Напоминание

Грамматические коммуникативные игры на уроках английского языка


Автор: Журавлева Наталья Анатольевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 72 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Грамматические коммуникативные игры на уроках английского языка
Раздел: начальное образование





Назад




Грамматические коммуникативные игры на уроках английского языка

1.

Методическое обоснование

Focus on methods

2.

Описание игр

It`s more than a game. It`s an institution (Thomas Hughes,1822-1896)

3.

Приложение

Pay attention: it will help you

Основной целью обучения грамматике в начальной школе является формирование у

учащихся грамматических навыков, как одного из важнейших компонентов речевых

умений говорения, аудирования и письма.

Овладение грамматикой предполагает не столько знание правил, сколько умение не

задумываясь реализовать их в процессе речевого взаимодействия. Не отрицая чисто

тренировочных упражнений на грамматику, хотелось бы закрепить в качестве

обязательного элемента и использование условно-коммуникативных и собственно-

коммуникативных упражнений для закрепления грамматических навыков. Наилучшим

способом решения данной задачи представляется использование различных

грамматических игр на уроке английского языка.

Задачи, которые мы решаем:

а) развитие грамматических навыков

б) развитие навыков употребления грамматических структур в общении

в) создание возможностей для перехода к активной речи учащихся

Известно, что обучение грамматике путем механического записывания правил и их

отработки в системе подставных и переводных упражнений на абстрактных, ничего не

значащих примерах, в отрыве от реальных коммуникативных ситуаций, мало что дает для

формирования реальной грамматической грамотности.

Данный вид упражнений более приемлем на первоначальном этапе темы. Поэтому ставя

перед собой цель отработать грамматику, совсем неплохо придать этому игровую форму,

или же наоборот: известную игру подогнать под определенный грамматический материал.

Учитывая психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти,

воображения и мышления учащихся я отвожу большое место игровым формам работы над

грамматикой. Не нужно убеждать в том, что игра – мощный стимул к овладению языком,

что она ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее

природе, ибо игра-это всегда эмоции, движение, активность. А они помогают сделать

скучную работу интересной и увлекательной.

В системе работы по данной теме можно выделить следующие факторы успешности:

1.

Формирование положительного отношения обучаемых к учебному процессу

для формирования грамматических навыков. В результате происходит

усвоение знаний по желанию самих учащихся, усиливается

заинтересованность в учебе.

2.

Психологическая готовность учащихся к речевому общению.

Приступая непосредственно к самой игре, необходимо помнить о целях, которая

данная игра преследует:

- научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные

трудности;

- создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

- развивать речевую творческую активность учащихся

Опираясь на грамматический материал, необходимый для усвоения 3 – 4 классах.

Я подготовила свой банк грамматических коммуникативных игр, который успешно

использую при обучении различным структурам (в рамках учебной программы).

В третьем и четвертом классах учащиеся знакомятся со следующими

грамматическими явлениями:

The Past Simple Tense, The Present Continuous Tense, The Present Perfect Tense,

структура to be going to, Tag-questions.

Важно отметить , что игровой метод обучения предполагает определение

алгоритма последовательных действий при проведении игры.

На первом этапе учителю необходимо

- организовать игровое пространство

- подготовка необходимого материала (игрушки, картинки, flash cards и пр.)

- рассказ о правилах игры

На втором этапе – процессе игры желательно провести игру с участием учителя,

затем учащиеся играют самостоятельно.

На третьем этапе идет подведение итогов. Результаты игры общедоступны всем.

Описание игр

Подробнее остановлюсь на играх, касаемых грамматического материала в

четвертом классе.

MEET PRESENT PERFECT

Цель игры: ввести и научить употреблять результативное время. Для игры

необходим реквизит: конструктор –кубики, из которого можно построить домик,

расческа и заколки, бумажная или настоящая кукла и ее одежда. На первом этапе

учитель просит каждого из учеников начать производить оговоренные заранее

действия. При этом ученики вслух говорят. Что они делают.

Pupil 1. I am writing a letter.

Pupil 2. I am building a house.

Pupil 3. I am dressing a doll., etc ( время 2-3 минуты)

Когда все закончат выполнять свои дела, учитель проговаривает совершенные

учащимися действия, опираясь на грамматическую таблицу ( опору). Учащиеся

наблюдают за употреблением грамматического явления, делается обобщение. На

следующем этапе учащиеся сообщают самостоятельно о своих проделанных

действиях.

Pupil 1. I have written a letter.

Pupil 2. I have built a house. , etc

Далее учитель задает вопрос: What have you done?

По кругу каждый следующий отвечает и задает вопрос. Продолжительность игры

10 – 12 минут. Данную игру можно использовать как на этапе введения, так и на

этапе закрепления The Present Perfect Tense. Эта игра дает возможность ребенку

через свой опыт поведения понять и почувствовать особенности таких

видовременных форм глагола, способствует развитию оперативной памяти,

которая очень эффективна для ребят данной возрастной группы.

В третьем классе рассматривается тема Tag –questions. Для отработки данного

грамматического материала я предлагаю учащимся игру

WHOSE TAIL IS IT?

Необходимое оснащение: нарисовать (можно по трафарету) различных животных

со съемными хвостами. При этом важно. Чтобы было несколько тигров. Собак,

кошек. На туловище записано повествовательное или отрицательное предложение,

а на хвосте соответствующий краткий общий вопрос.

Ход игры. На туловище одного тигра можно написать: «The tiger can sing,» А на

хвосте «can`t it?» Для того, чтобы было ясно, что тигр любит петь. Можно

нарисовать нотки. На втором туловище тигра нарисованы конфеты и написано

«The tiger likes sweets,» На хвосте «doesn`t it?» Хвосты не соответствуют

туловищу. Каждому зверю нужно вернуть свой хвост.

Следующая игра позволяет в контрасте отработать The Present Simple Tense и The

Present Continuous Tense.

NOW or EVERY DAY

Учитель предлагает учащимся вспомнить, что они делают каждый день, но не

делают в данный момент.

Teacher: I wash my hands every day but I am not washing my hands now. Дети по

цепочке строят свои высказывания по этой схеме.

Pupil 1: I walk every day but I am not walking now.

Возможные действия- это ранее изученная лексика ( get up, have lunch, clean teeth,

watch TV, etc.)

При изучении модальных глаголов can, may, must я применяю игру « Крестики-

нолики».

TIC and TAC

Ход игры. Группа делится на две команды Tic and Tac. Приготовить игровое поле

(расчертить на доске), в клетки вписать знакомые лексические единицы. Учащиеся

должны правильно задать вопрос. Чья команда первой вычеркнет или по

горизонтали, или по вертикали, или по диагонали- выигрывает. Возможные

варианты для заполнения клеток: …come in? …do homework? ..swim?...ride a

bike? ...take your pen?, etc.

…he speak English?

….you ride a bike?

….you swim?

…I go to school?

…I take your pen?

….I go out?

…she do this exercise?

…I come in?

…they read this text/

При изучении тем «Место, где мы живем» и « Лондон» необходимо отработать

структуру to be going to. В рамках этой темы можно помечтать о поездке на море, в

Москву, в Лондон. Оснащение игры6 карточки с цифрами от1 до 7( соответствуют

дням недели).

Ход игры. Учитель спрашивает When are we going to visit London?

Pupil 1: We are going to visit London on Tuesday.

Учитель спешит занять место перед цифрой 2.

Pupil 1: When are we going to visit Trafalgar Square?

Pupil 2: We are going to visit Trafalgar Square on Friday?

Ученик первый занимает место по цифрой пять, соответствующей пятнице.

Далее ученик 2 задает вопрос, используя лексику по теме. Соответственно отвечает

следующий игрок. (Примечание. Принцип этой игры хорошо применим при

изучении лексики по теме «Школьные предметы. Расписание уроков»)

Игра подвижная и дети охотно в нее играют.

Таким образом, использование на уроках грамматических коммуникативных игр

позволяет мне добиться неплохих результатов в овладении учащимися

грамматическими навыками. Использование данных игр усиливает эмоциональное

восприятие материала. В процессе игры учащиеся приобретают опыт речевого

общения. Стремление ребят к контакту друг с другом и учителем создает условия

равенства в речевом партнерстве. Это позволяет избавиться от страха, показаться

смешным, от стеснительности, тревоги. Именно страх, как известно, создает

психологический барьер, сковывающий школьников. Как правило, ученики лидеры

захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. Игра же, я

считаю, дает возможность таким учащимся преодолевать барьер неуверенности,

развивает такие качества, как самостоятельность, инициативность, чувство

коллективизма. Они активно, увлеченно работают, помогают друг другу,

внимательно слушают своих товарищей. А учитель ( участник на первоначальном

этапе) лишь управляет деятельностью.

Для себя я четко определила важность использования грамматических

коммуникативных игр на уроках английского языка и основные требования,

которым они должны отвечать.

1.

Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников

интерес и желание хорошо выполнить задание.

2.

Грамматическую коммуникативную игру нужно хорошо подготовить с точки

зрения как содержания, так и формы, четко организовать.

3.

Игра непременно проводится в доброжелательной творческой атмосфере,

вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости.

4.

Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом

общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый

грамматический материал.

5.

Учитель сам должен верить в эффективность игры. Только при этом условии

можно добиться хороших результатов.



В раздел образования