Автор: Ядрова Светлана Аркадьевна
Должность: учитель изо
Учебное заведение: МБОУ СОШ 42
Населённый пункт: Ижевск, Удмуртская республика
Наименование материала: Общеразвивающая программа
Тема: "Театральная кукла"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 42»
Принято
на заседании Педагогического совета
Протокол №__1__
от «_29__»___08____2019_ г.
«Утверждаю»
Директор школы
__________З.К. Крутых
Приказ № ___189
от«_30_»___08_____2019__г.
Дополнительная общеобразовательная
Общеразвивающая программа
«Театральная кукла»
Возраст обучающихся 7-12 лет
Срок реализации программы 1 год
Составитель:
педагог
дополнительного образования
Ядрова Светлана Аркадьевна
г. Ижевск, 2019 г.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная
кукла» имеет художественную направленность.
Актуальность предлагаемой общеобразовательной программы заключается в
художественном
развитии обучающихся,
приобщении их к коллективному
сотрудничеству и индивидуальной деятельности, раскрытию индивидуальных и
разносторонних способностей ребенка.
Новизна программы состоит в том, что важной составляющей художественного
развития ребенка в деятельности школы является создание пространства, в котором
ребенок обучается художественному, декоративно-прикладному, скульптурному и
архитектурному мастерству, дисциплинарному поведению в повседневной жизни и
рациональным действиям, которые ему пригодятся в жизни.
Учащиеся значительное время находятся в образовательном учреждении, поэтому
именно на школу родители возлагают ответственность за формирование у ребят
навыков художественного вкуса. А ведь именно навыки, сформированные в
детстве, перерастают затем в стойкие привычки.
Отличительные
особенности данной
образовательной
программы
от
уже
существующих в этой области заключаются в том, что реализация данной
программы позволит обучающимся получить расширенные знания культурных
традиций разных народов.
Педагогическая
целесообразность
данной
программы
обусловлена
формированием художественного и эмоционального состояния детей, развитию
мелкой
моторики
рук.
Приобщение
к
художественному
и
декоративно-
прикладному искусству формирует нравственные взгляды и духовные потребности
учащихся. В современных условиях культурного развития общества главной
задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно
исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации
и саморегуляции концепции художественного образования, разработанной в
Академии образования Российской Федерации, указывается, что в процессе
гуманизации
и
гуманитаризации
общеобразовательной
школы
и
центров
дополнительного
образования
дисциплины
художественного
цикла
должны
переместится
в
центр
изучения,
так
как
обладают
невостребованным
воспитательным потенциалом.
Целью программы является приобщение учащегося к искусству художественной
направленности, развитие мотивации к творчеству посредством изготовления
театральной перчаточной куклы.
Программа
предусматривает
дифференцированный
подход
к
обучению
психофизиологических особенностей учащихся. Использование современных и
традиционных приемов обучения позволяет заложить основы формирования
основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель, действовать
согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия.
Задачи программы:
Обучающие:
-Сформировать навыки нахождения нужных произведений, умению выбирать суть
из прочитанного материала,
-Научить использовать прочитанный материал при выполнении эскизов,
-Сформировать абстрактное мышление, посредством работы
с различным материалом (картон, гипс, глина, пластилин, ткань и т. д.)
-Обучить приемам самостоятельной и коллективной работы.
Развивающие:
-Развить творческое воображение,
-Совершенствовать национальные культурные традиции,
-Развить в теории и на практике умение работы со средствами художественной
выразительности искусства скульптуры,
-Развить умение пользоваться различными инструментами (иголкой, ниткой,
пластилином и т. д.)
Воспитательные:
-Воспитать эстетический вкус учащихся,
-Воспитать интерес к искусству театральной куклы,
-Воспитать чувство коллективизма,
-Способствовать формированию дисциплины, взаимодействия с коллективом,
-Воспитать выдержку, трудолюбие, целеустремленность.
Адресат программы:
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 7-
12 лет. В объединение дети принимаются на свободной основе. Особенности
работы
обусловлены,
прежде
всего,
возрастными
возможностями
детей
в
воспроизведении художественного материала. Знание этих возможностей помогает
педагогу выбрать посильный для освоения художественный материал, вызвать и
сохранить интерес и желание заниматься изготовлением театральной куклы.
Объем программы, периодичность и продолжительность занятий:
Оптимальный вариант ее реализации происходит за 4учебных часов в неделю за
один учебный год. Продолжительность одного учебного часа составляет 40 минут,
продолжительность коротких перерывов между занятиями (перемен) составляет 10
минут.
Формы обучения и виды занятий могут включать в себя следующие этапы:
введение в тему, обращение к общему обзору обо всех системах перчаточных
кукол,
созидательной
практической
творческой
деятельности,
выполнение
сюжетных композиций по темам спектаклей, в которых изображается персонаж
(кукла), свое видение сказки, произведения. Сюжетные композиции выставляются
на выставке в конце года. Работа ведется индивидуально или коллективно в
течение всего срока обучения.
Срок освоения программы:
Программа рассчитана на один год обучения с 01 сентября по 31 мая.
Режим занятий:
В ходе реализации программы сочетается групповая и индивидуальная работа. В
учебном плане художественной группы предусмотрена недельная нагрузка.
Учебные группы комплектуются:
Один год обучения-12-15 человек
Уровень сложности. Программа имеет базовый уровень сложности. Предполагает
использование и реализацию таких форм организации материала, которые
допускают
освоение
специализированных
знаний
и
языка,
гарантированно
обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-
тематического направления программы.
Учебно-тематический план
Один год обучения
№ Название тем
Теория
Практика
Форма
аттестации
1.
Введение.
Цветовой
контраст
и
цветовая гармония в композиции.
Принцип контраста, линий, форм,
величин, тона, цвета.
-история куклы
1
1
2.
Работа
с
натурным
материалом:-
наброски-обобщение-выбор
сказки;
иллюстративный материал, работа с
книгой:
замысел-поиск-отбор
материала-изучение-обобщение-
решение; эскизы-выбор персонажа
1
1
3.
Работа
с
натурным
материалом.
Создание
серии-общность
темы,
техники. Развитие темы в движении:
ритмическом,
пространственном;-
эскиз; лепка головы куклы.
1
1
4.
Портрет.
Выявление
характера.
Психология
образа.
Выразительность. Сходство.
Папье-маше,
знакомство
с
техникой.
1
10
5.
Конфигурация пятна. Символ-образ.
-роспись головы куклы.
1
8
6.
Отбор исторического материала для
композиции.
Роль
деталей
в
утверждении
достоверности
изображения.
-конструирование «перчатки» куклы.
2
8
7.
Введение.
Цветовой
контраст
и
цветовая гармония в композиции.
Принцип контраста, линий, форм,
2
4
величин, тона, цвета.
-история куклы
8.
Работа
с
натурным
материалом:-
наброски-обобщение-выбор
сказки;
иллюстративный материал, работа с
книгой:
замысел-поиск-отбор
материала-изучение-обобщение-
решение; эскизы-выбор персонажа
2
10
9.
Работа
с
натурным
материалом.
Создание
серии-общность
темы,
техники. Развитие темы в движении:
ритмическом,
пространственном;-
эскиз; лепка головы куклы.
2
12
10.
Портрет.
Выявление
характера.
Психология
образа.
Выразительность. Сходство.
Папье-маше,
знакомство
с
техникой.
2
14
11.
Конфигурация пятна. Символ-образ.
-роспись головы куклы.
2
4
12.
Отбор исторического материала для
композиции.
Роль
деталей
в
утверждении
достоверности
изображения.
-конструирование «перчатки» куклы.
1
1
13.
Работа над «мини-сериями»-диптих,
триптих.
Решение:
единство
формата,
рассматриваемого
в
развитии,
движении.
-декорации, эскиз.
2
8
14.
Работа
над
серией
рисунков,
связанных
единством
замысла.
Внимание к отдельным элементам
композиции.
2
4
Мини-проект
-сюжетная композиция (рисунок)
15.
Задачи ритма, колорита в целом.
-решение-множественность
точек
зрения-совмещение
крупного
и
дальнего
планов,
сочетание
разнонаправленности.
-знакомство с разработкой сценария
8
12
16.
Принцип «кулис».
-решение
задачи:
начало-
кульминация-концовка.
-движения,
совмещение
фигур
и
групп,
переданных
в
разных
ракурсах.
8
8
Мини-проект
Итого:
144 часа
Содержание программы
Введение. Цветовой контраст и цветовая гармония в композиции. Принцип
контраста, линий, форм, величин, тона, цвета.
-история куклы
Знакомство с цветом. Эмоциональное и ассоциативное звучание цветов. Три
основные краски. Дополнительные цвета. Понятие монохромии. Оттенки цвета -
темное и светлое пятно. Умение смешивать краски. Холодные и теплые цвета.
Составление композиций в холодной и теплой гамме.
Портрет.
Выявление
характера.
Психология
образа.
Выразительность.
Сходство.
-Папье-маше, знакомство с техникой.
Знакомство с жанром портрета посредством техники «папье-маше». Композиция и
виды искусства (живопись, графика, скульптура, монументальное искусство и
декоративно-прикладное
искусство).
Основы
композиционного
построения
портрета. Форма композиционного решения. Сюжетная композиция. Декоративная
композиция. Орнаментальная композиция. Категории композиции: симметрия и
асимметрия, ритм и метр, фактура и текстура, цвет и колорит, нюанс и контраст,
статика и динамика, мимика при изображении портрета.
Работа над серией рисунков, связанных единством замысла. Внимание к
отдельным элементам композиции.
-сюжетная композиция (рисунок)
Знакомство
с
жанровой
композицией
-
пейзаж,
натюрморт.
Основы
композиционного
построения
в
пейзаже.
Цветовое
решение.
Основы
композиционного
построения
в
натюрморте.
Свет
и
тень.
Знакомство
с
декоративно – прикладным искусством.
Принцип «кулис».
-решение задачи: начало-кульминация-концовка.
-движения, совмещение фигур и групп, переданных в разных ракурсах.
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные):
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся:
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве
и разнообразии;
–умение
ориентироваться
в
культурном
многообразии
окружающей
действительности, участие в выставках, конкурсах;
–овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие
в художественной жизни, школы, города и др.;
–
формирование
этических
чувств
доброжелательности
и
эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие художественного чувства, проявляющего себя в эмоционально-
ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и
общества.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных
действий
учащихся,
проявляющихся
в
познавательной
и
практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи, поиска средств
ее осуществления в разных формах и видах художественной деятельности;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе
познания содержания художественных образов; определять наиболее эффективные
способы достижения результата в творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных художественно-творческих задач на занятиях, во внеурочной и
внешкольной художественной деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная
самооценка своих художественно-творческих возможностей;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях художественных театральных произведений
разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации.
Предметные результаты отражают опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности:
– формирование представления о роли кукольного театрального искусства в жизни
человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о кукольном театральном искусстве;
– знание основных закономерностей кукольного театрального искусства на
примере изучаемых произведений ведущих кукольных театров;
–
формирование
устойчивого
интереса
к
жанру
кукольного
сценического
искусства;
– умение воспринимать искусство кукольного театра и выражать свое отношение к
кукольным театральным постановкам.
Предполагаемые результаты обучения:
Предполагается, что в конце года обучения обучающиеся научатся:
- изготавливать театральную перчаточную куклу;
-выполнять сюжетные композиции;
-научаться писать сценарий.
Раздел2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
«У» -учебные занятия
«К»- каникулярный период
«А»-промежуточная/итоговая аттестация
Год
обуч
ения
Кол-во
часов в
неделю
Временные периоды
Всего
недел
ь
Вс
его
час
ов
сен
окт
ноябрь
Дек.
январь
фев
март
ап
р
май
1-4
5-8
9
12
13-16
17-
18
19-
20
21-
24
25-
27
28
29-
35
36
36
1
4
У
У
У
У
У
А
У
У
У
У
У
А
14
4
Условия реализации программы: Для создания и реализации благоприятных
условий организации образовательного процесса, обеспечения решения задач
фронтального и индивидуального подхода к обучению и возможности большему
количеству детей включиться в процесс художественного образования необходимы
следующее материально – техническое обеспечение.
Учебный класс:
-ученические парты, парты и стулья, соответствующие нормам школьного
образования.
-классная доска и проекционный экран.
-учительский стол для инструментов.
-шкафы для хранения методического, дидактического и учебного материалов.
-раковина, зеркало и мусорное ведро.
-стеллажи или полки для сушки ученических работ.
-настенные стенды для демонстрации обучающего и дидактического материала и
сменной тематической экспозиции.
-компьютер или ноутбук, проектор, ксерокс.
Оборудование и материалы:
-ватман А3, акварельная бумага А3.
-гуашевые краски (6 цветов), акварельные краски (12 цветов ).
-ножницы, канцелярский нож; линейка – 20 см, 30 см, 40см.
-беличьи кисти № 5, 6, 7, и плоская щетина № 6 и 16.
-палитры, банки для воды, ластики, кнопки, точилки.
-графитные и цветные карандаши, цветные фломастеры, ручки, мелки цветные.
-различные декоративные украшения и фурнитура.
-скульптурный пластелин, гипс, стеки, досочка для лепки, две тряпочки 20х20 см.
-различные подручные материалы.
Формы аттестации:
мини-проекты, (участие в художественных выставках
различного уровня).
Оценочные материалы:
Мини-проект
(создание
сюжетной
композиции),
мини-проект
(создание
перчаточной куклы).
Методическое обеспечение
-таблицы, схемы композиционных решений.
-плакаты с цветовыми схемами и системами.
-наглядно – методическое пособие по видам театральных кукол,
-репродукции, фотографии, картинки или DVD-диски с изображением жанровых
композиций – пейзаж, натюрморт, портрет, скульптура, кукольных театров разных
народов.
-книги или DVD-диски по живописи, графике, декоративно- прикладному
искусству, композиции, книги о художниках-кукольниках.
Список литературы
1.
Андрианова-Голицына И.А. «Я познаю мир. Театр», ООО «Издательство
Астрель», 2000г.
2.
Греф А. «Техника театра кукол», ИВЦ художественного творчества, 2003 г.
3.
Деммени Е.С. «Школа кукольного театра», издательство «Феникс», 1999 г.
4.
Трифонова Н.М. «Кукольный театр своими руками»- М: Рольф, 2001 г.
5.
«Театр, где играют дети: учебно-методическое пособие для руководителей
детских театральных коллективов под редакцией А.Б.Никитиной, М.:»
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001 г.
6.
Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр»: программа «Театр-творчество-
дети», М.: АРКТИ, 2002 г.