Напоминание

Использование методического приема "Лови ошибку" на уроках у учащихся с НОДА


Автор: Елша Наталья Юрьевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКОУ СКОШИ 31
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование методического приема "Лови ошибку" на уроках у учащихся с НОДА
Раздел: среднее профессиональное





Назад




59202

Использование методического приема «Лови ошибку» на

уроках у учащихся с нарушением опорно-двигательного

аппарата (НОДА)

Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать

главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка

учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке".

Гораздо важнее, особенно у учащихся с нарушением опорно-

двигательного аппарата, развивать

критическое мышление

основанное

на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации,

построению логической цепочки и принятию взвешенного и

аргументированного решения.

Педагогический прием «Лови ошибку», выросший из реальных

ошибок учителей, благодаря их же находчивости и креативности

стал действенным и популярным.

В чем суть приема «Лови ошибку!»? Как и зачем его использовать

на уроке? Чем он хорош, есть ли недостатки в «ловле ошибок»?

При закреплении материала или желая заострить внимание

учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно

допускает ошибку (одну или несколько).

Необходимо заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив

неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный

вариант. Этот прием направлен на умение анализировать

изученный материал и применять на практике полученные знания.

Использовать можно этот прием на этапе актуализации знаний или

закрепления

Преимущества приема «Лови ошибку»:

универсален, его применение возможно на уроках практически по

всем школьным дисциплинам;

приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность

учащихся;

развивает аналитические способности;

предоставляет поле для практического применения полученных

знаний;

заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей

скептицизма, порождает желание проверить надежность

источников, сравнить с данными других ресурсов;

воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует

более прочному усвоению учебного материала.

Недостатки приема «Лови ошибку!»

Их нет, если правила его применения не нарушены. Чтобы дети

запомнили верный вариант, а не предложенный в тексте, усвоили

«особо опасные места», то есть те, где может быть допущена

неточность, необходимо соблюдение некоторых правил.

Инструкция по «Ловле ошибок»

Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо

ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты,

можно на любом этапе урока, в любом классе. Подготовка учителя

должна быть обязательна. Важно учитывать способности учащихся,

имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок,

нахождения правильного варианта и аргументации своего выбора.

Итак, особенности использования приема на уроках у учащихся

с нарушением опорно-двигательного аппарата

Предупредите детей о наличии ошибок, неточностей,

неверной информации в задании.

Дайте установку найти определенное количество неверных

пунктов, внести правки. При высоком уровне знаний у детей и

большом опыте работы с подобными заданиями можно не

указывать число ошибок в тексте.

Применяя прием «Лови ошибку!» на уроке с младшими

школьниками, намекните им с помощью мимики, жестов на

месторасположение неточности.

Составляя задание, продумайте с позиции ученика, по каким

признакам он найдет ошибку, какие аргументы приведет в

пользу своей точки зрения.

Используйте прием в начале урока для активизации

имеющихся знаний, в середине урока для повторения

изученного материала, на этапе рефлексии с целью

подведения итогов.

Не переусердствуйте. Следуйте принципу «хорошего —

понемногу».

Обязательно после обнаружения ошибки, акцентируйте

внимание детей на правильном варианте так, чтобы именно он

отложился в сознании.

Используйте доску, мультимедиа, карточки.

Организуйте работу в парах, группах по обсуждению

информации из текста, по корректировке. Результаты,

проведенной работы в группах, оглашают избранные

спикеры-представители.

Индивидуальную форму приема «Лови ошибку» используйте

в качестве контроля или работы с одаренными/ отстающими

учащимися (здесь требуется индивидуальный подход в выборе

степени сложности заданий).

Очень важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней

А. Явные ошибки, которые достаточно легко выявляются, исходя из

личного опыта и знаний

В. Скрытые ошибки, которые можно установить, анализируя изученный

материал

И еще одно важное условие использования данного приема.

После ответов учеников обязательно на экране должна появиться

информация с правильными вариантами. Причем необходимо добиться

акцентированного внимания учеников изменением цвета, размера шрифтов,

объектов, эффектами анимации (мигание, мерцание), «зачеркиванием», а

лучше даже исчезновением ошибок

Обратное задание: «Составь рассказ с географическими ошибками».

Данная работа довольно сложна. Она требует хороших знаний,

воображения, логики, умения формулировать мысли.

Примеры заданий с использованием приема лови ошибку на уроках

географии и биологии:

Найдите ошибку в цепях питания:

Правильный вариант:

Найдите ошибку в тексте:

Разбор ошибок:



В раздел образования