Автор: Чикачева Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 55 "Полянка"
Населённый пункт: г. Нерюнгри Саха Якутия
Наименование материала: "Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя"
Тема: "Пальчиковая гимнастика, как средство развития мелкой моторики пальцев рук"
Раздел: дошкольное образование
«Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя».
Подготовила:
воспитатель
Чикачева Ольга Викторовна
МДОУ № 55 «Полянка»
Саха (Якутия) г. Нерюнгри
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: здоровьесберегающие технологии, педагогические условия, инновационные
технологии, здоровье ребёнка.
АННОТАЦИЯ: в статье раскрывается актуальность проблемы здоровья детей дошкольного возраста в
современной системе образования. Поэтому возникла необходимость интенсивного внедрения в
педагогический процесс здоровьесберегающих технологий.
Применение их в работе способствует
повышению результативности воспитательно-образовательного процесса.
В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в
работу инновационные технологии. Поэтому основная задача воспитателя выбрать методы и формы
организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально
соответствуют поставленным целям развития личности. Современные педагогические технологии в
дошкольном
образовании
направлены
на
реализацию
государственных
стандартов
дошкольного
образования.[4, с.68]
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Традиции
системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и
укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время
состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. [8,с.41] И поэтому актуально значимым и
востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной
работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технологии, как эффективная система мер
профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников,
получили название «здоровьесберегающие технологии».[12, 263с.]
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие
всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его
обучения и развития.[2, с.26]
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов
встречаются
разные
трактовки.
Н.К.Смирнов,
как
родоначальник
понятия «здоровьесберегающие
образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу
здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без
ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию
ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие
«здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии,
показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья
основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие
технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех
принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические
технологии задачами здоровьесбережения.[6, с.52]
Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что здоровьесберегающая технология –
это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий,
направленных на воспитание личностных качеств, способствующих формированию осознанного и
ценностного отношения к своему здоровью, его сохранению и укреплению, которые осуществляются в
процессе взаимодействия ребенка, его родителей, педагога и медицинских работников.
Здоровье ребенка можно определить, как совокупность физического, психического,
интеллектуального и социального развитий. Развитие ребенка тесно связано с образом жизни семьи.
Следовательно, от семейного микроклимата во многом зависит и эффективность педагогических
воздействий. Ребёнок более податлив воспитательным влияниям, если растёт в атмосфере дружбы,
доверия, взаимных симпатий. [5, с. 208]
Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют
уровень здоровья ребенка. У современных родителей необходимо формировать и поддерживать интерес к
оздоровлению, как самих себя, так и своего ребенка.[10, с.173]
Поэтому одной из задач, стоящей перед педагогом, является установление доверительных, но в то же
время деловых отношений с родителями воспитанников, в ходе которых корректируется воспитательная -
образовательная деятельность педагога, направленная на приобщение родителей к здоровому образу
жизни.
Современные
мамы
и
папы
должны
выступать
не
в
качестве
пассивных
“зрителей”
образовательного процесса детей в вопросах сохранения и укрепления здоровья, а в качестве активных
соучастников.[7, с.11]
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, используются
разнообразные формы работы: педагогические беседы на родительских собраниях, дни открытых дверей.
Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, широко используется информация в
родительских уголках.[1, с.136]
Таким образом, назрела необходимость в разработке и организации новых педагогических
здоровьесберегающих технологий, так, чтобы они охватывали всех участников педагогического процесса и
способствовали сбережению здоровья ребенка не только в саду, но и в семье.
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ
является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Поэтому, формировать знания о
здоровом образе жизни, правильно применять В своей работе я использую различные технологии
сохранения и стимулирования здоровья, такие как: динамическая пауза, подвижные и спортивные игры,
пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, психогимнастика.
Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во
время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в
зависимости от вида занятия.
Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и
отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего
поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить
детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе
я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для
работы звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент
игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует
мелкую
моторику,
стимулирует
речь,
пространственное
мышление,
внимание,
кровообращение,
воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в
любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности
зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во
время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У
детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и
оптимизации его работы в целом.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает
нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому
укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде
пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы,
обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной
обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.
Коррекционные технологии являются неотъемлемой частью здоровьесберегающего процесса. К
ним относится артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней
челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить» правильное
звукопроизношение,
преодолеть
уже
сложившиеся
нарушения.
С
детьми,
имеющие
дефекты
звукопроизношения, занимается воспитатель и логопед.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность
воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации,
направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на
здоровый образ жизни.
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет
будущего. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного
отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей
среды, наследственных факторов, нарушение правила здорового образа жизни. Проблемы сохранения
здоровья детей становятся особенно актуальными. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их
духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому именно оттого, как
будет построен учебный процесс, зависит здоровье наших детей.
Роль
учителя-дефектолога
дошкольного
образовательного
учреждения
состоит
в
организации
педагогического
процесса,
сберегающего
здоровье
ребенка
дошкольного
возраста.
Необходимо
сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения
элементарных правил здоровьесбережения.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей позволяет сохранить
уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
Список использованных источников
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева,
А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова, и др.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.
2. Доронова Т. Н. Из детства - в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию
здоровья и развития детей 4 – 7 лет/ Т. Н. Доронова. – М.: просвещение, 2002. – 143 с.
3. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ/ Автор – составитель Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД
«Корифей», 2009. – 96 с.
4. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ., Издательство « Учитель» 2008.
5. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно
– методическое пособие. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010.
6. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Резервы здоровья наших детей.- М.: Физкультура и спорт, 1990.- 223с.
7. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ/ - Волгоград: Учитель, 2009.
8. Петрова С.В. О здоровье – всерьёз / С.В. Петрова.- Дошкольное воспитание, 2001, № 9, с. 10-12.
9. Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет., Издательство «Учитель», 2009.
10. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных
образовательных учреждениях. Методист.- 2007.
11. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России. 2003.
12. Уманская А.А. Волшебные точки/ А.А.Уманская. – Здоровье. 1991, №5, с. 10.
13. Чупаха И.П., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно –
воспитательном процессе.- М.: Илекса, Народное образование; Стоврополь: Ставропольсервисшкола,
2003.- 400с.