Автор: Гончарова Ирина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Общеобразовательное частное учреждение "Образовательный центр имени С. Н. Олехника"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Моя педагогическая инициатива"
Раздел: начальное образование
В словаре С.И.Ожегова слово «инициатива» расшифровывается так: « 1. Почин,
внутреннее побуждение к новым формам деятельности.2. Руководящая роль в каких-либо
действиях.» Эта формулировка подходит и под работу учителя, к его педагогической
деятельности. Каждый учитель ищет новые формы обучения и воспитания учащихся, у
него возникает потребность к улучшению своей деятельности, и каждый учитель берёт
инициативу в свои руки, осуществляет руководящую роль в процессе воспитания и
обучения.
Моей педагогической инициативой является побуждение к новым формам
деятельности с родителями учащихся. Очень важна первая встреча, о нее многое зависит,
какое впечатление произведешь на родителей, появится ли симпатия к учителю, не будет
ли отторжение его требований , будут ли внимательно относится родители к каким-то
замечаниям учителя, станут ли помощниками в школьной жизни .
Выявление индивидуальных потребностей и интересов начинаю до знакомства с
первоклассниками на первом родительском собрании. Беседую с родителями, выясняю,
чем дети любят заниматься, что им лучше удается, какие способности у них есть, что бы
родители хотели развить в своих детях, какие навыки привить. Стремлюсь получить
максимальную информацию о характере ребенка, о взаимоотношениях в семье. На первом
родительском собрании провожу анкетирование родителей, в котором затрагиваются
вопросы личностного индивидуального развития ребенка , а также вопросы,
затрагивающие их потребности в дальнейшем образовании и развитии.
Выстраиваю свою работу с учетом полученной информации и на основании других
психолого-педагогических методов изучения личности младшего школьника. Работаю в
тесном сотрудничестве со школьным психологом.
Эффективность обучения и воспитания в школе во многом зависит от взаимодействия
учителя с родителями обучающихся, их поддержки и помощи. Стараюсь сделать
родителей своими единомышленниками, творцами общего со мной дела формирования
личности ребенка. При проведении родительских собраний не уделяю много времени
рассказу об успеваемости детей, а анализирую причины отставания, мотивы поведения,
даю рекомендации по коррекции воспитания, часто приглашаю на собрания школьного
психолога. Члены родительского комитета – мои самые неравнодушные и активные
помощники во всем. В совместных конкурсах, соревнованиях, эстафетах взрослые и дети
учатся лучше понимать друг друга, а родители имеют возможность понаблюдать за
общением своего ребенка с другими.
Вообще я считаю, чем дружнее и сплочённее родители, тем дружнее дети. Родители
принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне, как
классному руководителю в организации и проведении, а детям в подготовке мероприятий.
Родители живут жизнью класса вместе с детьми. За период обучения в начальной школе
было проведено множество внеклассных мероприятий. Участвуя в мероприятиях, дети
сближаются, становятся дружнее, растёт их мастерство общения. Они всегда в
постоянном поиске.
По моему мнению, воспитательная работа является одной из главных составляющих всего
процесса обучения в школе. Научить ребёнка самостоятельно строить свою жизнь, неся
ответственность за неё, формировать социально необходимые знания и навыки,
профессиональный интерес, гражданскую позицию – вот принципы системы воспитания в
классе.
Дети проявляют большой интерес ко всему новому. Все обучающиеся посещают
различные секции, внешкольные объединения дополнительного образования по
различным направленностям
«Кто стоит на месте, тот отстает» - эта поговорка древних римлян как нельзя лучше
отражает мое стремление к постоянному поиску новых идей, новых проектов.
И таким проектом стал проект «Моя семья». Мы с ребятами учим много стихов о семье,
подбираем пословицы, выказывания знаменитых людей.
Что семья для человека?
Там, где ждут тебя и любят,
Где теплом души согреют
Милые родные люди.
Это крепость от ударов
Переменчивой судьбы,
Где в беде протянут руку
И исполнят все мечты.
«Мамы, папы, дети, внуки» –
В каждом сердце отдается.
Эта связь – основа жизни –
У людей семьей зовется!
Существует много высказываний о семье:
Нет места милее родного дома. (Цицерон)
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Л. Н. Толстой)
Семья — это кристалл общества. (В. Гюго)
В мире празднуют Международный день семьи. Он отмечается каждый год 15 мая.
Прекрасный день, друзья мои –
Международный день семьи!
Ведь очень важно для людей
В семье воспитывать детей!
И если в доме мир и лад,
То и трудиться каждый рад.
Семья – душа любой страны,
В ней все достоинства видны.
В нашей стране есть Всероссийский день семьи.
Идея этого праздника возникла несколько лет назад у жителей Владимирской области
города Мурома, в котором покоятся мощи святых Петра и Февронии, супругов-
покровителей христианского брака, чья память чтим 8 июля.
Всероссийский день семьи, любви и верности впервые стал праздноваться в 2008 году,
который был объявлен Годом семьи.
У этого семейного праздника есть медаль, её вручают семьям 8 июля, и есть символ —
белая ромашка, символ нежности и чистоты.
Появилась новая примета, если молодые люди заключили брак в этот день , то они будут
счастливы и любимы.
Волшебный символ жизни — семья,
В нем — капелька Отчизны, в нем — я,
В нем — мама, папа, братик, сестра,
В нем — маленький квадратик двора.
В нем — солнце, и березка, и дом,
В нем все теплом смеется кругом,
Семь нот волшебных песни, семь фраз,
Чтоб солнца свет чудесный не гас,
Пусть крепкой будет ваша семья —
Иначе жить на свете нельзя!
В России каждая семья находится под охраной законодательства. В Статье 38
Конституции РФ указано:
1.
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2.
Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
3.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных
родителях.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Единению семьи способствуют совместные конкурсы.
Конкурс №1 «Мыслим едино».
1.
Назовите самый любимый предмет в школе.
2.
Какой праздник любимый у вашего ребенка?
3.
Назовите своих лучших друзей.
4.
Самое любимое занятие.
5.
Какой цвет вам нравится больше всего?
6.
Назовите любимую книгу вашего сына (дочери)?
Конкурс №2 «Рисунок "Мой дом". (для детей)
Нарисовать с завязанными глазами дом, в котором бы хотели жить всей семьей.
Конкурс №3 «Собери пословицу о семье». Добавляйте другие слова, если необходимо.
(для детей и родителей)
– Дом, рукав, вести, трясти. (Дом вести – не рукавом трясти.)
– Лад, клад, семья, не нужен. (Не нужен клад, когда в семье лад.)
– Душа, семья, место, вместе. (Когда семья вместе, так и душа на месте.)
Конкурс №4 «Отгадай загадки». (для детей)
– Когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка, как это называется? (Семья.)
– В семье эту вещь берегут, эту ценность передают из поколения в поколение. (Семейная
реликвия.)
– Это, где мы бываем чаще всего и все вместе. (Дом.)
– Она печет самые замечательные пирожки и булочки, вяжет всем носки. (Бабушка.)
– Они есть у всех детей, дети в них играют. (Игрушки.)
– Это животное, но его любит и балует вся семья. (Домашнее животное.)
Итогом проекта стал выпуск альбома «Моя семья», в котором дети писали сочинение о
своей семье, рисовали портреты родственников, клеили семейные фотографии. Ребята с
родителями придумывали герб каждой семьи.
Такой проект- моя педагогическая инициатива, проект я делаю с каждым классом, он
показывает ценность семьи, призывает беречь семью, семейные традиции, передавать
младшему поколению мудрость и достоинства старшего, призывает ребят быть
достойными продолжателями своего рода.