Автор: Зачиняева Надежда Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №3 им. Н.Островского
Населённый пункт: г. Черемхово Иркутской области
Наименование материала: Технологическая карта урока математики в 1 классе с использованием историзма
Тема: Cантиметр - единица измерения длины
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока математики
Класс: 1
Учитель: Зачиняева Надежда Васильевна
Тема: Сантиметр - единица измерения длины.
Цель: Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с единицей измерения длины – сантиметром.
Способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных
жизненных условиях.
Задачи:
Образовательные:
Учить измерять длину разными способами. Ввести понятие «сантиметр».
Включение элементов историзма для более успешного усвоения материала.
Развивающие: Способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в
реальных жизненных условиях сведений. Развивать познавательные УУД, умение анализировать, обобщать, делать
выводы..
Воспитательные:
Воспитание интереса к истории.
Методы и формы обучения:
словесные, наглядные, частично –поисковые, индивидуальная, парная и групповая .
Оборудование: раздаточный материал: полоски бумаги, ленты, кружочки разного цвета.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организационный
момент
1.Организационный
момент
2.Актуализация
знаний. Устный счёт.
3.Работа по теме
урока. Открытие
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас-
Математика сейчас.
Ждёт нас сегодня работа важная
Что не знаем, будем повторять,
Что забыли, будем вспоминать.
В математике любая работа
Не обходится без устного счёта.
- Давайте посмотрим на солнышко.
- Почему оно не улыбается?
- Чего не хватает?
-А вот и лучики. На них записаны примеры. Если
решим верно, лучик возвращается к солнышку.
-Молодцы.
-А теперь заселяем числовые домики. Вспомним и
закрепим состав чисел.
-Молодцы.
В дверь стучится почтальон и передаёт письмо
учителю.
-Нет лучиков.
Решают пример,
прикрепляют луч к
солнышку.
Вставляют пропущенные
числа.
Личностные:
настраиваются на
урок, проявляют
желание повторить,
закрепить изученное.
Коммуникативные:
слушать и понимать
речь других;
- уметь с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.
Познавательные:
новых знаний.
Создание проблемной
ситуации
Из истории мер
длины
«Здравствуйте, дорогие ребята! Помогите,
пожалуйста, измерить Удава. Заранее благодарны.
Ваши друзья».
-Ребята, вы узнали, кто авторы этого письма?
Герои сказки воспользовались советом слонёнка
«Если что-то не знаешь, надо спросить у других» и
написали вам письмо.
-Вспомните, с какой проблемой столкнулись герои
сказки, измеряя удава?
-Можете ли вы сейчас сразу дать ответ?
-А вот что необходимо знать и уметь, чтобы точно
измерить длину, мы и узнаем сегодня.
-На партах у вас лежат полоски: 1 ряд - красные, 2
ряд - синие, 3 ряд - зелёные. Работать будем в
парах под девизом: «В одиночку не одолеешь и
кочку». Ваша задача – измерить стороны ваших
учебников.
-Какую длину получили 1, 2, 3 ряд?
-Разве учебники разные?
-Давайте сравним мерки.
-Почему длина удава получилась разной?
-Ребята, оказывается, не только мы решаем эту
проблему сейчас. В старину, много-много лет тому
назад люди искали тоже различные меры
измерения. В старину меры длины были основаны
на размерах разных частей тела человека. Вот
некоторые из них.
Пядь – расстояние между концами вытянутых
-Удав, мартышка,
попугай, слонёнок.
-Получилась разная
длина.
-Нет. Мы не знаем сами.
Измеряют.
Называют длины
-Нет.
-Мерки разные.
-Измеряли разными
мерками.
Слушают рассказ.
Смотрят презенацию.
ориентироваться в
своей системе знаний
(определять границы
знания/незнания)
- уметь сравнивать,
объясняя выбор
критерия для
сравнения.
Коммуникативные:
слушать и понимать
речь других;
- умение с
достаточной полнотой
и точностью выражать
свои мысли.
Познавательные:
проявлять интерес к
большого и указательного пальцев.
-Локоть – расстояние от локтевого сгиба до конца
вытянутого среднего пальца.
-Дюйм –мера, равная длине верхней фаланги
большого пальца.
Вершок – длина указательного пальца.
-Как вы думаете, эти мерки точные?
-Как вы думаете с помощью чего можно точно
Показывают.
Демонстрируют.
истории.
Постановка темы и
измерить длину?
-Почему же тогда люди не использовали линейку?
-Да, их не было.
Линейки с делением на сантиметры и миллиметры
появились 200 лет назад в Париже. В Россию
линейка попала в 1812 году в качестве военного
трофея во время войны с Наполеоном. В России
начали производство линеек 120 лет тому назад по
инициативе великого русского учёного Д. И.
Менделеева.
-А сейчас возьмите линейку и рассмотрите её. Вы
видите знакомый вам числовой ряд и деления-
чёрточки. Расстояние от одного числа до другого
равно 1 сантиметру.
-Кто знает, как измеряется длина отрезка?
-Какие есть инструменты для измерения длины?
-Выберите инструменты, которыми можно
измерить длину. (треугольник, линейка, рулетка,
метр, термометр).
-Да, линейка, рулетка, складной метр - это нужные
нам инструменты. Чтобы точно измерить длину,
нужно выбрать единую мерку для измерения. Для
этого и существуют во всём мире единые меры
длины. И одна из них – это сантиметр.
Сокращённо 1 см.
-Так какова же тема сегодняшнего урока?
-Какие задачи поставим на урок?
-Не было линеек.
Рассматривают линейки.
Ответы.
-Линейка, метр, рулетка
задач урока
Физкультурная
минутка
Работа с учебником
стр.66
Музыкальная
-Откройте учебник на странице 66.
- Найдите и прочитайте тему урока для себя,
вслух.
-Рассмотрите рисунок вверху.
-Какой отрезок самый длинный? (короткий,
равные по длине)?
-Как определили?
-Скольким клеточкам равен 1см?
-Рассмотрите красный и зелёный отрезки.
-Какие числа нужно вписать в пустые окошечки?
Как догадались?
- Прочитайте задание в учебнике на странице 66
(слева), авторы учебника предлагают вам еще один
способ сравнения.
Как легче сравнить предметы по длине?
- Сравнить предметы по длине легче, если они
нарисованы на клетчатой бумаге. Почему?
- Что вы видите на рисунках (гвоздь и шуруп)?
- Где вы видели гвоздь и шуруп?
Посмотрите на рисунок и выполните сравнение.
- Сколько клеточек по длине занимает гвоздь? (9)
- Сколько клеточек по длине занимает шуруп? (8)
- Какую мерку вы использовали, чтобы измерить
гвоздь и шуруп?
- Полученные числа – это результат измерения
предметов с помощью клеточки-меры.
-Сантиметр.
-Научиться измерять
длину предметов,
отрезков.
Выполняют движения.
Читают.
Ответы учащихся.
Личностные:
-формирование
навыков здорового
образа жизни через
включение в
досуговую
деятельность.
Познавательные:
ориентироваться в
учебнике;
-ориентироваться
в
своей системе знаний
(определять
границы
знания/незнания)
- овладевать умением
поиска и выделения
необходимой
информации;
- уметь сравнивать,
объясняя выбор
критерия для
сравнения.
Регулятивные:
-выдвигать свои
гипотезы на основе
учебного материала;
- отличать верно
выполненное задание
от неверного;
4.Первичное
закрепление
изученного
- Давайте еще раз вспомним, как можно
сравнивать предметы по длине?
1) на глаз
2) приложением
3) с помощью мерки - палочки
4)с помощью клеточки-мерки
-А теперь посмотрите, как измерить длину отрезка
с помощью линейки. Кто расскажет?
-Чему равна длина синего отрезка, (карандаша)?
- Продолжаем нашу работу под девизом
«Семь раз отмерь, один раз отрежь».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Наши знания необходимо применить на
практике.
1)Задание:
- У каждого на парте лежит лента. От нее надо
отрезать
часть длиной 7 см. Не торопитесь,
вспомните наш девиз.
Покажи соседу по парте, где нужно сделать разрез.
- Сравните свой результат с результатом соседа по
парте.
-Что можете сказать?
-Почему части равны?
2) Задание:
-Измерьте ширину учебника. Чему она равна?
-Почему сейчас у всех одинаково?
3)Задание
Рассказывают
Выполняют работу.
Сравнивают.
- осуществлять
самоконтроль.
Познавательные:
-осуществлять анализ
учебного материала;
Коммуникативные:
-слушать и понимать
речь других; умение с
достаточной полнотой
и точностью выражать
свои мысли;
-сотрудничать с
товарищами при
выполнении заданий в
паре.
5.Итог урока
6.Рефлексия
Начертить отрезок длиной 6 см.
-Молодцы.
-Подведём итог нашей работы.
-Какую задачу ставили на урок?
-Удалось ли нам её решить?
-Можем ли мы помочь нашим друзьям из
мультфильма ?
- Как?
-Оцените свою работу на уроке.
зелёный кружок - было легко и интересно, жёлтый
- было трудно, но интересно. Красный - было
трудно и не интересно.
Измеряют. 20 см
-Использовали
одинаковую единицу
измерения – см.
Отвечают на вопросы.
Высказывают, как помочь
друзьям.
Оценивают свою работу.
Регулятивные:
- осуществлять
самоконтроль;
-совместно с учителем
и
одноклассниками
давать
оценку
деятельности
на
уроке;
-выделять
и
осознавать то, что уже
усвоено;