Автор: Дубчак Марина Валерьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 37 "Дружная семейка"
Населённый пункт: Г. Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование тренинга, как метода активного социально-психологического обучения с участниками образовательного процесса"
Раздел: дошкольное образование
Использование тренинга, как метода активного социально-
психологического обучения с участниками образовательного процесса
Дубчак М.В.
В качестве способа психологической помощи людям групповой
тренинг впервые стал применяться в зарубежной психологии.
Основателем метода психологического группового тренинга в научном
мире принято считать американского психолога Курта Левина. Он пришел к
выводу, что процесс принятия человеком решения в результате обсуждения в
группе может повлиять на его поведение, на многие последующие месяцы.
В 1946г. учениками К. Левина в
США были созданы первые
тренинговые группы, которые
получили название Т-групп. Они были
созданы в соответствии с заказом комиссии штата Коннектикут на
подготовку лидеров. В Т-группах обучали управленческий персонал,
менеджеров, политиков эффективному межличностному взаимодействию,
умению руководить, разрешать групповые конфликты, укреплять групповую
сплоченность. Успешная деятельность учеников К. Левина в Т-группах
позволила в 1947 году создать в США Национальную лабораторию тренинга.
В 1982 г. в нашей стране Л.А. Петровская опубликовала научную
работу,
посвященную
теоретическим
и
методологическим
аспектам
социально-психологического
тренинга.
СПТ
получил
широкое
распространение и в отечественной практике.
Этот метод активно
использовался
в
работе
с
детьми,
родителями,
профессионалами,
руководителями предприятий и организаций и др.
В 90-е годы в отечественной психологической науке и практике
появились свои методологи тренинга. Были разработаны новые виды
тренинга: тренинг формирования команды (С.И. Макшанов); тренинг
креативности; тренинг уверенности в себе (С.И. Макшанов, Н.Ю.Хрящева) и
другие.
В 1993 году в Санкт-Петербурге был открыт Институт тренинга,
ставший одним из ведущих центров подготовки специалистов в области
тренинга.
В настоящее время в психологической практике активно используется
большое количество зарубежных и отечественных тренингов.
В самом широком смысле тренинг понимается как тренировка,
обучение, воспитание, подготовка, дрессировка (в буквальном переводе от
англ. training).
В современной психологии к понятию «тренинг» существуют разные
подходы. Зарубежные авторы дают определения тренингу.
Дэвид Ли пишет: «Тренинг - это любой процесс приобретения знаний,
умений или поведенческих навыков, в котором участвуют более двух
человек».
С. Торп, Дж. Клиффорд считают, что «Тренинг – это процесс,
посредством которого индивидум учится новому умению или аспекту
знания, вследствие чего переходит от осознанного незнания к осознанной
компетентности».
Отечественные методологи считают, что Тренинг это:
Средство психологического воздействия
в процессе интенсивного
обучения в группе, направленное на развитие знаний, социальных установок,
умений и опыта в области межличностного общения, включает в себя
широкий спектр методических форм, таких как видео тренинг, ролевое
обучение, групповой анализ оценок и самооценок, невербальные методики и
т. Д. (Л. А. Петровская);
Группа методов развития способностей к обучению и овладения
любым сложным видом деятельности (Ю.Н.Емельянов);
Комплекс активных групповых методов, применяющихся в процессе
преобразующего воздействия на личность (Ю.В.Макаров);
Метод
преднамеренных
изменений
психологических
феноменов
человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и
личностного бытия человека (С. И. Макшанов);
Способ организации активности участников в пространстве и времени
тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих (С.Т.
Губина);
Метод активного социального обучения как комплексное социально-
дидактическое направление» (Г.Л. Ковалев);
Активное групповое обучение навыкам общения и жизни в обществе
вообще: от обучения профессионально полезным навыкам до адаптации к
новой социальной роли с соответствующей коррекцией Я-концепции и
самооценки (Б.Д. Парыгин);
Использование активных групповых методов практической психологии
для работы со здоровыми людьми с целью решения задач по развитию и
совершенствованию качеств, необходимых для улучшения их социального
бытия и профессиональной деятельности (Т.В. Зайцева);
Психолого-педагогическая технология эффективной групповой работы
- это упорядоченная и задачно структурированная совокупность активных
методов групповой работы (деловых, организационно - деятельностных,
ролевых и психологических игр, заданий и упражнений, психотехник,
групповых дискуссий и т. д.), логично и тематически подобранных согласно
поставленной цели и обеспечивающих достижение заранее запланированных
и
корректно
диагностируемых
результатов
для
человека,
группы
и
организации в процессе групповой динамики (В. А. Плешаков).
Область практической психологии, ориентированная на использование
активных методов групповой психологической работы с целью развития
компетентности в общении (Психологический словарь);
Психологический тренинг - форма активного обучения, позволяющая
человеку
«самоформировать»
навыки
и
умения
строить
социальные
межличностные отношения, продуктивную учебную и другую деятельность,
анализировать возникающие ситуации со своей точки зрения и с позиции
партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других
в процессе общения и деятельности (М.Р. Битянова).
И.В. Вачков определяет групповой психологический тренинг, как
совокупность
активных
методов
практической
психологии,
которые
используются:
в
рамках
клинической
психотерапии
при
лечении
неврозов,
алкоголизма и ряда соматических заболеваний;
для
работы
с
психически
здоровыми
людьми,
имеющими
психологические
проблемы,
в
целях
оказания
им
помощи
в
саморазвитии.
Тренинговые группы работают с одной стороны с целью психотерапии
а с другой стороны с целью обучения и саморазвития.
Итак, рассмотрим сущность понятия тренинговая группа.
Тренинговая группа – специально созданная малая группа, участники
которой при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный
опыт интенсивного общения, ориентированный на обучение.
В
группе
человек
чувствует
себя
принимающим
и
принятым,
доверяющим и пользующимся доверием, заботящимся и окруженным
заботой,
помогающим
и
получающим
помощь.
В
такой
обстановке
облегчается процесс разрешения межличностных конфликтов и человек
пробует
и
осваивает
новые
навыки
поведения,
у
него
появляется
возможность экспериментировать с различными стилями межличностных
отношений.
Принципы реализации тренинговых методов
Существуют принципы, на которых базируются тренинговые методы.
Принцип событийности - при проведении тренинга психолог должен
обеспечить превращение его движения в цепь связанных между собой
событий, которые будут переживаться участниками как целостность,
единство, неразрывность изменений, происходящих в них и в окружающем.
Принцип метафоризации
- использование метафор, в которых
скрываются разнообразные смысловые содержания, это яркий и полезный
образ, приводящий к новому пониманию или видению проблемы или задачи.
Символ -
использование
идей, образов
или
объектов,
имеющий
собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной,
неразвернутой форме некоторое иное содержании.
Принцип трансспективы. Согласно этому принципу психолог должен
ориентироваться
на
создание
в
тренинге
условий
для
проживания
участниками событий в их единстве с событиями прошлого и будущего,
фактически в их неразрывности во времени.
Цели групповой работы в тренинге
Важным вопросом в понимании сущности тренинга и его базовых
методологических оснований является вопрос о его целях.
И.В. Вачков выделяет общие цели, объединяющие различные по
направленности и содержанию тренинговые группы:
Исследование психологических проблем участников группы и оказание
помощи в их решении;
Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического
здоровья;
Изучение
психологических
закономерностей,
механизмов
и
эффективных способов межличностного взаимодействия для создания
основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;
Развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции
или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних
и поведенческих изменений;
Содействие процессу личностного развития, реализации творческого
потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и
ощущения счастья и успеха.
Преимущества тренинга, как групповой формы работы в
социально психологическом обучении
Групповой опыт помогает решению межличностных проблем - человек
обнаруживает, что его проблемы существуют и у других людей, что и другие
переживают сходные чувства;
Группа отражает общество в миниатюре - в группе моделируется
система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни
участников, это помогает увидеть и проанализировать в условиях психологи-
ческой безопасности закономерности общения и поведения других людей и
самих себя;
Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со
сходными проблемами - в реальной жизни не все люди могут получить
искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое
отражение в глазах других людей;
В
группе
человек
может
обучаться
новым
умениям,
экспери-
ментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров -
можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» новые
модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям в
атмосфере принятия и поддержки;
В группе участники могут идентифицировать себя с другими,
«сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для
знакомства
с
новыми
эффективными
способами
поведения,
что
способствуют личностному росту и развитию самосознания;
Взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает
прояснить психологические проблемы каждого;
Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и
самопознания;
Групповая форма предпочтительней и в экономическом плане -
участникам дешевле работа в тренинге, чем индивидуальная терапия
Отличительные особенности тренинга
Согласно И.В.
Вачкову,
отличительными особенности тренинга,
которые
позволяют выделить его среди других методов практической
психологии являются:
соблюдение ряда принципов групповой работы;
нацеленность на психологическую помощь участникам группы в
саморазвитии, при этом такая помощь исходит не столько от ведущего,
сколько от самих участников;
наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15
человек), периодически собирающейся на встречи в течение двух-пяти
дней;
определенная пространственная организация (чаще всего – работа в
удобном
изолированном
помещении,
участники
большую
часть
времени сидят в кругу);
взаимоотношения
между
участниками
группы
развиваются
и
анализируются в ситуации «здесь и теперь»;
применение активных методов групповой работы;
объективация субъективных чувств и эмоций участников группы
относительно друг друга и происходящего в группе, рефлексия;
атмосфера раскованности и свободы общения между участниками,
климат психологической безопасности.
В
рамках
этих
особенностей
существует
большое
количество
классификаций по различным основаниям.
Классификация тренинга
Е. А. Леванова, А. Н. Соболева выделяют следующую более общую
классификацию тренинга.
Основания
классификации
Виды тренингов
По
числу
участников
тренинга
1. Тренинг для микрогруппы (5-7 человек).
2. Тренинг для малой группы (7-15 человек).
3. Тренинг для средней группы (15-30 человек).
4. Тренинг для большой группы (свыше 30 человек)
По принципу
формирования
состава участников
1. Тренинг открытого формата (открытый, доступный
для всех желающих представителей целевой
аудитории).
2. Тренинг корпоративного формата (закрытый, под
запрос организации и только для ее сотрудников)
По
профессиональном
у статусному или
возрастному
уровню участников
1. Тренинг для начинающих.
2. Тренинг для специалистов.
3. Тренинг для руководителей.
4. Тренинг для школьников, студентов, педагогов.
5. Тренинг для тренеров и т. д.
По авторству
тренинга
1. Авторский тренинг.
2. Тренинг, воспроизводимый в соответствии с
авторским.
3. «Лоскутный» тренинг (мозаично созданный
тренером)
По
качественному
уровню тренинга
1. Ознакомительный тренинг.
2. Обычный тренинг.
3. Продвинутый тренинг
По
месту
проведения,
способу
организации
1. Тренинг на территории организации.
2. Тренинг на территории заказчика.
3. Выездные тренинги за городом, за рубежом и т. д.
По
продолжительности
тренинга,
интенсивности
работы
1.Тренинговое занятие продолжительностью от 30
минут до 1,5-3 часов.
2. Тренинговое занятие продолжительностью от 3,5 до
7,5 часа.
3.Тренинг
в
течение
одного
дня
(8
часов
-
полноценный тренинг).
4. Тренинг в течение 2-3 дней.
5.«Тренинг-марафон»
(практически
непрерывная
работа в течение 24 часов и более).
6. «Тренинг-интенсив» (несколько дней подряд).
7.Модульный
тренинг
(несколько
тематических
«тренингов-интенсивов»)
По
парадигме
тренинговой
работы,
которой
придерживается
тренер
1. Тренинг как своеобразная форма дрессуры.
2. Тренинг как тренировка.
3. Тренинг как форма активного обучения.
4. Тренинг как метод создания условий для
самораскрытия участников и самостоятельного поиска
ими способов решения собственных психологических
задач
По цели тренинга
1. Тренинг конкретных умений.
2. Тренинги общения.
3. Тренинги личностного роста.
4. Бизнес-тренинги.
5. Профессиональные тренинги.
6. Педагогический тренинг.
7. Тренинги для тренеров и т. д.
По
системе
отношений
личности
в
тренинге
1. Тренинг в системе «Я - Я».
2. Тренинг в системе «Я - Другие люди».
3. Тренинг в системе «Я - Социальная группа».
4. Тренинг в системе «Я - Профессия»
По
композиция
тренинговой
группы
1. Тренинги для однородных групп (по возрасту, полу,
культурным особенностям и др.).
2. Тренинги для неоднородных групп
По
степени
1.Тренинги,
центрированные
на
руководителе
доминирования
тренера
(тренинговые
группы
с
управляемой
групповой
динамикой).
2.Тренинги, центрированные на участниках (тренинго-
вые группы со спонтанной групповой динамикой)
По
способу
стимулирования
участников
тренинга
1. Тренинги, в которых используются рациональные
способы стимулирования участников.
2. Тренинги, в которых используются иррациональные
способы стимулирования участников.
3. Тренинги, в которых используются аффективные
способы стимулирования участников
Выбор
вида
тренинга
зависит
от
особенностей
участников
тренинговой группы (возрастных, профессиональных и др.); тематики и
характеристик
анализируемых
ситуаций;
уровня
сложности
проблем
участников тренинга.
Особенности формирования и функционирования тренинговых групп
Важнейшим условием успешной работы тренинговой группы, является
понимание
ведущим
следующих
основных
принципов
организации
групповой формы общения:
Добровольного
участия
-
участник
имеет
право
отказаться
от
выполнения, какого - то задания или обсуждения той или иной темы;
Информированности о целях, задачах, методах работы;
Соответствия заявленных целей тренинга его содержанию
Учета ведущим знаний о групповой динамике;
Постоянного состава группы;
Качественного состава тренинговых групп - участниками тренинга
могут быть все люди, не страдающие тяжелыми психическими
расстройствами;
Количественного состава -
оптимальная величина составляет
12
человек;
Гомогенности
(профессиональная
принадлежность,
возраст)
и
гетерогенности (пол, свойства личности);
Позиции тренера, как эксперта в определенной области;
Свободного пространства
-
возможность свободного передвижения
участников, их расположения по кругу, объединения в малые группы
по 3-5 человек, по 7-8 человек, а также для уединения;
Изолированности - полная уверенность участников в том, что их никто
не подслушивает;
Физической закрытости - группа тренинга работает постоянно в одном
и том же составе; после того как работа группы началась, новые
участники в группу не включаются;
Не нанесения ущерба – не навреди;
Взаимодействия в стиле диалога
- взаимное уважение участников,
доверие друг другу, готовность выслушать собеседника и признать его
право иметь свою точку зрения;
Постоянной обратной связи -
непрерывное получение участником
информации от других членов группы о результатах его действий;
Оптимизации развития;
Погружения - продолжительность занятий должна быть определена в
самом начале работы. Оптимально на 3-4 часа за одно занятие;
Использования активных методов работы;
Моделирования – в игре имитируют позитивные и негативные формы
поведения;
«Здесь и теперь» - работа с чувствами и ситуациями происходящими на
группе.
Партнерство уважение участников группы друг к другу;
Обучения - получение новые ЗУН;
Активного участия;
Направленности на применение результатов тренинга в жизнь - помочь
участникам перенести полученный опыт на практику;
Этнической толерантности;
Конфиденциальности - информация друг о друге, не обсуждается за
пределами тренинга;
Систематической рефлексии.
Правила группового тренинга
Для
того,
чтобы
тренинг
был
эффективным,
его
участникам
целесообразно сразу предложить следующие правила, обязательные для
соблюдения в группе.
1. Добровольность;
2. Точность начал и финала процедуры;
3. Конфиденциальность;
4. Активность;
5. Право говорить «нет»;
6. Право на поддержку;
7. Обязанность слушать - не перебивать;
8. Участвовать во всем;
9. Право на личное мнение;
10. Ко всем обращаться на «ты»;
11. Работать «от» и «до»;
12. Не обманывать;
13. Говорить от себя лично о происходящем сейчас.
Возможно заключение письменного договора, где оговариваются
правила поведения участника в группе и его ответственность, как перед
группой, так и перед ведущим - это повышает уровень ответственности
каждого участника.
Практически те или иные нормы начинают действовать в тренинговой
группе с первого мгновения ее функционирования.
Типичные проблемы и трудности в тренинге, как групповой форме
работы
Согласно И.А. Фурманову и Н.В. Фурмановой, в тренинговой группе
возникают следующие типичные проблемы и трудности:
Предвзятые представления частников по поводу тренинговой работы
(неадекватные ожидания, представления оценочного характера, страх
необходимости самораскрытия перед группой);
Проявления агрессии;
Монополизация времени группы отдельными участниками;
Манипулирование вниманием;
Сопротивление;
Застенчивость;
Нарушение конфиденциальности;
Споры и ссоры, плач участников;
Образование группировок;
Отсроченность результатов и эффектов.
Для того, чтобы проблем и трудностей было меньше и тренинг прошел
эффективно и для участников и для тренера, к нему надо тщательно
готовиться.
Существует девятишаговая модель подготовки к тренингу
Шаг первый. Определение темы и цели тренинга как образа будущего
результата. Исходить надо не только из собственных интересов, но и из
реальных запросов и трудностей реальных людей.
Тренеру необходимо ответить на простые вопросы:
Что хотят получить будущие участники группы?
Чего группа и каждый ее участник реально смогут и должны достичь?
Что я смогу и должен для этого сделать?
Каков будет конечный результат нашей работы?
Шаг второй. Определение состава тренинговой группы.
Кто будет в группе?
Сколько человек?
Каково будет соотношение мальчиков и девочек?
В чем заключаются психологические особенности участников?
Лучше
заранее
встретиться
с
будущими
членами
группы,
познакомиться с ними, выяснить их ожидания от предстоящей работы.
Шаг
третий.
Определение
временных
ресурсов.
Нужно
сразу
спланировать:
Сколько всего будет проведено тренинговых занятий?
Как часто будут проходить встречи?
Сколько времени будет длиться каждое занятие?
Возможна ли протяженность тренинга несколько месяцев?
Шаг четвертый. Формулировка проблем. Необходимо четко и ясно
сформулировать проблемы, которые предстоит решить в процессе тренинга.
Что такое проблема? Это вопрос, на который в данный момент не существует
однозначного света, например:
Каким
образом
повысить
коммуникативную
компетентность
подростков?
Как сделать класс сплоченным?
Шаг пятый. Формулировка задач. Если проблема - это не решенный
пока вопрос, то задача - это цель деятельности, данная в определенных
условиях, т.е. что надо сделать для решения этой проблемы.
Шаг шестой.
Подбор соответствующих психотехник, чтобы они
работали на решение поставленных задач.
Шаг седьмой. Выделение блоков тренинговой программы и занятий на
каждый блок. В соответствии с выделенными на четвертом шаге проблемами
можно определить те блоки, которые должны быть в тренинге.
Необходимо рассчитать, сколько занятий надо включить в каждый
блок. При этом рекомендуется учесть возможные перерывы в занятиях,
вызванные праздниками, каникулами и т.п
Шаг восьмой. Составление сценарного плана тренинга, распределение
подобранных или разработанных техник по занятиям. При этом необходимо
учитывать следующие критерии:
важнейшая решаемая техникой задача;
время, которое необходимо затратить на технику;
совместимость техник друг с другом;
стадия групповой динамики, когда будет применена техника;
тип и степень активности участников, инициируемые техникой;
физическая подвижность или «сидячая» работа в кругу;
уместность применения психотехники в данный момент готовность к
ней участников.
Следует заранее позаботиться о запасных упражнениях — иных по
форме, но направленных на решение тех же задач и включить в каждое
занятие техники, направленные на активизацию групповой динамики.
Шаг девятый. Необходимо написать подробного сценария тренинга с
указанием цели каждого занятия и всех необходимых материалов; план
каждого занятия на отдельной карточке с указанием названий упражнений.
Это будет шпаргалка.
Организация и ведение тренинга
При
проведении
тренинга
от
тренера
требуется
не
только
определенный
уровень
психологических
знаний
и
квалификации
относительно целей и содержания тренинга, но и определенные личностные
качества и умения, необходимые для осуществления групповой работы.
По мнению И.В. Вачкова, именно личностные качества и умения
психолога, а не уровень его профессиональной подготовки является
важнейшим
фактором,
определяющим
успешность
или
неуспешность
тренинга
.
К личностным качествам, определяющим успешность тренинга
относят:
доброжелательность и симпатия;
концентрация на клиенте, уважение, желание и способность ему
помочь;
способность к сопереживанию;
открытость к суждениям, гибкость и терпимость;
эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу
эмоционального комфорта;
способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к
изменению и развитию;
уравновешенность, высокий уровень саморегуляции;
тактичность и чувство меры;
уверенность
в
себе,
позитивное
самоотношение,
адекватная
самооценка,
осознание
собственных
конфликтных
областей,
потребностей, мотивов;
богатое воображение, интуиция;
высокий уровень интеллекта,
развитое внимание и оперативная
память;
целеустремленность и настойчивость;
актерские и творческие способности, харизму;
чувство юмора (в пределах корректности).
Среди необходимых навыков и умений М.А. Чуркина и Н.В. Жадько
выделяют навыки:
публичных выступлений;
организационные;
работы с группой взрослых участников;
умения:
целеполагания (постановки достижимых целей в тренинге);
подготовки и реализации целостной концепции и программы тренинга;
выбора адекватных методов, оценки эффективности тренинга;
видеть собственные промахи, знать способы их исправления и не
бояться ни себя, ни группы.
владения техниками и приемами партнерского общения;
предвидеть ход группового процесса, результаты игр и упражнений,
последствия тех или иных реакций;
использовать сложившуюся ситуацию на пользу развития группы или
конкретного участника.
Некоторые тренеры допускают определенные ошибки в процессе
проведения тренинга.
К типичным ошибкам, которые встречаются в практике ведущих
тренинга относят:
стремление ведущего использовать группу в собственных интересах;
тенденции к манипулированию группой;
ориентацию на драматичность группового процесса как критерий
эффективности работы;
избыток интерпретаций происходящего в группе со стороны тренера;
неконструктивные ограничения проявлений активности членов группы,
постановку их в жесткие рамки;
личностную невовлеченность, отстраненность тренера в групповом
процессе;
жесткое следование одной стратегии;
наличие у тренера интенсивных неразрешаемых им личных проблем.
В процессе тренинга ведущий играет различные роли. Методологи
дают перечень ролей (функций) тренера.
Перечень ролей (функций) тренера
По С. Кратохвилу тренер
играет
пять
основных
ролей:
По М.А. Чуркиной и Н.В. Жадько тренер
должен уметь совмещать различные роли:
1.активный руководитель;
2.аналитик;
3.комментатор;
4.посредник
(эксперт,
периодически
вмешивающийся
в
групповой
процесс
и
направляющий его);
5.член
группы
(аутентичное
лицо
со
своими индивидуальными
особенностями
и
жизненными проблемами).
1.администратора
(собрать,
подготовить,
договориться,
учесть
в
работе
любые
организационные вопросы);
2.лектора (интересно рассказать);
3.методиста (подготовить программу, задания
и методические материалы);
4.эксперта (знать тенденции и разбираться в
предметной сфере);
5.переговорщика
(уметь
формулировать
и
продвигать свои представления, добиваться
соблюдения правил и процедур);
6.педагога (уметь научить);
7.руководителя и лидера (вести за собой и
отвечать за результат).
Групповая динамика в тренинге
Одним
из
ключевых
вопросов
в
обсуждении
проблемы
функционирования
тренинговой
группы
является
вопрос
групповой
динамики в тренинге.
Групповая динамика включает в себя:
этапы развития группы в
тренинге, смену ролей участников и борьбу за ролевые ниши,
уровень
сплоченности группы и т.д.
Этапы развития группы в тренинге
1. Ориентация и зависимость. Происходит адаптация к новым людям и
ориентация: «Что будем делать?» «Как мне это поможет?». Члены группы
встревожены, не уверенны, зависимы.
2.
Конфликты
и
протест.
Проявляется
в
тенденциях
к
самоутверждению, начинается распределение ролей: активные и пассивные,
лидирующие и «угнетенные» и т.п. Возникает недовольство как друг другом,
так и психотерапевтом, а в конечном результате. Если психотерапевт
недостаточно опытен, то на этой фазе возможен развал группы.
3.
Развитие
и
сотрудничество.
Снижается
эмоциональная
напряженность, уменьшаются число конфликтов. Принимаются групповые
нормы и ценности. Борьба за лидерство отступает. Между участниками
зарождаются взаимопонимание, искренность, интимность.
4.
Целенаправленная
деятельность.
Группа
становится
рабочим
коллективом, зрелой социальной системой. Налаживается положительная
обратная связь
5. «Умирание», распад группы. Закрепление в поведении новых
способов поведения; распад группы.
К «смерти» группы могут привести следующие причины:
решение в ходе занятий всех вопросов, интересующих группу;
уверенность большого числа участников группы, что дальнейшие
занятия ничего им не могут дать;
объявление тренером смены целей тренинга, что может, помимо всего
прочего, показать несостоятельность лидера в новых условиях;
физический уход из группы лидера или лидеров;
конфликт тренера с группой, перешедший в деструктивную фазу.
Группа
должна
закончить
свое
существование
как
социальная
структура за полным выполнением поставленной задачи.
Необходимым условием для эффективного решения поставленных
задач является групповая сплоченность.
Показателями групповой сплоченности являются:
1.
уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях;
2.
степень привлекательности (полезности) группы для ее членов.
В группах существуют факторы, которые могут способствовать
усилению групповой сплоченности либо, наоборот, ослаблять ее.
Факторы, способствующие усилению и ослаблению групповой
сплоченности
Групповую сплоченность
усиливают:
Групповую
сплоченность ослабляют:
1.совпадение
взглядов
и
интересов
участников;
2.достаточно однородный состав группы;
3.атмосфера
психологической
безопасности;
4.активная совместная деятельность;
1.возникновение
мелких
подгрупп («группировок»);
2.предварительное
знакомство
между
отдельными
членами
группы;
привлекательность ведущего как образца;
5.квалифицированная работа ведущего;
6.наличие соперничающей группы;
7.присутствие в группе оппозиционера.
3.неумелое руководство со
стороны ведущего;
4.отсутствие единой цели.
Чтобы
тренинг
был
эффективным,
необходимо
использовать
разнообразные методы.
Методы тренинговой работы
В проблеме методологии тренинга вопрос о методах тренинговой
работы занимает важное место.
Подробная характеристика базовых методов тренинга предложена в
работе С.И. Макшанова., в которой он выделяет три группы методических
средств (техник).
Методы тренинговой работы (по С.И. Макшанову)
Техники
представления
информации
(функции: осознание и
передача информации)
Имитационные
техники
(функция: тренировка
новых форм поведения
в безопасных условиях)
Техники создания
реальной среды
(функция: действия с
реальными рисками)
1.Короткие лекции
2.Видеолекции
3.Видеоиллюстрации
4.Систематизированны
е обзоры
5.Программированные
инструкции
6.Анализ
оценок
и
самооценок
7.Модерация
8.Рисуночные методики
9Дискуссия
1.Ролевые игры
2.Деловые игры
3.Анализ
конкретных
случаев
4.Психодрама
5.Социодрама
6.Медитация:
Управляемое
воображение
Визуализация
9.Психогимнастика
10.Мозговой штурм
1.Выполнение заданий
с физическими
рисками
2.Выполнение
конкретных
профессиональных
процедур с реальными
партнерами,
оборудованием
3.Выполнение заданий
с незнакомыми
людьми
4.Кратковременные
ротации
В проведении тренинга рекомендуется придерживаться следующих
этапов тренингового занятия:
Этапы тренингового занятия в группе (по Н. В. Матяш)
№ Название этапа
Содержание
Задания и упражнения
1
Разминка,
разогрев
Включение
участников группы
в
атмосферу
тренинга
Знакомство
ритуал
приветствия,
Разминочные
упражнения
на
групповое
сплочение,
создание
ценностно-
ориентационного
единства группы
2
Основная часть
Обсуждение
проблем, отработка
коммуникативных
умений
согласно
программе
тренинга
Задания
и
техники,
специфичные
для
проводимого тренинга,
каждое
должно
заканчиваться
обсуждением
и
рефлексией
3
Заключи
тельный этап
Подведение итогов
резюмирование
ведущего;
обмен
мнениями,
анализ
занятия,
домашнее задание
Ритуал прощания
Оценка эффективности тренинга
В конце каждого занятия и всего тренинга тренеру целесообразно
проводить мониторинг результатов и самоанализ проведенной работы для
оценки эффективности, корректировки своей позиции и методики, и
профессионального роста в целом.
Оценка эффективности тренинга предполагает:
Развитие способности адекватно понимать себя и других;
Овладение коммуникативными навыками;
Обучение эффективным приемам межличностного общения;
Овладение определенными социально-психологическими знаниями;
Формирование социально-психологических умений и навыков.
При всей своей многогранности и широте охвата целей и областей
применения, тренинговые методы достаточно сложны в плане организации и
проведения,
так
как
требуются
значительные
ресурсы
(специально
оборудованное помещение, расходные материалы) и высокая квалификация
тренера,
которая
обеспечивается
профессионализмом,
наличием
определенных личностных качеств, опытом ведения групповой работы и
тщательной подготовкой тренинга.
Литература
1. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению:
учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. - СПб.:
СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
2.
Бастракова
Н.
С.
Методы
активного
социально-психологического
обучения: учебное
пособие / Н. С. Бастракова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та,
2014. - 265 с.
3.Быков А.К.
Методы активного социально-психологического обучения:
Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
4.
Вачков
И.В.
Психология
тренинговой
работы:
Содержательные,
организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы /
И.В. Вачков. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
5. Корнеева Е.Н. Активные методы социально – психологического обучения:
Учебное пособие. - Ярославль: ЯГПУ, 2009. – 326 с.
6. Кутбиддинова Р. А.
Методы активного социально-психологического
обучения: учебно-методическое пособие / Р. А. Кутбиддинова. – Южно-Саха-
линск: из-во СахГУ, 2014. – 136 с.
7. Матяш Н. В. Методы активного социально-психологического обучения:
учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.В.Матяш, Т. А.Павлова. -
2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 96 с.
8. Оганесян И.Т. Методы активного социально-психологического обучения:
тренинги, дискуссии, игры. – М., 2002. – 176 с.