Автор: Колпакова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 100"
Населённый пункт: г. Дзержинск, Нижегородская одласть
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Сенсорное воспитание детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
ИТОГОВАЯ РАБОТА
на тему: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»
по курсу: «Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка
раннего возраста в условиях ДОО и семьи»
Выполнила: Колпакова
Светлана Александровна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 100»
г. Дзержинск
2020 г.
Актуальность.
Сенсорное
воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование
его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и
явлений окружающего мира начинается познания.
Сенсорное
развитие является условием успешного овладения любой
практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем
уровне сенсорного
развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.
Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и
психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у
ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений.
Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера.
Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства,
зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования
деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в том, что
познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания, с
ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности
при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в
целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на
органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает
необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных
познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Развита
сенсорика
–
основа
для
совершенствования
практической
деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев,
«самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на
мыслящего, но и на ощущающего человека».
Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли
многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все
больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Несмотря на
это, наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли
такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А.
Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие. Однако и на сегодняшний
день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей
раннего возраста.
Объект исследования – сенсорное развитие детей раннего возраста.
Предмет
исследования – процесс формирования сенсорно-перцептивной
деятельности ребенка.
Цель исследования – выявить особенности сенсорного развития у детей
раннего возраста.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую
литературу по проблеме исследования;
- определить содержание и средства сенсорного воспитания детей раннего
возраста;
- провести диагностику сенсорного развития детей раннего возраста и дать
соответствующие методические рекомендации.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Психолого-педагогические аспекты сенсорного воспитания
Сенсорное развитие (от лат.
sensus – чувство, ощущение) предполагает
формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах,
объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к
функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия
окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется
только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно
формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках
и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве
и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для
развития умственной деятельности.
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования
психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности
дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового,
тактильного,
кинетического,
кинестетического
и других
видов
ощущений
и восприятий.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным
к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится
благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего
воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни
имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами
предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл
ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
1
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема
занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной
педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева др.)
были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению
1
детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем
перечисленных авторов с позиций принципов советской теории сенсорного воспитания
позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов
ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших
психолого-педагогических исследований.
Дети, обладающие сенсорной культурой становятся способны различать
широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные упражнения дают
ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру форме,
окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму,
звучанию.
Нормальное развитие ребенка в первые годы его жизни, расширение горизонта
его ума должно совершатся на основании: «…..стройного и равномерного расширения
горизонта его ума, его представлений….». По мнению Тихеевой свобода и ограничение
почти синонимы. Всякий индивидуум должен быть ограничен, уметь обуздать свои
мимолетные прихоти, капризы, колебания воли и вкусов. Без этого он истинной
свободы не достигнет: «Ребенку надо предоставлять свободу выбора, чем ему
заниматься, к чему его влечет. Он должен, то, что начал, довести до конца. Такого рода
отношения надо воспитывать систематически. Ребенок должен уметь подчинятся,
подавлять свои низшие импульсы и желания, подчинять свои личные интересы,
интересам общественным, законам и
предписаниям справедливости и здравого
смысла, отмечает педагог.
Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научится правильно называть то
или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги).
Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и,
главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств
самых различных предметов в самых разных ситуациях. Т.е., усвоение сенсорных
эталонов – это использование их в качестве « единиц измерения» при оценке свойств
веществ. Именно с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает
ознакомление их
с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их
использования путем обучения продуктивным видам деятельности (рисование, лепка,
аппликации, конструированию), как на занятиях, так и в повседневной жизни. Каждый
вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию
и способствует его развитию.
Содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста
Сенсорное воспитание ребенка первых трех лет жизни имеет своей целью
обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование
восприятия предметов - чувственного познания отдельных свойств (формы,
величины, положения в пространстве, звучали и т.д.) как признаков предметов,
определяющих
возможность
и
характер
выполнения
с
этими
предметами
элементарных действий - хватания и манипулирования.
2
Основным условием правильного воспитание ребенка раннего возраста
является
обеспечение
достаточного
разнообразия
внешних
воздействий,
организация зрительного и слухового мира, в котором существует младенец (Л.А.
Венгер, Ш.А. Абдуллаева, Э.Г. Пилюгига, Н.П. Сакулина и др.). Для выполнения
этого условия необходимо: соответствующее оборудование помещения и особенно
окружающего ребенка пространства, постоянное общение взрослого с ребенком,
систематическое проведение специальных занятий.
Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде
всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения
предметов
по
их
внешним
признакам:
величине,
форме,
положению
в
пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается
путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют
эталонными представлениями). Исследования методистов выявили наиболее
оптимальный
путь
овладения
правильным
выполнением
действий
-
от
практических проб к выполнению действий при помощи зрительного соотнесения.
Специально
организованные
занятия
с
дидактическим
материалом,
дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом
являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-
третьего года жизни (С.Л. Новоселова, Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина и др.). Кроме
того, развитие восприятия пронизывает все стороны детской деятельности:
2
развитие движений, игровую деятельность, речевое общение, музыкальное
воспитание, изобразительную деятельность и служит важнейшей предпосылкой
для их дальнейшего развития.
При определении содержания сенсорного воспитания исходят из развитых
форм общественно полезной деятельности взрослых. При этом необходимо
определить, какую роль играют в них процессы восприятия; какие стороны
действительности с их помощью воспринимаются; какими способами эти процессы
осуществляются и т.д.
Установив совокупное сенсорных знаний и умений, которыми ребенок
должен овладеть, выясняют какие из них могут быть усвоены в данном возрасте и
при каких условиях, то есть при каких педагогических воздействиях и при какой
организации детской деятельности.
Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах
педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных
способностей как действенной основы общего развития ребенка. Для детей 3-7 лет
такой
наиболее
эффективной
формой
организации
сенсорного
воспитания
являются формирование сенсорных процессов ребенка в системе продуктивной
деятельности на занятиях рисованием, лепкой, конструированием.
3
Также был выявлен тот факт, что уровень ориентирования детей на внешние
свойства объектов зависит от характера деятельности, в которую оказывается
включенным объект в момент обследования, а не от объективных особенностей
объекта. Кроме того, ориентировочно-исследовательская деятельность детей
разного возраста изменяется в зависимости от соответствия применяемых способов
оперирования особенностям взятых для анализа предметов и от степени
совершенства применяемого способа оперирования (В.П.Зинченко).
Исходя из этого, определена основная задача сенсорного воспитания детей
дошкольного возраста – формирование у детей таких умений воспринимать и
представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию
процессов рисования, конструирования, звукового анализа слова, труда в природе
и т.д.
3
Современные программно-методические руководства уделяют значительное
внимание
проблеме
сенсорного
воспитания.
Для
детей
раннего
возраста
предусмотрены специально организованные занятия по сенсорному воспитанию.
Первоначально эта работа предполагает накопление сенсорных представлений и
предусматривает создание окружающей ребенка среды (речевые и неречевые
звуки, разнообразные и в достаточном количестве зрительные впечатления) и
специальные занятия по сенсорному воспитанию (на первом году жизни). В
дальнейшем проводят занятия, в которых используют дидактические игры и
упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки,
цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.). Дальнейшее сенсорное
развитие
осуществляется
в
процессе
обучения
рисованию,
элементарному
конструированию, в процессе повседневной жизни.
В настоящее время в области психологии детского восприятия существует
мнение, что среди многочисленных задач сенсорного воспитания важнейшими
являются:
-
создание
условий,
способствующих
развитию
у
детей
широкой
ориентировки в окружающем их предметном мире;
- формированию обобщенных способов обследования предметов, их свойств
и отношений; усвоению необходимой сенсорной базы;
- своевременное и правильное соединение опыта со словом;
- формирование плана представлений (Гаврилушкина О.П., Катаева А.А.,
Соколова Н.Д., Стребелева Е.А. и др.)
Сенсорное воспитание осуществляется в ходе формирования основных видов
детской деятельности, которые свойственны детям как с нормальным, так и с
аномальным
развитием
–
предметной,
игровой,
изобразительной
(О.П.
Гаврилушкина, А.А.Катаева, Е.А. Стребелева и др.).
В ходе специально организованных занятий проходит обучение детей
раннего возраста выделению свойств и отношений предметов на основе усвоения
ими перцептивных действий и сенсорных эталонов. Так, в ходе обучения
конструктивной
деятельности
детей
раннего
возраста
О.П.
Гаврилушкина
выдвигает задачу овладения способами и действиями восприятия.
Программой воспитания и обучения детей раннего возраста предусмотрены
специальные упражнения, направленные на формирование умения различать,
сопоставлять, выделять, группировать предметы и элементов строительных
наборов по форме, величине, расположению
4
. Особое внимание рекомендуется
уделить обучению обследовать предмет, анализировать его, предвидеть будущий
результат действия с ним. Эти умения являются необходимым условием
формирования ориентировочной фазы деятельности и во многом определяют
успешность выполнения поставленной задачи.
В процессе формирования изобразительной деятельности детей раннего
возраста в подготовительном периоде обучения предлагается использовать
специальные
дидактические
игры,
направленные
на
упражнение
детей
в
восприятии различных свойств предметов, а также игры по развитию зрительно-
двигательной координации. В процессе проведения занятий по предметному
рисованию и лепке с натуры детей учат специальному рассматриванию,
наблюдению, в ходе которого происходит восприятие свойств предмета. Особое
место в работе занимает обучение обследованию, включающее в себя: целостное
восприятие предмета; выделение основных частей; анализ формы, цвета, рас-
положения и относительной величины частей; повторное целостное восприятие
предмета. Правильность восприятия формы предмета обеспечивается проведением
индивидуальной работы по формированию моделирующих движений (обводка
предметов по контуру перед рисованием, ощупывание перед лепкой) на занятиях
учителя-дефектолога (О.П. Гаврилушкина).
В качестве важного условия развития сенсорной сферы выдвигается не-
обходимость
использования
всех
доступных
ребенку
способов
передачи
сенсорного опыта, подбор программных задач в соответствии с требованиями
сенсорного развития, вне зависимости от уровня речевого развития ребенка;
повседневное оформление и закрепление собственного речевого опыта ребенка в
слове, создание образов представлений, которые могут быть актуализированы по
слову. В систему сенсорного воспитания должна включаться специальная работа
по овладению всеми способами усвоения сенсорного опыта – пониманием
4
жестовой инструкции, подражанием, анализом образца, самостоятельным анализом
задачи, действие по словесной инструкции или по словесному описанию.
Анализ сложившейся практики показывает, что внедрение системы сен-
сорного воспитания в практику работы специальных детских дошкольных
учреждений позволило педагогам организовать систематическое целенаправленное
воздействие на развитие сенсорной сферы детей, а в конечном счете сделать более
эффективным обучение рисованию, конструированию и другим видам детской
деятельности.
Обобщение опыта практической работы в этой области привело к созданию
ряда программ сенсорного развития.
Представляет интерес система дидактических и обучающих игр, пред-
ложенная М.Б. Медведевой и Т.П. Бабич. Данная система ставит своей целью
развить «целенаправленное восприятие цвета, формы и величины, предметные
представления, ориентировку в пространстве, зрительное внимание, аналитико-
синтетическую деятельность...» и представляет собой достаточно четкую и
обоснованную последовательность работы. Так, формирование представлений о
величине
предметов
авторы
предлагают
проводить
следующим
образом:
соотнесение предметов по величине, по общему объему (матрешки, пирамидки);
словесное обозначение предметов по величине: покажи длинную, короткую
дорожку; раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания;
локализация величины; развитие глазомера; чувство ритма; игры и упражнения на
развитие зрительного внимания.
По мнению исследователей, одним из важнейших подходов к определению
социально-трудового
прогноза
является
способность
к
пространственной,
временной и сенсорной ориентировке (Н.Ф. Дементьева, Н.М. Доценко, Э.В.
Устинова). Вследствие этого во все существующие программы и методические
рекомендации, касающихся работы с детьми включены задачи развития сенсорно-
перцептивной сферы. Рекомендовано проводить работу по сенсорному воспитанию
в процессе развития предметно-практической (Г.В. Цикото), изобразительной (А.А.
Еремина), игровой (А.Р. Маллер) и элементарной трудовой деятельности.
Основной
формой
работы
в
этом
направлении
является
упражнение
и
дидактическая игра.
Анализ
психолого-педагогической
литературы
по
проблеме
сенсорно-
перцептивного развития и сенсорного воспитания детей раннего возраста
показывает, что в настоящее время восприятие рассматривается как особая
деятельность, имеющая в структуре мотивационно-личностный и операционально-
технический компонент.
У
детей
раннего
и
дошкольного
возраста
имеются
органические
предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических
особенностей анализаторных систем. Однако установлено, что этих предпосылок
недостаточно
для
самостоятельного
первоначального
освоения
ребенком
человеческого опыта.
Развитие восприятия осуществляется в процессе сенсорного воспитания по-
нимаемого в широком педагогическом смысле - как целенаправленного процесса,
который осуществляется под руководством педагога и включает в себя все виды
учебных занятий и специально проводимой воспитательной работы
Средства сенсорного воспитания детей
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает
перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и
использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания.
Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении
ребенка сенсорной культурой.
Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры,
созданной человечеством.
В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре
выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств
предметов.
Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их
оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы
выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система мер.
Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц
измерения» при оценке свойств веществ.
Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для
формирования
зрительных
представлений
о
предметах
и
явлениях
действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать
сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.
1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает
называть треугольные формы крышами; про круглые формы говорит, что они
похожи на мячик. То есть, при восприятии одного предмета другой используется
как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети
вынуждены учитывать их внешние свойства.
В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с
общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о
свойствах предметов. Однако проводимая работа готовит почву для последующего
усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем,
уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и
группировку свойств, что требует знакомства с цветом, формой, величиной,
охватывающего, по возможности, все основные варианты. Поскольку эта система
включает прежде всего основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый,
зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний,
маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую
очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без
обобщающего значения.
2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а
некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название.
Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на
материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся
с эталонами формы и т.д.
Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный
характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он
приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз
большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения
могут быть зафиксированы только в словесной форме.
3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети
начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить
последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия
происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по
соотношению сторон, - «короткими» и «длинными». От глобальной оценки
величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее
параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд.
Соответственно усложняются дидактические игры.
5
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-
упорядочивает
хаотичные
представления
ребенка,
полученные
при
взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-
познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов
памяти.
В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего
дошкольного возраста используются такие, как дидактическая игра и упражнения,
изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и
др.
Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются
дидактические игры и упражнения, которые в дошкольной педагогике с давних пор
5
считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами,
величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками.
Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить
всех задач сенсорного воспитания.
Важная роль по прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но
проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной
связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.
Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к
обучению на занятиях по
ознакомление с обобщенными представлениями, с
общественно-установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры,
цвета солнечного спектра.
Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной
стороны
они
учитывают
возрастные,
нравственные
мотивы
деятельности
играющее, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора,
самовыражение.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В
раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно,
чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо
знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с
геометрическими формами – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник,
шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые – определять цвет,
размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного
обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова – названия
величин и форм. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные
этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических
фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно
с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование
предметов:
их
группировке
по
цвету,
форме
вокруг
образцов-эталонов,
выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает
необходимость развивать у детей аналитическое восприятие-умение разбираться в
сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. В
старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет
фонематический слух - точнее различение речевых звуков - различение восприятия
начертания
букв.
Низкий
уровень
сенсорного
развития
сильно
снижает
возможность успешного обучения ребенка в школе.
Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в
дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила
дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для
умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и
обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры
способствуют
развитию
познавательной
деятельности,
интеллектуальных
операций.
В
дидактических
играх
и
упражнениях
надо
предоставлять
детям
возможность.
1.Повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в
их узнавании и различии.
2. Оформлять чувствительное впечатление, уточнять названия предметов и
их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по
внешнему виду предмета, но и по словесному описанию.
3. Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим
свойствам.
4. Соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися
мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).
Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе,
через
её
правила
и
действия
у
детей
формируется
корректность,
доброжелательность, выдержка.
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение
в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Само
развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.
Актуальность личного вклада педагога
в развитие образования
Дидактическая игра помогает детям овладевать новыми знаниями, умениями, у
них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением, дети легче
запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают,
различают, сопоставляют, обобщают.
Отсутствие у детей опыта игр с дидактическим материалом, приведет к неумению
играть, познавать окружающий мир, действовать с предметами.
Результатом освоения детьми дидактических игр зависит от умения взрослого
организовать игру, поставить задачу, учитывая возрастные и индивидуальные
особенности детей, учить не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до
завершения, стремиться к получению положительного результата и попутно
знакомить ребенка с сенсорными представлениями ( различие формы, величина
предмета, цвет).
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в
развитие образования
•
Федеральный государственный
образовательный стандарт
дошкольного образования
•
Основная образовательная
программа дошкольного
образования
«От рождения
до школы»
Под
ред.
Н.
Е.
Вераксы Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой.
Л.В. Новосёловой
«Дидактические игры и занятия с
детьми раннего возраста». М.:
Просвещение, 1985
•
М.А. Аралова «Игры с детьми
раннего возраста» Методические
рекомендации. М.: ТЦ
Сфера,2011
Конкретное
содержание
образовательных
областей
может реализовываться в
различных видах деятельности.
Сенсорное развитие.
Задача:
Продолжение работы
по обогащению
непосредственного чувственного
опыта детей в разных видах
деятельности.
Дидактическая игра
Задача:
Создать условия для
формирования у
детей
чувственного
опыта
в
процессе игр-занятий
с дидактическим материалом
и игрушками.
Цель и задачи педагогической деятельности
Цель: Сформировать у детей раннего возраста первичные представления
о свойствах и отношениях объектов окружающего мира посредством
дидактической игры
Задачи:
О
б
огатить ч
у
в
с
тв
е
нный опыт детей средствами познавательной деятельности,
упражнять в обследовании предметов.
Организовать в группе пространство для игр с дидактическим материалом
и
игрушками, обеспечивающими развити
е
во
с
при
я
ти
я
цв
е
та,
величины, формы.
Проанализировать
д
инами
ку
достижений воспитанников, оценить степень
результативности
методов
активизации
чувственного
опыта
детей
в
познавательной
дея
т
е
льно
с
ти.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие
образования
1.Перспективное
планирование
и внедрение
системы дидактических игр:
•
В совместной деятельности с детьми в первую
и
вторую половину дня.
•
Планирование
условий
для
самостоятельных действий детей.
2.
Организация в группе пространства
для
дидактических игр
и
игрушек,
обеспечивающее развитие восприятия
цвета, величины, формы.
3.
Оптимизация
методов
руководства:
•
Постепенное усложнение
дидактических игр
•Внесение
разнообразия
в уже
знакомые игры
за счет
использования
двух и трех
сенсорных признаков предмета
•
Разработка картотеки
дидактических игр
4.
Взаимодействие
с
родителями
по вопросам
образовательной
области
познавательное развитие и
возможностям дидактических игр
Результаты работы
В перспективном планировании на весь год разработана система
дидактических игр, методы и приемы руководства.
Реализована программа развития предметно-пространственной среды.
Разработан практический материал по взаимодействию с родителями по проблеме
(родительские собрания, консультации, анкетирование)
Составлен конспект и проведен открытый показ организованных игр с
дидактическим материалом.
Заключение
Сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности – в
действиях с предметами в игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным
материалом и др. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют
одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но
ощущает и действует этими предметами.
Важно отметить, что впечатление, полученное при наблюдении за
действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт
эти действия в своей игре. Поэтому необходимо использовать пособия, игрушки,
действуя которыми, ребёнок практически знакомится со свойствами предметов -
величиной, формой, тяжестью, цветом и, действуя, воспроизводит впечатления,
полученные из окружающей среды. Однако как бы разнообразны ни были пособия,
представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное
развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому
развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый
человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет
успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным. Уже в
самом раннем детском возрасте игрушки, показываемые взрослыми, вызывают
более длительное, а поэтому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая
перед глазами ребёнка.
Необходимо различными приёмами во время игр, специальных занятий и
наблюдения за окружающим способствовать развитию сенсорных способностей,
лучшему восприятию. Без достаточного развития восприятия невозможно познать
качества предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих
явлениях окружающего.
В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который
приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и
умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как
внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно
больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную
деятельность и умение воспринимать.
В этом возрасте еще нет возможности и необходимости знакомить детей с
общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о
свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для
последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли
в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые
понятия и группировку свойств.
В раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. Ребенок не
может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он
выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет.
Именно поэтому на втором году жизни малыш с удовольствием рассматривает
картинки, фотографии, не обращая внимания на пространственное расположение
изображенных предметов, например, когда книжка лежит вверх ногами. Он
одинаково хорошо опознает окрашенные и контурные объекты, а также объекты,
раскрашенные в необычные цвета. То есть цвет не стал еще для ребенка важным
признаком, характеризующим предмет.
Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед
необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки
предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий.
Успешное выполнение малышом практических действий зависит от
предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому
совершенствовать сенсорные процессы каждого ребенка следует, учитывая
содержание его деятельности.
Литература
1.
Основная
образовательная программа дошкольного
образования
МБДОУ «Детский сад № 100».
2.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой. М.: Мозайка –Синтез ,2014г
3.
Д.Н. Колдина Игровые занятия с детьми 1-2 лет: Методическое пособие /
М.: ТЦ Сфера, 2014.
4.
Е.А. Янушко. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М.: Мозаика-
Синтез, 2013
5.
Е.О. Смирнова, Л.М. Галигузова, С.Ю. Мещерякова Программа
воспитания и развития детей раннего возраста 1-3 года «Первые шаги» М.:
Мозаика –Синтез, 2007 г.
6.
Эмма
Пилюгина.
Игры-занятия
с
малышом от рождения до трех лет
Развитие восприятия цвета, формы и величины. М. :Мозаика-Синтез,
2010.
7.
М.А. Аралова «Игры с детьми раннего возраста» М.: ТЦ Сфера 2011
8.
С. Л. Новоселова «Дидактические игры и занятия с детьми раннего
возраста» М.: Просвещение, 1985
9. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его
организации у детей раннего возраста. Автореферат. – М., 1975.
10. Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. - №12. – 2006.
11. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников. – Мн.: БрГУ, 2007.
12. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному
воспитанию дошкольников. – М., 1988.
13. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга
для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред.
Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
Приложение 1
Комплекс дидактических игр и пособий по формированию сенсорных
представлений
Созданы авторские пособия и игры формирующие сенсорные представления
Дидактические игры
вкладыши тематические «Геометрические фигуры», «Животные»,
«Машины», «Игрушки», «Собери цветок», д/и «Ежик»
д/и «Весёлые прищепки», д/и «Волшебные замочки» д/и «Разноцветное
домино» , д/и «Веселые шнурочки» д/и «Разложи кубики по цветам», д/и
«Дразнилки» Пазлы «домашние животные, «игрушки»
д/и «Разноцветные клубочки», д/и «Подари зайке зонтик», д/и «Собери
бусы», д/и «Прокати мячик по дорожке» д/и «Воздушные шарики»
Дидактическое оборудование
Сухой бассейн
Дорожка со следами Дидактический столик
Коллекция природных запахов
Дидактические материалы
•Пирамидки деревянные и пластмассовые
•Пирамидка «Веселые человечки», «Крокодильчик»
•Пирамидки - вкладыши, матрешки - вкладыши
•Пособия «Кто, где живет?», «Едем-едем», «В гостях у бабушки», «Домик
для бабушки» •Конструктор «Лего»
•Флажки и султанчики разных цветов
•Пластмассовые мячи основных цветов, разных размеров
•Подбери ключ к замочку
Дидактические материалы
•Пирамидки деревянные и пластмассовые
•Пирамидка «Веселые человечки», «Крокодильчик»
•Пирамидки - вкладыши, матрешки - вкладыши
Приложение 2
Организация в группе предметно-пространственной среды, обеспечивающая
развитие восприятия цвета, величины, формы.