Автор: Елша Наталья Юрьевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКОУ СКОШИ 31
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование методического приема "Лови ошибку" на уроках у учащихся с НОДА
Раздел: среднее профессиональное
59202
Использование методического приема «Лови ошибку» на
уроках у учащихся с нарушением опорно-двигательного
аппарата (НОДА)
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать
главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка
учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке".
Гораздо важнее, особенно у учащихся с нарушением опорно-
двигательного аппарата, развивать
критическое мышление
основанное
на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации,
построению логической цепочки и принятию взвешенного и
аргументированного решения.
Педагогический прием «Лови ошибку», выросший из реальных
ошибок учителей, благодаря их же находчивости и креативности
стал действенным и популярным.
В чем суть приема «Лови ошибку!»? Как и зачем его использовать
на уроке? Чем он хорош, есть ли недостатки в «ловле ошибок»?
При закреплении материала или желая заострить внимание
учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно
допускает ошибку (одну или несколько).
Необходимо заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив
неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный
вариант. Этот прием направлен на умение анализировать
изученный материал и применять на практике полученные знания.
Использовать можно этот прием на этапе актуализации знаний или
закрепления
Преимущества приема «Лови ошибку»:
универсален, его применение возможно на уроках практически по
всем школьным дисциплинам;
приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность
учащихся;
развивает аналитические способности;
предоставляет поле для практического применения полученных
знаний;
заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей
скептицизма, порождает желание проверить надежность
источников, сравнить с данными других ресурсов;
воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует
более прочному усвоению учебного материала.
Недостатки приема «Лови ошибку!»
Их нет, если правила его применения не нарушены. Чтобы дети
запомнили верный вариант, а не предложенный в тексте, усвоили
«особо опасные места», то есть те, где может быть допущена
неточность, необходимо соблюдение некоторых правил.
Инструкция по «Ловле ошибок»
Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо
ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты,
можно на любом этапе урока, в любом классе. Подготовка учителя
должна быть обязательна. Важно учитывать способности учащихся,
имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок,
нахождения правильного варианта и аргументации своего выбора.
Итак, особенности использования приема на уроках у учащихся
с нарушением опорно-двигательного аппарата
Предупредите детей о наличии ошибок, неточностей,
неверной информации в задании.
Дайте установку найти определенное количество неверных
пунктов, внести правки. При высоком уровне знаний у детей и
большом опыте работы с подобными заданиями можно не
указывать число ошибок в тексте.
Применяя прием «Лови ошибку!» на уроке с младшими
школьниками, намекните им с помощью мимики, жестов на
месторасположение неточности.
Составляя задание, продумайте с позиции ученика, по каким
признакам он найдет ошибку, какие аргументы приведет в
пользу своей точки зрения.
Используйте прием в начале урока для активизации
имеющихся знаний, в середине урока для повторения
изученного материала, на этапе рефлексии с целью
подведения итогов.
Не переусердствуйте. Следуйте принципу «хорошего —
понемногу».
Обязательно после обнаружения ошибки, акцентируйте
внимание детей на правильном варианте так, чтобы именно он
отложился в сознании.
Используйте доску, мультимедиа, карточки.
Организуйте работу в парах, группах по обсуждению
информации из текста, по корректировке. Результаты,
проведенной работы в группах, оглашают избранные
спикеры-представители.
Индивидуальную форму приема «Лови ошибку» используйте
в качестве контроля или работы с одаренными/ отстающими
учащимися (здесь требуется индивидуальный подход в выборе
степени сложности заданий).
Очень важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней
А. Явные ошибки, которые достаточно легко выявляются, исходя из
личного опыта и знаний
В. Скрытые ошибки, которые можно установить, анализируя изученный
материал
И еще одно важное условие использования данного приема.
После ответов учеников обязательно на экране должна появиться
информация с правильными вариантами. Причем необходимо добиться
акцентированного внимания учеников изменением цвета, размера шрифтов,
объектов, эффектами анимации (мигание, мерцание), «зачеркиванием», а
лучше даже исчезновением ошибок
Обратное задание: «Составь рассказ с географическими ошибками».
Данная работа довольно сложна. Она требует хороших знаний,
воображения, логики, умения формулировать мысли.
Примеры заданий с использованием приема лови ошибку на уроках
географии и биологии:
Найдите ошибку в цепях питания:
Правильный вариант:
Найдите ошибку в тексте:
Разбор ошибок: