Автор: Варгасова Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Красногуляевская СШ
Населённый пункт: п. Красный Гуляй Сенгилеевского района Ульяновской области
Наименование материала: Статья
Тема: Дидактическая игра, как средство гармоничного развития личности ребёнка дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Дидактическая
игра,
как
средство
гармонического
развития
личности ребенка дошкольного возраста.
«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка,
особенно в дошкольном возрасте. Для него игра – это самое серьезное дело.
В
игре
раскрывается
перед
детьми
мир,
раскрываются
творческие
способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного
умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в
духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности». Эти прекрасные слова сказал педагог -
новатор Василий Александрович Сухомлинский. И действительно это так.
Ведь мы все прекрасно знаем, что игра – это основная деятельность детей.
Силой воображения, игровых действий, роли, способность перевоплощаться
в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности
обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и
будущего.
В
этом
и
есть
обаяние
игры.
Игра является и средством воспитания, когда она включается в целостный
педагогический
процесс.
Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми
«науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те
или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления.
Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в
игре, а не в какой – либо другой деятельности, быть самостоятельным, по
своему усмотрению выбирать игрушки, преодолевать те или иные трудности,
логически связанные с сюжетом игры. Чем старше становятся дети, чем
выше сказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает
игра
(особенно
педагогически
направляемая)
для
становления
самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим
намечать сюжет или организовывать игры с правилами (дидактические,
подвижные), находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для
реализации
своих
замыслов.
Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в
обществе
сверстников.
Поэтому
столь
актуальной
для
дошкольной
педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего
воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны
личности.
Игра – это ещё и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в
общение со сверстниками. Единая цель, совместные усилия к её достижению,
общие интересы и переживания сближают участников, формируют у них
целеустремлённость. Играя, ребёнок начинает чувствовать себя членом
коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей (не допел до
конца – нарушил правило и т.д.) И задача взрослого здесь – дать правильное
направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми
добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной
выручке и ответственности. Первые дидактические игры были созданы
народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детьми относятся
народные игры «Фанты», «Краски», «Что летает?». В них много веселых
шуток, юмора, и в то же время они требуют от детей напряженной
умственной
работы,
соревнования
в
сообразительности,
внимания.
Основными формами обучения детей дошкольного возраста являются
занятия и дидактическая игра. Истоки сочетания обучения малых детей с
игрой – в народной педагогике. Народ создал такие игры, как «Ладушки»,
«Сорока – белобока». Мать, играя с ребенком, привлекает его внимание к
окружающим предметам, учит производить элементарные игровые действия.
Она просит показать, где глазки, носик, ушки. Называя части лица, предметы
или игровые действия, ласково приговаривая, мать закладывает самые
первые
основы
обучения
родному
языку,
создает
радость
общения.
Характерной особенностью народных игр является ясно выраженное
обучающее содержание, включенное в игровую форму. Народные игры
образны, игровые действия в них динамичны. В каждой игре отражается,
какой – либо случай, событие, которое и составляет основу игры и
переживаний ребенка. Народная педагогика талантливо решала вопрос о
связи обучения с игрой и внесла известный вклад в понимание особенностей
обучающей игры. В дошкольной педагогике изучением и методикой
проведения
дидактических
игр
занимались
и
занимаются
многие
специалисты. А.И. Сорокина в книге «Дидактические игры в детском саду»
писала: «Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра,
позволяющая шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им
формах
интеллектуальной
и
активной
практической
деятельности,
нравственных и эстетических переживаний. Все ученые педагоги в своих
работах приходят к единому мнению, что дидактическая игра необходима
для гармонического развития личности ребенка.
В дидактической игре формируются:
- нравственные представления о бережном отношении к окружающим их
предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о
взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и
отрицательных качествах личности.
- эстетическое воспитание:
Дидактический
материал
должен
соответствовать
гигиеническим
и
эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими
красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения
коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают
внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для
дидактических игр хранится в группе в определённом месте, доступном
детям для его использования:
- физическое воспитание: Двигательная активность детей во время игры
развивает мозг ребёнка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками,
в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что
также
благоприятно
сказывается
на
умственном
развитии
детей,
на
подготовке руки ребёнка к письму, к изобразительной деятельности.
Дидактические игры формируют культурно - гигиенические навыки. В игре
дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать всё сообща. Игра
укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. В играх
проявляются и такие черты характера ребёнка, которые могут служить
примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность.
Воспитатель обращает внимание детей на эти качества, делая это очень
осторожно.
В
общей
системе
обучения
дидактическая
игра
приобретает
самостоятельность и сосуществует с обучением на занятиях. Ее место
определяется той ролью, какую ей отводит воспитатель, используя все
многообразие дидактических форм и средств обучения и воспитания детей в
детском
саду.
Содержанием обучения в детском саду является расширение общих
представлений
об
окружающей
ребенка
жизни,
накопление
запаса
конкретных
представлений
в
процессе
восприятия,
закрепление
воспринятого в памяти, развитие первичных форм мышления. Игры могут
быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать
их загадками, потешками, стихами – это помогает детям эмоционально
воспринимать и осознавать игровые образы, понимать их эстетический
характер, способствует развитию образного мышления, воображения. Само
название игр – дидактические, определяет их основную функцию – обучение
в игровой форме, однако значение этих игр гораздо шире. Дидактические
игры
позволяют
детям
в
живой,
непосредственной
форме
- накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах
предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение),
развивать умение выделять сходство и различие между предметами;
- развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику;
- совершенствовать восприятие, внимание, память, как произвольные, так и
не произвольные (последние особенно важны, так как не вызывает у детей
напряжения, возникают по их инициативе, определяются их интересом).
Все это позволяет говорить о том, что дидактические игры предоставляют
большие возможности для умственного, эстетического и нравственного
воспитания детей дошкольного возраста. Дидактические игры различаются
по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым
действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли
воспитателя.
Все дидактические игры связаны не только со словом, но и с предметами или
моделями, с явлениями жизни. В любом случае дети расширяют свой
кругозор, развивают познавательную активность, обогащают свой словарь.
В
практике
работы
воспитателей
различают
дидактические
игры
с
игрушками и предметами, настольно-печатные, словесные, музыкальные.
Большая группа игр с дидактическими игрушками (матрешками, грибочками,
геометрическими формами) характеризуются тем, что обучающее и игровое
начало заложено в самих игрушках, в их специальной конструкции. В играх
этого типа имеются свои дидактические задачи (различать величину, форму)
и цель игры для ребенка (собрать целую игрушку), разнообразные действия
(собирать, складывать) и определенные правила (например, нанизывать
кольца по возрастанию величины). Играть в эти игры ребенок начинает в
раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего
дошкольного
детства.
Настольно-печатные игры, так же и игры с предметами, основаны на
принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его
изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды
лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда,
мебель), с животными, птицами. Другие уточняют представления о сезонных
явлениях природы (лото «Времена года»), с различными профессиями («Что
кому
нужно?»).
Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным
восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями.
Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как
в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и
умозаключения, не полагаясь на суждения других. Словесные игры проводят
преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к
школе.
Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается
структура, т.е. основные элементы характеризующие игру как форму
обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных
элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью
обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи
или
нескольких
задач
подчеркивает
обучающий
характер
игры,
направленность обучающего содержания на процессы познавательной
деятельности
детей.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая
детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая –
отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличии от прямой постановки
дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется
через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей
самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует
игровые действия.
Дидактическая
задача
реализуется
на
протяжении
все
игры
через
осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения
обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра
может выполнить функцию обучения, и вместе с тем будет развиваться как
игровая
деятельность.
Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них
невозможна сама игра. Чем разнообразнее и содержательнее игровые
действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются
познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить.
Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится
содержательной.
Игровые действия – это не всегда практические внешние действия, когда
нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать. Это и сложные
умственные
действия,
выраженные
в
процессах
целенаправленного
восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, -
умственные
действия,
выраженные
в
процессах
мышления.
Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры.
Их
содержание
и
направленность
обусловлены
общими
задачами
формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным
содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и
обогащении.
Правила
содержат
нравственные
требования
к
взаимоотношениям
детей,
к
выполнению
ими
норм
поведения.
В
дидактической
игре
правила
являются
заданными.
Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий
характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой.
Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно
делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль,
раскрывают
способ
действий.
Правила
организуют
познавательную
деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ
решения
поставленной игровой задачи.
Руководя игрой,
воспитатель
осуществляет дидактические задачи через привлекательные для детей
игровые задачи, игровые действия, игровые правила. Одновременно он
является участником игры, причем процесс обучения для самих детей
незаметен, так как они учатся играя. Руководство дидактической игрой
требует
большого
педагогического
мастерства,
такта.
В
связи
с
усложнениями
дидактических
задач
в
играх
старших
дошкольников
возрастает и роль воспитателя в игре. Он должен постоянно контролировать
то, как дети выполняют свои роли, тактично направлять игру, подсказывать в
случаях затруднения. Но, помогая выполнять задания, он ни в коем случае ни
должен делать что-либо за них сам, лишать детей инициативы. На основе
более высокого уровня познавательной и игровой деятельности пятилетнего
ребенка, умения играть по правилам в старшей группе возрастает роль
самостоятельных дидактических игр в организации деятельности в кругу
сверстников, в формировании взаимоотношений детей. В руководстве
настольными играми воспитатель должен шире опираться на стремление
детей к большей самостоятельности, на их интерес к разнообразным
действием (быстрее подобрать картинки, отгадать, сто изменилось), а так же
на возможность ребенка самому быть ведущим в игре. Воспитателю надо
знать. Кого и в какие игры следует научить играть, выделять детей, лучше
овладевших содержанием и правилами игры, поручать им роль ведущих,
следить, чтобы ведущими становились и другие, стимулировать повторные
игры
с
тем,
чтобы
дети
научились
играть
самостоятельно.
Особое внимание педагога требуют дети, которые не умеют играть, с трудом
входят общество играющих, которых не принимают в игру. Важно
разобраться в причине таких фактов и найти путь включения в игру.
В старшей группе на первое место по своему значению выходят собственно
обучающие игры – дидактические игры с правилами: настольно-печатные
(«Подбери по цвету», «Времена года»), словесные («Назови предметы»,
«Назови
форму»),
словесно-подвижные
(«Чей
домик?»).
Большую
организационную роль приобретают игры для развития глазомера и
координации мелких движений. Такие игры требуют в высшей степени
тонких движений. К подобным играм можно отнести «Мелкие бирюльки»,
«Прыгунки», «Настольный кольцеброс». Различные игры с разрезными
картинками, кубиками, складывание мозаики по картинке – узору, игры на
классификацию успешно протекают лишь тогда, когда более легкие задачи
предшествуют решению, а более трудные задачи ставятся своевременно, не
позволяя детям задерживаться слишком долго на достигнутом уровне.
Больше места занимают дидактические упражнения с геометрическими
формами и предметами различных цветов спектра.
Перед игрой с детьми старших групп хорошо провести беседу, чтобы
выяснить и уточнить знания, необходимые для данной игры. Это поможет
детям понять игровое задание и более осознанно его выполнять.При
проведении дидактических игр воспитатель останавливается на общих
дидактических принципах. Одним из них является принцип системности.
Системность
предполагает
последовательно
развивающуюся
и
усложняющуюся систему игр по их содержанию, дидактическим задачам,
игровым
действиям.
Дидактические игры необходимо повторять. Это определяется тем, что
составляет обучающее содержание игры, игровые действия и правила.
При объяснении игры, игровых действий и правил воспитатель наглядно, на
примере показывает детям, как нужно выполнять то или иное игровое
действие.
Огромное значение в руководстве играми имеет слово воспитателя. При
помощи словесных пояснений, указаний, создание образных представлений
воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их
представления, расширяет опыт. Одновременно он способствует развитию
речи детей, обогащению их словаря. Хорошо, если воспитатель использует
разнообразные
технические
игрушки
и
технические
средства:
мультимедийные системы, компьютер, телевизор, магнитофон. Все эти
средства отвечают запросам современного ребенка, поднимают содержание
игр на более высокий уровень, разнообразят игры, игровые действия и
удовлетворяют интересы детей. Выполнение игровых задач требует от детей
умения делать выводы, умозаключения. Чтобы проверить их правильность,
воспитатель предлагает детям мотивировать свои решения, действия. Таким
образом, дошкольники усваивают правильное построение доказательств.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и
проведения,
какие
приемы
оказались
эффективными
в
достижении
поставленной
цели,
что
не
сработало
и
почему.
Это
поможет
совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры,
избежать в последствие ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить
индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит,
правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный
анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает
варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.
Дошкольников привлекают игры во всех разновидностях, в том числе и
дидактическая.
Будучи игрой с готовым содержанием и правилами,
дидактическая игра является важной формой организации жизни детей, их
поведения. Она в определенном направлении организует деятельность детей,
их взаимоотношения. В дидактической игре основной интерес для ребенка
представляет занимательность содержания и действий, радость достижения
результата,
возможность
выигрыша,
общение
друг
с
другом,
регламентированные правила игры. Попутно дети получают ценные для них
сведения и умения. Дидактическая игра, будучи формой организации детской
жизни,
является
ценным
средством
умственного
воспитания.
Указывая
детям
определенный
способ
действия,
дидактическая
игра
оказывает большое влияние на развитие самостоятельности ребенка, его
активности, выдержки, целеустремленности. Усвоение правил и подчинение
им
вырабатывают
у
детей
умения
действовать
в
соответствии
с
определенными нормами поведения, воспитывают чувство справедливости,
честность.
Дидактические
игры
способствуют
развитию
дружных
взаимоотношений, детской самоорганизации.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что дидактическая игра является
гармоничным средством всестороннего развития личности ребенка.