Напоминание

ОГСЭ.01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ


Автор: Воронцова Ирина Александровна
Должность: преподаватель уд "история", "основы философии"
Учебное заведение: ГБПОУ "Пермский машиностроительный колледж"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Тема: ОГСЭ.01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Пермский машиностроительный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ. 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Для специальностей СПО:

35.02.04 Технология комплексной переработки древесины

ПЕРМЬ

2020

1

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на основе

Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего

профессионального образования по специальности:

35.02.04 Технология комплексной переработки древесины

Организация – разработчик: государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение «Пермский машиностроительный колледж»

Разработчик: Воронцова И.А., преподаватель.

РЕКОМЕНДОВАНА

ПЦК общеобразовательных дисциплин

протокол № _____ от _________

________________Н.Р. Хуснуллина

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

И.Г. Едовина ____________

"____"__________20____г.

2

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

4 - 5

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6 - 13

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14 -15

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

3

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью рабочей

ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО по специальности:

35.02.04 Технология комплексной переработки древесины

Квалификация выпускника: техник-технолог

1.2.Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ:

Учебная дисциплина «Основы философии» входит в общий гуманитарный и социально –

экономический цикл.

Уровень философского развития определяет успешное постижение и других дисциплин:

экономических, естественнонаучных, технических.

1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной

дисциплины.

Цель программы: влияние на становление и формирование духовной культуры и

мировоззренческой ориентации

студентов, осознание ими своего места и роли в

обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои

поступки, выбор форм и направлений своей деятельности.

Программа ориентирована на выполнение следующих задач:

- ознакомление студентов с основными законами развития и функционирования природных

и общественных систем;

- способствование формированию у обучаемых логического мышления, основ философского

анализа общественных явлений, системы ценностных ориентацией и идеалов;

-

преобразование и систематизация стихийно сложившихся взглядов, в обоснованное

миропонимание;

- формирование мировоззрения и способности ориентации в общественно-политических

процессах.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей,

свободы и смысла жизни, как основе формирования культуры гражданина и будущего

специалиста.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни,

культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений

науки, техники и технологий.

4

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к

ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы

выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них

ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного

выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной

деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,

потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат

выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,

заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной

деятельности.

1.5. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 58ч.,

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48

часов, в том числе:

теоретические занятия – 40 ч., практические занятия – 8 ч.;

самостоятельной работы обучающегося 10 ч.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе: теоретические занятия – 40ч.,

практические занятия – 8ч.

48

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

10

Итоговая аттестация в форме экзамена / дифференцированного зачета

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии».

Наименование

разделов и тем

Содержание

учебного

материала,

лабораторные

работы

и

практические

занятия,

самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение. Что изучает философия.

4/2

Тема 1.1.

Содержание учебного материала.

Философия и мировоззрение.

Зарождение философии. Философия и наука.

Понятие мировоззрения и его типы: мифология, религия, наука. Предмет и функции философии.

2

2

2

Тема 1.2.

Содержание учебного материала.

Материя и сознание. Материализм и идеализм – два основных направления в философии .

Основной вопрос философии. Содержание понятий «материя» и «сознание». Характеристика

материализма и идеализма.

2

2

Самостоятельная работа

Философские школы Древних Индии. Работа с философскими источниками и творческими заданиями

/2

Раздел 2.

Основные идеи истории мировой философии.

22/8

Тема 2.1.

Содержание учебного материала.

Философия Древней Индии.

Индия – ведический период. Проблема человеческого существования в философии буддизма.

2

2

Тема 2.2.

Содержание учебного материала.

Философия Древнего Китая .

Даосизм: возникновение философской школы даосизма. Основные категории учения «дао» и «дэ».

2

2

Тема 2.3.

Содержание учебного материала.

Философия Древней Греции. Философия Демокрита. Философия Сократа.

2

2

7

2

Самостоятельная работа

Составление сравнительно-аналитической таблицы (2ч.)

Работа с философскими источниками и творческими заданиями (2ч.)

Подготовка сообщений и презентаций о выдающихся персонах Русской философии XIX - нач.

XX вв.(2ч.)

Составление тематического глоссария. Подготовка к терминологическому диктанту (2ч.)

Выполнение заданий творческого характера на основе изучения философских источников (2ч.)

/8

Тема 2.4.

Содержание учебного материала.

ПР 1. Особенность учения и разновидность античных философских школ.

Система взглядов атомистов, киников, стоиков, киренаиков, мегариков.

2

2

2

Тема 2.5.

Содержание учебного материала.

Философия Средних веков. Христианство .

Основные принципы религиозно-философского мышления Средневековья. Патристика. Учение

Августина Аврелия. Схоластика. Учение Фомы Аквинского.

2

2

Тема 2.6.

Содержание учебного материала.

Философия эпохи Возрождения и Нового времени.

Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения и Нового времени. Николай Кузанский о

мире и человеке. Философские идеи Д. Бруно. Учение Ф. Бэкона об индуктивном методе. Р. Декарт

о научном методе познания. Дуализм Декарта в учении о бытии.

2

2

Тема 2.7.

Содержание учебного материала.

Немецкая классическая философия .

Общая направленность немецкой классической философии. Учение И. Канта о познании. Его этическая

концепция. Философская система и диалектический метод Г. Гегеля. Антропологический материализм

Л. Фейербаха.

2

2

8

Тема 2.8.

Содержание учебного материала.

Философия марксизма.

Специфика философии марксизма. Материалистическое понимание истории.

2

2

Тема 2.9.

Содержание учебного материала.

Философия жизни.

Проблема жизни в философии XIX века. Общая направленность.

2

2

Тема 2.10.

Содержание учебного материала.

ПР 2. Русская философия конца XIX – начала XX века.

Спор западников и славянофилов. Зарождение самобытной русской философии. Важнейшие течения в

русской философии XIX – начала ХХ в. - философия всеединства, философская антропология,

персонализм, русский космизм и др.

Основные черты русской философии.

2

2

Тема 2.11.

Содержание учебного материала.

Современная западная философия .

2

2

Раздел 3.

Гносеология. Человек – сознание – познание.

8

Тема 3.1.

Содержание учебного материала.

Познание как результат мыслительной деятельности человека.

Эволюция теории познания в истории философии. Субъект и объект познания.

2

2

Тема 3.2.

Содержание учебного материала.

Формы чувственного и рационального познания.

Ощущение, восприятие, представление. Понятие, суждение, умозаключение.

2

2

9

Тема 3.3.

Содержание учебного материала.

Научное познание.

Что такое наука? Характерные черты научного знания. Уровни и методы научного познания.

2

2

Тема 3.4.

Содержание учебного материала.

ПР 3. Истина и заблуждение.

Характеристика различных концепций истины. Критерии истины. Заблуждение как антипод истины.

2

2

Раздел 4.

Онтология. Суть человеческого бытия. Особенности философской антропологии.

4

2

Тема 4.1.

Содержание учебного материала.

Человек как единство биологического и социального.

Смысл и задачи философской антропологии. Специфика человеческого бытия. Биологическое и

социальное в человеке. К. Юнг: учение об индивидуальном и коллективном бессознательном.

2

2

Тема 4.2.

Содержание учебного материала.

ПР 4. Смысл и назначение человеческого бытия.

Человек в поисках смысла жизни. Концепции смысла жизни.

2

2

Раздел 5.

Аксиология. Ценности человеческой жизни.

8

Тема 5.1.

Содержание учебного материала.

Личность и общество

Социальная сущность человека. Формы общественного сознания.

1

2

Тема 5.2.

Содержание учебного материала.

Основные философские подходы к осмыслению общества.

Специфика философского осмысления жизни общества. Природа и общество. Основные сферы жизни

общества: экономическая, политическая, социальная, духовная

2

2

1

Тема 5.3.

Содержание учебного материала.

Роль культуры в обществе. Культура и цивилизация

Человек в мире культуры. Понятие культуры и цивилизации. Функции культуры. Материальная и

духовная культура.

2

2

Тема 5.4.

Содержание учебного материала.

Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур.

Характерные особенности западной и восточной культуры.

2

2

Раздел 6.

Мир в начале ХХI века. Глобальные проблемы современности

2

Тема 6.1

Содержание учебного материала.

Мир в начале ХХI века. Глобальные проблемы современности.

Характеристика

современной

цивилизации.

Критерии

глобальных

проблем,

их

сущность.

Поиск выхода из глобального кризиса. Сценарии будущего.

2

2

Всего:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 58 ч.

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 48 ч., из них:

теоретические занятия - 40 ч., практические занятия – 8 ч.

Самостоятельная работа обучающегося – 10 ч.

58

48:(40,8)

/10

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. Ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств).

2. Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).

3.Продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

1

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

комплект учебно-наглядных пособий «Основы философии».

Технические средства обучения:

Компьютер, проектор, Smart доска

3.2. Используемые педагогические технологии:

технология проблемного обучения, технология критического мышления.

3.3. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной

литературы

Основные источники:

1.

Губин В.Д. Основы философии: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2014.

2.

Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных

учебных заведений. – М.: Логос, 2014. .

3.

Сборник лекций по УД «Основы философии». Пермь: ГБПОУ ПМК, составитель:

Воронцова И.А.. 2017.

4.

Сборник практических заданий по УД «Основы философии». Пермь: ГБПОУ ПМК,

составитель: Воронцова И.А.. 2017.

Дополнительные источники:

1.

Аблеев С.Р. Лекции по философии: Учебное пособие.- М.: Высш. шк., 2016.

2.

Волошин А.В. Венок мудрости Эллады. – М.: Дрофа, 2015.

3.

Кахановский В.П. и др. Философия для средних и специальных учебных заведений:

Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016.

4.

Мифологический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 2015.

5.

Моисеева Н.А., Сороковикова В.И. Философия: Краткий курс.- СПб.: Питер, 2012.

6.

Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей.- М.: Айрис-пресс, 2016.

7.

Философский энциклопедический словарь.- М.: ИНФРА - М, 2017.

8.

Хрестоматия по философии: учеб. пособие. М.: Изд-во Проспект, 2014.

1

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка

результатов освоения учебной дисциплины осуществляется

преподавателем в процессе проведения обязательного текущего и промежуточного тестового

контроля,

практических

занятий,

заслушивания

сообщений,

докладов,

выполнения

студентами

индивидуальных и групповых заданий в форме презентаций. Изучение

дисциплины завершается аттестацией в форме дифференцированного зачета на основе

накопительной оценки обучаемого по всем формам контроля.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы

и

методы

контроля

и

оценки

результатов обучения

Уметь:

В

результате

освоения

учебной

дисциплины обучающийся должен уметь:

ориентироваться

в

наиболее

общих

философских проблемах бытия, познания,

ценностей, свободы и смысла жизни, как

основе

формирования

культуры

гражданина и будущего специалиста.

ПЗ № 1-4 (8ч)

Знать:

В

результате

освоения

учебной

дисциплины обучающийся должен знать:

-основные

категории

и

понятия

философии;

-роль философии в жизни человека и

общества;

-основы философского учения о бытии;

-сущность процесса познания,

-основы

научной,

философской

и

религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности,

свободе и ответственности за сохранение

жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах,

связанных с развитием и использованием

достижений науки, техники и технологий.

Устный и письменный контроль по тестам с

открытыми

и

закрытыми

вопросами,

содержащими не проблемные и проблемные

задания.

Итоговая аттестация в форме

дифференцированного зачета /экзамена

1

1



В раздел образования