Напоминание

Изобразительное искусство в средней школе через призму информационно коммуникативных технологий.


Автор: Фесенко Александр Оттович
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "Высокоключевая средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: Высокоключевой, Гатчинского района
Наименование материала: Статья
Тема: Изобразительное искусство в средней школе через призму информационно коммуникативных технологий.
Раздел: среднее образование





Назад




20

Изобразительное искусство в средней школе через

призму информационно коммуникативных

технологий.

Вступление в тему

"Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его

интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции".

В.А. Сухомлинский

Но если они задают нам одни и те же вопросы, это еще не значит, что мы обязаны

повторяться с ответами.

Диана Сеттерфилд

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на

уроках искусства, открывает новые возможности. Учителю на уроках изобразительного

искусства необходимо сделать информационно - коммуникационные технологии новым

средством художественно - творческого развития учащихся.

Разнообразный иллюстративный материал поднимает процесс обучения на качественно

новый уровень. При использовании компьютера на уроке информация представляется

динамичной, видео ряд, звуковой ряд доступны и легко пополняемы, и это повышает

эффективность усвоения материала школьниками. Интерактивные элементы обучающих

программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся

получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать

информацию не линейно, а с возвратом, при необходимости, к каждому фрагменту.

- обеспечивают последовательность рассмотрения темы (по программе Б.М. Неменского

это блоки тем по четвертям);

- иллюстрации доступны всем учащимся;

- позволяют ускорить и дифференцировать учебный процесс.

При проектировании урока с использованием мультимедеа проектора, учитель может

применять непосредственное обращение к ресурсам интернета.

Великолепно работают

интернет ресурсы и как источник для самостоятельной подготовки учащихся в школе и дома.

Конечно эти возможности необходимо применять

20

- для изучения нового материала, новой информации;

- для закрепления пройденного материала, отработки умений знаний и навыков;

- для повторения, практического применения полученных знаний, умений и навыков;

- для обобщения, систематизации знаний.

На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и

информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока или блоку тем,

структурировать и оформить его на электронный и бумажный носитель.

При выполнении проекта или творческого задания учащиеся показывают уровень

творческой самостоятельности, он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского

характера (так же может быть защита проекта, презентации). Возможен вариант, когда класс

делится на несколько групп и каждая из групп готовит проект или презентацию по отдельным

темам. После выполнения проходит защита, где каждая группа представляет результат своего

исследования одноклассникам.

Результативность уроков изобразительного искусства с использованием информационно

компьютерных технологий (ИКТ):

- положительную мотивацию, создание условий для получения учебной информации из

различных источников;

- повышение уровня наглядности;

- повышение производительности урока;

- выполнение проекта учащимися по созданию собственной презентации.

Бесспорно,

компьютер

не

решает

всех

проблем,

он

остаётся

всего

лишь

многофункциональным техническим средством обучения (ТСО). Задача учителя создать на

уроках условия для познавательной активности учащихся. Информационно-компьютерные

технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают

необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения

и воспитания.

«Прежде всего, говорил Павел Петрович Чистяков, надо знать ученика, его характер, его

развитие и подготовку, чтобы в зависимости от этого найти нужный подход к нему.

Нельзя подходить с одной меркой ко всем. Никогда не надо ученика запугивать, а

наоборот, вызывать в нем веру в себя, чтобы он, не идя на поводу, сам разбирался в своих

сомнениях и недоумениях. Главным образом руководство должно заключаться в том,

чтобы направить ученика на путь изучения и вести его неуклонно по этому пути. В

учителе ученики должны видеть не только требовательного учителя, но и друга».

20

Теоретическая часть

В то время, когда повсюду происходят крутые перемены, когда рушатся

личные жизни и существующий социальный порядок, а фантастический новый стиль

жизни маячит на горизонте, - ставить самые большие вопросы относительно

нашего будущего - это не проявление одной лишь интеллектуальной

любознательности; это - проблема выживания.

Сознаем мы это или нет, но большинство из нас уже находятся внутри новой

цивилизации, сопротивляясь ей или создавая ее.

Элвин Тоффлер «Третья волна»

Важнейшая черта современного обучения - его направленность на то, чтобы готовить

учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных

перемен. Эти образовательные ориентиры к началу 90-х гг. получили международное

признание в качестве рабочих ориентиров в программах ЮНЕСКО.

В последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в контексте

глобальных образовательных тенденции. К их числу относятся:

массовый характер образования и его непрерывность как новое качество,

значимость как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм,

ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности,

адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности,

ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его

самораскрытия.

Инновационные поиски в образовании

Отношения с учениками.

Создаю ситуацию, когда ученик говоря о своих предпочтениях и

интересах включался в поисковую деятельность, изучал тонкости технологии, то есть

стараюсь идти «не с предметом к детям, а с детьми к предмету».

Учение без принуждений.

Стараюсь вести работу (или урок) не фронтально, а

индивидуально направленно, личностно.

Идея трудной цели.

Ставлю на уроке «Сверхзадачу», предварительно и пошагово

объясняя, покорить вершину можно приложив значительные усилия, но это доступно

каждому. Учеников в этом случае объединяет не просто цель - цель сама по себе может

быть и не такой уж интересной, - а именно вера в возможность преодоления трудности.

Без общего воодушевления сотрудничества с детьми добиться трудно.

Идея опоры.

Формы опор самые разные, но общий принцип просматривается

четко: чтобы даже слабый ученик мог отвечать у доски достаточно свободно, не

задерживать класс и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора. Это не

наглядное пособие в виде таблиц, а путеводная нить рассказа, правила, способа решения

задачи.

20

Идея свободного выбора.

Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в

учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор. Свобода выбора -

самый простой шаг к развитию творческой мысли. Даже самые нетворческие из детей

способны сделать выбор.

Идея опережения.

Опережение программы доставляет ученикам

удовольствие, вызывает гордость, для этого учащиеся должны знать содержание

программы и иметь возможность двигаться вперед самостоятельно. Применяю «Таблицы

Шаталова» (распечатанная таблица с поурочными темами и списком учащихся)

Идея крупных блоков.

Когда материал сводится в крупные блоки, то появляется

возможность значительно увеличить объем изучаемого при резком снижении нагрузки на

ученика. В крупном блоке легче устанавливаются логические связи, легче выделить

ведущую мысль и показать ее ученикам.

Идея соответствующей формы.

Урок должен по форме отвечать изучаемому

предмету.

Идея самоанализа.

Трудность школьного учения состоит, в частности, в том, что

это единственный вид работы, которую человек сам не может оценить - он нуждается в

оценке учителя. Стараюсь подтолкнуть детей к работе «консультанта», если вижу область,

в которой тот силен или необычен. Ученик оказывается в роли учителя и резко изменяет

самооценку, стремясь, естественно, остаться на «уровне».

Интеллектуальный фон класса.

Известно, что на конечный результат учения и

воспитания ученика больше всего влияет семья; но из школьных факторов, как показывают

исследования, важнее всего не образование учителя, не материальные затраты на

обучение, даже не количество учеников в классе, а жизненные цели, которые ставят перед

собой одноклассники ученика. На общие цели и ценности класса сильно влияет его

"интеллектуальный фон" (термин В. А. Сухомлинского). В условиях моей школы это «Дух

престижности». Если на уроке престижно быть умным и умелым проблемы обучения

решаются проще.

Под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания,

новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования,

методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным инновациям в

этой области относятся:

1. Организация занятий (без разрушения классно-урочной системы)

- создание гомогенных классов с правом перехода в классы иного уровня;

- создание профильных классов;

- методики коллективных учебных занятий с созданием ситуации взаимообучения;

- игровые методики (викторины, диспуты).

Организация занятий (с разрушением классно-урочной системы):

- метод проектов,

- школа – парк,

- создание схем сетевого взаимодействия (может, проходит как с разрушением, так и

без разрушения классно-урочной системы).

- индивидуальные образовательные траектории;

- тьютерство.

20

2. Представление и передача содержания образования

- опорные сигналы;

- организация межпредметных уроков с предъявлением межпредметных связей;

- построение учебного процесса по областям человеческой деятельности или

историческим эпохам;

- создание компьютеризированных курсов;

- технологии созданные на основе принципа полного усвоения;

- метод погружения;

- выделение как профильного национального, культурного или культурологического

аспекта образования;

- программное обучение;

- проблемное обучение;

- организация исследовательской деятельности с получением новых для учащихся

знаний.

3. Методы оценивания образовательного результата:

- расширение бальной шкалы (для фиксации творческого продвижения);

- рейтинговая оценка;

- создание портфолио.

Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов

как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как

слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более

широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как

существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать»,

«формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое – это и есть

инновация.

Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на

уроках искусства, открывает новые возможности. Учителю на уроках изобразительного

искусства необходимо сделать информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) новым

средством художественно- творческого развития учащихся.

Разнообразный иллюстративный материал поднимает процесс обучения на качественно

новый уровень. При использовании компьютера на уроке информация представляется

динамичной, что повышает эффективность усвоения материала. Интерактивные элементы

обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как

учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы,

воспринимать информацию не линейно, а с возвратом, при необходимости к какому-либо

фрагменту. Использование на уроках презентаций:

- обеспечивают последовательность рассмотрения темы (по программе Б.М. Неменского

это блоки тем по четвертям);

- иллюстрации доступны всем учащимся;

20

- позволяют ускорить учебный процесс.

Мультимедийный урок может быть использован:

- для изучения нового материала, новой информации;

- для закрепления пройденного материала, отработки умений знаний и навыков;

- для повторения, практического применения полученных знаний, умений и навыков;

- для обобщения, систематизации знаний.

На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные

информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока или блоку тем,

структурировать и оформить его на электронный и бумажный носитель.

При выполнении проекта или творческого задания учащиеся показывают высокий уровень

творческой самостоятельности, он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского

характера (так же может быть защита проекта, презентации). Возможен вариант, когда класс

делится на несколько групп и каждая из групп готовит проект или презентацию по отдельным

темам. После выполнения проходит защита, где каждая группа представляет результат своего

исследования одноклассникам.

Результативность уроков изобразительного искусства с использованием информационно

компьютерных технологий задает:

- положительную мотивацию, создание условий для получения учебной информации из

различных источников;

- повышение уровня наглядности;

- повышение производительности урока;

- выполнение проекта учащимися по созданию собственной презентации.

Бесспорно, компьютер не решает всех проблем, он остаётся всего лишь

многофункциональным техническим средством обучения. Задача учителя создать на уроках

условия для познавательной активности учащихся. Информационно-компьютерные технологии

в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый

уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Выявление одаренных детей и работа с ними

1.Развитие творческих способностей

Ни у кого не вызывает сомнений, что процесс цивилизации зависит от исключительно

одаренных людей. Несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение условий

жизни и будущее всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми

людьми, в детстве им, как правило, не дают «раскрыться» и проявить свою

индивидуальность. Тем не менее, это не всегда трагично ни для одаренного человека, ни

для общества в целом. Например, знаменитый Эдисон получил домашнее образование.

Это свидетельствует о том, что семья может быть лучшим стимулятором интересов и

знаний чем обычная школа.

Черты характера, способствующие творческой продуктивности можно обнаружить

достаточно рано. Творчески одаренный ребёнок распознается рано и характеризуется как

20

«странный». Задача школьного учителя создать на своём уроке условия преобразования в

коллективном сознании понятия «странный» в «уникальный», создание атмосферы

благополучия таких детей, более того стремления основной массы в разряд «уникальных».

Эти цели преследовал И.П. Волков, создавая творческие книжки ученика.

Одаренному ребенку с ярко выраженными индивидуальными тенденциями нужно помочь

поддерживать нормальные отношения в обществе.

Джон Гауэн предложил серию полезных советов. С их помощью можно обеспечить

умственное здоровье и счастье ребенка.

1.

Создайте психологическую устную базу ребенку в его поисках, к которой он

мог бы возвращаться, если будет напуган своим открытием.

2.

Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к

ранним неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток.

3.

Будьте терпимы к странным идеям ребенка. Старайтесь отвечать на все

вопросы, даже если они кажутся дикими и «за гранью».

4.

Избыток «шефства», затрудняет творчество.

5.

Помогайте ребенку учиться строить свою систему ценностей не обязательно

основанную на его собственных взглядах, что бы он мог уважать себя и свои

идеи наряду с другими идеями.

6.

Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей

(чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим).

7.

Помогайте ему, когда он остается один в процессе неприятного сверстникам

творческого поиска.

8.

Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно.

Для этого требуется время, а с его стороны – терпение.

9.

Помогайте ценить творческую личность.

10. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка,

избегайте критиковать первые опыты - даже если они неудачны.

11. Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая избегать

общественного неодобрения.

Стимулирование интересов и способностей

Очень важно верить в способности ребенка. Из позитивного окружения, которое вы

создаете, ребенок возьмет то, что ему необходимо. Взрослый должен помогать, но не

тянуть и не толкать. Учителю не следует слишком много времени уделять игровому

обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок чаще

оказывается победителем, что вызывает неприязнь сверстников. Следует избегать

перехваливания лучшей или аккуратной работы. Лучше поощрять совместные занятия с

другими детьми. Не следует возводить талантливого ребенка на пьедестал в глазах других

участников. Другая крайность, преднамеренное публичное принижение уникальных

способностей и даже сарказм со стороны учителя, конечно недопустима.

Практическая часть

Гатчинский муниципальный район Ленинградской области

20

МОУ «Высокоключевая средняя общеобразовательная школа»

Учитель изобразительного искусства

Фесенко А.О.

Урок изобразительного искусства 6 класс

Тема года «Изобразительное искусство в жизни человека»

Тема I четверти. «Вглядываясь в человека. Портрет.»

Тема урока: «Образ человека – главная тема искусства».

Задачи урока:

Образовательная:

1.

Расширение культурно-художественного кругозора учащихся при знакомстве с

портретным жанром;

2.

Знакомство с видами и жанрами портрета;

3.

Изучение законов композиции.

Развивающая:

1.

Обогащение и усложнение словарного запаса речи, усиление коммуникативных

свойств речи.

2.

Развитие умения анализировать портретные изображения, сравнивать

композиционные и цветовые решения.

3.

Строить аналогии при рассмотрении портретов различных эпох и стилей.

Воспитывающая:

1.

Формирование эстетических убеждений.

2.

Приобретение нравственных привычек рассмотрения изображения как

конфликта моральных ценностей.

Оборудование:

Для учителя:

1.

Классная доска – экран

2.

Компьютер

3.

Медео проектор

4.

Презентации, подготовленные учащимися

5.

Презентация «Образ человека – главная тема в искусстве»

Для учащихся:

1.

Репродукции работ русских и зарубежных портретистов

2.

Подготовленные учащимися презентации

Вид урока: традиционный

Тип урока:

Урок формирования новых знаний

Цели:

1.

Познакомить учащихся с творчеством художников портретистов и новыми

представлениями о выразительности изображения человека в искусстве.

20

2.

Создать предпосылки для формирования основных понятий о портрете

Структура урока:

I Организационная часть.

II.

Изучение нового материала, выполнение практических упражнений.

Вступительное слово учителя

Рассказы трех экскурсоводов о великих портретистах (проведена поисковая

работа и подготовлены экскурсоводы).

Обзор современных портретных изображений человека, материалов и техник

III. Заключительная часть.

Итог урока

Ход урока

Психологический настрой на деятельность (1-2 мин)

Учитель: Сегодня урок мне будут помогать вести Маркус Фрей и Даша Румянцева. Они

готовили выступления перед вами, и я прошу их начинать урок.

Пожалуйста, Маркус, начинай.

Презентация и рассказ первого ученика.

«Портретная скульптура Древнего Рима»

(перед выступлением ученик ставит задачу для аудитории: прочувствовать характер

изображенных скульпторами людей и быть готовым ответить на поставленные им

вопросы.)

Учитель: Спасибо, Маркус. Ребята, у кого возникли вопросы по презентации Маркуса?

Даша расскажет нам о другом важном периоде в развитии портрета – Возрождении.

Перед тем как начнётся следующая презентация, поставьте перед собой задачу ответить

на вопрос: Чем отличается Римский портрет от портрета Возрождения?

Пожалуйста, Даша.

Презентация и рассказ второго ученика.

«Портретный жанр эпохи Возрождения»

Учитель: Спасибо, Даша. Я открою вам, ребята, тайну. Задачей Маркуса и Даши было

доказать своими выступлениями преимущества портретного жанра Древнего Рима и

Возрождения. Высказывайте ваши мнения, пожалуйста!

Вероятные высказывания учащихся.

Учитель: Спасибо за аргументированные выступления Давайте посмотрим презентацию

«Образ человека – главная тема искусства».

Она знакомит нас с другими периодами развития жанра портрета.

Презентация «Образ человека – главная тема в искусстве»

Учитель:

В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого

является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается

внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего

в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет — это повторение в

пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его

идейно-художественная интерпретация. На развитие портретного жанра влияют две

тенденции:

прогресс технических изобразительных навыков, например, овладение

анатомией и композицией, умением построить полотно.

20

развитие представлений о значимости человеческой личности.

Наибольших вершин портрет достигает в период веры в возможности человека, его

разума, его действенной и преобразующей силы

Питер Пауль Рубенс.

«Портрет камеристки инфанты Изабеллы»,

ок. 1625, Эрмитаж

«Портрет в своей современной функции — порождение европейской культуры нового

времени с ее представлением о ценности индивидуального в человеке, о том, что

идеальное не противостоит индивидуальному, а реализуется через него и в нём». Именно

поэтому жанр находится в упадке в XX веке: «как может он процветать, когда мы

полны стольких сомнений в себе?» Периодами расцвета портрета считаются римский

скульптурный портрет, портрет эпохи Возрождения, XVII и 2-й половины XVIII веков.

Диего Веласкес.

«Портрет папы Иннокентия X» (этюд головы), 1650.

20

Хорошо написанный портрет, как считается, должен показывать внутреннюю

сущность модели с точки зрения художника — не только физические, но и духовные

черты. (Так, Латур говорил о своих моделях: «Они думают, что я схватываю только

черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубину их души и овладеваю ею целиком»

Б.Д. Григорьев.

«Портрет Мейерхольда»

Для понимания портрета следует учитывать тот идеал, который лежал в основе

художественных устремлений эпохи, когда картина была создана. Этот идеал, который

находил свое преломление в изображении конкретной личности, формировался из сплава

социальных, религиозных, этических и эстетических воззрений и был достаточно четким

нормативом, который определял характер личности, изображенной на портрете, и

диктовал художнику манеру изображения модели.

Франсуа Буше.

«Портрет мадам Помпадур»

20

Валентин Серов.

«Девочка с персиками» (Портрет Веры Мамонтовой), 1887, ГТГ

Автор портрета, как правило, не бесстрастный регистратор внешних и внутренних

особенностей портретируемого: личное отношение художника к модели, его

собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение

зримый отпечаток.

Сезанн. Ренуар.

Портрет Амбруаза Воллара

(импрессионизм)

Портрет Амбруаза Воллара

(постимпрессионизм)

Пикассо.

Портрет Амбруаза Воллара

(аналитический кубизм)

Хороший портрет — это не столько суждение о конкретном человеке, сколько

представление об образе жизни людей определённых эпох, их идеалах и представлениях о

человеке… Портрет даёт современному зрителю возможность совершенно уникального

20

общения. Диалог художника с самим собой или моделью перерастает во внутренний

диалог человечества.

Орест Кипренский.

«Портрет гусара Евграфа Давыдова», 1809.

Техника, в которой выполнен портрет, является одним из важных факторов, влияющих

на образ созданного портрета. В период Древней истории приоритет оставался за

портретами, выполненными в камне. В период Возрождения на первый план вышли

портреты, выполненные маслом, до настоящего момента сохраняющие первенство.

Карандаш:

Франсуа Клуэ.

«Портрет Екатерины Медичи», ок. 1560 года

Акварель:

Александр Брюллов. «Портрет Натальи Гончаровой», 1831 год

Гравюра:

«Портрет Джорджа Вашингтона»

20

Масло:

Ван Гог, «Автопортрет», 1889 год

Рельеф:

«Камея Гонзага», резьба по камню, III век до н. э.

Скульптура:

Неизвестный скульптор, «Портрет Петра Великого», XVIII век

Фотопортрет:

Альберто «Кордо» Гуттьеррес, «Портрет Че Гевары», 1960 год

Портре

́

т ( от французского portrait, от старофранцузского portraire —

«воспроизводить что-либо черта в черту», устаревшее парсуна — от латинского

persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо

группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности в том

числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры,

фотографии, полиграфии), а также в литературе и криминалистике (словесный

портрет).

В истории литературы мы часто встречаем использование писателями портретного

изображения как способ, отправную точку для развития сюжета.

Например:

Николай Гоголь. «Портрет» — повесть о психологической деформации светского

портретиста.

Лев Толстой. «Анна Каренина» — портреты Анны Карениной кисти непрофессионала

Вронского и профессионала Михайлова (прототип — Крамской).

Фёдор Достоевский. «Идиот» — фотографический портрет Настасьи Филипповны,

обладающий огромной силой воздействия.

Иван Тургенев. «Фауст» — говорящий портрет старухи Ельцовой.

20

Гончаров. «Обрыв» — живописец Райский.

А. К. Толстой. «Портрет» — поэма, в которой главный герой влюбляется в портрет.

Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея» — волшебный портрет Дориана Грея.

Артур Конан Дойл. «Собака Баскервилей» — портрет предка, благодаря сходству с

потомком помогающий раскрыть дело.

Эдгар По. «Овальный портрет»

Андрей Струг. «Портрет»

Итог урока:

Сегодня на нашем уроке мы познакомились с новыми именами в истории искусства,

обсудили особенности современного портрета. Вы попробовали выполнить творческое

задание с помощью зеркала и графических материалов.

Даша и Маркус провели поисковую и техническую работу по выполнению презентаций,

они сегодня были нашими экскурсоводами по залам виртуального музея созданного их

руками. Спасибо за ваш труд

Надеюсь, у вас возникнет желание посетить музей и полюбоваться на портреты

российских и зарубежных художников прошлого и современности.

Запишите домашнее задание:

Узнайте у родителей, понаблюдайте сами, какие портреты берегут и почему чтят в

вашей семье, спросите, есть ли среди них живописные и графические портреты, если это

возможно, принесите эти портреты на урок и расскажите о тех, кто на них изображен.

Приложение к уроку

Презентация «Образ человека – главная тема в искусстве».

Презентации, подготовленные учащимися

Репродукции

Маковский К.Е. «Портрет жены»

Маковский К.Е. «Портрет Марии Хатовой»

Коровин К.А. «Портрет румынского художника Йозефа Риппл-Ронаи

20

Борисов-Мусатов В.Э. «Автопортрет с сестрой»

Крамской И.Н. «Портрет Некрасова»

Репин И.Е. «Лев Толстой Босяком»

Тропинин В.А. «Кружевница»

Венецианов А.Г. «Жнецы»

Диего Веласкес «Филипп IV, испанский»

Эль Греко «Кавалер с рукой на груди»

20

«Сатирические образы человека»

6 класс

7 урок III четверти

Тема урока: Сатирические образы человека.

Цели урока: знакомство с видами сатирического жанра.

Задачи урока: повторение и закрепление знаний по жанру портрета; знакомство с видами

сатирического жанра: карикатурой и шаржем; формирование навыков и умений в создании сатирических

образов человека; развитие искусствоведческих знаний и творческих способностей.

Форма урока – комбинированный.

Зрительный

ряд:

О.Домье

«Законодательное

чрево»,

«Адвокаты»,

«Дон

Кихот»;

Э.Мордмилович шарж на В.Мейерхольда, фото В. Мейерхольда; П Корин «Портрет Кукрыниксов»,

Кукрыниксы - политическая карикатура; А. Жеребко, шаржи на артистов; К. Шредер. Карикатурный

шарж; К. Куксо, шаржи на артистов; детские работы.

Литературный ряд: Н. Заболоцкий «Портрет»; В. Гафт, шуточная эпиграмма на Э. Рязанова.

Музыкальный ряд: И.С.Бах «Шутка».

Материалы и принадлежности к уроку: бумага, простой карандаш, фломастеры, учебник.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку

II. Сообщение темы и целей урока

- Какой жанр изобразительного искусства мы изучаем в этой четверти? (Портрет)

- Что такое портрет? (Изображение конкретного человека).

Тема сегодняшнего урока «Сатирические образы человека» тесно связана с жанром портрета,

поскольку речь идет, опять - таки, об изображении человека. Остается только выяснить, о каком именно

изображении идет речь. Вам предстоит узнать о новых формах изображения человека, существующих в

изобразительном искусстве. Сегодня будем знакомиться с сатирическим жанром, его видами,

возможностями и своеобразием.

20

III. Повторение изученного материала

1.

Что, прежде всего, старается передать художник в портрете?

2.

Каким может быть портрет по композиции?

3.Перечислите виды портрета.

4.Дайте характеристику этим видам.

Все вышеперечисленные виды портрета представляют реалистическое изображение, в котором

художник, достаточно точно, передает сходство с внешним обликом человека. Но существуют и

другие формы изображения, где сходство, как внешнее, так и внутреннее, передается более

остро, и тогда возникают новые образы – сатирические.

IV. Изучение нового материала

Из истории сатирического жанра. Карикатура.

«Смешное убивает»,- говорят французы. Художник – сатирик беспощадно и гневно высмеивает

недостатки и пороки людей, приносящих вред обществу.

Самой распространенной формой сатирического жанра в изобразительном искусстве является

карикатура.

- Кто знает, что такое карикатура?

Карикатура - изображение, намеренно подчеркивающее и комически преувеличивающее

отрицательные черты отдельного человека или какой–ни будь группы людей с целью их разоблачения и

осмеяния.

Как особый сатирический жанр карикатура сложилась в конце XVIII -

начале XIX в. во Франции.

Жанр получил развитие в графике и стал острейшим орудием политической борьбы и агитации.

В периоды революций и общественных потрясений всегда расцветало искусство карикатуры. Язык

художников – карикатуристов был понятен народу: ведь они боролись против зла и насилия.

Это политическая карикатура.

Наибольший подъем и расцвет политической карикатуры наблюдался во Франции в период

революционного подъема – Великой французской революции 1789г. и революции 1848г.

Блестящим мастером политической карикатуры был французский художник второй половины

XIX в. Оноре Домье. В своих произведениях он обличал алчность и духовную пустоту правительства.

«Законодательное чрево».

Что видим? Почему художник так изобразил людей?

«Адвокаты».

В России после 1917г. карикатура становится одним из ведущих жанров политической наглядной

агитации. Исключительная роль принадлежала карикатуре в годы Великой Отечественной войны: в

плакатах, листовках, фронтовых газетах художники – карикатуристы бичевали и жестоко высмеивали

врага. Ведущими мастерами этого жанра были знаменитые художники, работавшие под псевдонимом

Кукрынисты.

Сложную обстановку во внешней и внутренней политике они отражали в карикатурах.

«Трюк с бомбой».

«Беспощадно разгромим и уничтожим врага».

Их произведения, в карикатурной манере изображавшие фашистов, вызывали не только

справедливый гнев и ненависть, но и презрение к врагу, укрепляли веру в победу.

- Что же такое карикатура и какова её цель? (Разоблачить, высмеять, показать в неприглядном

виде и выставить напоказ отрицательные качества).

Другая форма сатирического жанра – шарж.

Кто знает, что такое шарж?

20

Шарж

Шарж – карикатурный портрет, где остро и резко преувеличены такие черты внешности

человека, в которых особенно чувствуется его характер. Обычно это портретное изображение. Внешнее

сходство соблюдается, но наиболее характерные черты специально подчеркиваются и выделяются.

Фото и шарж на Мейерхольда.

Портретность шаржа резко отличает его от карикатуры.

Добродушно – ироническое настроение определяет, так называемый, дружеский шарж.

А.Жеребко, шарж на А. Розенбаума.

Выполняя творческую работу, вы можете выбрать одно из направлений, например: дружеский

шарж на товарища

К. Шредер. Карикатурный шарж.

Детская работа «Одноклассник». Дружеский шарж.

Шарж на литературного героя:

О. Домье «Дон Кихот».

Шарж на артиста:

К. Куксо, шаржи на Э. Рязанова, В. Ливанова, М. Боярского.

V. Закрепление материала

1.

Что общего между карикатурой и шаржем?

2.

Какова цель карикатуры?

3.

Чем отличается шарж от карикатуры?

VI. Художественно – творческая деятельность учащихся

Задание: выполнить дружеский шарж на товарища, литературного героя или артиста.

А. Жеребко, шаржи на Джима Керри, Вуди Голдберг.

Можно к дружескому шаржу написать юмористическое четверостишие:

Переосмысливая заново

Картины Элика Рязанова,

Скажу: талант его растёт,

Как и живот. Им нет предела,

Но вырывается вперёд

Его талантливое тело .

В. Гафт.

В шарже легче показать характерные особенности модели, чем в портрете (работа учащихся

сопровождается музыкальным оформлением).

VII. Анализ работ, выставление оценок, подведение итогов

Сегодняшний урок был посвящен сатирическому жанру.

О каких его видах мы говорили?

Карикатура и шарж помогают понять, что портрет не сводится к изображению только лица или

фигуры человека. Портрет – не фотографическая копия, а результат творчества.

На карикатуре и дружеских шаржах модель как будто похожа на саму себя больше, чем в

действительности. Почему? Потому что настоящий художник умеет выявить в человеке наиболее

существенное, характерное.

20

Домашнее задание: подобрать материал по теме «Освещение в портрете»

Фесенко Александр Оттович

учитель изобразительного искусства Высокоключевой школы



В раздел образования