Автор: Султанова Айгуль Шагитовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 9
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: Применение современных инновационных технологий на уроках иностранного языка.
Раздел: среднее образование
Применение современных инновационных технологий на уроках иностранного языка.
В статье рассматривается современные инновационные технологии такие, как обучение в
сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий,
Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в
обучении иностранного языка. На уроках английского языка с помощью инновационных
технологий можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения
чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной
речи учащихся; пополнять словарный запас учащихся; формировать у обучающихся
мотивацию к изучению английского языка. для расширения кругозора обучающихся,
налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в
англоязычных странах. Ключевые слова Современные инновационные технология,
технические средства, сотрудничество, проектная деятельность, интернет ресурсы,
мультимедейные средства, компьютерная технология. Применение современных
инновационных технологий на уроках английского языка. В последние годы все чаще
поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в
образовательных учреждениях. Это не только новые технические средства, но и новые
формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью
обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной
культуры учащихся, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача
педагога состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для
каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому
обучающимся проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя -
активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения
иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в
сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий,
Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в
обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом
способностей детей, их уровня обученности. Формы работы с компьютерными
обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики;
отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение
письму; отработку грамматических явлений. Возможности использования Интернет-
ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой
необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного
шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов
и т. д. На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд
дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы
глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи учащихся; пополнять
словарный запас учащихся; формировать у обучающихся мотивацию к изучению
английского языка. для расширения кругозора обучающихся, налаживать и поддерживать
деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах. Учащиеся
могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах,
проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран,
участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по
проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Содержательная
основа массовой компьютеризации связана с тем, что современный компьютер
представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда,
вообще, в любом его проявлении. Есть одна особенность компьютера, которая
раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как
помощника в приобретении знаний. Основная цель изучения иностранного языка в
учебных заведениях - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели
(воспитательная, образовательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления
этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и
формированию способности к межкультурному взаимодействию, что является основой
функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла - это
международное многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность
основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих
одновременно - самый гигантский по размерам и количеству участников разговор,
который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы
создаем модель реального общения. В настоящее время приоритет отдается
коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в
культурном контексте, автономности и гуманизации обучения. Данные принципы делают
возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной
способности. Конечной целью обучения иностранным языкам является научение
свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в
различных ситуациях, т.е. общению. Сегодня новые методики с использованием Интернет
- ресурсов противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам . Чтобы
научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные
ситуации ( т.е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут
стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Эту ошибку
пытаются исправить новые технологии, в частности Интернет. Коммуникативный подход
- стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и
языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов
действий с ним. Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше
мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении
иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. Одним из
основных требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием
Интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в
методике интерактивностью. Интерактивность - это "объединение, координация и
взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами".
Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков
разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную
заинтересованность и, следовательно, эффективность. Интерактивность не просто создает
реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них
посредством иностранного языка. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-
ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества,
познавательной деятельности, самостоятельности. Проектная форма работы является
одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные
знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком,
получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и
слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной
литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого
контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника
на уроке в классе. К современным технологиям относится и технология сотрудничества.
Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности
учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им
даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не
только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые
учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся
стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь
класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.
Таким образом, внедрение информационных технологий в обучение английского языка
значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации. Благодаря
компьютеру, Интернету и мультимедийным средствам учащимся предоставляется
уникальная возможность овладения большим объемом информации с ее последующим
анализом и сортировкой. Значительно расширяется и мотивационная основа учебной
деятельности. В условиях использования мультимедиа учащиеся получают информацию
из газет, телевидения, сами