Автор: Величко Ольга Витальевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ 70
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: научная статья
Тема: ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЛИЧНЫМИ ФИНАНСАМИ НА ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ
Раздел: полное образование
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЛИЧНЫМИ
ФИНАНСАМИ НА ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ
В
современных
условиях
финансовая
грамотность
становится
необходимым элементом общей культуры современного молодого человека.
Финансовая грамотность – это необходимые знания, которые помогают
планировать семейный бюджет, сохранять денежные средства в условиях
нестабильности
в
экономике
и
приумножать
их
с
целью
обеспечения
достойного уровня жизни для себя и своих близких.
Научиться жить
по
средствам, а
не становиться
вечным клиентом
кредитных организаций.
Разбираться
в
существующих
инструментах
по
сохранению
и
приумножению
собственных
средств,
чтобы
обеспечить
себе
получение пассивного дохода в будущем.
Не стать объектом мошеннических действий.
Обезопасить себя и свою семью от экономических кризисов.
В 8–9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой
точки
зрения
они
обретают
часть
прав
и
обязанностей, в
том
числе
в
финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков
тем
умениям,
которые
будут
нужны
для
оптимального
поведения
в
современных условиях финансового мира.
Поэтому
в
ходе
обучения
важно
опираться
на
личные
потребности
учащегося,
не
только
формировать
в
нём
умение
действовать
в
сфере
финансов,
но
и
подключать
внутренние
механизмы
самоопределения
школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что
существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового
характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся,
является
умение
оценивать
финансовую
ситуацию,
выбирать
наиболее
подходящий вариант решения проблемы семьи.
Ребята уже имеют представление о деньгах и о возможности их потратить,
понимают, что все те вещи, которые у них есть, а также одежда и еда – все
это
покупается.
Они
твердо
усвоили,
что деньги
можно
накопить
или
потратить.
Чаще всего детям кажется, что деньги – это постоянно возобновляемый
ресурс, источником которого являются кошельки родителей или банкоматы.
Но ребенок должен понимать, что потраченные средства уже не вернешь.
С
вопросами
управления
денежными
средствами
семьи
каждый
человек сталкивается в повседневной жизни.
И от того, насколько рационально учащиеся могут просчитать свой
бюджет,
во
многом
зависит
их
благополучие.
Именно
поэтому
необходимо подключить каждого учащегося к участию в финансовой жизни
своей семьи, помочь ему сформировать модель будущей семейной жизни,
подготовить его к успешному решению финансовых проблем будущей семьи.
Рассмотрим примерные темы для обсуждения с учащимися.
Тема:
Деньги.
Появление
обмена
товарами.
В
результате
обмена
должны
выиграть
обе
стороны.
Проблемы
товарного
обмена.
Товарные
деньги облегчают процесс обмена. Появление первых денег
- товаров с
высокой ликвидностью. В разных регионах в качестве денег использовались
разные
вещи.
Свойства
драгоценных
металлов
(ценность,
прочность,
делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет.
Тема:
Доходы
семьи.
Размер
заработной
платы.
Владение
недвижимостью
(квартирой,
домом,
гаражом,
участком
земли).
Деньги,
положенные
в
банк.
Владение
акциями.
Предпринимательство.
Государственные
выплаты.
Банки.
Основные
понятия:
Доходы.
Клады.
Лотерея.
Наследство.
Товары.
Услуги.
Заработная
плата.
Профессия.
Сдельная
зарплата.
Почасовая
зарплата.
Пенсия.
Пособие.
Стипендия.
Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
Тема: Расходы семьи. Траты на товары и услуги. Разделение расходов
на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги.
Расходы на крупные покупки, где можно взять на них деньги. Долги. Цены в
магазинах, и как они различаются. Сокращение расходов. Основные понятия:
Расходы.
Продукты.
Коммунальные
платежи.
Счёт.
Одежда.
Обувь.
Образование.
Непредвиденные
расходы.
Сбережения.
Долги.
Вредные
привычки. Хобби.
Тема:
Семейный бюджет.
Доходы и расходы
следует планировать.
План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над
расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в
банке.
Превышение
расходов
над
доходами
сокращает
сбережения
или
приводит к образованию долгов.
Вариант задачи и пример решения.
Представьте,
что
вы
устраиваетесь
на
новую
работу
и
подписываете
трудовой договор. В пункте договора о размере заработной платы написана
сумма 30 000 р. Какую сумму вы будете получать ежемесячно на руки?
Веер
возможностей
при
решении
задания:
Данное
задание
является
задачей (сводится к решению математической задачи).
1.
Правильные решения: из суммы, указанной в трудовом договоре нужно
вычесть 13% от этой суммы: 30000 - 30000*13/100 = 26100 (руб.).
Контроль доходов и расходов помогает вовремя избавиться от долгов,
расставить приоритеты и пустить свободные деньги в работу. Без чётких
целей и ясного представления о том, сколько вы зарабатываете и тратите,
финансовой стабильности не достичь.
«Финансовая подушка безопасности» — это накопления, которые помогут
3-6 месяцев жить в привычном ритме. Подушка необходима каждому. Она
защитит
от
форс-мажоров,
внезапных
увольнений
или
даже
стихийных
бедствий. Откладывать деньги нужно регулярно. Финансисты рекомендуют
«платить себе» 10% от любого дохода.
Необходимо учить детей вырабатывать у себя правильные финансовые
привычки. Для многих людей выработка у себя всего четырёх полезных
финансовых привычек может оказаться достаточной, для того, чтобы их
финансовое положение изменилось к лучшему.
Вот эти 3 полезные привычки:
Начните вести учёт доходов и расходов.
Планируйте свои расходы на месяц вперёд.
Избегайте
долгов
и
кредитов
–
живите
по
своим
средствам.