Автор: Фесенко Александр Оттович
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "Высокоключевая средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: Высокоключевой, Гатчинского района
Наименование материала: Статья
Тема: Сельская школа и визуальная грамотность
Раздел: среднее образование
Сельская школа и визуальная грамотность
В условиях усиления оторванности сельских детей от
музеев и галерей, в преддверии технологических революций
возникает серьёзный контраст между невозможностью
увидеть настоящее искусство «вживую» обычному
сельскому школьнику и приходом в каждый дом
современных телевидения и телефона с их сомнительными
ценностями.
В нашей школе мы поставили задачу ознакомить детей с
примерами мирового визуального искусства при помощи
информационных технологий, используя мультимедиа
проектор, программы систематизирующие примеры
мировой художественной культуры, графические
редакторы. Возможности современных носителей очень
велики, меняются приоритеты. Если совсем недавно,
учителю нужно было, прежде всего, решить вопрос: « где
взять источник визуальной информации», то теперь нужно
выбрать из множества вариантов самое ценное.
Безусловно, не обходится без противоречий.
Контакт ребёнка с произведением искусства в музее - это
общение как потрясение, это всегда тяжёлый труд,
который часто оказывается серьёзным испытанием для
сельского школьника. Такое посещение становится не
ожидаемой весёлой прогулкой и оставляет сложные
противоречивые ассоциации.
Тем более, познакомившись с работами художников в
аудитории, мы готовимся к встрече в музее, это только
знакомство и всё же в результате возникает знание, что
для серьёзной части сельских школьников определяет
весомый пласт их культурного сознания.
Здесь хочется сказать о путях создания жажды общения с
искусством в целом и визуальным искусством в частности.
Любой школьный учитель может привести пример
нежелания учащихся общаться с серьёзным искусством,
выражающееся в различных проявлениях. Почву для посевов
нужно готовить.
Ученик смеется, значит, по меньшей мере, ученик не
понимает. Познакомить ребёнка с родной природой в
походе, на экскурсии, пообщаться с людьми далёкой
затерянной среди лесов и болот деревеньки, увидеть
своими глазами, что живой медведь живет просто в этом
же лесу это и есть визуальное общение, которое ложится
в основу серьёзного понятия «ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ». Вот
тогда нет желания посмеяться, рассматривая работы
Босха, ведь они пропитаны тем же самым, любовью к
Родине, правда, к родине Босха – Голландии. Теперь два
слова о визуальном восприятии. Согласитесь, увидев такую
красивую, иногда, к сожалению и безобразную, родную
землю хочется передать эти впечатления кому-то, и тогда
можно взять старые добрые краски и кисти, а можно
рисовать, или компоновать фотографии в компьютерном
графическом редакторе.
И подумать, чем же ты отличаешься от Босха.
Круг замыкается. Смех в аудитории случается, и
возмущение бывает, но это уже детский смех и детское
возмущение, они растут в родной почве.
Выступление учителя Фесенко А.О.
Высокоключевая средняя общеобразовательная школа
14.04.2006.