Автор: Валягина Кристина Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "начальная школа-детский сад №1 компенсирующего вида"
Населённый пункт: город Сергиев Посад, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: " Дети с особыми познавательными потребностями".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад №1 компенсирующего вида»
г.Сергиев Посад
Границы между нормальным и аномальным ребенком призрачны, ведь
без должного внимания ребенок с любыми способностями будет отставать в
развитии. К тому же в особых условиях обучения нуждаются не только дети
с психическими и физическими нарушениями, но и дети, попавшие под
специфические социальные и культурные условия.
Детям с особыми образовательными потребностями нужны обходные
пути получения тех знаний, которые для нормально развивающихся детей
являются обычными.
Итак,
что
же
подразумевает
термин «дети
с особыми
образовательными потребностями»? Данный термин призван вытеснить из
широкого употребления термины «аномальные дети», «дети с нарушениями
в развитии», «дети с отклонениями в развитии» и конкретизирующие их
термины (дебил, идиот, даун, спастик, алалик, дизартрик и др.) как
термины, указывающие на ненормальность, неполноценность человека.
Подтверждая отказ общества от деления людей на полноценное
большинство и неполноценное меньшинство, новый термин закрепляет
смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений,
отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и
средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление
и реализацию этих потребностей.
Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает
всех
учащихся,
чьи образовательные проблемы
выходят
за
границы
общепринятой нормы и делает ударение на необходимости обеспечения
дополнительной
поддержки
в
обучении
детей,
которые
имеют
определенные особенности в развитии.
Дети с особенностями психофизического развития разделяются по
следующим категориям:
- с нарушениями слуха (глухие, оглохшие, со сниженным слухом);
- с нарушениями зрения (слепые, ослепшие, со сниженным зрением);
- с нарушениями интеллекта (умственно отсталые, с задержкой
психического развития);
- с речевыми нарушениями;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- со сложной структурой нарушений (умственно отсталые слепые или
глухие, слепоглухонемые и др.);
- с эмоционально-волевыми нарушениями и дети с аутизмом.
Современные научные представления позволяют выделить общие
образовательные потребности в следующих аспектах:
- времени начала специального образования - потребность в совпадении
начала целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в
развитии ребёнка;
- содержания образования - потребность во введении специальных
разделов
обучения,
не
присутствующих
в
содержании
образования
нормально развивающегося ребёнка;
- методов и средств обучения - потребность в построении "обходных
путей",
использовании
специфических
средств
обучения,
более
дифференцированном, "пошаговом" обучении, чем этого требует обучение
нормально развивающегося ребёнка;
-
организации
обучения
-
потребность
в
качественной
индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной
организации образовательной среды;
-
границ
образовательного
пространства
-
потребность
в
максимальном расширении образовательного пространства за пределы
образовательного учреждения;
-
продолжительности
образования
-
потребность
в
пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного
возраста;
-
определения
круга
лиц,
участвующих
в
образовании,
и
их
взаимодействия - потребность в согласованном участии квалифицированных
специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов,
социальных
работников,
врачей
разных
специальностей,
нейро-
и
психофизиологов и др.), во включении родителей проблемного ребёнка в
процесс
его
реабилитации
средствами
образования,
созданными
специалистами.
Система дополнительного образования обладает особым потенциалом
для разработки путей интеграции и социализации детей с особыми
образовательными потребностями, так как создает условия для адаптации
«особого» ребенка в социальную среду, включение его в совместную
деятельность со сверстниками и педагогами, позволяет выявить и развить
творческие способности и самостоятельность детей.
Для работы в условиях инклюзии с детьми, имеющими особые
образовательные
потребности,
педагог
должен
обладать
высокой
профессиональной
компетентностью,
владеть
специальными
педагогическими технологиями, позволяющими интегрировать детей с
особенностями в общую образовательную среду, а также иметь широкий
педагогический инструментарий, который позволит обеспечить доступность
образования для всех детей, в независимости от их физических, психических,
интеллектуальных и иных особенностей.
Дети с нарушениями — это не потерянные для общества люди.
При особом
образовательном
подходе
они
способны социально
адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть
счастливыми. Появление термина «ребенок с особыми образовательными
потребностями» подчеркивает важность такого подхода.
Подготовила учитель-логопед Валягина К.Б.