Напоминание

"Пальчиковая гимнастика, как средство развития мелкой моторики пальцев рук"


Автор: Чикачева Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 55 "Полянка"
Населённый пункт: г. Нерюнгри Саха Якутия
Наименование материала: "Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя"
Тема: "Пальчиковая гимнастика, как средство развития мелкой моторики пальцев рук"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя».

Подготовила:

воспитатель

Чикачева Ольга Викторовна

МДОУ № 55 «Полянка»

Саха (Якутия) г. Нерюнгри

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: здоровьесберегающие технологии, педагогические условия, инновационные

технологии, здоровье ребёнка.

АННОТАЦИЯ: в статье раскрывается актуальность проблемы здоровья детей дошкольного возраста в

современной системе образования. Поэтому возникла необходимость интенсивного внедрения в

педагогический процесс здоровьесберегающих технологий.

Применение их в работе способствует

повышению результативности воспитательно-образовательного процесса.

В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в

работу инновационные технологии. Поэтому основная задача воспитателя выбрать методы и формы

организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально

соответствуют поставленным целям развития личности. Современные педагогические технологии в

дошкольном

образовании

направлены

на

реализацию

государственных

стандартов

дошкольного

образования.[4, с.68]

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Традиции

системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и

укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время

состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. [8,с.41] И поэтому актуально значимым и

востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной

работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технологии, как эффективная система мер

профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников,

получили название «здоровьесберегающие технологии».[12, 263с.]

Здоровьесберегающая технологияэто система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие

всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его

обучения и развития.[2, с.26]

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов

встречаются

разные

трактовки.

Н.К.Смирнов,

как

родоначальник

понятия «здоровьесберегающие

образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу

здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без

ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию

ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие

«здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии,

показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья

основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие

технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех

принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические

технологии задачами здоровьесбережения.[6, с.52]

Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что здоровьесберегающая технология –

это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий,

направленных на воспитание личностных качеств, способствующих формированию осознанного и

ценностного отношения к своему здоровью, его сохранению и укреплению, которые осуществляются в

процессе взаимодействия ребенка, его родителей, педагога и медицинских работников.

Здоровье ребенка можно определить, как совокупность физического, психического,

интеллектуального и социального развитий. Развитие ребенка тесно связано с образом жизни семьи.

Следовательно, от семейного микроклимата во многом зависит и эффективность педагогических

воздействий. Ребёнок более податлив воспитательным влияниям, если растёт в атмосфере дружбы,

доверия, взаимных симпатий. [5, с. 208]

Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют

уровень здоровья ребенка. У современных родителей необходимо формировать и поддерживать интерес к

оздоровлению, как самих себя, так и своего ребенка.[10, с.173]

Поэтому одной из задач, стоящей перед педагогом, является установление доверительных, но в то же

время деловых отношений с родителями воспитанников, в ходе которых корректируется воспитательная -

образовательная деятельность педагога, направленная на приобщение родителей к здоровому образу

жизни.

Современные

мамы

и

папы

должны

выступать

не

в

качестве

пассивных

“зрителей”

образовательного процесса детей в вопросах сохранения и укрепления здоровья, а в качестве активных

соучастников.[7, с.11]

В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, используются

разнообразные формы работы: педагогические беседы на родительских собраниях, дни открытых дверей.

Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, широко используется информация в

родительских уголках.[1, с.136]

Таким образом, назрела необходимость в разработке и организации новых педагогических

здоровьесберегающих технологий, так, чтобы они охватывали всех участников педагогического процесса и

способствовали сбережению здоровья ребенка не только в саду, но и в семье.

Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ

является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Поэтому, формировать знания о

здоровом образе жизни, правильно применять В своей работе я использую различные технологии

сохранения и стимулирования здоровья, такие как: динамическая пауза, подвижные и спортивные игры,

пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, психогимнастика.

Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во

время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в

зависимости от вида занятия.

Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и

отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего

поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить

детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе

я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для

работы звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент

игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует

мелкую

моторику,

стимулирует

речь,

пространственное

мышление,

внимание,

кровообращение,

воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в

любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности

зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во

время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У

детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и

оптимизации его работы в целом.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает

нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому

укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде

пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы,

обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной

обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

Коррекционные технологии являются неотъемлемой частью здоровьесберегающего процесса. К

ним относится артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней

челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить» правильное

звукопроизношение,

преодолеть

уже

сложившиеся

нарушения.

С

детьми,

имеющие

дефекты

звукопроизношения, занимается воспитатель и логопед.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность

воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации,

направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на

здоровый образ жизни.

Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет

будущего. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного

отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей

среды, наследственных факторов, нарушение правила здорового образа жизни. Проблемы сохранения

здоровья детей становятся особенно актуальными. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их

духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому именно оттого, как

будет построен учебный процесс, зависит здоровье наших детей.

Роль

учителя-дефектолога

дошкольного

образовательного

учреждения

состоит

в

организации

педагогического

процесса,

сберегающего

здоровье

ребенка

дошкольного

возраста.

Необходимо

сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения

элементарных правил здоровьесбережения.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей позволяет сохранить

уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Список использованных источников

1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева,

А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова, и др.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.

2. Доронова Т. Н. Из детства - в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию

здоровья и развития детей 4 – 7 лет/ Т. Н. Доронова. – М.: просвещение, 2002. – 143 с.

3. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ/ Автор – составитель Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД

«Корифей», 2009. – 96 с.

4. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ., Издательство « Учитель» 2008.

5. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно

– методическое пособие. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010.

6. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Резервы здоровья наших детей.- М.: Физкультура и спорт, 1990.- 223с.

7. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ/ - Волгоград: Учитель, 2009.

8. Петрова С.В. О здоровье – всерьёз / С.В. Петрова.- Дошкольное воспитание, 2001, № 9, с. 10-12.

9. Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет., Издательство «Учитель», 2009.

10. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных

образовательных учреждениях. Методист.- 2007.

11. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России. 2003.

12. Уманская А.А. Волшебные точки/ А.А.Уманская. – Здоровье. 1991, №5, с. 10.

13. Чупаха И.П., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно –

воспитательном процессе.- М.: Илекса, Народное образование; Стоврополь: Ставропольсервисшкола,

2003.- 400с.



В раздел образования