Автор: Иванова Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Родниковская СОШ №32
Населённый пункт: посёлок Родники Раменский район Московской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Адресная работа с различными контингентами учащихся в начальной школе."
Раздел: начальное образование
Адресная работа с различными контингентами
учащихся в начальной школе.
«Ребенок привлекает наше внимание, когда мешает и вносит смуту,
мы замечаем и помним только эти моменты и не видим,
когда он спокоен, серьезен, сосредоточен.
Так ребенок учится скрывать свое истинное лицо,
приноравливается к нашим требованиям.
Он как бы входит в норму наших требований».
Я. Корчак
В профессиональном стандарте педагога содержатся новые требования к
квалификации учителя. Одним из них является трудовое действие – «оказание
адресной помощи обучающимся». Данное требование относится к трудовой функции
«развивающая деятельность педагога».
Профессиональный стандарт предписывает освоение и применение психолого-
педагогических технологий для оказания адресной помощи следующим контингентам
детей: одаренные дети; социально уязвимые дети; дети, попавшие в трудные
жизненные ситуации; дети-мигранты; дети-сироты; дети с особыми образовательными
потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и
др.); дети с ограниченными возможностями здоровья; дети с девиациями поведения;
дети с зависимостью.
Понятие «адресная помощь» не раскрыто в нормативных документах. Так, что же
такое
«адресная
помощь»?
Адресная
помощь
–
это
вариант
реализации
индивидуального подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся.
Субъектом адресной помощи выступает педагог, ученик является объектом, для
которого адаптируется содержание обучения, разрабатываются индивидуальные
задания, упражнения, уточняется логика освоения учебного материала. Адресная
помощь обязательно должна осуществляться на основе личностно ориентированного,
индивидуального подхода.
Работы с одаренными детьми
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет
работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари
и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях
знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется
различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и
мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее
полно
раскрыть
свои
способности.
Таких
детей
называют
одаренные.
Под
одаренностью
понимается
высокий
уровень
развития
способностей
ребенка,
устойчиво проявляющихся на протяжении длительного отрезка его жизни в
сочетании с высокой познавательной мотивацией.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,
иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких
достижений) в том или ином виде деятельности.
Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности,
являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно,
что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим
статусом будет показывать более высокие достижения в определенных видах
деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные
условия.
Виды одаренности:
В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в
ремеслах, спортивную и организационную.
В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных
видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в
области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
В
художественно-эстетической
деятельности
—
хореографическую,
сценическую,
литературно-поэтическую,
изобразительную
и
музыкальную
одаренность.
В коммуникативной деятельности — лидерскую и одаренность.
В духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в
создании новых духовных ценностей и служении людям.
Работа с детьми из социально – неблагополучных семей.
Семья – основа первичной социализации личности. Именно с семьи у ребёнка
начинается процесс индивидуального усвоения общественных норм и культурных
ценностей.
В последние годы в стране отмечается рост неблагополучных семей, в которых дети
оказываются брошенными на произвол судьбы.
Что такое неблагополучная семья? Это неблагополучие по отношению к ребенку.
Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значить говорить о том:
Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими
особенностями,
подверженные
чрезмерному
реагированию
на
семейное
неблагополучие.
Как отражается семейное неблагополучие на ребенка склонном к обостренному
реагированию на всевозможные неблагополучные факты.
Как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывает у родителей
раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а
последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние
ребенка
При работе с детьми из социально неблагополучных семей в первую очередь
необходимо обращать внимание на жизненную ситуацию каждого. Для каждого
такого ребенка необходим индивидуальный подход. Следует помнить, что мы не
просто учителя, а наставники, жизненные ориентиры для ребят, у которых не все в
порядке дома и нет других образцов для подражания в лице родителей. Главная цель
учителя не просто научить чему-то детей, но и помочь сформировать активную
жизненную позицию, показать ученикам, что они творцы своих судеб и способны на
многое.
Работа с детьми с девиантным (общественно опасным) поведением.
Проблема поведения учащихся всегда волновала учителей и родителей.
Современные ученики
стали более активны, самостоятельны и свободны в
выражении своего мнения, в отстаивании своей точки зрения,
они активно
добиваются своей цели. Несмотря на положительные моменты этих качеств,
обстоятельства, связанные с отклонениями в поведении, могут вызвать существенные
трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на
уровень
образованности
школьников.
В
этих
условиях
большую
значимость
приобретает изучение и переосмысление проблемы школьного поведения, что может
стать
эффективным
средством
решения
актуальных
проблем
современного
образования.
Весьма актуальной остается проблема девиантного поведения детей, и поэтому
каждому педагогу очень важно иметь представление о том, что такое поведение, какое
поведение можно считать соответствующим нормам, а какое девиантным.
Девиантное поведение (также социальная девиация, отклоняющееся поведение)
(лат. deviatio — отклонение) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся
от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными
взаимодействующими
факторами.
В
социальной
педагогике
выделяют
следующие факторы, обуславливающие девиантное поведение детей:
Биологические
факторы
–
это
неблагоприятные
физиологические
или
анатомические
особенности
организма
ребенка
(нарушения
умственного
развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные
дефекты, дефекты речи и т.д.)
Психологические факторы – это психопатологии или акцентуации (чрезмерно
выраженные черты)
характера. Данные отклонения выражаются в нервно-
психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях,
повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающие неадекватные
реакции подростка.
Социально – психологические факторы выражаются в дефектах семейного,
школьного и общественного воспитания, в их основе – игнорирование
половозрастных
и
индивидуальных
особенностей
детей,
приводящие
к
нарушению процесса социализации.
Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут
быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений,
которые ведут к формированию отклоняющегося поведения ребенка, а именно:
дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не
выработаны единый подход, общие требования к ребенку;
конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных
семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и
родителей;
асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерны
систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление жестокости и
насилия.
Девиантное поведение можно определить, как систему поступков или отдельные
поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам.
Его сущность заключается в неправильном осознании своего места и назначения в
обществе, в определенных дефектах нравственного и правового сознания детей и
подростков.
Работа с детьми мигрантов (билингвы и инофоны)
В современном мире проблема миграции населения – одна из самых актуальных
социальных проблем.
Дети мигрантов
– это дети родителей, переехавших на постоянное место
жительства в другое государство по причине национально-правовой, экономической,
политической нестабильности или иным причинам. Одна из важнейших проблем
детей мигрантов – это адаптация к иной этнокультурной среде. Освоение другой
культуры, традиций, особенностей взаимодействия становится возможным лишь
тогда, когда освоен язык этой страны, т. е. русский язык для людей, мигрирующих в
Россию. Знание русского языка является важнейшим фактором успешности обучения
детей-мигрантов. Слабое знание или абсолютное незнание языка неизбежно приведет
к появлению проблем не только в успеваемости по различным предметам, но и во
взаимоотношениях со сверстниками и педагогами из-за возникновения, в первую
очередь, языковых барьеров.
В зависимости от того, каков уровень освоения языка страны, детей-мигрантов
принято разделять:
Дети-билингвы – это дети, одинаково хорошо владеющие как своим родным
языком, так и другим языком (явление, при котором ребенок одинаково хорошо
говорит на трех и более языках, получило название полилингвизма). Основная
особенность детей-билингвов – это способность автоматически использовать
для общения две языковые системы, не допуская при этом ошибок ни в
грамматике, ни в фонетике.
Дети-инофоны – это дети, принадлежащие к иной языковой и культурной
общности, чем большинство коренного населения страны, в которой они
проживают и получают образование, слабо владеющие языком этой страны или
вовсе не говорящие на этом языке.
Адаптация детей мигрантов к условиям жизни в другой стране – это сложный,
многоуровневый процесс, предполагающий приспособление ребенка и как индивида,
и как формирующейся личности.
Работа с детьми с ОВЗ.
С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей,
которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто
болеющие дети, но и дети с неврозами, дисграфией, повышенной возбудимостью,
нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной
утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм,
эпилепсия, ДЦП).
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является
понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но,
тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в
реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.
Ключевым
моментом
этой
ситуации
является
то,
что
дети
с
ОВЗ
не
приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих
собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
«К каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего
дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения».
Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное заведение,
а дали возможность быть полноценным членом общества.
Работая учителем начальных классов, постоянно сталкиваешься с детьми разных
темпераментов и характеров. Поэтому мы, педагоги должны правильно реагировать на
все нюансы поведения каждого ребенка. Как и чем руководствоваться, на что
опираться в своем поведении, для этого нужны знания педагогики и психологии,
огромный педагогический такт, основанный на проявлении уважения к личности
ребенка. На учителе лежит большая ответственность, в организации комфортной
среды для воспитания и развития личности ребенка. Если усилия учителя не имеют
должного воздействия на воспитание ребенка, то ему на помощь приходит, со своими
коррекционно-обучающими программами, школьный педагог-психолог.
Грамотное совместное взаимодействие педагога-психолога и учителя с одной
стороны, а также родителей с другой, помогает «не упустить ребенка», трудности
которого находятся « на грани нормы».
Прежде
всего,
работа
с
семьей:
помощь
необходимых
специалистов,
психологическая коррекция семейных отношений, и только, благодаря совместным
усилиям педагогов всего коллектива и семьи, будет положительная динамика, сдвиги
в поведении и обучении ребенка.