Напоминание

программа " Экономика для малышей"


Автор: Галюк Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка -Детский сад №9 "Родничок"
Населённый пункт: город Няндома Архангельской области
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Экономика для малышей"
Тема: программа " Экономика для малышей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

« Экономика для малышей»

(социально-педагогическая направленность)

Возраст детей – 5-6 лет

Срок реализации – 1 год

Уровень: стартовый

Автор-составитель:

Галюк Елена Алексеевна

педагог

г. Няндома

2017

Содержание

1.Пояснительная записка с. 3-4

2.Цель, задачи программы с. 4-5

3.Учебный план с. 5

4.Содержание программы с. 6-7

5.Планируемые результаты с.7

6.Календарный учебный график с.7-9

7.Условия реализации программы с.9

8.Система оценки достижения планируемых результатов с.9-12

9.Методические материалы с.12-13

10.Список источников с.13

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экономика – это все, что нас окружает.

В.Никифоров

Направленность программы: социально-педгогическая.

Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них

экономических представлений и экономического сознания.

Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни,

правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также

необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями

образовательной системы – дошкольным и школой. Формирование экономического

сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое

мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается

детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства,

умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до

конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного

зарабатывания.

Экономическое

воспитание

личности

является

одним

из

основных

элементов

общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не

может обойтись в ней без экономических знаний.

В связи с коренными изменениями экономического характера в современном

обществе, сложившимися рыночными отношениями, которые определяют интерес к

овладению основами современных экономических знаний и к познанию экономики как

науки, возникла объективная потребность в организации начального экономического

обучения и воспитания уже в дошкольном возрасте. Под начальным экономическим

образованием понимается начальный этап становления и развития личности детей 5 – 6

лет посредством овладения ими основами экономических знаний, умений учебной и

экономической деятельности.

К

пяти-шести

годам

формируется

произвольность

поведения:

на

основе

приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка

возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения. Способность к

осознанности и волевой саморегуляции — это одна из определяющих психологических

предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой

деятельности,

как

экономика.

Другая предпосылка для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой

деятельности состоит в активном освоении детьми пяти-шести лет мира социальных

явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании

ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности.

Ребенок пяти-шести лет начинает осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно»,

«выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха».

Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к децентрации:

готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая

не

только

свою,

но

и

чужую

точку

зрения.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить

ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При

этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и

познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное

экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.

Программа дополнительного образования “Экономика для малышей ” разработана и

предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет и рассчитана на 1 год

обучения.

Объем часов и срок освоения программы: 28 часов ( октябрь- апрель)

Форма обучения – очная.

Особенности

организации

образовательного

процесса

в

соответствии

с

индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в

группу обучающихся одного возраста.

Состав группы постоянный.

Данная программа является модифицированной

и базируется на основе программ

М.М.Ворониной «Школа юного экономиста» и Л.Г.Киреевой «Играем в экономику», с

использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на

основе сказки

« Как Миша стал бизнесменом», разработанной Кнышовой Л.В.,

Меньшиковой О.И.

Цели программы:

формирование у детей доступных экономических понятий;

воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется

детям для их счастливого детства;

воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них.

Задачи программы:

• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат

труда людей);

• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в

зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность,

экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство,

честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной

взаимопомощи, поддержки и т. п.);

• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Этапы реализации программы:

В программе первого года обучения рассматриваются триосновных связанных между

собой направления: “Труд – продукт – товар”, “Реклама”, “Деньги”.

1. Труд – продукт – товар.

Педагогические задачи:

формировать представление о содержании деятельности людей некоторых

профессий;

учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью,

помогать взрослым;

стимулировать деятельность “по интересам”, проявление творчества и

изобретательности.

2. Реклама.

Педагогические задачи:

развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;

дать представление о рекламе, о ее назначении;

учить детей правильно воспринимать рекламу ("Не покупай все, что

рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли

денег на ее приобретение”);

воспитывать разумные потребности.

3. Деньги.

Педагогические задачи:

формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной

необходимости;

воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с

деньгами;

дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к

ним следует относиться с уважением.

Программа второго года обучения дополняется

направления:

«Потребности»,

«Обмен и деньги (валюта). Рынок. Спрос и предложение»,“Производитель и ресурсы”.

4.

Потребности

Педагогические задачи:

знакомить с экономической категорией “потребность”;

расширять представления детей о множестве потребностей, жизненно важных

для людей, об экономических потребностях, о товарах и услугах, в которых

нуждаются люди;

развивать творческие способности и воображения детей, их способность

участвовать в дискуссиях, учить выслушивать мнения других, вежливо

отстаивать свою точку зрения.

Основной принцип, заложенный в данную программу, - тематический подход в

организации игровой деятельности.

«Игра в одной теме» помогает поэтапно вводить ее содержание в воспитательно-

образовательный процесс.

В первый год обучения

взаимосвязано проходят

ролевые игры: «Пекарня»,

«Рекламное

агентство

«Медвежонок»,

«Оптовичок»,

«Супермаркет».Дети

учатся

планировать свою деятельность, действовать сообща и договариваться. Что особенно

ценно, у них появляется интерес к новым, современным профессиям. На занятиях

поддерживается этот интерес, формируется желание работать красиво, быстро, как

«мастер своего дела». Это дает свои положительные плоды в будущем.

Уровень умственного развития детей пяти и шестилетнего возраста отличаются

качественным своеобразием. Поэтому

при планировании тематики занятий и форм

работы данные показатели учитываются. Так, в работе с пятилетними детьми преобладает

игра (игровые ситуации).

К шести годам у ребенка возрастает уровень произвольности внимания, восприятия,

возникает и развивается словесно-логическая память, увеличивается объем, прочность и

точность памяти. Поэтому в содержании занятий с шестилетками расширяется спектр

понятий, предлагаемых детям, больше уделяется внимания решению проблемных

ситуаций.

Особое место в курсе «Экономики для малышей» занимает работа над народными

сказками. Ведь народные сказки – это кладезь векового экономического опыта народа.

Например, работая над сказкой «Колобок» дети познакомятся с такими экономическими

категориями, как труд, изделие; «Терем – теремок» - труд, разделение труда, польза,

выгода; «Морозко» - награда, расплата, убытки и т.д.

В сказках экономическое

содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых

развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-

познавательные навыки.

Кроме игровых моментов на занятиях используются групповые, индивидуальные,

коллективные

формы работы. Курс основ экономических знаний для малышей

предполагает осуществление межпредметных связей с математикой, развитием речи,

окружающим миром, изобразительным искусством. Занятия строятся так, чтобы дети не

получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно

радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление

интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу.

Темы экономического воспитания многогранны и сложны, как и предлагаемые

задания на занятиях.

Однако их решение помогает развивать у детей поисковую

мыслительную деятельность, находить ответ в тексте прочитанной истории.

Учебный план

№ п/п

Название разделов

Количество часов

Формы

аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Что такое товар, продавцы товара

4

2

2

Наблюдение

2

Производство товара и его цена

4

1,5

2,5

Наблюдение

3

Реклама

4

1

3

Наблюдение

4

Деньги и цена

4

3

1

Наблюдение

5

Покупательная сила денежных знаков

4

2

2

Наблюдение

6

Бюджет, доходы, накопления и расходы

4

2,5

1,5

Наблюдение

7

Копейка. Монета. Деньги.

4

3

1

Наблюдение

Содержание программы

1.Раздел «Что такое товар, продавцы товара»

Теория:

Показать, что каждая вещь – это товар. Познакомить с видами товаров:

промышленные, сельскохозяйственные, культурные, бытовые и др.; пополнять активный

словарный запас, развивать умение делать умозаключение на основе опытов; воспитывать

желание

экономно

относиться

к

природным

ресурсам.

Дать

представление

о

многообразии товаров, развивать познавательный интерес

Практика: Учить детей решать проблемную ситуацию.

Углубить представление о многообразии товаров, воспитывать бережное отношение к

вещам. Формировать умение анализировать и умозаключать.

Развивать умение производить операции купли – продажи.

2.Раздел «Производство товара и его цена»

Теория:

Дать понятие зависимости процесса производства от времени;

- прежде чем товар на прилавок положить, нужно создать его своим трудом

Учить ценить результаты труда и прививать уважительное отношение к изготовителям

товаров. Сформировать у детей первичное представление о заводах и фабриках города:

местонахождение, выпускаемой продукции, товарных знаков.

Практика: Показать, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену товара с

имеющимися в наличными деньгами. Рассказать детям о покупательной силе денежных

знаков.

3.Раздел «Реклама»

Теория: Познакомить детей с рекламой, раскрыть ее важность. Дать понятие о том, что

такое реклама, для чего она нужна и как ее лучше организовать. Уточнить знания о

профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве.

Практика: Экономическая игра с решением проблемной ситуации. Учить детей выполнять

определенные

игровые

действия,

развивать

сотворчество,

инициативу,

коммуникабельность.

4.Раздел «Деньги и цена»

Теория:

Подвести к элементарному пониманию зависимости расходов на товар с его

ценой, учить делать выводы. Дать понятие о том, зачем нанимают работников и какая

должна быть у них зарплата

Практика: Пробуждать у детей желание соучаствовать, оказывать помощь; развивать

практические навыки в процессе изготовления муляжей моркови, грибов, ягод,

корзиночек и др. «товаров» (для игры «Магазин»)

5.Раздел «Покупательная сила денежных знаков»

Теория: Учить детей считать, сравнивать числа, составлять число из меньших чисел.

Помочь понять покупателю силу денежных знаков. Дать понятие о затратах и прибыли в

торговле. Показать детям, что бывают обязательные (основные) и необязательные (не

основные) расходы

Практика: Подвести детей к осознанию зависимости достоинства монеты от ее

покупательной способности, к пониманию функции денег как меры стоимости. Показать

разнообразие товаров, развивать умение самостоятельно осуществлять процесс купли –

продажи, вступать в диалог; воспитывать культуру общения

.

6.Раздел «Бюджет, доходы, накопления и расходы»

Теория: Раскрыть представления детей о доходах и их динамике (увеличение,

уменьшение).Закрепить представление о расходах и доходах. Дать детям понятие о том,

кто такой брокер и чем он занимается

Практика: Закрепить знание детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности

(времени года) на реальный спрос. Сформировать умение ориентироваться в цене товара,

устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене. Развивать самостоятельность в

выборе решения

7.Раздел «Копейка. Монета. Деньги»

Теория: Раскрыть детям двузначность числа на наглядном материале. Закрепить понятия:

монета, копейка; показать количественный состав числа из единиц (набор копеек). Дать

детям сведения о производстве денежных знаков (купюр, монет).

Практика: Закрепить знания детей о товарах, умение различать монеты разного

достоинства (1, 5, 10 копеек). Закрепить умение различать монеты; развивать способность

сопереживать, помогать

Планируемые результаты:

Знать: Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них. Сформированность

знаний о товарах, о производстве товаров, о цене товаров и ее зависимости от качества

товара их многообразии, о торговле как особом роде деятельности, о торговой прибыли, о

формах торговли: оптовой и розничной, о рекламе как коммерческой информации,

имеющей целью привлечь потребителей и увеличить спрос.

Уметь: Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться,

радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша. Общительность,

чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до

конца. Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения,

взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи.

Календарно-учебный график:

- количество учебных недель28

- количество учебных дней 28

- продолжительность каникул( в неделю зимних каникул -1 занятие )

- даты начала и окончания учебных периодов/этапов

- режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – общее количество часов

в год: 28,

количество часов и занятий в неделю:1

периодичность и продолжительность занятий: 28 занятий в учебном году, 1 раз в неделю.

-- длительность занятий :25 мин.,

--время проведения занятий: вторая половина дня по расписанию.

Дата

проведе

Ния

Время

прове

дения

занятия

Тема занятия

Кол-

во

часов

Форма

занятия

Место

прове

дения

Форма

контро

ля

Октябрь

1

2

3

4

07.10

14.10

21.10

28.10

с15-35

до16-00

«В гости к гному Эконому и Фее

Экологии»

«Как Миша из покупателя

превратился в продавца»

«Какие бывают товары?»

«

Почему не все можно купить и

продать – экономическая минутка»

1

1

1

1

Фронт.-я

Фронт.-я

Групп-я

групп.-я

муз.

зал

группа

Наблю

дение

Ноябрь

1

2

3

4

05.11

11.11

17.11

24.11

с15-35

до16-00

«О том, как непросто дело делается

и от чего зависит, много ли товаров

в магазин»

«Заводы нашего города»

«Как Гном Эконом помогает Мише

сделать подарок ко Дню рождения»

«Маленькие покупки»

1

1

1

1

групп-я

Фронт.-я

Фронт.-я

Фронт.-я

группа

Наблю

дение

Декабрь

1

2

3

4

5

02.12

09.12

16.12

23.12

30.12

с15-35

до16-00

«Как можно узнать о товаре-

экономические минутки»

«Как сорока Мишин товар

хвалила»

«Угадай какая это профессия»

«Рекламное агенство»

«Как Миша на собственных

ошибках учился цену назначать»

1

1

1

1

1

Фронт.-я

Фронт.-я

Групп-я

Групп.-я

Фронт.-я

группа

Наблю

дение

Январь

1

2

3

13.01

20.01

27.01

с15-35

до16-00

«Как у Миши появился помощник

дятел»

«Поможем Мише»

«Уроки Гнома Эконома»

1

1

1

Фронт.-я

Фронт.-я

Групп.-я

Группа

наблю

дение

Феврал

ь

1

2

3

4

03.02

10.02

17.02

24.02

с15-35

до16-00

«Интересные покупки»

«Кто купит больше?»

«Супермаркет»

«Как Миша понял, что деньги

любят счет»

1

1

1

1

Фронт.-я

Групп.-я

Групп.-я

Фронт.-

группа

Наблю

дение

Март

1

2

3

4

03.03

10.03

17.03

24.03

с15-35

до16-00

«Как Миша учился деньги делить»

Знакомимся с новой профессией:

«Миша-брокер»

«Биржа-брокер»

«Как у Миши малина испортилась»

1

1

1

1

Фронт.-я

Фронт.-я

Фронт.-я

Фронт.-я

группа

Наблю

дение

Апрель

1

2

07.04

14.04

с15-35

до16-00

«Муха по полю пошла»

Магазин

«Игрушки»,

1

1

Фронт.-я

Групп.-я

Группа

наблю

дение

3

4

21.04

28.04

«Канцтовары»,

«Промышленные

товары»

«Поможем Буратино…»

«Уроки

Миши

бизнесмена

«На

монетном дворе»

1

1

Фронт.-я

Фронт.-я

муз.зал

Условия реализации программы:

материально-техническое обеспечение – групповое помещение,

Предметная среда

1.

Пособия “Назови профессию”, “Профессии”, “Как товар приходит к человеку”.

2.

Дидактические игры «Мой город», «Я – строитель», «Я – повар», «Из чего что

сделано»

3.

Посуда, книги разного качества (сорта).

4.

Демонстрационные пособия “Гжель”, “Жестово”, “Дымковская игрушка”.

5.

Мелкие игрушки (для магазина детских товаров).

6.

Ценники.

7.

Книга для детей “Профессии” Безруких М.Н., Филипповой Т.А.

8.

Рекламные газеты

9.

Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления.

10. Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей

11. Пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры): “Супермаркет”,

“Автосалон”, “Продукты”, “Путешествия”.

12. Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп.

13. “Портреты” членов семьи.

14. Круг (большой) на листе ватмана с секторами; в каждом секторе отразить в

рисунках, аппликациях содержание постоянных расходов: культурные, бытовые,

налоги, банк, оплата за детский сад, за обучение и др.

15. Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран.

16. Кошельки, сумочки величиной с образец “денег”, которые используются для игр и

занятий.

17. Книга для детей “Деньги” А.Д.Шатова.

18. Экономическая настольная игра «Белка и компания»

- информационное обеспечение – просмотр мультфильмов«Азбука

фин.грамотности.Смешарики», использование фото монет, купюр в презентациях.

кадровое обеспечение – педагог высшей категории Галюк Е.А., педстаж 21 год

занимается 4 года по этой теме,

требования к начальному уровню подготовки обучающихся-нет

- участие родителей в образовательном процессе: беседы с детьми , совместные походы за

покупками в магазин , в банк, проведение бесед, консультаций, КВН, буклеты для

родителей и др.

Система оценки достижения планируемых результатов:

Результаты:

-сформированы представления о содержании деятельности людей некоторых

профессий;

– у детей развит интерес и положительное отношение к рекламе; знают назначение

рекламы, правильно ее воспринимают,

-сформировано правильное отношение к деньгам как предмету жизненной

необходимости; -дети знаю , что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним

следует относиться с уважением.

-сформированы представления детей о потребностях, о товарах, услугах в которых

нуждаются люди

–уровень освоения программы:стартовый

– тип и форма контроля : наблюдение, проведение диагностических мероприятий

– периодичность и режим проверки образовательных результатов: октябрь, апрель

– критерии оценки: выполнение заданий

– оценочные материалы - перечень диагностических заданий, позволяющих

определить достижение обучающимися планируемых результатов.

Проверка результативности освоения программы проводится в следующих формах:

1.Наблюдение педагога на каждом занятии.

2.Оценка уровня экономических знаний и представлений посредствам выполнения

заданий

- Формы фиксации образовательных результатов:

№ Ф.И.

Задание

№1

Задание

№2

Задание

№3

Задание

№4

Задание

№5

Итоги

Окт.

Апр.

Окт.

Апр

.

Окт.

Апр.

Окт.

Апр.

Окт.

Апр.

Окт

.

Апр.

- Формы предъявления и демонстрации образовательных

результатов: мероприятие итоговое, диагностическая карта

Задание 1

Выбери, что тебе больше нравится

Цель: выявить интерес детей к экономике.

Материал: 10 – 12 брусков, карточки с цифрами 1, 3, 5, 7, 8…, деньги (монеты и

банкноты достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп., 50 коп., 1 р. …)

Инструкция: На столе лежат цифры, деньги, бруски. Рассмотри их. Цифры ты

используешь на занятиях по математике, бруски – на занятиях по

конструированию, а деньги – когда занимаешься экономикой. Из этих материалов

можно построить ряд чисел.

Что ты хочешь выбрать: бруски, цифры, монеты? Что тебе больше

нравится? Почему? (Отмечается первичный выбор)

Если бы не было цифр (брусков, монет), то из чего бы ты еще мог составить

ряд чисел?

Задание 2

Выбери верное предложение

Цель: выявить сформированность экономических представлений.

Материал: карточки, на которых написано по два предложения или соответствующие им

картинки

Инструкция: Предлагаю тебе поиграть со мной в игру. Я прочитаю тебе два предложения.

Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его

выбрал.

1.

Чтобы жить, необходимы деньги. Чтобы жить, необходимы игрушки.

2.

Только взрослые должны трудиться. И дети, и взрослые должны трудиться.

3.

Валюта – бумажные деньги. Валюта – это деньги другой страны, которые могут быть и

бумажные, и металлические.

4.

Реклама нужна человеку для развлечения. Реклама важна для продажи товаров.

5.

Пенсию обычно получают папы и мамы. Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.

6.

Вода должна течь из крана и днем, и ночью. Вода должна течь из крана тогда, когда это

нужно человеку.

7.

Бюджет семьи – это только доходы. Бюджет семьи – это доходы и расходы.

Задание3

Найди лишнее

Цель: выявить умение выполнять операцию группирования по существенным

(экономическим) признакам.

Материал: 6 карточек, на которых изображены:

1.

Рубль, доллар, евро, кошелек (категория «Деньги»)

2.

Банкноты достоинством 10 руб., 5 долларов, 10 евро, 5 копеек (категория

«Деньги»)

3.

Кондитерская фабрика, мебельная фабрика, автозавод, магазин (категория

«Товар, производство»)

4.

Человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория

«Труд»)

5.

Одежда, дом, продукты питания, книга (категория «Потребности»)

6.

Игрушка, посуда, машина, солнышко (категория «Товар»)

Инструкция:Посмотри на рисунки. Они разные. Какой предмет (действие)

лишний? Почему? Как можно одним словом назвать остальные предметы

(действия)?

Задание 4

Расскажи, что случилось?

Цель: Определить интерес к экономическим знаниям, их осознанность; умение

делать выбор, ориентируясь на нравственные нормы поведения.

Материал: картинки, иллюстрирующие разнообразные ситуации, вызывающие

положительные и отрицательные чувства; «лица» в разных эмоциональных

состояниях:

1.Мальчик ремонтирует книгу. Мальчик вырывает страницы из книги

2.Девочка бросает игрушку. Девочка наводит порядок в игровом уголке.

3.На витрине представлены товары без ценников.

4.Мальчик плачет и требует купить машинку.

5.Папа и мама определяют бюджет семьи.

Инструкция: Перед тобой картинки. Как ты относишься к тому, что изображено на

картинке? Как надо вести себя в данной ситуации? Выбери картинку с

соответствующим «лицом». Почему ты сделал такой выбор?

Задание 5

Продолжи предложение

Цель:

проверить умение детей завершать предложение по смыслу,

используя термины экономики.

Материал:

предложения

«экономического»

содержания

или

соответствующие им сюжетные картинки

Инструкция:

Предлагаю тебе поиграть со мной в игру. Я начну

предложение, а ты закончи его.

1.

Любой труд приносит … (пользу)

2.

Моя мама получает за свой труд…, бабушка - …, а брат учится в

институте и ему платят, если … (вести дополнительное хозяйство, кто-

то из членов семьи пойдет на работу и т.д.)

3.

Воспитатель, банкир, швея, фермер – это … (профессии)

4.

Деньги разных стран называются … (валюта)

5.

Любой товар можно … (купить, продать, изготовить)

6.

В магазине цена …, чем на рынке (выше)

7.

Место хранения и накопления денег называется … (банком)

8.

Чтобы люди узнали о товаре, нужна … (реклама)

9.

Мебель, одежда в магазине – это … (товар)

10. Для того чтобы жить, человеку нужны … (одежда, жилье, продукты

питания)

По результатам наблюдений учителя, выполнения заданий каждого ребенка

условно можно отнести к тому или иному уровню экономического развития.

Критерии развития: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: Ребенок проявляет ярко выраженное положительное эмоциональное

отношение к заданиям экономического содержания; активно отвечает на вопросы,

проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера; без ошибок

выполняет все задания; владеет операцией группирования; осуществляет выбор,

ориентируясь на существенные признаки; использует в речи экономические термины.

Максимально самостоятелен при выполнении заданий.

Средний уровень: Ребенок проявляет интерес к большинству заданий; активно отвечает

на вопросы, используя экономические термины, но сам вопросов не задает; иногда

допускает ошибки при группировании предметов, выделении существенных признаков,

но исправляет их. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого. Характер

помощи связан с нацеливанием внимания ребенка на принцип решения задачи.

Низкий уровень: Не всегда уверен в своих силах, особенно при выполнении более

сложных заданий.

Затруднения преодолевает по побуждению педагога. Проявляет

ситуативный интерес к выполнению заданий. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с

которыми знаком по личному опыту, испытывает трудности при выполнении заданий,

группировке предметов, выборе предметов по существенным (экономическим) признакам,

в использовании экономической терминологии. Низкий уровень самостоятельности.

Слабая сосредоточенность, часто отвлекается. Преодолевает трудности только при

помощи взрослых. Характер помощи связан с прямым указанием на принцип решения.

Методические материалы:

-формы организации образовательного процесса – очно,

-формы организации учебного занятия (акция, аукцион, беседа, игра, КВН, конкурс,

открытое, занятие, праздник ,презентация),

-дидактические материалы – раздаточные материалы, задания, упражнения, и т.п;

-наглядный материал (виды наглядности: звуковой, символический, картинный и др).; -

альбомы.

- структура типичного занятия

1 этап: Вводный

1.1.организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя

на учебную деятельность и активизация внимания.

1.2 этап: проверочный.

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания

(если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического),

проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

2 этап: основной.

В качестве основного этапа могут выступать следующие:

1) Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и

отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать

задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2) Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного

материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные

практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или

обоснованием

3) Закрепление знаний и способов действий.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют

тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

4) Обобщение и систематизация знаний.

Задача:

формирование

целостного

представления

знаний

по

теме.

Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

3 этап: заключительный

3.1.контрольный.

Задача:

выявление

качества

и

уровня

овладения

знаниями,

их

коррекция.

Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания

различного

уровня

сложности

(репродуктивного,

творческого,

поисково-

исследовательского).

3.2.этап: итоговый

Список информационных источников:

Нормативные документы:

1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации».

2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении

федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3.

Приказом

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации

от

09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам»

4

СанПиН

2.4.4.3172-14

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию

и

организации

режима

работы

образовательных

организаций

дополнительного

образования

детей»

нормирует

требования

к

организации образовательного процесса (раздел VIII):

Рекомендуемая литература:

1.

М.М.Ворониной «Школа юного экономиста»

2.

Л.Г. Киреева «Играем в экономику»

3.

М. Кулакова «Занимательная экономика в стихах, сказках, ребусах, загадках»

4.

И.П. Липсиц «Удивительные приключения в стране «Экономика»

5.

И.А. Сасова «Экономика» (Тетрадь творческих заданий)

6.

Т.В. Смирнова «Белка и компания» (Экономика для малышей)

7.

Т.В. Смирнова «Путешествие Белки и ее друзей» (Задачник – тетрадь по

экономике)

8.

А. Смоленцева «Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок»



В раздел образования