Напоминание

" Дети с особыми познавательными потребностями".


Автор: Валягина Кристина Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "начальная школа-детский сад №1 компенсирующего вида"
Населённый пункт: город Сергиев Посад, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: " Дети с особыми познавательными потребностями".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад №1 компенсирующего вида»

г.Сергиев Посад

Границы между нормальным и аномальным ребенком призрачны, ведь

без должного внимания ребенок с любыми способностями будет отставать в

развитии. К тому же в особых условиях обучения нуждаются не только дети

с психическими и физическими нарушениями, но и дети, попавшие под

специфические социальные и культурные условия.

Детям с особыми образовательными потребностями нужны обходные

пути получения тех знаний, которые для нормально развивающихся детей

являются обычными.

Итак,

что

же

подразумевает

термин «дети

с особыми

образовательными потребностями»? Данный термин призван вытеснить из

широкого употребления термины «аномальные дети», «дети с нарушениями

в развитии», «дети с отклонениями в развитии» и конкретизирующие их

термины (дебил, идиот, даун, спастик, алалик, дизартрик и др.) как

термины, указывающие на ненормальность, неполноценность человека.

Подтверждая отказ общества от деления людей на полноценное

большинство и неполноценное меньшинство, новый термин закрепляет

смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений,

отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и

средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление

и реализацию этих потребностей.

Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает

всех

учащихся,

чьи образовательные проблемы

выходят

за

границы

общепринятой нормы и делает ударение на необходимости обеспечения

дополнительной

поддержки

в

обучении

детей,

которые

имеют

определенные особенности в развитии.

Дети с особенностями психофизического развития разделяются по

следующим категориям:

- с нарушениями слуха (глухие, оглохшие, со сниженным слухом);

- с нарушениями зрения (слепые, ослепшие, со сниженным зрением);

- с нарушениями интеллекта (умственно отсталые, с задержкой

психического развития);

- с речевыми нарушениями;

- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- со сложной структурой нарушений (умственно отсталые слепые или

глухие, слепоглухонемые и др.);

- с эмоционально-волевыми нарушениями и дети с аутизмом.

Современные научные представления позволяют выделить общие

образовательные потребности в следующих аспектах:

- времени начала специального образования - потребность в совпадении

начала целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в

развитии ребёнка;

- содержания образования - потребность во введении специальных

разделов

обучения,

не

присутствующих

в

содержании

образования

нормально развивающегося ребёнка;

- методов и средств обучения - потребность в построении "обходных

путей",

использовании

специфических

средств

обучения,

более

дифференцированном, "пошаговом" обучении, чем этого требует обучение

нормально развивающегося ребёнка;

-

организации

обучения

-

потребность

в

качественной

индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной

организации образовательной среды;

-

границ

образовательного

пространства

-

потребность

в

максимальном расширении образовательного пространства за пределы

образовательного учреждения;

-

продолжительности

образования

-

потребность

в

пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного

возраста;

-

определения

круга

лиц,

участвующих

в

образовании,

и

их

взаимодействия - потребность в согласованном участии квалифицированных

специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов,

социальных

работников,

врачей

разных

специальностей,

нейро-

и

психофизиологов и др.), во включении родителей проблемного ребёнка в

процесс

его

реабилитации

средствами

образования,

созданными

специалистами.

Система дополнительного образования обладает особым потенциалом

для разработки путей интеграции и социализации детей с особыми

образовательными потребностями, так как создает условия для адаптации

«особого» ребенка в социальную среду, включение его в совместную

деятельность со сверстниками и педагогами, позволяет выявить и развить

творческие способности и самостоятельность детей.

Для работы в условиях инклюзии с детьми, имеющими особые

образовательные

потребности,

педагог

должен

обладать

высокой

профессиональной

компетентностью,

владеть

специальными

педагогическими технологиями, позволяющими интегрировать детей с

особенностями в общую образовательную среду, а также иметь широкий

педагогический инструментарий, который позволит обеспечить доступность

образования для всех детей, в независимости от их физических, психических,

интеллектуальных и иных особенностей.

Дети с нарушениями — это не потерянные для общества люди.

При особом

образовательном

подходе

они

способны социально

адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть

счастливыми. Появление термина «ребенок с особыми образовательными

потребностями» подчеркивает важность такого подхода.

Подготовила учитель-логопед Валягина К.Б.



В раздел образования