Автор: Комиссарова Марина Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 11"
Населённый пункт: Городской округ Подольск Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся"
Раздел: среднее образование
Дидактическая игра как средство активизации
познавательной деятельности учащихся
Использование дидактических игр в обучении математике является важным средством
интенсификации учебной деятельности школьников. Игры могут широко применяться
как средство обучения, воспитания и развития школьника.
Для учителя всегда актуальными остаются вопросы: что нужно сделать, чтобы
школьники знали и любили его предмет? Как правильно активизировать познавательную
деятельность учащихся на уроке? Как помочь ученику учиться с интересом?
В связи с этим учителя – практики ведут поиски новых эффективных методов обучения.
Использование дидактических игр, в процессе обучения и воспитания – один из
признанных и современных методов обучения математике. Включение в учебный процесс
игровых моментов, делает обучение более интересным и занимательным, создает особое
рабочее настроение. Использование игровых технологий поддерживает и часто усиливает
интерес школьников к изучению математики, увеличивает долю самостоятельной работы
школьников в приобретении знаний.
Дидактическая игра
Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания.
Основная цель игры - поднять интерес учащихся к учёбе, и тем самым повысить
эффективность обучения. В процессе игры у детей вырабатывается привычка
сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к
знаниям, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь
разных наук. Для учителя урок-игра, с одной стороны- возможность лучше узнать и
понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутренние проблемы
(например, обучения), с другой стороны, это возможность для самореализации,
творческого подхода к работе, осуществления собственных идей. Важно помнить, что
игра влияет на развитие обеих частей мозга. Ибо за грамматику, логику, лексику, анализ и
математику отвечает левое полушарие, а за интуицию, методику, ритм, фантазии и
эмоции- правое. Таким образом, игра стимулирует лучшее запоминание и понимание
изучаемого материала, а также способствует повышению мотивации и позволяет
обучаемому комплексно использовать органы чувств при восприятии информации, а
также самостоятельно и неоднократно воспроизводить её в новых ситуациях.
Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, усматривает в
них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся,
продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования,
непосредственности, неподдельного интереса. Идея соревнования по балльной системе
заложена во многих играх, которые мы смотрим по телевизору с большим удовольствием.
Это и «Что? Где? Когда?», и «КВН», и «Счастливый случай», и «Своя игра» и т.д. На
основе этих телеигр разрабатываются уроки с использованием игровой технологии.
(Приложение1).
Интеллектуальная игра - эффективная форма проведения уроков математики, поскольку
наиболее прочны те знания, которые приобретались с заинтересованностью. Дети
вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в ее процессе им приходится
решать серьезные задания. Атмосфера такого урока позволяет школьнику проявить свои
способности в большей мере, чем на стандартном занятии. Включение в урок
дидактических игровых
моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое
рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная задача,
поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна.
В начале урока, на этапе актуализации знаний, часто использую приемы «Магический
квадрат», « Лови ошибку!» (ученики исправляют ошибку, намеренно сделанную
учителем), « Восстанови запись».
Лови ошибку !
8,96 < 8, 99
7, 6 > 6, 9
1, 3 < 1,09
13,897 > 13, 889
1 < 0, 99
Для устного счета использую игру «Лото».
В конверте учащимся предлагается набор карточек. Их на две больше, чем ответов на
большой карте, которая тоже вложена в конверт. Ученик достает из конверта карточку,
решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются
лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны
наложенных карточек составляют условный шрифт.
Пример карточек и большой карты.
На этапе постановки целей и задач урока применяю приемы «Арифметическая минутка»,
« Зашифрованная записка», «Анаграмма»
Расшифруйте тему урока, решив анаграмму.
ЛЕЖИЕСОН
БЫВЕНОКНЫХОН
БОЕЙДР
( Сложение обыкновенных дробей)
На этапе объяснения нового материала провожу игру - беседу. Диалог с учащимися
проводится в виде сказок или интересных историй. В математической сказке не дается
готовое знание, дети сами ищут ответы на некоторые вопросы, делают открытия, тем
самым лучше вникают в новый материал.
На этапе закрепления знаний с целью разнообразить многократное повторение
однотипных упражнений, применяю игровые приемы : «Восстанови цепочку»,
«Расшифруй слово», « Лестница».
При отработке навыков выполнения действий с десятичными дробями в 5 классе провожу
математическую эстафету «Заполни клетку» или «Тренажёр» Каждая команда (ряд)
получают листочки, текст которых приведен ниже. Учащиеся по очереди выполняют
действия. Ответ предыдущего действия ставится в
первую клетку следующего. Выигрывает та команда, которая первой скажет правильный
ответ в последней клетке.
Расположи ответы примеров в порядке
возрастания, и ты узнаешь название самой
длинной реки в Европе.
Л 5-4,573
В 3, 087-2,84
О 2, 174- 1,9
А 0,72+ 0,004
Г 1,5 -1,028
В 6 классе для отработки навыков построения точек на координатной плоскости по их
координатам использую «Конкурс художников».
Даны координаты точек (3;14); (4;15); (3;16); (2;15); (3;14); (0;7);(1;6); (-2;3); (-4;3); (-2;2);
(-1;1); (0;2); (1;1); (2;2); (3;2); (4;2); (5;1); (6;2); (3;5); (0;2); (0;0); (1;-1); (1;-3); (2;-4); (2;-7);
(0:7); (0;-8); (1;-9); (3;-7); (5;-9); (6;-8); (6;-7); (4;-7); (4;-4); (5;-3); (5;-1); (6;0); (6;2); (7;1);
(8;2); (10;3); (8;3);(5;6);(6;7);(3;14);
Глаза (1;8);(2;9);(3;8);(4;9);(5;8);
Рот (1;7); (2;6);(4;6);(5;7);(1;7). Что получилось?
Для определения координат точек на плоскости даю задание «Зашифруй рисунок»
Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней
обязательно для всех учащихся.
Игровые технологии, я считаю, являются одной из уникальных форм обучения, которая
позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творческо-
поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предмета математики.
Уроки с использованием игровых технологий:
- способствуют яркому эмоциональному восприятию учебного материала;
- развивают творческие способности школьников и учителя;
- воспитывают веру ученика в собственные силы;
- учат школьника радоваться общению с педагогом и товарищами;
- формируют внимание и стремление к самостоятельной деятельности;
- заставляют взрослого и детей импровизировать;
- активизируют самостоятельную деятельность учащихся;
- учат школьников отстаивать свою точку зрения;
- создают психологический комфорт в классе;
- вызывают интерес у всех школьников.
Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения
различного по характеру математического материала является эффективным средством
активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение
качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.
Список используемых источников
Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения
[Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV
междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская
площадь, 2014. — С. 74-76.
Горностаев, П.В. Играть или учится на уроке/ Математика в школе, 1999.
Петрова, Е.С. Теория и методика обучения математике: Учебно-методическое
пособие для студентов математических специальностей/ Е.С. Петрова. – Саратов:
Издательство саратовского университета, 2004. (27)
Усова, А.П. Игровая деятельность и ее роль в обучении и воспитании детей
школьного возраста/А.П. Усова. – М., 2007.–192с.
Формирование интереса к учению у школьников/ под ред. А.К. Маркова. - М:
Просвещение, 1986. (36)