Напоминание

Первые шаги к выразительному пению


Автор: Субботина Алла Олеговна
Должность: педагог дополнительного образования, учитель музыки и мхк
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №3" города Мурманска
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: Хоровое пение в общеобразовательной школе
Тема: Первые шаги к выразительному пению
Раздел: среднее образование





Назад




Хоровое пение в общеобразовательной школе

Педагог дополнительного образования,

учитель музыки и МХК

МБОУ «Гимназия №3» г. Мурманска

Субботина Алла Олеговна

Мурманск, 2020

«Стоит пробудить в них (людях) инстинкт песенности, как это поведёт к сознательному

отношению к исполняемому и к возрождению исполнительского чутья» - Б.В.Асафьев.

Можно только удивляться проницательности автора этих слов, сказанных почти век назад.

Человеческий певческий голос – одна из высших наследуемых ценностей. Лишь человек

обладает особым «инструментом», способным придавать эмоционально - смысловую

определённость

звучанию.

Пробуждение

«инстинкта

песенности»,

непреодолимого

человеческого желания говорить с миром особым, возвышенным языком не станет

неразрешимой проблемой.

Поющее начало человека, концентрируя в себе на протяжении многих веков реальное и

несбыточное, природное и культурное,

духовное и материальное, выступает способом

самопознания,

одной

из

форм

освоения

окружающей

действительности.

Пение

и

одухотворённая человеческая мысль с незапамятных времён воспринималась как единое

целое.

В певческой хоровой работе с детьми в нашей стране, мы наблюдаем в течение последних

десятилетий снижение традиций совместного детского пения, как и серьёзного отношения к

музыке вообще. В обществе сегодня наблюдается явная недооценка значения хорового вида

искусства в музыкальном образовании в системе общего образования и эстетического

воспитания молодого поколения. Мало изучена также важнейшая проблема - влияние

искусства, как и вокально-хорового искусства на общее развитие личности ребёнка, развитие

его интеллектуальных и творческих способностей. Хоровое пение с его многовековыми

традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный,

нравственный строй как исполнителей, так и слушателей, остаётся испытанным средством не

только музыкального, но и эстетического воспитания. Оно всегда было, есть и будет

неотъемлемой

частью

отечественной

и

мировой

культуры,

незаменимым,

веками

проверенным фактором формирования духовного, эстетического и творческого потенциала

общества.

Все важнейшие вокально-хоровые навыки есть средства достижения выразительного

исполнения. Именно в процессе создания яркого художественного образа эти умения

определяют меру успеха всей творческой работы коллектива. Если вокально-хоровое

воспитание ведётся плодотворно, то и результат будет весомым – согласованная, гармоничная

во всех смыслах хоровая звучность исполнения. А это, в свою очередь, верный показатель

того, что в коллективе ведётся серьёзная, кропотливая работа над подлинно художественным

ансамблем.

Дети должны научиться петь и петь

выразительно! Вряд ли найдутся сторонники

противоположной точки зрения. Сегодня указания на то, что детское пение должно быть

выразительным, мы встретим и в школьных, и внешкольных программах по музыке, и в

методических пособиях, и в детских учебниках.

Действительно, кому нужно невыразительное пение? Разве способно оно принести

подлинную радость слушателям или самим исполнителям?

Безусловно, что одной из причин маловыразительного пения является недостаточное

овладение школьниками певческими умениями и навыками, отчего и возникают технические

трудности. Ведь согласно общепринятой точке зрения, музыкальное исполнение может быть

признано выразительным, если в нём передан художественный образ произведения, но, как и

какими средствами, дети могут воссоздать этот образ?

При работе над выразительностью хорового исполнения желательно постоянно обращать

внимание детей на то, что в хоровом произведении художественный образ рождается в

результате синтеза слов и музыки, поэтому без осознания смыслового содержания словесного

текста, особенностей интонационного музыкального развития и их взаимосвязи невозможно

достичь подлинной выразительности исполнения. Словесно-музыкальная интонация едина по

своей сути, и дети прекрасно ощущают и способны передать это единство.

Опыт показывает, что подготовка школьников к осознанному интонированию оказывается

наиболее плодотворной, если вокально-хоровая работа в коллективе ведётся одновременно по

двум направлениям. Одно из них уже достаточно хорошо отработано, имеется ввиду,

подведение учащихся к выразительному исполнению через осмысление ими словесного

текста произведения, а затем уже посредством постижения его взаимосвязи с текстом

музыкальным. Для этого в репертуар хора включаются образцы вокально - хоровой музыки

со смысловым единством словесного и музыкального текста. Во время их разучивания перед

хористами ставятся следующие задачи: определить общий характер произведения, отметив

его постоянство или какие-либо изменения в процессе развития музыкального образа;

раскрыть содержание словесного текста разучиваемого музыкального фрагмента, найти в нём

самые важные в смысловом отношении слова и установить кульминационные вершины фраз

в мелодическом развитии; добиваться более технически точного интонирования.

Суть второго направления заключается в том, что дети учатся постигать выразительность

музыки и готовятся к выразительному интонированию непосредственно через осмысление

самой

музыкальной

интонации.

С

этой

целью

в

репертуар

коллектива

вводятся

художественные образцы вокально - хоровой музыки без слов (вокализы) , используются

вокально- хоровые упражнения и распевания, в которых слова выполняют вспомогательную

функцию. Тем самым певцы ставятся в условия, когда приоритетное значение в раскрытии

художественного образа произведения или выразительности учебного упражнения имеет для

них именно музыкальная сторона.

Музыкальный репертуар, изучаемый детьми, это повод для серьезной обстоятельной беседы о

содержании музыкального

произведения,

его

идеи,

авторском

замысле.

Понимание,

сопереживание при разучивании текстов хоровой музыки, а затем осмысленное их

исполнение оказывает глубокое эмоциональное воздействие и на зрителей, и на самих

участников хора. В связи с этим музыковед Асафьев Б.В. заметил, что в музыке ценно не

только то, что звучит, но то, какие мысли она рождает. Ведь музыкальное произведение - это

посланник из времени его создания и зеркало, в которое смотрятся современники. Темы

добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, одиночества и поиска смысла жизни всегда

находят отклик в душах детей, поэтому в репертуаре хора обязательно должны быть

произведения, позволяющие каждому поющему в хоре сформулировать своё отношение к

этим вечным темам искусства.

Уже с первых занятий маленьких певцов нужно учить петь не только в характере музыки:

радостно, грустно, ласково, нежно и т.п., но, что особенно важно, чувствовать и передавать в

своём исполнении тончайшие оттенки музыкальной интонации. А для этого необходимо

развитие у певцов эмоционального слуха и подведение их к постижению музыки как

искусства интонационного. Важно, чтобы дети научились чувствовать красоту певческого

звучания и могли осмысленно интонировать даже отдельно взятый звук, вкладывая в его

исполнение ту или иную эмоциональную окраску.

Для достижения нужных результатов можно использовать разнообразные методические

приёмы. На начальных этапах хорового пения дети, прежде всего, знакомятся с тем, как

меняется певческое звучание не только целой фразы, но и

отдельно спетого звука в

зависимости от той эмоциональной окрашенности, которую придал им исполнитель.

Музыкальное задание может быть следующего типа. Это задание на определение настроения,

которое хотел передать поющий. Сначала в качестве поющего выступает сам учитель. Ведь во

время пения он обычно стоит лицом к певцам, его внутренний эмоциональный настрой и

мимика помогают ученикам правильно ориентироваться в передаче певческого звучания.

Следующий приём, когда те же эмоции, поющие должны передать, когда не видят перед

собой учителя, и могут ориентироваться лишь на само певческое звучание.

Эти методические приёмы должны быть нацелены на вслушивание детей в певческое

звучание, понимание ими его эмоциональной окрашенности, поиски юными хористами

способов передачи того или иного настроения в своём пении.

Следующим этапом в хоровой работе может быть пение интервалов, как интонационно-

смысловых единиц. Значимость данного направления работы велика. Ведь именно интервал,

по словам Б.Асафьева, является в музыке точным определителем эмоционально-смыслового

качества интонации. Для этого необходимо ввести специальные упражнения на освоение

детьми различных мелодических интервалов. С одной стороны, освоение интервала

предполагает умение участников хора интонировать его чисто, максимально выявить в своём

исполнении выразительность

данной интонации. С другой стороны, именно от этих

показателей во многом зависит сложность исполнения. Для того, чтобы изучение интервала

не сводилось только к звуковысотным отношениям, а как можно полнее раскрывало перед

певцами его выразительные возможности, необходимо освоение ими различных вариантов

интонирования одного и того же интервала. С этой целью полезны специальные упражнения,

последовательность введения которых выстроена в соответствии со сложностью их

интонирования и предполагает отработку каждого скачка сначала в восходящем направлении

движения и интонационной опоре на вершине, затем с опорой на основание интервала;

нисходящих скачков в том же порядке, как и восходящие: с опорой на вершине, потом на

основании интервала; чередование восходящих и нисходящих интонаций с изменением по

указанию педагога динамического соотношения между звуками (один из них предлагается

спеть тише другого) или способа звуковедения (legato или non legato).

Освоение разновидностей изучаемого скачка происходит эффективнее, если упражнения

строятся по принципу музыкальных загадок, игры в музыкальное эхо или предполагают

введение учащихся в какую-либо иную игровую ситуацию.

В результате работы юные певцы не только постепенно привыкают наблюдать, как меняется

выразительность интонации в зависимости от характера соотношения образующих её звуков,

но

и

приобретают

необходимые

им

исполнительские

навыки

для

передачи

этой

выразительности в своём пении. Таким образом, по мере обучения последовательно и

целенаправленно создаётся прочная база для выразительного и осмысленного интонирования

учащимися всё более сложного и разнообразного материала.

Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического

вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом

содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма,

музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке,

повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру.



В раздел образования