Напоминание

"Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся"


Автор: Комиссарова Марина Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 11"
Населённый пункт: Городской округ Подольск Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся"
Раздел: среднее образование





Назад




Дидактическая игра как средство активизации

познавательной деятельности учащихся

Использование дидактических игр в обучении математике является важным средством

интенсификации учебной деятельности школьников. Игры могут широко применяться

как средство обучения, воспитания и развития школьника.

Для учителя всегда актуальными остаются вопросы: что нужно сделать, чтобы

школьники знали и любили его предмет? Как правильно активизировать познавательную

деятельность учащихся на уроке? Как помочь ученику учиться с интересом?

В связи с этим учителя – практики ведут поиски новых эффективных методов обучения.

Использование дидактических игр, в процессе обучения и воспитания – один из

признанных и современных методов обучения математике. Включение в учебный процесс

игровых моментов, делает обучение более интересным и занимательным, создает особое

рабочее настроение. Использование игровых технологий поддерживает и часто усиливает

интерес школьников к изучению математики, увеличивает долю самостоятельной работы

школьников в приобретении знаний.

Дидактическая игра

Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания.

Основная цель игры - поднять интерес учащихся к учёбе, и тем самым повысить

эффективность обучения. В процессе игры у детей вырабатывается привычка

сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к

знаниям, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь

разных наук. Для учителя урок-игра, с одной стороны- возможность лучше узнать и

понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутренние проблемы

(например, обучения), с другой стороны, это возможность для самореализации,

творческого подхода к работе, осуществления собственных идей. Важно помнить, что

игра влияет на развитие обеих частей мозга. Ибо за грамматику, логику, лексику, анализ и

математику отвечает левое полушарие, а за интуицию, методику, ритм, фантазии и

эмоции- правое. Таким образом, игра стимулирует лучшее запоминание и понимание

изучаемого материала, а также способствует повышению мотивации и позволяет

обучаемому комплексно использовать органы чувств при восприятии информации, а

также самостоятельно и неоднократно воспроизводить её в новых ситуациях.

Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, усматривает в

них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся,

продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования,

непосредственности, неподдельного интереса. Идея соревнования по балльной системе

заложена во многих играх, которые мы смотрим по телевизору с большим удовольствием.

Это и «Что? Где? Когда?», и «КВН», и «Счастливый случай», и «Своя игра» и т.д. На

основе этих телеигр разрабатываются уроки с использованием игровой технологии.

(Приложение1).

Интеллектуальная игра - эффективная форма проведения уроков математики, поскольку

наиболее прочны те знания, которые приобретались с заинтересованностью. Дети

вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в ее процессе им приходится

решать серьезные задания. Атмосфера такого урока позволяет школьнику проявить свои

способности в большей мере, чем на стандартном занятии. Включение в урок

дидактических игровых

моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое

рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная задача,

поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна.

В начале урока, на этапе актуализации знаний, часто использую приемы «Магический

квадрат», « Лови ошибку!» (ученики исправляют ошибку, намеренно сделанную

учителем), « Восстанови запись».

Лови ошибку !

8,96 < 8, 99

7, 6 > 6, 9

1, 3 < 1,09

13,897 > 13, 889

1 < 0, 99

Для устного счета использую игру «Лото».

В конверте учащимся предлагается набор карточек. Их на две больше, чем ответов на

большой карте, которая тоже вложена в конверт. Ученик достает из конверта карточку,

решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются

лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны

наложенных карточек составляют условный шрифт.

Пример карточек и большой карты.

На этапе постановки целей и задач урока применяю приемы «Арифметическая минутка»,

« Зашифрованная записка», «Анаграмма»

Расшифруйте тему урока, решив анаграмму.

ЛЕЖИЕСОН

БЫВЕНОКНЫХОН

БОЕЙДР

( Сложение обыкновенных дробей)

На этапе объяснения нового материала провожу игру - беседу. Диалог с учащимися

проводится в виде сказок или интересных историй. В математической сказке не дается

готовое знание, дети сами ищут ответы на некоторые вопросы, делают открытия, тем

самым лучше вникают в новый материал.

На этапе закрепления знаний с целью разнообразить многократное повторение

однотипных упражнений, применяю игровые приемы : «Восстанови цепочку»,

«Расшифруй слово», « Лестница».

При отработке навыков выполнения действий с десятичными дробями в 5 классе провожу

математическую эстафету «Заполни клетку» или «Тренажёр» Каждая команда (ряд)

получают листочки, текст которых приведен ниже. Учащиеся по очереди выполняют

действия. Ответ предыдущего действия ставится в

первую клетку следующего. Выигрывает та команда, которая первой скажет правильный

ответ в последней клетке.

Расположи ответы примеров в порядке

возрастания, и ты узнаешь название самой

длинной реки в Европе.

Л 5-4,573

В 3, 087-2,84

О 2, 174- 1,9

А 0,72+ 0,004

Г 1,5 -1,028

В 6 классе для отработки навыков построения точек на координатной плоскости по их

координатам использую «Конкурс художников».

Даны координаты точек (3;14); (4;15); (3;16); (2;15); (3;14); (0;7);(1;6); (-2;3); (-4;3); (-2;2);

(-1;1); (0;2); (1;1); (2;2); (3;2); (4;2); (5;1); (6;2); (3;5); (0;2); (0;0); (1;-1); (1;-3); (2;-4); (2;-7);

(0:7); (0;-8); (1;-9); (3;-7); (5;-9); (6;-8); (6;-7); (4;-7); (4;-4); (5;-3); (5;-1); (6;0); (6;2); (7;1);

(8;2); (10;3); (8;3);(5;6);(6;7);(3;14);

Глаза (1;8);(2;9);(3;8);(4;9);(5;8);

Рот (1;7); (2;6);(4;6);(5;7);(1;7). Что получилось?

Для определения координат точек на плоскости даю задание «Зашифруй рисунок»

Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней

обязательно для всех учащихся.

Игровые технологии, я считаю, являются одной из уникальных форм обучения, которая

позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творческо-

поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предмета математики.

Уроки с использованием игровых технологий:

- способствуют яркому эмоциональному восприятию учебного материала;

- развивают творческие способности школьников и учителя;

- воспитывают веру ученика в собственные силы;

- учат школьника радоваться общению с педагогом и товарищами;

- формируют внимание и стремление к самостоятельной деятельности;

- заставляют взрослого и детей импровизировать;

- активизируют самостоятельную деятельность учащихся;

- учат школьников отстаивать свою точку зрения;

- создают психологический комфорт в классе;

- вызывают интерес у всех школьников.

Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения

различного по характеру математического материала является эффективным средством

активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение

качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.

Список используемых источников

Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

[Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV

междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская

площадь, 2014. — С. 74-76.

Горностаев, П.В. Играть или учится на уроке/ Математика в школе, 1999.

Петрова, Е.С. Теория и методика обучения математике: Учебно-методическое

пособие для студентов математических специальностей/ Е.С. Петрова. – Саратов:

Издательство саратовского университета, 2004. (27)

Усова, А.П. Игровая деятельность и ее роль в обучении и воспитании детей

школьного возраста/А.П. Усова. – М., 2007.–192с.

Формирование интереса к учению у школьников/ под ред. А.К. Маркова. - М:

Просвещение, 1986. (36)



В раздел образования