Авторы: Ветрова Ирина Борисовна, Самсонова Ирина Александровна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 137 Выборгского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация экспериментальной деятельности дошкольников в соотвествии с требованием ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка по теме:
Организация экспериментальной деятельности дошкольников
в соответствии с требованием ФГОС ДО.
Воспитатель ГБДОУ № 137
Выборгского района Санкт Петербурга
Ветрова Ирина Борисова
Воспитатель ГБДОУ № 137
Выборгского района Санкт Петербурга
Самсонова Ирина Александровна
В настоящее время в дошкольных образовательных организациях
нашей страны осуществляется введение федерального государственного
образования.
ФГОС ДО направлен на решение многих задач. Одной из них является
создание
благоприятных
условий
познавательного
развития
детей
в
соответствии
с
их
возрастными
и
индивидуальными
особенности
и
склонностями, развития способностей и творческого потенциала. Каждого
ребенка, как субъекта отношений с самим собой ,другими детьми, взрослыми
и миром( ФТОС 1.6)
Самое важное, что проходит через весь стандарт - это инициатива
ребенка,
а
взрослый
лишь
посредник,
который
поощряет
эту
инициативу.
Дети
дошкольного
возраста
по
природе
своей
-
пытливые
исследователи окружающего мира. Взрослый представляет выбирать тот или
иной вид деятельности, который интересен малышу в конкретный момент
времени, а также помогает создать комфортную среду, соответствующую
потребностям ребенка.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение
им представлений о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в
этом
направлении
грает
поисково-познавательная
деятельность,
протекающая в форме экспериментальных действий.
Слово « эксперимент» происходит от греческого и переводится как
«проба, опыт».
Практика работы с детьми показывает,
что они очень любят
исследовать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и
наглядно-образное мышление.
Наряду с игрой экспериментирование является ведущим видом детской
деятельности. Это признают ведущие психологи и педагоги, такие как
Н.Н.Подьяков, М.В. Кларин.
Занимательные опыты побуждают детей к самостоятельному поиску
причин, способов действий, проявлению творчества. Дети манипулируют
предметами, отвечают на поставленный вопрос, делают выводы, находят
решения
проблемы,
совершают
открытия.
Можно
с
уверенностью
констатировать тот факт, что знания, полученные во время предметного
манипулирования запоминаются надолго и эти знания дети с удовольствием
используют, легко воспроизводят, и в дальнейшем эти знания переходят в
личный жизненный опыт ребенка.
Задача окружающих ребенка взрослых-помочь ему в этом.
Роль воспитания заключается в создании условий, способствующих
формированию
у
детей
познавательного
интереса,
развитию
наблюдательности .интереса к исследованиям, открытиям.
Одним из условий решения задач по опытно- экспериментальной
деятельности в детском саду -является организация развивающей среды.
Понимая значение экспериментирования для развития, необходимо
создать
в
группе
уголок
экспериментальной
деятельности
(мини-
лабораторию, центр науки)
Основные условия организации работы:
1.
Наличие водоснабжения в данном помещении
2.
Выработка воспитателем совместно с детьми правил безопасного
поведения в детской лаборатории
3.
Материал,
находящийся
в
детской
лаборатории
должен
соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо
также иметь материалы ля проведения более сложных экспериментов,
рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем
развития.
Задача уголка (детской лаборатории):
1.
Развитие первичных естественнонаучных представлений
2.
Развитие умственных способностей:
a)
развитие
мыслительных
способностей:
анализ,
классификация,
сравнение, обобщение.
b)
формирование способов познания путем сенсорного анализа
3.
Социально-личностное развитие каждого ребенка: коммуникативности,
самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля
Задача окружающих ребенка взрослых - помочь ему в этом.
Роль
воспитания
–
поддержать
и
развить
в
ребенке
интерес
к
исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка , мы открыли
в своей группе лабораторию, которая оснащена необходимым
и.
От автора
В каждом маленьком ребенке
И в мальчишке и в девчонке
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило!
Должен он бежать и прыгать
Все хватать, ногами дрыгать
А иначе он взорвется, трах-бабах!
И нет его!
Каждый новенький ребенок
Вылезает из пеленок
И теряется повсюду
И находится везде!
Он всегда куда-то мчится
Он ужасно огорчится,
Если что-нибудь на свете
Вдруг случится без него!
Стихи этой замечательной песенки как нельзя лучше отражают деятельность
наших любимых детей.
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность детей?
Как направить в мирное русло?
Как ответить на многое «почему»?
Как
удовлетворить
детское
любопытство,
причем
сделать
это
неформально, объяснить законы природы на доступном для детей элементарном
научном уровне?
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка мы открыли
«детскую лабораторию», которая оснащена детским оборудованиями и материалами
для реализации предлагаемой нами работы.
Алгоритм проведения детской игры-экспериментирования:
i.
-ребенок выделяет и оставит проблему, которую необходимо решить;
ii.
- предлагает различные варианты ее решения;
iii.
-проверяет эти решения, исходя из данных
iv.
-подведение итогов, вывод;
v.
-фиксация результатов;
vi.
-вопросы детей;
Тип проекта: Долгосрочный(два года)
Вид проекта:(Исследовательский)
Участники проекта: дети, педагоги, родители
Формы взаимодействия:
-С детьми: НОД, продуктивная, игровая деятельность
-С родителями: консультации, открытые показы итоговых занятий.
-С педагогами: семинары, открытые занятия, консультации.
Методы проведения:
a.
-Поисково-исследовательские наблюдения: (случайные наблюдения и
эксперименты, плано-вне эксперименты, как ответы на детские
вопросы);
b.
-Проведение опытов (практических);
c.
-Беседы (конструктивные)
Основу поисково-экспериментальной деятельности составляет:
1.
Технология развивающего обучения
1)
Проблемное обучение опирается на теорию развития изобретательских
задач (ТРИЗ)
2)
Развитие различных видов мыслительной деятельности(наглядно-
действенной, наглядно-образной, практической)
3)
Использование
приемом
мыслительной
деятельности(приемы
и
способы запоминания научной информации)
4)
Использование алгоритмических, эвриетических приемов;
5)
Применение
наглядно-представленных
опор-условных
знаков,
символов.
2. Технология игрового обучения
1)
Обучающие игры;
2)
Игры поиского характера
3)
Познавательно-дидактические игры
4)
Состязателькие игры
3. Здоровьесберегающие технологии
1)
Дыхательная гимнастика
2)
Динамические паузы
3)
Релаксация(звуки природы)
4)
Пальчиковая гимнастика
5)
Гимнастика для глаз
6)
Физкультминутка
Оснащение детской лаборатории
1.
Приборы помощники: микроскоп, лупы, весы, песочные часы, компас,
магниты;
2.
Прозрачные и непрозрачные сосуды: пластиковые бутылки, стаканы,
ведерки, воронки.
3.
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, мох,
листья, перья, кора деревьев, семена, скорлупа, грецких орехов
4.
Бросовый материал: катушки, кусочки кожи, меха, ткани, пробки
5.
Технический материал: гайки, винты, гвозди, болтики
6.
Разные
виды
бумаги:
тетрадная,
альбомная,
газетная,
пищевая,
наждачная, бархатная
7.
Медицинские материалы
: пипетки, колбы, деревянные палочки,
шприцы( без игл), мерные ложки
8.
Прочие
материалы:
зеркала,
воздушные
шары,
деревянные
зубочистки, мука, крупа, сахар, соль, цветные стекла, сито.
Требования к уголку экспериментирования:
a.
безопасность для жизни и здоровья детей
b.
достаточность
c.
доступность расположения
P
.s. Для организации самостоятельной деятельности могут быть разработаны
карточки-схемы проведения экспериментов, условные обозначения, разрешающие и
запрещающие знаки.
Образовательная область-познавательное развитие!
Экспериментальная деятельность(детская лаборатория)
Цель:
Способствовать развитию у детей познавательной активности,
любознательности, познанию, размышлению.
Задачи:
1.
Расширение
представлений
детей
об
окружающем
мире
через
знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2.
Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при
проведении игр-экспериментов
3.
Развитие у детей умственных способностей
a.
развитие мыслительных способностей: анализ, классификация,
сравнение
b.
обобщение формирование способов познания путем сенсорного
анализа
4.
Социально-личностное
развитие
каждого
ребенка:
развитие
коммуникативности,
самостоятельности,
наблюдательности,
элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Младший-средний
дошкольный
возраст
Совместная деятельность воспитателя с
детьми
в
детской
лаборатории
организуется
1
раз
в
неделю(15-20
минут) ,с детьми малыми группами(6-8
человек)
Старший-подготовительный возраст
Совместная деятельность воспитателя с
детьми старшего дошкольного возраста
организуется
1
раз
в
неделю(25-30
минут), с учетом уровня развития и
познавательных интересов детей
Срок реализации рабочей программы – 2года.
Календарно-тематическое планирование
Младший возраст
Сентябрь
1. Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем
Задача:
Закрепить
представления
детей
об
органах
чувств,
их
назначении(уши-слышишь,
узнавать
разные
звуки;
нос-определять
запах;
пальцы-определять
форму,
структуру
поверхностей;
язык-
определять на вкус)
2. Волшебные дощечки
Задача: Определить с помощью пальцев форму, структуру поверхностей
3.Горячо-холодно
Задача: определить с помощью опытов всегда ли можно доверять своим
рукам
4.Делаем мыльные пузыри
Задача:
Познакомить
детей со
способом
изготовления
мыльных
пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует
пленку.
Октябрь
1. Какая вода?
Задача: Выяснить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, имеет
вес)
2. Вода принимает форму
Задача: Выяснить, что вода принимает форму сосуда, в который она
налита
3. Разноцветные шары
Задача: Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки:
оранжевый, зелены, фиолетовы, голубой)
4. Что растворяется в воде?
Задача: показать детям растворимость и нерастворимость в воде
различных веществ.
Ноябрь
1. Почему осенью бывает грязно?
Задача: Выяснить, что песок, глина и почва по разному пропускают
воду.
2.Какие предметы могут плавать?
Задача: Дать детям представления о плавучести предметов, о том, что
плавучесть зависит не от размера предмета, а от тяжести.
3.Почему все звучит?
Задача:
Подвести детей к пониманию причин возникновения звука:
колебания предмета
4.Каждому камешку свой домик.
Задача: Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям
поверхности гладкие, шероховатые)
Декабрь
1. Воздух повсюду
Задача: Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его
свойство-невидимость
2. Воздух работает
Задача: Дать детям представление о том, что воздух может двигать
предметы(парусные судна, воздушные шары и тд)
3. Свет повсюду
Задача: Показать значение света. Объяснить, что источником света
могут
быть
природные(солнце,
луна,
костер),
искусственные-
изготовленные людьми(лампы, фонари, свеча)
4. Свети тень.
Задача: познакомить с образованием от предметов, установить сходство
тени и объекта.
Январь
1. Снег. Какой он?
Задача:
Познакомить
со
свойствами
снега
в
морозную
погоду(холодный, блестящий, сверкающий)
2. Замершая вода
Задача: выявит, что лед –твердое вещество, плавает, состоит из воды.
3. Тающий лед.
Задача: Определить, что лед от тепла тает, что в горячей воде тает
быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму
емкости, в которой находится.
4. Цветные льдинки
Задача: Познакомить с одним из свойств воды (может менять свою
окраску)
Февраль
1. «Угадайка»
Задача: Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от
материала.
2. Ловись рыбка
Задача:
Выяснить
способность
магнита
притягивать
некоторые
предметы
3. Все увидим ,все узнаем
Задача:
Познакомить
с
прибором-помощником-лупой
и
ее
назначением.
4. Таинственные картинки
Задача: Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если
посмотреть на них через цветные стекла
Март
1.Звенящая вода
Задача:
Показать детям, что количество воды в стакане влияет на
издаваемый звук.
2. Всасывание воды
Задача: Выяснить, доходит ли вода до цветка
3. Что отражается в зеркале?
Задача: Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы,
способные отражать.
4. Глина, ее качества и свойства.
Задача: Научить узнавать предметы, сделанные из глины.
Апрель
1. Посадка лука
Задача: Уточнить представления о луковице. Показать наличие света и
воды для роста и развития растений.
2. Солнечные зайчики
Задача: Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить
пускать солнечных зайчиков9отражать свет зеркалом)
3. Веточка березы.
Задача: Наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных
в воду.
4. Волшебное сито
Задача: Познакомить детей со способом отделения камешков от песка,
мелкой крупы от крупной с помощью сита.
Май
1. Цветной песок
Задача:
Познакомить
детей
со
способом
изготовления
цветного
песка(перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой
2. Игры с песком
Задача:
Закрепить представления детей о свойствах песка, развить
любознательность, наблюдательность)
3. Умывальник – это просто
Задача:
Научить детей изготавливать умывальник из пластиковой
бутылки.
4.Фонтанчики
Задача:
Развить
любознательность,
самостоятельность,
создать
радостное настроение.
Старший-подготовительный возраст
2
год
Сентябрь
1. Экскурсия в детскую лабораторию
Задача: уточнить представление о том, кто такие ученые люди,
изучающие
мир
и
его
устройство),
познакомить
с
понятиями
«наука»( познание), «гипотеза» (предположение), о способе познания
мира- эксперименте(опыте) , о назначении детской лаборатории, дать
представление о культуре поведения в детской лаборатории
2.Эти удивительные мыльные пузыри
Задача: сформировать представления детей о свойствах мыла
3.
О сахарном песке и соли, или определение свойств разных
веществ
Задача:
учить
приобретать
новую
информацию
посредством
экспериментирования
Октябрь
1.Какая бывает вода?
Задача: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная,
без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с
принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму,
разгадывать элементарный кроссворд.
2.Вода-растворитель. Очищение воды
Задача: Выявить вещества .которые растворяются в воде; познакомить
со
способом
очистки
воды-фильтрованием;
закрепить
знания
о
правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
3. Сила тяготения
Задача: Дать детям представление о существовании невидимой силы-
силы тяготения ,которая притягивает предметы и любые тела к Земле.
4. Упрямые предметы
Задача: Познакомить детей с физическим свойством предметов-
инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения
Ноябрь
1. Волшебные стеклышки
Задача:
Познакомить
детей
с
приборами
для
наблюдения
-
микроскопом,
лупой,
подзорной
трубой,
телескопом,
биноклем;
объяснить, для чего они нужны человеку
2. Почему предметы движутся
Задача:
Познакомить детей с физическими понятиями: «сила»,
«трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с
микроскопом.
3.Хитрости инерции
Задача: Познакомить детей с фокусом, основанном на физическом
явлении- инерции; показать возможность практического использования
инерции в повседневной жизни( отличать сырые яйца от вареных)
4.Что такое масса?
Задача: Выявить свойство предметов-массу; познакомить с прибором
для измерения массы- чашечными весами; научить способам их
использования.
Декабрь
1. Воздух
Задача: Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим,
не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при
охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться
чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения
воздушного шара.
2.Солнце дарит нам тепло и свет
Задача:
Дать детям представление о том, что Солнце является
источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия»,
показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.
3.Почему дует ветер
Задача:
Познакомить
детей
с
причиной
возникновения
ветра-
движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах
воздуха: горячий поднимается вверх-он легкий ,холодный опускается
вниз-он тяжелый.
4.Почему не тонут корабли
Задача:
Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от
равновесия сил: соответствие размера ,формы предмета с весом.
Январь
1. Путешествие капельки
Задача: Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить
причину выпадения осадков в виде дождя
и снега; расширить
представления детей о значении воды для жизни человека
2.Как из камней воды добыть питьевую воду?
Задача: Выявить процесс испарения воды, познакомить с процессом
конденсации
3.Чем можно измерять длину?
Задача:
Расширить представления детей о мерах длины: условная
мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами:
линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность
детей за счет знакомства с мерами длины в древности.
4.Все обо всем
Задача:
Развить
познавательную
активность
детей
в
процессе
самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем
листе;
Февраль
1.Твердая воды. Почему не тонут айсберги?
Задача:
Уточнить
представления
детей
о
свойствах
льда;
прозрачный
.твердый,
имеет
форму
,при
нагревании
тает
и
превращается в воду;
2.Откуда взялись острова?
Задача:
Познакомить детей с понятием «остров», причинами его
образования: движением земной коры, повышением уровня моря
3.Как происходит извержение вулкана?
Задача:
Познакомить
детей
с
природным
явлением-вулканом,
причиной его извержения
4. Как появляются горы?
Задача: Познакомить детей с причиной образования гор: движением
земной коры, вулканическим происхождением гор; научить детей
самостоятельно изготавливать соленое тесто.
Март
1. Испытание магнита
Задача:
Познакомить
детей
с
физическим
явлением
-
магнетизмом ,магнитом и его особенностями; опытным путем выявить
материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ
изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные
навыки, самостоятельность
2.О «дрожалке» и «пищалке»
Задача:
Познакомить детей с понятием «звук» , выявить причину
возникновения звука-дрожание предметов.
3.Как сделать звук громче?
Задача: Обобщить представления детей о физическом явлении-звуке:
звук
слышим
с
помощью
уха
.звуки
бывают
высокие
и
низкие ,передается с помощью звуковых волн ,можем его усилить с
помощью специальных предметов.
4.Почему поет пластинка?
Задача:
Развить
у
детей
умение
сравнивать
различные
звуки,
определять
их
источник;
развить
познавательную
активность
и
самостоятельность детей при изготовлении соломинки-флейты
Апрель
1.Как образуются метеоритные кратеры?
Задача: Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со
способом его образования; уточнить представления детей о солнечной
системе.
2. Почему в космос летают на ракете?
Задача: Уточнить представления детей о принципе работы реактивного
двигателя, о значении воздуха для полета самолета
3.Секретные записки
Задача:
Выявить возможность использования различных веществ
вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка;
развить у детей самостоятельность
4.Что такое молния?
Задача:
Познакомить
детей
с
понятиями
«электричество»,
«электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с
электричеством; объяснить причину образования молнии.
Май
1.Почему горит фонарик?
Задача: Уточнить представления детей о значении электричества для
людей ; познакомить с батарейкой- хранителем электричества- и
способом использования лимона в качестве батарейки.
2.Электрический театр
Задача: Выявить .что наэлектризованные предметы могут двигаться,
что электричество притягивает; развить любознательность
3. Радуга в небе
Задача:
Познакомить детей со свойством света превращаться в
радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов,
упражнять в изготовлении мыльных пузырей, развить внимательность
4. Забавные фокусы
Задача:
Развить у детей любознательность,
наблюдательность,
активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в
процессе демонстрации фокусов.
Используемая литература
1.
Л.В.Рыжова
2Методика
детского
экспериментирования»
ООО
Издательство «Детство-пресс» 2014-208с.
2.
Тугушева Г.П.; Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность
среднего и старшего возраста. Методическое пособие- СПБ: Детство-
Пресс, 2011-208с
3.
Н.М. Зубкова / Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет / СПБ:
Речь, 2006-64с
4.
А.Ван.Саан/Веселые эксперименты для детей .Биология/Пер. о. кныш.-
СПБ: 2011-56с
5.
Н.Е.
Веракса;
О.
Р.
Голимов/Познавательно-Исследовательская
деятельность дошкольников. Для занятия с детьми4-7 лет.-М: Мозайка-
Синтез, 2015-80с:ИЛ
6.
А.Ван.Саан/Веселые эксперименты для детей. Физика/Пер. О. КНЫШ.-
СПБ:Питер, 2012-56с:ИЛ