Напоминание

" Программа духовно-нравственного воспитания и социализации младших школьников"


Автор: Криволуцкая Наталья Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 3"
Населённый пункт: г.Балабаново Калужской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Программа духовно-нравственного воспитания и социализации младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад





Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Балабаново»

Боровского района Калужской области

249004 г.Балабаново, ул. Московская дом 5 А тел.(48438) 2-12-72

Программа

духовно-нравственного воспитания и социализации младших школьников

в рамках ФГОС

«Счастливы вместе»

срок реализации – 4 года

возраст учащихся - 6, 5 -10 лет


Разработчик учитель начальных классов и ОПК высшей квалификационной категории
Криволуцкая Наталья Олеговна

г. Балабаново- 2015 г
1

Паспорт программы

Наименование программы:
Программа духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся начальной школы (1-4 классы) «Счастливы вместе».
Цель программы:
воспитание нравственного, ответственного и инициативного гражданина России.
Задачи:
 формирование способности к непрерывному образованию, самовоспитанию и духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;  создание общешкольной атмосферы любви, взаимопонимания и взаимопомощи;  развитие осознанного нравственного поведения детей;  формирование личности, уважающей историю своего народа, воспитанную на духовных традициях православной культуры;  ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи.
Срок реализации программы- 4 года (1-4 класс)

Начало реализации в 2012-2013 учебном году.

Ожидаемые результаты:
 формирование осознанного и уважительного отношения к православным ценностям, к вере и религиозным убеждениям;  уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;  знание и понимание учащимися истоков отечественной русской культуры, традиций русского народа;  представление о семье, как о высшей ценности гражданского и православного общества.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям Стандарта, Концепции и Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, 2
ценностей, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. В разработке программы учитывался план воспитательной работы школы и комплексно-целевая программа духовно – нравственного воспитания учащихся МОУ «СОШ № 3 г. Балабаново» Программа построена с опорой на ведение в классе «Основ православной культуры» по УМК А.В. Бородиной «История религиозной культуры» с 1 по 3 классы в виде занятий в сетке внеурочной деятельности и предмета «ОПК» в рамках модуля курса ОРКСЭ в 4 классе. В Боровском районе это возможно благодаря внедрению в жизнь муниципального проекта "Развитие культурной педагогической среды образовательного учреждения на основе духовных традиций отечественной культуры", предусматривающего системное ведение "ОПК". (Автор проекта Т.В. Анохина) Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности с целью воспитания у школьников высоких духовно-нравственных качеств. Этому способствует мое активное участие в работе школы и в качестве опорного образовательного учреждения по теме: «Воспитание и развитие гармонично-развитой личности на основе духовно-нравственных традиций отечественной культуры». Я не раз давала открытые уроки и внеклассные мероприятия не только для учителей района, но и педагогов г. Обнинска, г.Жукова, г. Тарусы, г. Малоярославца и посещающих наш район делегаций из Приморья и других регионов.
Актуальность программы
Более двадцати лет я работаю учителем начальных классов и являюсь классным руководителем. Каждый раз, когда приходят ко мне новые первоклассники, меня волнует вопрос: как построить свою воспитательную работу, чтобы коллектив был дружным, сплочённым, творческим? Мой сегодняшний класс поставил передо мной новую проблему – как сплотить детей, если из 20 учеников у меня учатся 3 молдаванина, осетинка, гагаузка, 5 цыган, таджик и 2 узбека? Тогда я поняла, что опорой для построения воспитательной системы класса может быть только изучение всеми детьми курса «Основы православной культуры». Тактично и доступно я объяснила родителям моих первоклассников, что очень важно знать историю и культуру той страны, в которую они приехали и выбрали для дальнейшего проживания. Теперь, когда дети всех национальностей моего класса изучают курс «Основы православной культуры» уже 3 года, на родительском собрании по выбору одного из модулей курса ОРКСЭ единогласно был выбран курс «ОПК». Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность 3
обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Инновационность
разработанной воспитательной программы, на мой взгляд, заключается в следующем:  построение Программы с упором на изучение курса «Основы православной культуры»;  использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации обучающихся в рамках духовно- нравственного развития;  возможность адаптировать традиционные формы работы к современным требованиям, целям;  наличием заинтересованности участников образовательного процесса в реализации данной программы;  согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью обучающихся.
Принципы реализации программы:
4
Участники программы
Администрация школы Школьный психолог Классный руководитель, педагоги Ученики Семьи учащихся Центр социальной реабилитации "Второе дыхание" Священнослужители

Принцип

ориентации

на

идеал.
Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно- нравственного и социального развития личности. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. 
Аксиологический

принцип.
Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития. 
Принцип мотивации деятельности обучающихся
. Предусматривается добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность, в значимые социальные проекты. 
Принцип следования нравственному примеру
. Это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя. 
Принцип

диалогического

общения.
В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к 5
морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым. 
Принцип

системно-деятельностной

организации

воспитания

.
Воспитание, направленное на духовно- нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Направления
6

Направление I. «Счастливы вместе и здоровы»

Цель:
использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающимся значимости физического и душевного здоровья человека, воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи
работы в данном направлении:  формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.  получение элементарных представлений о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, душевного, социального (здоровья семьи и школьного коллектива).
Формы работы
с классным коллективом в данном направлении:  спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы; 7
"Основы

православной

культуры"

"Счастливы

вместе и

здоровы"

"Счастливы

вместе в учебе

и труде"

"Счастливы

вместе

прикасаясь к

прекрасному"

"Счастливы

вместе в

России"

"Счастливы

вместе в

семье"

"Счастливы

вместе живя

по Золотому

правилу"

"Счастливы

вместе в

мире людей"

 дни здоровья, походы, в том числе по Святым местам Боровского района;  спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, устные журналы;  тематические консультации для родителей.
Прогнозируемый результат.

У выпускника начальной школы должны быть сформированы:
 элементарные представления о взаимной обусловленности физического и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;  первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека. (Результаты работы на сегодняшний день в Приложении 1).


Направление II. «Счастливы вместе в учебе и труде»

Цель:
создание условий для формирования первоначальных представлений о нравственных основах учебы, труда и творчества.
Задачи
работы по данному направлению:  воспитание уважения к труду и творчеству старших и сверстников;  формирование отношения к учебе как виду творческой деятельности;  формирование первоначальных представлений о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;  воспитание дисциплинированности, настойчивости и последовательности в выполнении учебных и учебно- трудовых задач;  формирование интеллектуальной культуры учащихся, развитие их кругозора и любознательности. Основные моменты деятельности классного руководителя в данном направлении: 1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности обучающихся класса и организации коррекционной работы. 2. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся. 3. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений. 8

Формы

работы
с классным коллективом в направлении «Счастливы вместе в учебе и труде»:  внутриклассные мероприятия по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;  трудовые акции;  презентации творческих и учебных достижений;  проектная деятельность.
Прогнозируемый результат.

У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
 ценностное отношение к труду и творчеству, трудовым достижениям России и человечества;  ценностное и творческое отношение к учебному труду;  осознание приоритета нравственных основ труда, творчества.
У выпускника начальной школы должно быть сформированы:
 первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества;  потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности. ( Результаты работы в данном направлении в Приложении 2)


Направление III. «Счастливы вместе в мире людей»

Цель:
передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей, опыта поколений.
Задачи
деятельности в данном направлении создать условия для формирования:  уважительного отношения к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;  установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. Основные моменты деятельности классного руководителя в данном направлении:  изучение способности к общению каждого обучающегося в детском коллективе;  на материале диагностики определение проблем в общении обучающихся и организация коррекционной работы;  организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения. 9

Формы

работы
классного руководителя в данном направлении:  тематические классные часы;  тренинг общения детей и родителей;  самопрезентации и самопредставление;  праздники, конкурсы, совместные поездки.
Прогнозируемый результат.

У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
 уважение к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России;  неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;  почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Накоплен
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. (Достигнутые результаты в данном направлении в Приложении 3)
Направление IV. «Счастливы вместе живя по Золотому правилу»

Цель:
обучение детей пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
 формирование у детей нравственной культуры миропонимания.  формирование у детей осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, а так же своей роли в нем. Основные моменты деятельности классного руководителя в данном направлении:  развитие у обучающихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.  знакомство обучающихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.  формирование у детей умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. 10

Формы

работы
с классным коллективом в данном направлении:  тематические классные часы по нравственной тематике;  дискуссии по нравственной тематике;  читательские конференции;  знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.
Прогнозируемый результат:
 получение первоначального представления о традиционных моральных нормах православного человека;  получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье;  приобщение по своему желанию и с согласия родителей к деятельности традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в монастыри и храмы области, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч со священнослужителями);  усвоениепервоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, взаимной поддержке. ( Предварительные итоги работы в данном направлении в Приложении 4).
Направление V. «Счастливы вместе прикасаясь к прекрасному »

Цель:
гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.
Задачи:
 воспитание ценностного отношения к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно- историческому наследию, народным традициям;  получение элементарных представления о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края. 11

Формы

работы
классного руководителя с классным коллективом в данном направлении:  паломнические поездки по Святым местам области;  празднование памятных дат календаря, опираясь на Православные праздники;  посещение театров, музеев, выставок,  театрализованные представления;  фестивали;  творческие конкурсы;  участие в районных и городских мероприятиях.
Прогнозируемый результат.

У выпускника начальной школы должно быть сформированы:
 первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении и поступках людей;  элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
накоплен:
 первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, традиций, фольклора народов России;  первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;  первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества. (Результаты работы в данном направлении в Приложении 5).
Направление VI. «Счастливы вместе в России»

Цель:
воспитание гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения.
Задачи:
 формирование элементарных представлений о политическом устройстве России, об институтах государства, 12
их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;  представлений о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;  представлений о правах и об обязанностях гражданина России;  уважительного отношения к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;  начальных представлений о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;  представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России;  интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России.
Формы
работы классного руководителя в направлении «Счастливы вместе в России»:  тематические классные часы;  встречи с представителями общественности;  конкурсы, викторины по тематике;  праздники, детские конференции.
Прогнозируемый результат:

У выпускника начальной школы должно быть сформированы:
 ценностное отношение к России, к своей малой Родине, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации;  элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;  начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Накоплен
 первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;  опыт социальной и межкультурной коммуникации. ( Предварительные итоги работы в Приложении 6) 13

Направление VII. «Счастливы вместе в семье»

Цель:
максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
 организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;  создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;  обучение родителей умению владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми на основе православных традиций. Основные моменты деятельности классного руководителя:  изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.  расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями);  поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Формы
деятельности классного руководителя в данном направлении:  тематические классные часы;  праздники семьи, спортивные состязания с участием членов семей;  праздники, посвященные красным датам календаря (День Матери, 8 Марта, 23 февраля, День Победы, Рождество, Пасха);  совместные паломнические поездки;  тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями. 14
Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, каков образ жизни его ученика, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее: а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи; б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед (в особенности с привлечением закрепленных за школой священнослужителей); в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей; г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях. Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей через приобщение их к изучению ребенком курса ОПК и участие в православных праздниках.
Формы работы с родителями:
 родительские собрания;  индивидуальные консультации;  посещение на дому;  тематические консультации;  родительские чтения;  проведение совместных праздников.
Тематика проведения классных родительских собраний в начальных классах

1 класс
1.Знакомство с родителями детей – первоклассников. 15
2. Проблема адаптации первоклассников в школе. 3. Телевизор и компьютер в жизни семьи и первоклассника. 4. Положительные и отрицательные эмоции в семье и школе.
2 класс
1. Режим дня школьника. 2. Папа, мама, я - читающая семья. 3. Авторитет родителей – основа православной семьи. 4.Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы…»
3 класс
1.Значение общения в развитии личностных качеств ребенка. 2.Трудовое участие ребенка в жизни семьи, его роль в развитии работоспособности и личностных качеств. 3.Православные традиции в современной семье. 4.Итоги прошедшего года – музыкальный праздник «Мы и наши таланты»
4 класс
1.Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка. 2.Учебные способности ребенка, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности. 3. Отцовский авторитет. 4. Театрализованная постановка « Мы – будущие пятиклассники». ( Предварительные итоги работы в данном направлении в Приложении 7) .
План-сетка по направлениям

Направление «Счастливы вместе в семье»
Месяц 1-й год реализации 2-й год реализации 3-й год реализации 4-й год реализации Примечания ( вносятся по мере необходимости) Сентябрь Классный час «Я, ты, он, она – вместе целая Подготовка материалов к проекту «Моя Проведение совместно с родителями Классный час «Пойми меня правильно» 16
страна!» родословная» экскурсии «Улицы родного города» Октябрь Беседа «Дорогие мои старики» ( ко Дню пожилого человека) Исследовательская работа «Моя родословная» Участие в акции «Ветеран живет рядом» «За что уважают в семье и обществе?» диспут Ноябрь Выставка рисунков « Мама - самое главное на земле» Конкурс рисунков «Кем работает моя мама?» (ко Дню матери) Классный час «Самые дорогие для нас слова: «Мама, Родина, мир» Классный час «Мамины руки и мамино сердце – самое главная ценность для нас» Декабрь «Что означает моё имя?» индивидуальные проекты Устный журнал «Загляните в семейный альбом» Беседа «Что означает моя фамилия?» Классный час «Семейные традиции» Январь Беседа «Новый год в моей семье» Беседа «Семья - это семь «Я» Устный журнал «Семейные ценности» Анкетирование «Главное в семье - это…» Февраль Конкурс рисунков «Кем служил мой папа?» «Папа, мама, я- спортивная семья» Поисковая операция «Как образовалась моя семья» Праздник « Папа может…» Март Подготовка открыток для мам, бабушек, сестёр. Утренник для мам «Мамин день» Встреча с бабушками и мамами «Как трудно быть Устный журнал «История одного ордена ( медали)» 17
мамой» Апрель Классный час «Пасхальные традиции в моей семье» Мастер класс от наших мам. Роспись пасхальных яиц. Поездка на Пасхальный концерт совместно с родителями. Семейный вечер « Жили-были…» Май Заочное путешествие «В семью детского писателя». Организация с родителями похода «Во имя любви» (Ко Дню семьи, любви и верности) Праздник «Прощание с начальной школой»
Направление «Счастливы вместе в России»
Месяц 1-й год реализации 2-й год реализации 3-й год реализации 4-й год реализации Примечания ( вносятся по мере необходимости) Сентябрь Внеурочное занятие «С чего начинается Родина» Классный час «Родина любимая моя» «С любовью к России» Викторина «Моя Родина» Октябрь Экскурсия «Люблю тебя, мой город» Заочное путешествие «Чем богата наша Калужская область» Слайд-беседа «Святыни Боровского района» Экскурсия «Милые сердцу места» Ноябрь Виртуальное путешествие «Фольклор родного края» Классный час «Живем в мире Конкурс сочинений «Я - 18
«Природа родного края» поездка в краеведческий музей и согласии» человек и гражданин» Декабрь Игра – викторина «Знаю ли я свою страну» «Традиции моего народа» внеурочное занятие Беседа «Символы Российского государства» Классный час «Ими славен наш край» Январь Кл. час «Города и села Боровского района» Поездка в Свято- Пафнутьев Боровский монастырь «Моя малая Родина» поездка по Святым местам Боровского района Классный час «Что значит быть счастливым в своей стране?» Февраль Утренник «Служу России» Классный час «А ну-ка, мальчики!» Внеурочное занятие « Богатыри русские» Игровая программа «Папа и я» Март Утренник ко Дню 8 Марта Классный час «А ну-ка, девочки!» «Женский след в истории России» проект Конкурсная программа «Мама и я» Апрель «Человек- хозяин природы» классный час «День птиц» конкурсная программа Э ко-урок «Хранители воды» Участие в экологической акции «Чистый двор» Май Утренник «Давно закончилась война» Встреча с ветераном «О чем говорят ордена?» Кл. час «Поговорим о земляках!» «Герои рядом с нами» классный час 19

Направление « Счастливы вместе в мире людей »
Месяц 1-й год реализации 2-й год реализации 3-й год реализации 4-й год реализации Примечания ( вносятся по мере необходимости) Сентябрь Беседа «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!» Классный час «Чтение- вот лучшее учение» Классный час «Дружба крепкая» Диспут «Встречают по одежке, провожают по уму» Октябрь Классный час «Правила поведения в школе» Классный час «Когда мои друзья со мной…» «Правила поведения в транспорте» интерактивное занятие Беседа «Мир моих увлечений» Ноябрь Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» « Как вести себя в храме» интерактивное занятие Путешествие в страну «Именинник» мини-проект Классный час «Разговор о самом важном» Декабрь Классный час «Что такое доброта?» Участие в акции «Спешите делать добро» « Рождественский подарок для пожилого человека» посещение центра социальной реабилитации Час доверительного разговора «Моё «хочу» и «надо» Январь Классный час Экскурсионная Круглый стол Урок 20
«Что такое доброта?» поездка в театр «Поговорим о вежливости» благотворительности «Кому нужна моя помощь?» Февраль Беседа «Слово огорчает, веселит, утешает» Классный час «Делу - время, потехе - час» Беседа «Считаете ли вы себя культурным человеком?» Устный журнал «Мы в ответе за тех, кого приручили» Март Доверительная беседа «Друг - это…» «Подарок для чужой мамы» посещение центра социальной реабилитации Участие в школьной акции «Православная книга добрым соседям» Классный час «Все работы хороши» Апрель Ролевая игра «Разговор о честности» Классный час «Будьте так добры…» Конкурс «Коса- девичья краса» Игра-викторина «Мы - девочки, мы - мальчики!» Май Игра- путешествие «На волшебном поезде» Утренник «Праздник цветов» Познавательная программа «Скуку, лень из жизни вон» Классный час «Благодарность - это…»
Направление «Счастливы вместе и здоровы»
Месяц 1-й год реализации 2-й год реализации 3-й год реализации 4-й год реализации Примечания ( вносятся по мере необходимости) Сентябрь Участие в Неделе Здоровья Участие в Неделе Здоровья Участие в Неделе Здоровья Участие в Неделе Здоровья 21
Октябрь «В здоровом теле – здоровый дух» беседа Классный час «Режим дня очень важен для меня» Кл. час «Здоровье сгубишь - новое не купишь» Беседа «Азбука безопасного поведения» Ноябрь «Классный час « Сам себе я помогу, я здоровье сберегу» «История возникновения Правил дорожного движения» интерактивная беседа «Чистое лицо и чистая душа» внеурочное занятие Классный час «Привычки, которые мешают нам жить» Декабрь Урок - игра «В гостях у Мойдодыра» Классный час «История олимпийских игр» Классный час «Что такое нормы ГТО» Игра-викторина «Почему важно не забывать о гигиене» Январь «Как сохранить здоровье зимой?» беседа «Дорожные знаки и их виды» встреча инспектором ГИБДД Беседа «Меры безопасного поведения на льду» «Вредные привычки» классный час Февраль «Знакомство с дорожными знаками» Игры-состязания «Богатырская сила наша» Беседа «Жизнь прожить- не море перейти» Турнир «Богатырская сила» Март Игра – путешествие с Карлсоном «Наше питание» Беседа «Сигналы, подаваемые водителем» Беседа «Что такое перекрёсток?» «В здоровом теле – здоровый дух» выставка рисунков 22
Апрель Беседа «Мы - пассажиры!» Устный журнал «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» Проект «Польза и вред шоколада » Проектная деятельность «Полезные и вредные продукты, которые мы едим» Май «Наши верные друзья. Светофор и его сигналы» урок- игра «Правила перехода улиц и дорог» конкурс рисунков Спортивный праздник «Народные игры жителей России» Беседа «Причины несчастных случаев»
Направление «Счастливы вместе в учебе и труде»
Месяц 1-й год реализации 2-й год реализации 3-й год реализации 4-й год реализации Примечания ( вносятся по мере необходимости) Сентябрь «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!» классный час «Путешествие по рекам, странам, городам» Участие в олимпиаде ОВИО (грамоты в приложении) Игра-викторина «Математический Бой» Октябрь «Путешествие в библиотечную страну» Кл. час «В песне душа народа» «Храм моего детства» проектная работа Конкурс эрудитов «Бой знатоков» Ноябрь Урок- исследование «Во саду ли, в Внеклассное занятие «Как хорошо уметь Игра- исследование «Больше - «Эрудиты, вперед!» интеллектуальная игра 23
огороде» читать» меньше» Декабрь «Угадай-ка!..» урок - игра « Знакомство с детскими православными журналами и ТВ передачами» КВН по русскому языку «Красота зимы к произведениях русских поэтов» Январь Классный час «Загадки в русском народном творчестве» Устный журнал «И вот сама идет волшебница- зима» Урок - путешествие « Из истории праздника Рождества» Классный час «Что мы видим по ТВ?» Февраль Классный час «Животные родного края» Ролевая игра «Мистер ИКС - званый гость в математике» «Путешествие по стране Геометрии» Литературный праздник «А как у Вас говорят?» Март Предметно- тематический праздник «5+5» «Путешествие по сказкам» «День православной книги». праздник Участие в Неделе вдумчивого читателя (Ко Дню православной книги) Апрель Внеклассное занятие «На лесной поляне» «Желтый, красный, зеленый» игра- путешествие Устный журнал «У лукоморья» КВН по русскому языку Май Урок- Экскурсия по Урок- День славянской 24
презентация «В гостях у русских умельцев» местам боевой славы. путешествие «День славянской письменности и культуры» письменности и культуры. Инсценировка.
Направление «Счастливы вместе прикасаясь к прекрасному»
Месяц 1-й год реализации 2-й год реализации 3-й год реализации 4-й год реализации Примечания ( вносятся по мере необходимости) Сентябрь Игры «Мой веселый, звонкий мяч!» Праздник «Учебный день, которого нет в расписании» Урок знаний «Моя малая Родина»» Классный час «Здравствуй, 4 класс!» Октябрь Утренник «Здравствуй, осень!» Конкурс поделок из природного материала Классный час «Наполним музыкой сердца» «Есть в осени первоначальной…» конкурс чтецов Ноябрь Классный час совместно с родителями « По страницам телеканала «Радость моя» Выпуск газеты «Мои любимые игрушки» Кл. час «Мир моих увлечений» Поездка по Святым местам Боровского района 25
Декабрь Утренник «Здравствуй, Новый год!» «Мастерская деда Мороза» мастер-класс с привлечением родителей Праздник - репортаж «Встреча Рождества в разных странах» Новогоднее представление « На пороге Рождества» Январь «Праздник «Азбука, прощай!» Зимние праздники «Рождество. Святки. Крещение» Из истории Колядок Классный час «Как на масляной неделе» Февраль Кл. час «Папа, папочка, папуля…» «Строим снежный город» подвижные игры на улице Участие в конкурсе ДПИ «Мой папа -самый лучший» Интеллектуальная игра «Дослужись до генерала» Март «Красота маминых глаз» выставка рисунков Участие в городском конкурсе «Загляните в мамины глаза» Экологический КВН Поездка совместно с родителями в краеведческий музей. Апрель Классный час «Мы весну встречаем» «Полюбуйся, весна наступает» выставка рисунков Участие в Районном Пасхальном празднике Праздник «Чаем угощаем, куличами потчуем» 26
Май «Стали мы на год взрослее!» Игровая программа «Здравствуй, Лето!» Познавательная программа «Братья наши меньшие» Утренник «Прощай, начальная школа!»
Направление «Счастливы вместе живя по Золотому правилу»
Месяц 1-й год реализации 2-й год реализации 3-й год реализации 4-й год реализации Примечания ( вносятся по мере необходимости) Сентябрь «Город, в котором ты живёшь» Конкурс рисунков «Осенние зарисовки» КТД «Школа – наш дом, будь хозяином в нём» Урок мира «С любовью к России» Октябрь «Подарок для учителя» посещение ветеранов- педагогов «Лучик тепла» Посещение центра социальной реабилитации Участие в концерте ко Дню учителя «Участие в благотворительной акции «Добро своими руками» Ноябрь Классный час «Законы класса» Внеурочное занятие «Золотое правило нравственности» «Православные притчи» проектная работа «История школы в лицах и фактах» помощь в организации школьного музея. Декабрь Классный час «Ваши права, дети» «Российская Конституция – основной закон твоей жизни» презентация «Права и обязанности » беседа Классный час «Конституция- основной Закон государства» Январь Классный час Беседа «О «Добрые дела – Участие в Акции 27
«Волшебные слова» поступках плохих и хороших» подарок в Рождество» акция по сбору игрушек для детей из интерната Февраль Классный час «Если добрый ты» Классный час «Без друзей меня чуть-чуть» Встреча с героями Афганской войны» «О дружбе, доброте и отзывчивости» проект Март «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах семьи) Классный час «Не тратьте время зря!» Диспут «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» Диспут «Какой я выпускник начальной школы?» Май «Лучше деда друга нет» мини- проекты «Герои в моей семье» поисковая работа Классный час «Чем сердиться - лучше помириться» Классный час «Подвигу народа жить в веках»
Рекомендуемая литература
1.Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005. 2.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2007. 3.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №4. М.,2007. 4.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №8. М.,2007. 5. А. В. Бородина « История религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий». – Изд. 7-е, испр. – М., 2009 28
29


В раздел образования