Пояснительная записка к кружковой работе "Вот что могут счетные палочки"
Автор: Чупина Наталья Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №56 Населённый пункт: Удмуртская Республика, г. Глазов Наименование материала: методическая разработка Тема: Пояснительная записка к кружковой работе "Вот что могут счетные палочки" Раздел: дошкольное образование
Обоснование выбора кружка «Что умеют счетные палочки»
подготовительная группа 2013- 2014 г.
Основные
особенности
палочек
как
дидактического
материала
— универсальность,
высокая эффективность.Они легко вписываются в систему подготовки детей к школе, как одна
из современных технологий обучения.
Наш выбор кружка обоснован тем, что родителей и педагогов всегда волновал вопрос:
как подготовить ребёнка к школе? Мы остановилась на одном из аспектов этой проблемы –
развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Ребёнок,
имеющий
высокий
уровень
развития
мелкой
моторики,
умеет
логически
рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Развитый мозг и
неразвитая рука – вполне закономерное явление, при современном образе жизни. Слабую руку
дошкольника можно и необходимо развивать.
При работе с палочками развивается содружество в действиях двух рук, формируется
захват двумя пальцами и силовое распределение мышц в руке. Развивается мелкая моторика
пальцев, участвующих в процессе письма. При работе тренируются мелкие мышцы рук,
развивается координация и точность движений.
Игры-занятия
с
палочками
позволяют
ребенку
овладеть
способами
действий,
необходимых
для
возникновения
у
детей
элементарных
математических
представлений,
навыков
моно
и
диалогической
речи.
Они
важны
для
накопления
чувственного
опыта,
развития
речи,
развития
желания
овладеть
числом,
счетом,
измерением,
простейшими
вычислениями. Кроме того, палочки помогают в решении образовательных, воспитательных,
развивающих задач.
С
математической
точки
зрения,
палочки
—
это
множество,
на
котором
легко
обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка.
Они дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия.
Цель кружка: развитие мелкой моторики, координации и точности движений пальцев рук,
познавательных
процессов:
памяти,
внимания,
мышления,
логики
путем
использования
счетных палочек и игр на развитие логического мышления (Колумбово яйцо, Вьетнамская
игра, Тангам, Пифагор, палочки Кюизенера)
Задачи кружка:
1.
Поддерживать интерес, эмоциональный отклик детей на работу с палочками, желание
действовать с ними.
2.
Побуждать детей изображать доступными им средствами то, что для них интересно и
эмоционально значимо.
3.
Формировать умение видеть знакомые образы предметов в различных изображениях.
4.
Знакомить детей с различными способами трансформации изображения.
5.
Обучение
элементарным
операциям
анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
упорядоченности действий.
Предполагаемый результат:
1.
Развитие мелкой моторики пальцев рук и как следствие этого – повышение уровня
развития речи.
2.
Развитие зрительно-двигательных навыков и умений.
3.
Развитие памяти, внимания, связной речи и мышления.
4.
Формирование умения логически рассуждать.
1
5.
Организация выставки с использованием материалов.
6.
Дети научатся совместными усилиями находить правильные решения, коллективное
размышление, интеллектуальное сотрудничество,
а не соревнование и поиск ошибок
друг у друга.
7.
Моделируя геометрические фигуры, дети научатся постигать их свойства, сходства и
различия.
8.
Умение рассуждать, доказывать.
9.
Развитие нестандартного мышления.
Организация кружка:
1.
Время действия кружка: в течение 1 года с детьми подготовительной группы (6-7 лет).
2.
Место проведения: помещение группы № 11.
3.
Занятия проводятся с подгруппой детей (8-10 человек) 2 раза в месяц в соответствии с
сеткой занятий в помещении группы детского сада.
Оборудование:
наборы деревянных палочек для выкладывания фигурок на подгруппу детей;
схемы различных фигур, сюжетов, узоров, моделей для работы;
изображение солнышка, разрезанного на 4 части (6-7 шт.);
игровой персонаж Знайка
таблицы с римскими цифрами от 1 до 30 (на усмотрение воспитателя).
Наборы развивающих игр.
Литература:
1.
Математика
до
школы:
Пособие
для
воспитателей
детских
садов
и
родителей.
– Ч.: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В.
2.
«350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и
рисования» / О.В. Узорова. Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство
Астель», 2003г.
3.
«Я могу! Тренинг моторики руки: раскраска, прописи, волшебные картинки» / С. Г.
Зотов. М. А. Зотова. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2006г.
4.
«Умелые пальчики: подготовка к письму» / Т. И. Гризик. - М.: «Просвещение», 2007г.
5.
«Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет» / ж. «Дошкольное воспитание» № 3, 5, 6 за
2005г.
6.
«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П.
2