Автор: Высланко Людмила Валериевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ:СОШ №41
Населённый пункт: г. Борзя Забайкальского края
Наименование материала: доклад на августовской конференции педагогических работников Борзинского района
Тема: Инклюзивное образование в МОУ:СОШ №41
Раздел: полное образование
Инклюзивное образование в МОУ:СОШ №41 г.Борзя.
Автор: заместитель директора по УВР Высланко Л.В.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" так определила один из своих
приоритетов: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться
успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ
обусловливает
необходимость
создания
для
них
адекватного
образовательного
процесса
именно
в
общеобразовательном
учреждении,
которому
отводится
центральное
место
в
обеспечении
так
называемого
«инклюзивного»
(включенного)
образования.
Что
такое
инклюзия? (2 слайд)
Инклюзия-реформирование
учебных
заведений,
чтобы
они
отвечали
нуждам
и
потребностям всех детей без исключения.
Инклюзия-процесс включения детей в общеобразовательную школу не зависимо от
половой,
этнической,
религиозной
принадлежности,
прежних
учебных
достижений,
состояния здоровья, уровня развития, социально-экономического положения.
Инклюзия-процесс максимального доступного образования для всех, в доступных
ОУ, развитие процессов обучения с установкой адекватных целей для каждого.
Инклюзия-процесс создания условий для благотворного общения и дружбы между
детьми.
На чем же выстраиваются принципы инклюзивного образования (3слайд)
•
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
•
Каждый человек способен чувствовать и думать;
•
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
•
Все люди нуждаются друг в друге;
•
Подлинное
образование
может
осуществляться
только
в
контексте
реальных
взаимоотношений;
•
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
•
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они
могут делать, чем в том, что не могут;
•
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Инклюзивное образование включает в себя взаимосвязанные направления.
(слайд 4)
Данные направления отражают его основное содержание:
•
—
диагностическая
работа
обеспечивает
своевременное
выявление
детей
с
ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и
подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в
условиях образовательного учреждения;
•
— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную
помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и
(или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях
общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных
действий
у
обучающихся
(личностных,
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных);
•
— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации
дифференцированных
психолого-педагогических
условий
обучения,
воспитания,
коррекции, развития и социализации обучающихся;
•
—
информационно-просветительская
работа
направлена
на
разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для
данной
категории
детей,
со
всеми
участниками
образовательного
процесса
—
обучающимися
(как
имеющими,
так
и
не
имеющими
недостатки
в
развитии),
их
родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
•
Очень
часто
Имеет
место
недостаточная
компетентность
родителей
в
вопросах
развития
детей
с
ОВЗ;
сложность
привлечения
родителей
детей
с
ОВЗ
к
сотрудничеству.
Отсюда:
Основным
критерием
эффективности
инклюзивного
образования
-
успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с
ОВЗ наряду с освоением им академических знаний. (Слайд 5)
В нашей школе обучается 869 детей от 7 до 18 лет. (На конец 2018-2019 уч.года).
Из них 59 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Всег
о
уча
щихс
я с
ОВЗ
ЗПР
УО
Слабови
дящие
Слабослыша
щие
Позднооглох
шие
С
нарушением
опорно-
двигательно
го аппарата
в
кл
ас
се
на
до
му
в
кла
ссе
на
дом
у
в
кла
ссе
на
до
му
в
класс
е
на
дому
в
класс
е
на
дому
в
кла
ссе
на
дому
59
47
1
5
1
1
0
0
1
0
1
1
1
(Слайд 6 )
Наши дети посещают различные кружки, секции, где с ними занимаются
педагоги дополнительного образования. Там ребята учатся шить, танцевать, петь, а
также занимаются в спортивных секциях. Среди учащихся с ОВЗ есть ребята,
которые занимают призовые места на различных районных мероприятиях.
Слайд 7.
Мы говорим о том , что Равные возможности в получении коррекционной и
психологической поддержки в школе должны быть созданы для всех
обучающихся без исключения.
В школе действуют служба сопровождения, обеспечивающие эффективность
коррекционной работы: социальная служба. В образовательном учреждении
организована работа с родителями по вопросам образовательной и
коррекционной деятельности: родительские собрания общешкольные и классные,
индивидуальные консультации для родителей, социальных педагогов,
администрации школы, сайт школы.
Программно-методическое обеспечение:
Образовательная программа школы, программа развития школы,
индивидуальные учебные планы, индивидуальные программы, коррекционные
учебные планы, индивидуальные траектории развития, программы
сопровождения. Коррекционные занятия с детьми отражены в расписании
обязательных индивидуальных и групповых занятий для обучающихся ЗПР. В
рабочих учебных программах по предметам учителями сделан акцент на работу с
детьми данной категории.
Материально-техническое обеспечение:
Предполагается использование средств обучения, обеспечивающих
дифференциацию и индивидуализацию учебной работы на уроке и во внеурочное
время: учебники, рабочие тетради, компьютеры. Имеющегося оборудования
достаточно для организации эффективной коррекционной работы с детьми.
Слайд 8.
Кадровое обеспечение. В школе работает 50 педагогов, 86 % из них прошли
курсы для работы с детьми ОВЗ. Работают специалисты: учитель - логопед, 3
социальных педагога, педагоги доп.образования. Социальные педагоги нашей
школы прошли различные курсы и переподготовку по работе с детьми с ОВЗ.
Слайд 9.
В 2018-2019 учебном году заканчивали основную школу 84 учащихся, из которых
12 обучающихся –это дети с ОВЗ.
Всего
выпускн
иков
ОВЗ
ЗПР
Слабослы
шащая
УО
84
12
9
1
2
К итоговой аттестации в форме ГВЭ были допущены все, кроме 2 УО. Эти 2 ребенка
8 вида сдавали комплексный экзамен по технологии и получили свидетельство об
окончании основной школы.
Слайд 10
Результаты сдачи ГИА в форме ГВЭ:
№
Выпускник
Русский язык
Математика
1
Б.И.
4 (хорошо)
3 (удовл.)
2
Б.М.
5 (отлично)
3 (удовл.)
3
Г.А.
4 (хорошо)
3 (удовл.)
4
М.К.
3 (удовл.)
3 (удовл.)
5
Н.В.
3 (удовл.)
3 (удовл.)
6
Т.О.
3 (удовл.)
3 (удовл.)
7
Ф.Д.
4 (хорошо)
2(3)
8
Ц.В.
4 (хорошо)
3 (удовл.)
9
Г.Ю.
4 (хорошо)
4 (хорошо)
10
Р.О.
3 (удовл.)
4 (хорошо)
Мне хотелось бы дать слово нашему социальному педагогу Марковой Н.Р., которая расскажет
вам из своего личного опыта как проходили занятия (девочка слабослышащая, на дому).
Любой учитель, имеющий опыт обучения детей с различными возможностями в
обычном классе, скажет, что включение таких детей – это комплексный и сложный
процесс. Повышение качества образования через развитие инновационных
образовательных практик является основной целью в деятельности каждого
учителя и каждой школы. Инклюзивное образование — процесс развития общего
образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане
приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к
образованию для детей с особыми потребностями. Слайд12
Каждый человек способен чувствовать и думать
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
Все обучающиеся должны быть равными и успешными
Спасибо за внимание.
Поздравление.