Напоминание

Методика проведения народных подвижных игр на уроках физической культуры


Автор: Гончарова Елена Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ливны"
Населённый пункт: город Ливны Орловская область
Наименование материала: статья
Тема: Методика проведения народных подвижных игр на уроках физической культуры
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ливны»

«Методика проведения народных

подвижных игр на уроках физической

культуры».

Учитель физической культуры

Гончарова Елена Владимировна.

г.Ливны -2020г.

На современном этапе общественного развития главенствующее

значение имеет формирование физически здоровой, социально активной,

гармонично развитой личности.

Основы становления полноценной личности закладываются с самого

раннего детства при совместных усилиях школы и семьи.

«Делу — время, потехе — час», — гласит мудрая народная поговорка.

Ребята привыкли отдавать свой досуг веселым развлечениям, увлекательным

играм. Здоровый человек нуждается в деятельном отдыхе. Тем более в этом

нуждается ребенок, подросток, для которого игры — это возможность

проявить свою творческую активность, свои растущие силы.

Поэтому своей главной задачей считаю, путем применения подвижных

игр на уроках физической культуры сделать обучение естественной формой

выражения детской жизни.

Основным условием успешного внедрения подвижных и спортивных

игр в жизнь школьников всегда было и остается глубокое знание и свободное

владение обширным игровым репертуаром, а также методикой

педагогического руководства.

А именно, педагог должен уметь правильно сделать подбор игр, для

любого возраста занимающихся, уметь использовать игры в режиме дня,

правильно подготовиться к игре, умело руководить ходом игры, владеть

индивидуальным подходом к детям, своевременно использовать повторения

и усложнения движений, уметь создавать условия для проведения игр.

На уроках я, творчески использую игру как эмоционально-образное

средство влияния на детей, пробуждаю у них интерес, воображение,

добиваясь активного выполнения игровых действий. В ходе игры,

привлекаю внимание ребят к ее содержанию, слежу за точностью движений,

которые должны соответствовать правилам, за дозировкой нагрузки, делаю

краткие замечания, указания, поддерживаю и регулирую эмоционально-

положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучаю их ловко

и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать

товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом

испытывать радость. Одним словом, моя задача заключается в том, чтобы

научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

Объясняя новую игру, в которой есть зачин (считалка, певалка,

жеребьевка), текст, предварительно не разучиваю, его ввожу в ход игры

неожиданно. Такой прием доставляет детям большое удовольствие и

избавляет их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом.

Дети, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко

запоминают зачин. Объяснение новой игры может проходить по-разному, в

зависимости от ее вида и содержания. Так, несюжетную игру объясняю

кратко, лаконично, эмоционально выразительно. Даю представление об ее

содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и

атрибутов, правилах игры. Далее задаю один-два уточняющих вопроса,

чтобы убедиться, что дети поняли его правильно.

Основная часть времени предоставляется конкретным игровым

действиям детей. В конце игры оцениваю поступки тех ребят, кто проявил

определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую

взаимопомощь.

Сюжетную народную игру тоже можно объяснить по-разному.

Например, предварительно рассказать о жизни того народа, в чью игру им

предстоит играть, показать иллюстрации, предметы быта и искусства,

заинтересовать национальными обычаями, фольклором. Или можно образно,

но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать

прослушать диалог, если он имеется («Гуси-лебеди», «Редьки», «Мак»,

«Ястреб и утки» и т. д.), и перейти к распределению ролей, которое, помимо

применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в со-

ответствии с педагогическими задачами (поощрить и активизировать

застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как

важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу самоуверенного и

включиться в игру самому с целью показать ответственность роли водящего,

от действий которого зависит, например, правильность ориентировки в

пространстве всех остальных игроков).

Главная задача состоит в том, чтобы научить детей играть активно и

самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой

ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения,

приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить

выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить

его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дети приобретают важные

качества, необходимые им в будущей жизни.

Можно было бы упомянуть еще о многом полезном и содержательном,

что вносит игра в жизнь детей, но и сказанного более чем достаточно, чтобы

увидеть в ней не только развлечение и забаву, заполняющие досуг

школьника, но вместе с тем и одно из серьезнейших средств педагогического

воздействия на ребят.

Таким образом, народные (подвижные) игры в комплексе с другими

воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа

формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в

себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Работая с детьми, надо помнить, что впечатления детства глубоки и

неизгладимы, остаются надолго в памяти. Они образуют фундамент для

развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в

общественно полезной и творческой деятельности.

Учебно-методическое обеспечение

1.

Горский,

В.А.

«Примерные

программы

внеурочной

деятельности.

Начальное основное образование» под редакцией В.А. Горского, -2-е изд. –

М., Просвещение 2017

2.

Кенеман,

А.В.

Детские

подвижные

игры

народов

СССР

/

А.В.

Кинеман - М.: Просвещение, 1988г.

3.

Литвинова, М.Ф. «Русские народные подвижные игры». Под редакцией

Руссковой,

Л.В. М., Просвещение. 2016г.

4.

Патрикеев, А.Ю. «Подвижные игры» 1-4 классы. Учебно-методическое

пособие. М., ВАКО. 2017г.



В раздел образования