Автор: Огорелышева Светлана Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 46 "Совенок"
Населённый пункт: город Химки
Наименование материала: консультация
Тема: "Я иду в детский сад
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ Детский сад № 46 г. Химки
Педагог-психолог Огорелышева С.В.
Родительское собрание
Я иду в детский сад
"Мифы об адаптации"
Цель: Раскрытие эмоционального состояния ребенка в период адаптации; Рекомендации
родителям по облегчению течения адаптации к ДОУ.
Первое сентября традиционно дает старт новому этапу в жизни молодого поколения.
Одни начинают учиться в университетах, другие в выпускных классах, третьи - первый
раз переступают порог школы. Но есть еще одна категория «стартующих» - малыши идут
первый раз в детский сад. И для них и тем более для их родителей - это очень важный
день.
О том насколько тяжел период адаптации к детскому саду для малыша, написано много
книг и статей. Но часто и мама крохотного создания подвергается сильному стрессу.
Не только малыш готовится к своему первому дню в новом коллективе. Мама тоже
должна как следует подготовиться, чтобы первый день не стал сумбурным, чтобы все
прошло как можно более гладко, насколько это возможно.
Ребенок, до этого момента бывший центром вселенной своей семьи, открывает для себя
новый мир, где таких как он много, где необходимо следовать правилам и подчиняться
требованиям, где рядом находится пока чужие взрослые, а не родная мама..
Переход из домашних условий к жизни в обществе для маленького человечка связан со
стрессом.
Так что же такое адаптация?
Адаптация (от лат. аdaptatio - приспособление) - способность организма
приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
Адаптационный период –
один из ответственных моментов в жизни ребенка. Ребенку предстоит приспособиться к
совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье.
Степени адаптации
Различают четыре степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:
1)легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении
нормализуются в течение 1-2 недель;
2) средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым,
может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность, беспокойность сна. Этот
период длится 20-40 дней;
3) тяжелая адаптация: ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические
привычки. Длится от двух до шести месяцев;
4) очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку
оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.
"Мифы об адаптации"
У родителей существует ряд мифов о периоде первого посещения ребенком детского сада.
Попробуем их развеять!
Миф 1.
Адаптация к детскому саду проходит трудно и мучительно. Я боюсь, что у моего
ребенка будет то же самое?
Первое посещение детского сада для ребенка стресс, но стресс вполне
преодолимый. Отрыв от дома, от близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми
себе подобными могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может
воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты.
Очень важно, чтобы этот период был плавным, мягким, бестравматичным.
Длительность и течение адаптации зависит от многих факторов:
От особенностей высшей нервной деятельности (темперамента);
Возраста ребенка;
От состояния здоровья;
От разницы в обстановке, в которой ребенок находился дома и той, в которой находится в
детском саду;
От поведения и эмоционального состояния взрослых (тревожность, негативизм к детскому
саду…).
И мы должны помочь нашим детям.
Если мама будет слишком сильно бояться и тревожиться, то приход в детский сад
превратится в серьезный и длительный стресс, как для малыша, так и для мамы. Помните,
что ребенок с удивительной чуткостью воспринимает ваше отношение к тем или иным
событиям, чувствам и разделяет ваши эмоции, в полном смысле слова смотрит на жизнь
вашими глазами. Причем это происходит, даже если вы всеми силами стараетесь скрыть
от малыша свои страхи.
Вы волнуетесь из-за того, что малышу может не понравиться в детском саду, из-за
того, что там что-нибудь не заладится. Прежде вы никогда не расставались, и поэтому
боитесь разлуки. И вот на фоне этих переживаний вы веселым голосом рассказываете, как
замечательно ходить в детский сад. Чему должен верить ребенок – вашим словам или
вашим чувствам? Ваши собственные страхи порождают тревожное отношение малыша к
детскому саду, еще прежде, чем он начал его посещать.
Вывод: менять свое отношение к детскому саду. Поверьте, что ребенку может
быть в детском саду хорошо и посещение принесет действительно пользу и
удовольствие. И ту энергию, которую вы тратите на переживания, потратьте на
предварительную подготовку малыша и налаживание контактов с воспитателями.
Обеспечьте малышу чувство уверенности и безопасности. Ребенку постоянно приходится
приспосабливаться к новым условиям и посещение детского сада – один из первых и
важных опытов. А детский сад со временем перестает относиться к разряду «новых
условий». Пусть не сразу, но он превращается в привычный хорошо знакомый и уютный
мир. Для того, чтобы это действительно стало так и для вашего ребенка будьте терпеливы,
внимательны и активны.
В ваших и только в наших силах сделать жизнь ребенка счастливой, интересной и
насыщенной!
Миф 2.
Дети в детском саду все время болеют, потому что за ними плохо следят?
Основной причиной, по которой начинают болеть малыши является снижение
иммунитета из-за резкой смены обстановки: другой режим, непривычная пища, много
шума и впечатлений, переживание из-за разлуки с матерью.
¼ часть детей реагирует на посещение детского сада «скрытым сопротивление» - т.е.
начинают болеть. Это своеобразный протест.
Перед походом в детский сад дети получают «полный комплект» прививок, что снижает
защитные свойства организма. Этому же способствует обязательный обход врачей-
специалистов перед зачислением в детский сад с бесконечными сидениями в коридорах.
Ребенок попадает в среду с совершенно другой микрофлорой, отличной от домашней, к
которой иммунитет еще не выработался.
Поэтому помимо психологической и «бытовой» подготовки вам обязательно нужно
позаботиться об укреплении здоровья малыша.
Миф 3.
У ребенка, который начинает ходить в детский сад портится характер, он становится
просто не выносимым.
Никакой характер от посещения детского сада конечно не портиться. Но крутое
изменение привычного образа жизни не может пройти для ребенка бесследно.
1. Ребенок попросту устает. Это может быть причиной капризов и непослушания.
2. Правила, по которым ребенок живет дома, отличается от тех, которые установлены в
детском саду. И ребенку каждый день приходится переключаться, настраиваться то на
ваш стиль общения, то на стиль общения воспитателей.
3. Ребенок…растет, развивается, приобретает новый опыт. Он взрослеет и меняется.
Создайте дома спокойную обстановку и помогите в усвоении новых правил.
4. Часто в период адаптации родители бесконтрольно балуют малыша в качестве
компенсации. Вседозволенность дома в период адаптации может привести к капризам и
упрямству.
5. Не забудьте о кризисе 3 лет, проявлениями которого являются: негативизм, упрямство,
строптивость, своеволие. Измените свое отношение к ребенку в этот период, особенно,
если он совпал с первым посещением детского сада.
Совету Родителям:
Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении –
неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться
к садику, но и продемонстрирует ему, что есть другой вариант,
которого всеми силами можно добиваться.
•
Будьте оптимистичны сами и заражайте этим
оптимизмом окружающих. Не показывайте ребенку своей
тревоги.
•
Уходя – уходите! Не травите себе душу, наблюдая за
окном или подслушивая за дверью. Кстати дети чаще всего
быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из
поля зрения.
•
Если малыш очень привязан к маме и расстается с трудом,
то пусть в детский сад его отводит папа или другой член семьи.
•
Беседуйте с ребенком о том, что он делал, как играл,
радуйтесь успехам, даже самым маленьким.
•
Не форсируйте время пребывания ребенка в детском саду.
Малыш еще очень устает и привыкание к новым условиям
должно быть постепенным.
•
Не обсуждайте в присутствии малыша свои опасения,
проблемы детского сада.
•
Категорически запрещено при ребенке выяснять
отношения с воспитателем или няней – даже если вы
десять раз правы.
•
Приучайте ребенка к самостоятельности. Ребенку будет
легче првыкнуть к новым условиям, если у него есть навыки
самообслуживания, он самостоятельно одевается, ест,
умывается. Если эти навыки недостаточно развиты,учите
малыша.
•
Будьте внимательны к малышу. Будьте терпеливы и
спокойны Ваши положительные эмоции помогут ему принять
новый порядок. Дома возможны беспричинные капризы,
нарушения сна, аппетита. Докажите малышу, что вы его не
бросили, и очень любите его.
•
Еще одной причиной «плохого» поведения малыша может
быть…его возраст. Садик может ускорить проявления
трехлетнего кризиса. И этот самый кризис свалится вам на
голову без предупреждения вместе с проблемами адаптации
крохи в коллективе.
•
Адаптация у каждого ребенка проходит индивидуально.
Кто-то уже через несколько дней с удовольствием бежит в
детский сад, а у кого-то слезки наворачиваются и через две-три
недели.
Период адаптации не самый легкий в Вашей жизни и жизни вашего малыша.
Вы наверняка будете волноваться, а он
наверняка будет скучать по маме.
Со временем все наладится.
И в наших силах позаботиться о том, чтобы первая дорожка Вашего крохи не была
чересчур ухабистой.
Желаем Вам терпения! И совсем скоро детский сад станет привычным местом для Ваших
малышей!