Автор: Фадеева Софья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад № 3"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Творческие способности и их развитие у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Творческие способности и их развитие у детей старшего
дошкольного возраста
В связи с изменениями, происходящими в современном мире, меняются и
психолого-педагогические задачи современного образования: сейчас необходимы
люди, способные принимать необычные решения, умеющие творчески мыслить.
Решение задач направленных на развитие самостоятельно мыслящих,
творческих людей должно начинаться уже в дошкольном возрасте.
Достаточно глубокий анализ проблемы способностей был представлен Б.М.
Тепловым.
По
мнению
ученого,
«способности»
–
это
индивидуально-
психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения
деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям умениям и навыкам,
но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам
деятельности.
Б.М.
Теплов
определил
природу
способностей,
указав
на
их
биосоциальный характер. Изучив и проанализировав его концепцию, мы
пришли к выводу, что врожденными могут быть задатки –
анатомо-
физиологические
и
функциональные
особенности
человека,
создающие
определенные предпосылки для развития способностей.
Способности,
обеспечивающие
жизнедеятельность
человека
и
его
развитие в социальной среде, делятся на две большие группы: общие и
специальные способности.
Общие способности – это индивидуально-волевые свойства личности,
которые обеспечивают продуктивность в овладении знаниями, умениями и
навыками при осуществлении различных видов деятельности.
Специальные способности – это такая система свойств личности, которая
помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области
деятельности,
например
музыкальной,
литературной,
изобразительной,
сценической, математической, спортивной, военной и так далее.
Способности
также
делятся
на
теоретические
и
практические.
Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что
первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим
размышлениям, а вторые – к конкретным практическим действиям.
Отличие общих и специальных способностей от теоретических и
практических заключается в том, что последние, зачастую не сочетаются друг с
другом. Большинство людей обладает или одним, или другим типом
способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных,
разносторонне развитых людей.
Также существует деление способностей на учебные и творческие. Они
отличаются друг от друга тем, что учебные способности определяют успешность
обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как
творческие способности определяют возможность открытий и изобретений,
создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.
«Творческие способности» – способность индивида создавать новые
понятия и формировать новые навыки.
Проведенный всесторонний анализ исследований по проблеме творческих
способностей
позволил нам их систематизировать и выделить несколько
подходов к пониманию природы и сущности творческих способностей.
Во-первых, как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная
одаренность выступает в качестве необходимого, но не достаточного условия
творческой активности личности.
Во-вторых,
творческая
способность
(креативность)
является
самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. Между уровнем
интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.
В-третьих, высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий
уровень творческих способностей и наоборот.
Изучая творческое проявление личности в разных видах деятельности, а
именно:
музыкальной,
изобразительной,
речевой,
определили
критерии
творческих способностей:
1) способность к определению и постановке проблемы;
2) способность к генерированию большого количества идей;
3) оригинальность – это способность нестандартно отвечать на различные
раздражители;
4) гибкость – это способность вырабатывать разнообразные идеи;
5) способность улучшать объект путем добавления деталей;
6) способность анализировать и синтезировать.
Характеризуя творческую деятельность, необходимо отметить, что она
появляется не сразу, а постепенно, прогрессируя из более простых форм. На
каждой возрастной ступени она имеет свое выражение, каждому периоду
детства свойственна своя ее форма.
Творческие способности проявляются очень рано. Наблюдения за детьми
раннего возраста показало, что у детей на данном возрастном этапе
зарождаются элементы фантазии и творчества, которые проявляются в
способах освоения ребенком действий с предметами. Самый интенсивный
период развития творческих способностей приходится на возраст от двух до
пяти лет, когда формируется база личности. Первое проявление способностей
выражается в непреодолимом стремлении к различным сферам деятельности.
Именно
дошкольный
возраст
характеризуется
огромными
потенциальными возможностями для развития сложных форм восприятия,
мышления, воображения, поэтому многое из того, что дети получают в
дошкольном возрасте, остается на всю жизнь. Возрастные особенности
проявляются
и
в
специфике
мышления,
склонности
к
подражанию,
повышенной
эмоциональности
и
впечатлительности.
Отличительной
возрастной особенностью дошкольника является также развитие и большая
пластичность нервной системы, что создаёт благоприятные условия для
развития различных способностей.
Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для
развития способности к творчеству, поскольку именно в этот период
закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок
5-7 лет способен создавать новый рисунок, конструкции, образы, фантазии,
движения,
которые,
в
свою
очередь
отличаются
оригинальностью,
вариативностью, гибкостью и подвижностью. Креативность наиболее ярко
проявляется
в
языковом
творчестве
и
специфических
видах
детской
деятельности: конструировании, рисовании, лепке, музицировании.
Характеризуя детей старшего дошкольного возраста целесообразно
отметить, что им присуща активная деятельностная позиция, внезапность,
любопытство, способность комментировать процесс и результат собственной
деятельности, целеустремленность и настойчивость, развитое воображение.
Инициативность
связана
с
любознательностью,
пытливостью
ума,
изобретательностью, способность к волевой регуляции поведения, умение
преодолевать трудности. Дошкольники обладают большой способностью к
перевоплощению. Именно эта способность позволяет ему раздвигать рамки
своего
«Я».
Помимо
всего
прочего,
старший
дошкольный
возраст
характеризуется тем, что на данном этапе у детей формируется критическое
отношение к результатам своей деятельности. Поэтому, важно закрепить у
ребенка сознание уверенности в том, что он сумеет все. Дошкольник начинает
ощущать роль и значение искусства, его доброту и силу, органическое единство
искусства и жизни. Конечно, он не думает этими категориями, но начинает
чувствовать это сообразно своим возрастным возможностям.
Признанным является и тот факт, что старший дошкольный возраст
является наиболее благоприятным для развития творческих способностей, так
как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное
желание познавать окружающий мир.
Взрослые
должны
поощрять
любознательность
детей.
Транслируя
дошкольникам знания, вовлекая их в различные виды деятельности, педагоги и
родители
способствуют
расширению
детского
опыта.
В свою
очередь
накопление опыта и знаний является неотъемлемой частью для будущей
творческой деятельности.
Подготовила воспитатель Фадеева С.В.