Автор: Воронцова Ирина Александровна
Должность: преподаватель уд "история", "основы философии"
Учебное заведение: ГБПОУ "Пермский машиностроительный колледж"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Тема: ОГСЭ.01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Раздел: среднее профессиональное
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Пермский машиностроительный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Для специальностей СПО:
35.02.04 Технология комплексной переработки древесины
ПЕРМЬ
2020
1
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего
профессионального образования по специальности:
35.02.04 Технология комплексной переработки древесины
Организация – разработчик: государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Пермский машиностроительный колледж»
Разработчик: Воронцова И.А., преподаватель.
РЕКОМЕНДОВАНА
ПЦК общеобразовательных дисциплин
протокол № _____ от _________
________________Н.Р. Хуснуллина
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
И.Г. Едовина ____________
"____"__________20____г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4 - 5
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6 - 13
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
14 -15
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
15
3
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью рабочей
ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО по специальности:
35.02.04 Технология комплексной переработки древесины
Квалификация выпускника: техник-технолог
1.2.Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ:
Учебная дисциплина «Основы философии» входит в общий гуманитарный и социально –
экономический цикл.
Уровень философского развития определяет успешное постижение и других дисциплин:
экономических, естественнонаучных, технических.
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины.
Цель программы: влияние на становление и формирование духовной культуры и
мировоззренческой ориентации
студентов, осознание ими своего места и роли в
обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои
поступки, выбор форм и направлений своей деятельности.
Программа ориентирована на выполнение следующих задач:
- ознакомление студентов с основными законами развития и функционирования природных
и общественных систем;
- способствование формированию у обучаемых логического мышления, основ философского
анализа общественных явлений, системы ценностных ориентацией и идеалов;
-
преобразование и систематизация стихийно сложившихся взглядов, в обоснованное
миропонимание;
- формирование мировоззрения и способности ориентации в общественно-политических
процессах.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей,
свободы и смысла жизни, как основе формирования культуры гражданина и будущего
специалиста.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни,
культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений
науки, техники и технологий.
4
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
1.5. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 58ч.,
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48
часов, в том числе:
теоретические занятия – 40 ч., практические занятия – 8 ч.;
самостоятельной работы обучающегося 10 ч.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
58
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе: теоретические занятия – 40ч.,
практические занятия – 8ч.
48
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
10
Итоговая аттестация в форме экзамена / дифференцированного зачета
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии».
Наименование
разделов и тем
Содержание
учебного
материала,
лабораторные
работы
и
практические
занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем
часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Введение. Что изучает философия.
4/2
Тема 1.1.
Содержание учебного материала.
Философия и мировоззрение.
Зарождение философии. Философия и наука.
Понятие мировоззрения и его типы: мифология, религия, наука. Предмет и функции философии.
2
2
2
Тема 1.2.
Содержание учебного материала.
Материя и сознание. Материализм и идеализм – два основных направления в философии .
Основной вопрос философии. Содержание понятий «материя» и «сознание». Характеристика
материализма и идеализма.
2
2
Самостоятельная работа
Философские школы Древних Индии. Работа с философскими источниками и творческими заданиями
/2
Раздел 2.
Основные идеи истории мировой философии.
22/8
Тема 2.1.
Содержание учебного материала.
Философия Древней Индии.
Индия – ведический период. Проблема человеческого существования в философии буддизма.
2
2
Тема 2.2.
Содержание учебного материала.
Философия Древнего Китая .
Даосизм: возникновение философской школы даосизма. Основные категории учения «дао» и «дэ».
2
2
Тема 2.3.
Содержание учебного материала.
Философия Древней Греции. Философия Демокрита. Философия Сократа.
2
2
7
2
Самостоятельная работа
Составление сравнительно-аналитической таблицы (2ч.)
Работа с философскими источниками и творческими заданиями (2ч.)
Подготовка сообщений и презентаций о выдающихся персонах Русской философии XIX - нач.
XX вв.(2ч.)
Составление тематического глоссария. Подготовка к терминологическому диктанту (2ч.)
Выполнение заданий творческого характера на основе изучения философских источников (2ч.)
/8
Тема 2.4.
Содержание учебного материала.
ПР 1. Особенность учения и разновидность античных философских школ.
Система взглядов атомистов, киников, стоиков, киренаиков, мегариков.
2
2
2
Тема 2.5.
Содержание учебного материала.
Философия Средних веков. Христианство .
Основные принципы религиозно-философского мышления Средневековья. Патристика. Учение
Августина Аврелия. Схоластика. Учение Фомы Аквинского.
2
2
Тема 2.6.
Содержание учебного материала.
Философия эпохи Возрождения и Нового времени.
Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения и Нового времени. Николай Кузанский о
мире и человеке. Философские идеи Д. Бруно. Учение Ф. Бэкона об индуктивном методе. Р. Декарт
о научном методе познания. Дуализм Декарта в учении о бытии.
2
2
Тема 2.7.
Содержание учебного материала.
Немецкая классическая философия .
Общая направленность немецкой классической философии. Учение И. Канта о познании. Его этическая
концепция. Философская система и диалектический метод Г. Гегеля. Антропологический материализм
Л. Фейербаха.
2
2
8
Тема 2.8.
Содержание учебного материала.
Философия марксизма.
Специфика философии марксизма. Материалистическое понимание истории.
2
2
Тема 2.9.
Содержание учебного материала.
Философия жизни.
Проблема жизни в философии XIX века. Общая направленность.
2
2
Тема 2.10.
Содержание учебного материала.
ПР 2. Русская философия конца XIX – начала XX века.
Спор западников и славянофилов. Зарождение самобытной русской философии. Важнейшие течения в
русской философии XIX – начала ХХ в. - философия всеединства, философская антропология,
персонализм, русский космизм и др.
Основные черты русской философии.
2
2
Тема 2.11.
Содержание учебного материала.
Современная западная философия .
2
2
Раздел 3.
Гносеология. Человек – сознание – познание.
8
Тема 3.1.
Содержание учебного материала.
Познание как результат мыслительной деятельности человека.
Эволюция теории познания в истории философии. Субъект и объект познания.
2
2
Тема 3.2.
Содержание учебного материала.
Формы чувственного и рационального познания.
Ощущение, восприятие, представление. Понятие, суждение, умозаключение.
2
2
9
Тема 3.3.
Содержание учебного материала.
Научное познание.
Что такое наука? Характерные черты научного знания. Уровни и методы научного познания.
2
2
Тема 3.4.
Содержание учебного материала.
ПР 3. Истина и заблуждение.
Характеристика различных концепций истины. Критерии истины. Заблуждение как антипод истины.
2
2
Раздел 4.
Онтология. Суть человеческого бытия. Особенности философской антропологии.
4
2
Тема 4.1.
Содержание учебного материала.
Человек как единство биологического и социального.
Смысл и задачи философской антропологии. Специфика человеческого бытия. Биологическое и
социальное в человеке. К. Юнг: учение об индивидуальном и коллективном бессознательном.
2
2
Тема 4.2.
Содержание учебного материала.
ПР 4. Смысл и назначение человеческого бытия.
Человек в поисках смысла жизни. Концепции смысла жизни.
2
2
Раздел 5.
Аксиология. Ценности человеческой жизни.
8
Тема 5.1.
Содержание учебного материала.
Личность и общество
Социальная сущность человека. Формы общественного сознания.
1
2
Тема 5.2.
Содержание учебного материала.
Основные философские подходы к осмыслению общества.
Специфика философского осмысления жизни общества. Природа и общество. Основные сферы жизни
общества: экономическая, политическая, социальная, духовная
2
2
1
Тема 5.3.
Содержание учебного материала.
Роль культуры в обществе. Культура и цивилизация
Человек в мире культуры. Понятие культуры и цивилизации. Функции культуры. Материальная и
духовная культура.
2
2
Тема 5.4.
Содержание учебного материала.
Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур.
Характерные особенности западной и восточной культуры.
2
2
Раздел 6.
Мир в начале ХХI века. Глобальные проблемы современности
2
Тема 6.1
Содержание учебного материала.
Мир в начале ХХI века. Глобальные проблемы современности.
Характеристика
современной
цивилизации.
Критерии
глобальных
проблем,
их
сущность.
Поиск выхода из глобального кризиса. Сценарии будущего.
2
2
Всего:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 58 ч.
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 48 ч., из них:
теоретические занятия - 40 ч., практические занятия – 8 ч.
Самостоятельная работа обучающегося – 10 ч.
58
48:(40,8)
/10
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. Ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств).
2. Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).
3.Продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
1
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Основы философии».
Технические средства обучения:
Компьютер, проектор, Smart доска
3.2. Используемые педагогические технологии:
технология проблемного обучения, технология критического мышления.
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1.
Губин В.Д. Основы философии: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2014.
2.
Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных
учебных заведений. – М.: Логос, 2014. .
3.
Сборник лекций по УД «Основы философии». Пермь: ГБПОУ ПМК, составитель:
Воронцова И.А.. 2017.
4.
Сборник практических заданий по УД «Основы философии». Пермь: ГБПОУ ПМК,
составитель: Воронцова И.А.. 2017.
Дополнительные источники:
1.
Аблеев С.Р. Лекции по философии: Учебное пособие.- М.: Высш. шк., 2016.
2.
Волошин А.В. Венок мудрости Эллады. – М.: Дрофа, 2015.
3.
Кахановский В.П. и др. Философия для средних и специальных учебных заведений:
Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016.
4.
Мифологический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 2015.
5.
Моисеева Н.А., Сороковикова В.И. Философия: Краткий курс.- СПб.: Питер, 2012.
6.
Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей.- М.: Айрис-пресс, 2016.
7.
Философский энциклопедический словарь.- М.: ИНФРА - М, 2017.
8.
Хрестоматия по философии: учеб. пособие. М.: Изд-во Проспект, 2014.
1
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка
результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения обязательного текущего и промежуточного тестового
контроля,
практических
занятий,
заслушивания
сообщений,
докладов,
выполнения
студентами
индивидуальных и групповых заданий в форме презентаций. Изучение
дисциплины завершается аттестацией в форме дифференцированного зачета на основе
накопительной оценки обучаемого по всем формам контроля.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы
и
методы
контроля
и
оценки
результатов обучения
Уметь:
В
результате
освоения
учебной
дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться
в
наиболее
общих
философских проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла жизни, как
основе
формирования
культуры
гражданина и будущего специалиста.
ПЗ № 1-4 (8ч)
Знать:
В
результате
освоения
учебной
дисциплины обучающийся должен знать:
-основные
категории
и
понятия
философии;
-роль философии в жизни человека и
общества;
-основы философского учения о бытии;
-сущность процесса познания,
-основы
научной,
философской
и
религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности,
свободе и ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах,
связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий.
Устный и письменный контроль по тестам с
открытыми
и
закрытыми
вопросами,
содержащими не проблемные и проблемные
задания.
Итоговая аттестация в форме
дифференцированного зачета /экзамена
1
1