Автор: Глыбокая Оксана Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ "ЦНО для детей с ОВЗ"
Населённый пункт: с.п.Нижние Ачалуки, Республика Ингушетия
Наименование материала: статья
Тема: "Родителям об особенностях обучения и воспитания детей с ОВЗ"
Раздел: среднее профессиональное
Статья на тему:
«Родителям об особенностях
обучения и воспитания детей с
ОВЗ».
Автор статьи
педагог-психолог
ГБОУ «ЦНО для детей с ОВЗ»
с.п.Нижние Ачалуки
Глыбокая О.В.
Когда
в
семье
рождается
ребенок
с
ограниченными
возможностями, родители часто находятся в состоянии беспомощности и
даже растерянности. Некоторые начинают жалеть своих больных детей и все
им позволять, другие -
стесняются таких детей и стараются разными
способами скрыть это, ограничивая передвижения ребенка. Есть родители,
которые бросаются за помощью и готовы ухватиться за любую возможность,
даже самую маленькую, чтобы вырастить своего ребенка таким «как все».
Порой за этой гонкой они забывают о самом ребенке, лишь бы достичь своих
целей.
Родители зачастую сравнивают своего особенного ребенка с норма
типичными детьми. Это большая ошибка! Самое первое и главное - это
необходимо принять свое чадо таким, какой он есть и для себя осознать, что
его ребенок нуждается не в жалости, а в понимании и помощи для успешной
социализации в обществе.
Воспитывая ребенка с ОВЗ, родители должны радоваться малейшим
успехам ребенка и верить в то, что за маленькими достижениями обязательно
будут значительные успехи.
Что же делают родители, чтобы помочь своим особенным деткам?
Одни полностью полагаются на медицинские препараты, другие, отвергая
лекарства, надеются только на занятия специалистов. И только единицы
понимают, что всё должно быть в комплексе: и медицинское сопровождение,
и стабильные занятия специалистов, а также обязательное взаимодействие
родителей и специалистов в выработке единых адекватных методов обучения
и воспитания ребенка с ОВЗ.
В современном мире предлагают много новых и дорогих методов
реабилитации и обучения детей с ОВЗ. Многие из них эффективные, но есть
и такие, которые не дают ожидаемых результатов. И часто родители
отчаиваются и у них опускаются руки. Здесь хочется заметить родителям: не
верьте
тем
методам,
которые
вам
обещают
быстрый,
иногда
даже
мгновенный результат. Особенно это касается детей, которые страдают
интеллектуальной недостаточностью (УО), расстройством аутичного спектра
(РАС) и даже задержкой психического развития (ЗПР).
Ощутимый эффект и динамику развития детей с такими диагнозами,
родители увидят только спустя несколько месяцев, а у некоторых – даже год
и более. И то только при условии стабильных занятий специалистов и
родителей с ребенком. Часто сталкиваемся с тем, что родители дома все
делают за ребенка (они сами признаются в том, что им проще и быстрее всё
сделать самим, чем объяснять или тем более учить тому или иному навыку).
Родители должны понимать, что их особенные детки тоже способны усвоить
навыки самообслуживания, только позже, чем дети норма типичные. Не
стоит все делать за ребенка, а нужно стараться помочь ему научиться
самостоятельно одеваться, кушать, пользоваться туалетом, а также не нужно
с ребенком ездить только на личном транспорте, уклоняться от посещения
общественных
и
культурных
учреждений,
стесняясь
их
поведения.
Необходимо прививать вашему особенному ребенку социальные навыки и
умения, и самое главное, верить в успехи своего ребенка. А для этого
родителям нужно обладать большим и даже огромным
терпением и
старания, поверьте, в будущем будут оправданы.
Если вовремя начать заниматься с ребенком с ЗПР (не поздне 4-5 лет), то к 7
годам ребенок может выйти на уровень норма типичных детей и в
дальнейшем
обучаться
в
общеобразовательной
школе
по
общеобразовательной
программе.
Ребенка
с
интеллектуальной
недостаточностью можно научить читать и считать, социализироваться в
обществе. А ребенка с нарушениями аутистического спектра научить
внимательно слушать инструкции взрослого, выполнять их и также дальше
обучать и социализировать его.
Так с чего же начать, когда вы узнали, что у вас особенный ребенок?
Главное, не паниковать, а постараться принять его таким, какой он есть.
Затем, конечно же, нужно обратиться за помощью к специалистам, где
вашего ребенка сначала должны обследовать, поставить диагноз (или
выделить особенности ребенка) и дать рекомендации по дальнейшему
развитию малыша. Знайте, чем раньше вы начнете заниматься с ребенком,
тем больше шансов получить положительную динамику.
Ни в коем случае не ждите определенного возраста, если вы замечаете, что
ваш малыш развивается «как-то не так», сходите на консультацию к
психологу, психиатру, дефектологу. И самое важное, не бойтесь, может это
просто капризы ребенка, а может, вы слишком строги с ним, или наоборот,
балуете,
а здесь не помешают рекомендации психолога. Но если
специалисты выявили какие-либо отклонения, то необходимо не откладывая
на потом, начать коррекционную работу с ребенком.
В Республике Ингушетия работает республиканский консультативный центр
«Доверьтесь нам», где психологи, дефектологи и логопеды ведут бесплатные
консультации. Обратившись в этот центр, родители могут получить
первичное обследование ребенка и рекомендации по дальнейшему развитию.
Ведь зачастую родители даже не знают, где могут обучать особенных детей,
какие есть специалисты, какие нужны занятия для ребенка.
Нередко в консультативный центр обращаются родители только для
того, чтобы убедиться, что их малыш развивается соответственно своим
возрастным нормам. В консультативный центр могут обращаться не только
родители детей с ОВЗ, но с проблемами обучения и воспитания норма
типичных детей: например, с проблемами эмоционального характера,
трудностями общения со сверстниками, плохой успеваемостью в школе и т.д.
задача специалистов консультативного центра выявить, в чем причина
проблем
ребенка
и
направить
родителей
в
воспитании
ребенка
на
правильный путь.
Уважаемые родители! Не ждите, что «само пройдет», не говорите, что «какой
смысл, ему ничего не поможет», а постарайтесь помочь своему ребенку!
Верьте в своего ребенка и у него обязательно будут хорошие результаты!