциями картин
художников, предметными и сюжетными рисунками, иллюстрации к
сказкам, рассказам.
Оформляется отдельная палка с образцами рисунков, выполненных с
помощью нетрадиционных техник изображения.
На
занятиях
по
рисованию
рекомендуется
использовать
и
музыкальные произведения, поэтому в уголке должен быть магнитофон,
магнитофонные записи с музыкой. Новый изобразительный материал надо
вводить постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях.
Хотелось бы поделиться с коллегами опытом работы по данной теме и
рассказать о некоторых нетрадиционных техниках рисования.
Цветной граттаж
о Возраст: от 6 лет
о Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
о Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно
раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки
для гуаши, палочка с заточенными концами.
о Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так,
чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашиваются гуашью,
смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается
рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Монотипия пейзажная
о Возраст: от 6 лет
о Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия,
изображение пространства в композиции.
о Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка,
кафельная плитка.
о Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги
вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его
отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы
краска
не
успела
высохнуть.
Половина
листа,
предназначенная
для
отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с
него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от
отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и
кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она
накрывается листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Библиографический список
1. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в
детском
саду. – М.: Просвещение, 1982.)
2. Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста».
3. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М.: Мнемозина, 1995.)
4. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми
дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование,
конспекты. ТЦ Сфера,2006
5. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у
детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. –
М.: ВЛАДОС, 2001. )
6. Сайганова Т. И., Седова Е. М., Слепцова В. Ю., Смагина Т. В.,
Казакова
Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками.Издательство: Сфера,2009
г.
7. атеева А.А. Рисуем без кисточки.Издательство: Академия
Развития,2006 г.
8. Г.Н. Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду.-
М:2007 г.
9. Журнал «Воспитатель ДОУ», 2008
10.Костерин Н. учебное рисование. – М., 1980. стр.20)
11.
Субботина
Л.Ю.
Развитие
воображения
детей.–
Ярославль:
«Академия
развития», 1997. – 240с.
12. Дьяченко О. М., Кирилова А. И. О некоторых особенностях
развития
воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. –
1980. – № 2.
13. Венгер А.А. Педагогика способностей.
14. Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность.
15. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.
16. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
17. Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей.
18. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества.
19. Поддъяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у
дошкольников
// Вопросы психологии – 1990 - №1
20. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. –
М.,
1997
21. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной