Напоминание

Насекомые вокруг нас


Автор: Тюрина Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 49 "Росинка"
Населённый пункт: Красноярский край, г. Канск
Наименование материала: Конспект НОД по речевому развитию в средней группе
Тема: Насекомые вокруг нас
Дата публикации: 14.09.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по речевому развитию в средней группе

Тема: Насекомые вокруг нас

Цели: обобщить представления детей о насекомых;

Задачи:

- упражнять в различии часто встречающихся представителей групп

насекомых по ярким признакам.

- формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические

формы, развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в

процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.

- формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-

либо проблемной ситуации;

- воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в

лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.

Материалы: иллюстрации групп насекомых, видеоматериал о муравьях,

аудиозапись звуки леса, насекомых, раздаточный материал на каждого

ребенка - иллюстрация насекомых.

Ход НОД:

1.

Игровое приветствие:

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся,

Побежит тепло по кругу,

Будем вместе очень дружно,

Фантазировать играть,

Мы хотим, всё, все узнать.

(Садимся на стульчики за столы)

Зазвенели ручьи,

прилетели грачи.

В улей пчела

первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

когда это бывает?

- О каком времени года эта загадка? (Это весна)

- Почему вы решили, что это весна? (Зазвенели ручьи, в улей прилетела

пчела…)

Кто появляется весной? (Ответы детей: насекомые…).

Каких насекомых вы знаете? (дети: муравей, пчела, и т.д.)

2. Игра «Назови ласково»

Комар-комарик

Жук-жучок

1

Пчела-пчёлка

Усы-усики

Лапы-лапки

Муравей-муравьишка

Стрекоза-стрекозка

Муха-мушка

3. Игровое упражнение «Хлопни в ладоши».

Воспитатель называет насекомых, дети, увидев названное насекомое у себя

на столе, хлопают в ладоши (у всех разные насекомые).

3. Прослушивание и обсуждение стихотворения «Муравей», просмотр

видеоматериала о муравьях.

- Муравей бревно несет,

Песню громкую поет:

"Я могучий муравей!

Я сильнее всех в траве!

Я легко несу бревно,

Хоть огромное оно!".

Муравьишка - не бездельник.

Целый день он в муравейник,

Носит, носит без заминки

Облетевшие хвоинки.

4. Игра: «Закончи предложение» - правильно подобрать слова, я начну, а

вы продолжите.

Жук большой, а комар……..(маленький)

Бабочка летает, а гусеница……(ползает)

Пчёлы живут в ульях, а муравьи…….(в муравейнике)

У птиц две лапки, а у насекомых……(шесть).

Божья коровка маленькая, а улитка …(большая)

Пчёлы из нектара делают…(мёд)

У жука крылья короткие, а у стрекозы…(длинные).

5. Физминутка «Бабочка»

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)

— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

6. Беседа о появлении (рождении) насекомых.

2

Вос – ль: Ребята, вам нравятся чудеса?

(Ответы детей)

Послушайте, про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо, это то, что

жуки, мухи, бабочки, стрекозы – никогда не бывают малышами. Они

появляются на свет сразу взрослыми. Каждое насекомое, прежде чем стать

взрослым бывает сначала яйцом, затем вылупляется личинка, гусеница. Ей

надо много кушать, и расти, когда она вырастает, превращается в куколку.

Проходит время, из куколки выходит бабочка. Стрекозы откладывают яйца в

воду, комары откладывают личинки в воду, жук откладывает личинки в

землю, ребята, где живут насекомые?

(Ответы детей)

Вос – ль: Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде. А как они

передвигаются? (Бегают, прыгают, летают)

Вос-ль: Чем питаются насекомые? (цветочным нектаром, листьями растений)

Вос – ль: это насекомые, значит они чем – то похожи? Чем они отличаются

от других лесных жителей? Что у них общее? По каким признакам можно их

определить? (У них 6 лап, голова, крылышки, брюшко)

Вос – ль: Дети много насекомых, это хорошо? Какую пользу они приносят?

(Много корма для птиц, опыляют растения, пчелы дают мед)

Вос – ль: Но много насекомых, это ведь и плохо, как вы думаете,

почему? (переносят разные болезни, мешают спать, кусают)

7. Насекомые (вредные и полезные).

Вос – ль: на какие группы мы их можем разделить: (Полезные, вредные,

хищные)

Вос – ль: Назовите полезных насекомых? (Бабочка, пчела, муравей)

Какую пользу они приносят? (пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочка

опыляет цветы, муравьи по лесу разносят семена, санитары леса )

Назовите вредных насекомых? (Муха, комар, гусеница)

Какой от них вред? (Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья

растений, комар кусает людей и животных)

8. Прослушивание аудиозаписи «звуки насекомых». А теперь давайте

покажем, как разговаривают насекомые?

Жу – жу – жу жжужит пчела

Хороши мои дела

Зу – зу – зу комар пищит

Укусить скорей спешит

Уф – уф - уф как паровоз шмель пыхтит, пыльцу повез

Жук жужжит гу - жу - гу – жу

Я любого разбужу.

3

9. Загадки о насекомых.

Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам божья... (коровка)

У нее так много ног —

Сосчитать не каждый б смог.

В них такая путаница,

Их хозяйка — ... (гусеница)

Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажи? (Оса)

Знают взрослые и дети —

Тонкие плетет он сети,

Мухам враг он, а не друг.

Как зовут его? (Паук)

Вот букашка-работяга.

Целый день трудиться рада.

Ношу на спине своей

Быстро тащит... (муравей)

Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас... (комар)

Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая... (муха)

Целый день в цветках жужжит,

С медом в улей свой спешит.

Много меда запасла

Себе на зиму... (пчела)

Что за чудо-вертолет

Мошкаре спать не дает?

Только высохнет роса,

4

Вылетает... (стрекоза)

На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (Кузнечик)

Где немытая посуда,

Там усач живет не худо.

И в кастрюли, и в стакан

Влезет рыжий... (таракан)

10. Итог занятия.

Вам понравилось наше занятие? Что вы сегодня узнали? Мы сегодня

разговаривали о насекомых, насекомые бывают вредные и полезные. Они

появляются весной и живут с нами все лето, осень, и исчезают с

наступлением холодов. Вы сегодня такие молодцы, внимательно меня

слушали, правильно отвечали на вопросы, играли! А сейчас наше занятие

подошло к концу, спасибо за внимание.

5



В раздел образования