Напоминание

УСЛОВИЯ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Автор: Бегунова Екатерина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Курганского областного колледжа культуры
Населённый пункт: Курган, Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: УСЛОВИЯ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: полное образование





Назад




Е.А. Бегунова

Г. Курган

УСЛОВИЯ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье раскрывается проблема творческого потенциала

педагогов, даются различные подходы к определению данного понятия, его

структуры. Обосновывается необходимость создания определенных условий

для

раскрытия

творческого

потенциала

педагогов

в

профессиональной

деятельности.

В

качестве

данных

условий

предлагаются

следующие:

формирование благоприятного психологического климата в педагогическом

коллективе, демократический стиль руководство со стороны администрации

образовательной

организации,

формирование

профессиональной

компетентности

педагога

через

использование

инновационных

форм

методической работы.

Ключевые

слова:

личностный

потенциал,

творчество,

творческий

потенциал,

благоприятный

психологический

климат,

профессиональная

компетентность педагога, методическая работа.

В современных условиях развития образования повышаются требования к

уровню профессиональной компетентности педагогов, их личностного и

творческого роста в процессе профессиональной деятельности. При этом в

профессиональной

образовательной

организации

должны

быть

созданы

соответствующие

условия,

которые

будут

способствовать

раскрытию

творческого потенциала педагогов.

Понятие

«потенциал»

в

психолого-педагогической

литературе

рассматривается

как

совокупность

внутренних

возможностей

личности,

которые позволяют успешно освоить ту или иную деятельность. Значительный

вклад в изучение личностного потенциала внес Д.А. Леонтьев, который

определяет его как «интегральную характеристику личностной зрелости,

возможности личности, направленные на преодоление самой себя, усилия в

работе

над

собой,

ресурсы

личности

интеллектуальные,

волевые,

психологические» [4].

В личностный потенциал входят различные структурные элементы,

которые актуализируются в определенных условиях и в совокупности

обеспечивают успешность профессиональной деятельности. К элементам

личностного потенциала можно отнести способность к творчеству. Под

творчеством понимается процесс или результат созидания нового. Способность

к творчеству также рассматривается как свойство личности, как неотъемлемая

часть личностного потенциала.

В

педагогической

науке

понятие

«творческий

потенциал»

рассматривается в работах Т.Г. Браже, Л.А. Даринской, Ю.Г. Волкова, Е.А.

Глуховской, О.Л. Калининой, В.В. Коробковой, А.И. Санниковой и др. В

данных исследованиях подчеркивается, что творческий потенциал – это одно из

ключевых педагогических понятий, которое дает возможность для понимания

личности как совокупности внутренних творческих сил, которые раскрываются

в той или иной деятельности. При этом сущность творческого потенциала

раскрывается с позиции различных подходов по-разному.

По мнению Ю.Г. Волков, творческий потенциал – это не только система

знаний, умений и убеждений, но и свойства личности, открытость к новому,

гибкость мышления, оригинальность подходов, способность перестраиваться к

новым условиям деятельности [1]. Автор структуру творческого потенциала

также включает способность к творчеству, но при этом важное значение имеют

также направленность личности на освоение инноваций, стремление к

саморазвитию и творческой самореализации.

В.Г. Рындак в структуру творческого потенциала личности включает

интеллектуальный

(психические

процессы,

способности

к

творчеству),

мотивационный (творчество как ценность, готовность к творчеству, мотивы и

потребности) и когнитивный (знаний и умения, способы профессиональной

деятельности) компоненты [5]. Л.А. Даринская выделяет другие компоненты –

природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в

совокупности

представляющие

собой

знания,

умения,

способности

и

стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в

рамках общечеловеческих норм морали и нравственности [2].

Творческий

потенциал

педагога,

по

мнению

Т.А.

Ильяшенко,

представляет собой комплекс свойств и качеств, которые дают возможность для

самореализации

в

педагогической

деятельности.

Творческий

потенциал

включает

личностные

качества

и

способности,

профессиональные

компетенции, которые при определенных условиях дают возможность для

успешной

профессиональной

деятельности,

для

творчества

и

освоения

инноваций [3].

Таким образом, творческий потенциал является важнейшим компонентом

в структуре личности, который определяет совокупность творческих ресурсов

личности,

психических

возможностей,

резервов

для

реализации

в

профессиональной деятельности,

освоения инноваций, самоактуализации,

творческого развития.

Для раскрытия творческого потенциала необходимы определенные

условия, с учетом специфики деятельности личности. Рассмотрим условия

раскрытия творческого потенциала для педагогов. К ним можно отнести

следующие:

а) формирование

благоприятного

психологического

климата

в

педагогическом коллективе;

б) демократический

стиль

руководство

со

стороны

администрации

образовательной организации;

в) формирование

профессиональной

компетентности

педагога

через

использование инновационных форм методической работы.

Благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе

необходим для создания положительной обстановки и полноценного общения

между педагогами на основе сотрудничества, эффективного взаимодействия и

обмена опытом. В благоприятной психологической обстановке возможно

раскрытие потенциала педагогов, их внутренних резервов, открытости к

диалогу и положительным взаимоотношениям.

Климат в педагогическом коллективе во многом зависит от стиля

руководства

и

общения

со

стороны

администрации

образовательной

организации.

Управление

педагогическим

коллективом

требует

поиска

способов руководства, основанных на демократическом стиле общения,

создании творческой обстановки, ориентированности на высокие результаты

труда. Стиль руководства во много создает в коллективе атмосферу, которая

определяет тип поведения педагога и особенности их взаимоотношений.

Для раскрытия творческого потенциала педагогов больше всего подходит

демократический стиль руководства. Данный стиль характеризуется тем, что

решения вырабатываются в результате коллегиального обсуждения с коллегами

на основе учета их мнения. Педагоги имеют право высказаться, обсуждить,

выразить свою волю в ходе групповой дискуссии. В результате личностный

потенциал педагога раскрывается, он имеет возможность для свободного

самовыражения и творчества.

В

реальной

практике

руководства

проявляется

так

называемый

«смешанный стиль», который характеризуется сочетанием каких-либо стилей.

Переход

к

ситуативному

управлению

образовательной

организации

по

результатам означает грамотное использование всех стилей в зависимости от

конкретной ситуации, обстоятельств. Но при этом именно демократический

стиль наиболее эффективен с точки зрения раскрытия творческого потенциала

педагогов в профессиональной деятельности.

Творческий потенциал педагога включает в себя знания, умения и

способы профессиональной деятельности, то есть характеризует определенный

уровень

компетентности.

Для

повышения

уровня

профессиональной

компетентности, а также для раскрытия творческого потенциала необходима

эффективная методическая работа в образовательной организации. Формы

методической работы должны быть активными, основанными на общении и

взаимодействии педагогов. Это различные виды дискуссий, деловых и ролевых

игр, конкурсов, проектов, методических объединений, клубов, конференций,

тренинги и другие активные формы.

В образовательных организациях сложились такие традиционные формы

методической работы, как педагогический совет, семинар, консультации,

открытые просмотры и другие. Они имеют право на существование, но их

проведение должно быть основано на активных формах и методах, что

предполагает

дискуссионный

вариант

организации

обсуждения,

поиска

инновационных подходов в образовании, формирования готовности к изучению

и внедрению инноваций.

Таким образом, творческий потенциал в современных условиях развития

образования выступает как важный компонент в структуре личности педагога,

который

обеспечивает

успешность

профессиональной

деятельности.

Творческий потенциал включает в себя комплекс возможностей и резервов,

которые раскрываются при определенных условиях. Создание данных условий

во

многом

зависит

от

эффективности

управления,

от

того,

какой

психологический климат создан в коллективе, какие применяются способы

общения и руководства, формы методической работы для повышения

профессиональной компетентности педагога.

Библиографический список

1. Волков, Ю.Г.

Российское образование: креативный потенциал /

Ю.Г. Волков. – Ростов н/Д.: Антей, 2011. – 23 с.

2. Даринская,

Л.А.

Творческий

потенциал

учащихся:

методология,

теория, практика: монография / Л.А. Даринская. – СПб.: [б. и.], 2005. – 293 с.

3. Ильяшенко,

Т.А.

Педагогические

аспекты

развития

творческого

потенциала

школьника

в

гимназическом

образовательном

пространстве:

автореф. дисс. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Т.А. Ильяшенко. – Смоленск, 2008.

– 21 с.

4. Леонтьев, Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал /

Д.А. Леонтьев // Сибирский психологический журнал. – 2016. – № 62. – С. 18-

37.

5. Рындак, В.Г. Теоретические основы развития творческого потенциала

учителя (в процессе освоения педагогических инноваций) / В.Г. Рындак,

Л.В. Мещерякова. – М.: Педагогический вестник, 1998. – 116 с.



В раздел образования